План разбора художественного произведения
Любое художественное произведение разбирается по плану
Подготовка к чтению и словарная работа:
- обращение к прошлому опыту учащихся;
- беседа или рассказ учителя в сочетании с наглядным материалом или диафильмом;
- создание проблемной ситуации;
- использование музыки;
- предварительное составление рассказа с опорой на тему и иллюстрацию;
- словарная работа (2-3 слова в начальной школе, 4-5 слов в старшей, разбор новых, непонятных слов).
Чтение текста учителем.
Проверка первого восприятия (эмоциональный настрой учащихся).
Речевая зарядка или словарная работа (трудночитаемые слова).
Чтение текста учащимися (возможно с параллельным проведением словарной работы). Слова разбираются в контексте, в старших классах учащиеся пытаются сами объяснить их значение.
Анализ произведения. Вопросы по содержанию текста. Чем старше дети, тем меньше информационных вопросов и больше смысловых.
Деление текста на части и озаглавливание частей.
Пересказ прочитанного (возможные варианты):
- по цепочке;
- с эстафетой;
- от другого лица;
- по иллюстрации или серии иллюстраций;
- по картинному плану к абзацам, к каждому предложению;
- краткий пересказ;
- выборочный;
- полный;
- пересказ по картинно-символическому плану;
- пересказ по вопросам;
- творческий пересказ.
Работа над характеристикой действующих лиц.
Обобщающая беседа (если работали над большим произведением или темой):
- сравниваются главы прочитанного произведения или тексты из изученной темы;
- сравниваются характеры героев;
- сравнение и разбор последовательности развития событий в разных произ-ведениях или в одном;
- выявление общей идеи;
- работа с пословицами, загадками.