12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Першина Марина Анатольевна48
1

Статья на тему «Дифференцированная работа при чтении художественного произведения»

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения.

 

Наличие индивидуальных психофизиологических различий в развитии учащихся вызывает необходимость внедрения дифференцированного обучения. именно дифференцированное обучения способно создать максимально благоприятные условия для становления личности ученика и проявления его индивидуальности.

Ещё Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно , но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим самостоятельные упражнения.

Дифференциация в классе имеет 3 уровня – высокий, средний и низкий (по степени обучаемости, самостоятельности, по степени запоминания, познавательной активности и т. п.). к группе с высоким уровнем обучаемости относятся учащиеся, которые могут выделять существенное, в частном видят общее, достигают высокого уровня знаний.

Ученики среднего уровня обучаемости усваивают материал после тренировочной работы, для усвоения знаний требуется более длительное время.

Учащиеся низкого уровня обучаемости усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существительного

1-ый шаг – это комплектование групп: оно условно, т. к. состав групп непостоянен. 2-ой шаг по реализации дифференцированного обучения заключается в подборе заданий к каждому изучаемому тексту. тут возможна вариативность.

1 вариант – самый простой, предполагает распределение заданий, сформулированных к текстам в том порядке, в каком они представлены авторами – составителями книг.

2 вариант – решения может быть заключён в конкретизации функциональных возможностей каждого задания, рассчитанных на различные уровни подготовки учащихся. Например: 1- задание:

- Какое настроение вызывает стихотворение? Ученикам высокого уровня предлагается исследовать настроение автора в каждом четверостишии и определить средства выразительности настроения. Учащиеся среднего уровня в это время находят в тексте доказательства и причины настроения автора. С детьми низкого уровня организуется устная работа по определению настроения стихотворения.

Например, такое задание: прочитай выразительно стихотворение.

Самые сильные учащиеся самостоятельно готовят выразительное чтение. Средняя группа выделяет ту часть стихотворения, которая соответствует настроению времени года и отрабатывают выразительность этого отрывка. Слабочитающие ученики работают вместе с учителем по определению громкости и темпа чтения каждой строки.

3 вариант – подразумевает составление разноуровневых заданий.

Дифференциация по характеру мыслительной деятельности предусматривает задания различного уровня.

Так, для учащихся низкого уровня подбираются задания репродуктивного характера, например:

- подчеркни непонятные слова;

- отметь трудные для чтения слова;

- прочитай все восклицательные, вопросительные предложения;

- выполни задания после текста;

- выдели красивые слова и выражения и т. д.

Для учащихся среднего уровня можно предложить задания конструктивного характера;

- на карточке напечатана часть текста с пропущенными или замазанными словами. Впиши по памяти.

- Реши анаграммы. Встречаются ли эти слова в тексте?

- на отдельных полосках бумаги написаны разрозненные предложения. Составь из них текст.

- На доске часть текста. Найди лишнее предложение.

Для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера:

- почему это произведение можно отнести к сказке, стихотворению, рассказу?

- прочитать в лицах;

- почему текст так называется?

- какая часть является кульминацией?

Все эти задания:

направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащихся.

на формирование познавательного интереса и осознание читаемого.

Способствует осознанию идеи произведения и развитию творческих способностей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

На данном уроке чётко прослеживается дифференцированная работа при изучении стихотворения Я. Акима «Весна, весною, о весне…»

 

Тема: Я. Аким «Весна, весною, о весне…»

Цель: Создание условий для знакомства со стихотворением Я. Акима «Весна, весною, о весне…»

Задачи: 1. Познакомить с содержанием стихотворения, формировать навык выразительного чтения.

2. Корригировать внимание через слуховое и зрительное восприятие.

3. Воспитывать мотивацию к учению.

Коррекция

Ход урока

Психолого-педагогическое сопровождение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коррекция внимания через зрительное восприятие

 

 

 

Коррекция внимания через зрительное восприятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коррекция недостаточности логического мышления на основе упр «4 лишний»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коррекция внимания через слуховое восприятие

 

коррекция внимания через зрительное и слуховое восприятие

 

 

 

 

 

 

коррекция внимания через слуховое восприятие

 

 

 

 

 

 

коррекция внимания через зрительное восприятие

 

 

 

 

 

коррекция внимания через зрительное восприятие

 

 

коррекция внимания через зрительное восприятие

 

коррекция внимания через зрительное восприятие

 

 

 

 

коррекция внимания через зрительное восприятие

 

1.Введение в урок.

Психологический настрой. (Звучит мелодия)

Закройте глаза, представьте, что мы отправляемся на весеннюю прогулку. Выходим из школы и идём по дорожке. Настроение у нас хорошее, радует погода, яркое солнце согревает нас. Весело щебечут птицы на деревьях. По улице бегут ручьи. Так хочется подольше погулять, но нужно возвращаться в класс на урок чтения. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу, начинаем наш урок.

У вас на столе лежит шкала, за каждый правильный ответ вы будете передвигать её, в конце урока …

2. Повторение

а) Речевая разминка:

- чтение слогов по таблице

- чтение скороговорки ! ?

Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.

Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.

б)Проверка домашнего задания

«Фотоглаз» (дети запоминают слова, потом по памяти называют их и находят в тексте)

Весна

Кудри

Черёмуха

Ветки

 

-выразительное чтение отрывков о черёмухе, о ручье

- конкурс чтецов (2 учеников читают наизусть отрывок из стих. «Черёмуха»)

3. Целеполагание

а)Введение в тему

- Назовите лишнюю фамилию:

Г. Скребицкий, А. Толстой, Я. Аким,

Л. Воронкова (объясните)

Назовите произведения этих авторов!

Яков Аким писал о детях и для детей.

Его детские стихи яркие, радостные, красочные. Они пропитаны сказочным духом, полным необычных красок, музыки, важных мыслей и, конечно же, озорства и праздника. В одном стихотворении он назвал другом ребят … учителя.

Стихотворение «Весна, весною, о весне…» тоже о школе, о том, как дети на уроке изучают склонение.

б) дети ставят цель на урок

4. Изучение нового

а) Показательное чтение стихотворения учителем (под музыку)

б) Проверка восприятия

Какое это стих. весёлое или грустное? Почему вы так думаете?

Физминутка

5.Закрепление

а) Словарная работа

РАЗ-НО-ГО-ЛО-СИ-ЦА- разные голоса на улице

НА БЛЕСНЕ–блестит, мет. пластинка

 

б) Вторичное чтение– жужжащее (самостоятельно)

 

в) Чтение по цепочке

г) Анализ содержания:

-Чем ребята занимаются на уроке?

- Почему мальчику не хотелось склонять существительное?

- Что его отвлекало?

- Куда он стремился?

О каких птицах говорится в стихотворении?

Что такое склонение?

 

д) Работа по карточкам

«Исправьте ошибку!»

1 карточка 2 карточка

И. п. (что?) весна И. п. (кто?) весна

Р. п. (чего?) весны Р. п. (кого?) весны

Д. п. (чему?) весне Д. п. (кому?) весне

В. п. (чего?) веснуВ. п. (кого?) весну

Т. п. (чем?) весной Т. п. (кем?) весной

П. п. (о чём?) о весне П. п. (о ком?) о весне

 

 

е) Выборочное чтение

1 группа- о деловой тишине в классе (девочки)

о весенней суете на улице (мальчики)

1 илл. - ученик (футболисты)

2 илл.- 2 ученик (стрижи)

3 илл. – 3 ученик (ручей)

 

ё) Выбрать 1 ряд-! предложения

2 ряд - ?предложения

 

ж) Работа над выразительностью

- Сколько строф в стих.?

Как нужно почитать 1, 2, 3, 4, 5 строфу?

спокойно, ворчливо, звонко, с досадой, весело.

 

з)чтение по цепочке- полностью стихотворение

 

6. Итог.- С каким стих. познакомились?

а) карточки

б) Какая пословица подходит к стихотворению?

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Кто мало говорит, тот больше делает.

- Объясните свой выбор.

Достигли поставленной цели? Оценивание по шкале

7. Рефлексия. Какие задания вам особенно понравились? Что было трудно?

8. Дом. зад. стр. 159-160

1 группа - выразительно всё стих. и нарисовать рисунки (Какие краски вы возьмёте для своего рисунка?).

2 группа-выразительно читать стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд2

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В парах

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опорка

 

 

 

 

 

 

видеоролик

 

 

На доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифф. по степени сложности

 

 

 

 

 

 

 

Слайд6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске

 

 

В парах

 

 

Дифф. по степени сложности

Слайд 7

 

 

Дифф. по степени сложности

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.