Универсальная схема анализа любого художественного произведения «Рассказ С.Т.Аксакова «Буран» (Литература, 6 класс)
Рассказ С.Т.Аксакова «Буран»
(6 класс, программа Т.Ф.Курдюмовой)
Необходимое пояснение. Одной из главных проблем учителя литературы на уроке является желание многое успеть и ограниченность во времени. Нужно проверить домашнее чтение, разъяснить непонятное, как можно полнее проанализировать произведение, выяснив его особенности, в т.ч. связанные с изображаемым временем и обстоятельствами создания, а также представить творческую биографию автора, провести литературоведческую работу, и проч., и проч. Давно придя к выводу, что и в нашем деле нельзя объять необъятное, я решил, что остаётся сосредоточиться на главном, на том, что позволяет учащимся сформировать компетенции грамотного читателя. Этим главным считаю идею и художественные средства, которыми она воплощается. Сначала предлагаю ученикам пройти всю «цепочку» создания художественной книги. Она начинается с того, что писателя что-то задевает в жизни. Обычно это нравственная или общественная проблема. У писателя рождается своё видение решения проблемы, что приводит к формированию некоей идеи, мысли. Он хочет представить эту мысль миру, убедить в своей правоте или подтолкнуть читателей к размышлениям, действиям, работе над собой ( например, «Война и мир»: семья – основа жизни, насилие, война чужды человеческой сущности, индивидуализм приводит к жизненному тупику). Далее во внутреннем мире писателя начинается процесс создания образной картины, которую мы, читатели, потом представим, «увидим», через которую и воспримем идею, и не как нравоучение или мудрость, а как продукт искусства. Писатель под свою идею подбирает наиболее подходящие художественные средства, место и время действия, героев, эпизоды, лирические отступления и т.д. вплоть до отдельных слов, реминисценций, даже знаков препинания. Наша задача, говорю я ребятам, пройти этот путь в обратном направлении и через художественные средства найти тот сундучок на дне моря – разгадать идею. Для этого я рисую на доске таблицу, которую потом применяем для каждого конкретного произведения (переписав её в словарики литературоведческих терминов, далее ученики просто посматривают в свои записи).
Универсальная схема анализа художественного произведения
Что? |
Как? |
Зачем? |
Текст художественного произведения |
Художественные средства (язык, стиль, образы, изобразительные средства, эпизоды, хронотоп, детали и т.д.) |
Философская, нравственная, эстетическая или психологическая идея, а также поэтизация жизни, создание мира красоты, исследование жизни, человека, себя, утверждение нравственных ценностей, эстетический идеал. |
Помимо заполнения таблицы и выводов по ней, если позволяет время, можно с ребятами охарактеризовать художественный мир произведения (4-5 ключевых слов о месте, времени, героях, действии, особенностях и предложить им дать собственную интерпретацию – выводы об авторском замысле, своё отношение к нему, к идее, к подбору художественных средств, их уместности и успешности применения, отношение к художественному миру писателя, к эстетической ценности произведения.
Т.о., данная форма анализа художественного произведения позволяет а) работать на уроке быстро, целенаправленно, с упором на главном, с достижением конкретного результата; б) формировать у учащихся универсальный подход к анализу художественных произведений, включая не только словесные, но и фильмы, картины, театральные постановки и др.; в) избегать двух крайностей – сухого литературоведческого анализа без эмоционального и нравственного восприятия и нравственной проповеди без учёта эстетической специфики искусства.
Форма проведения урока: анализ рассказа на основе универсальной схемы.
Цели урока: усвоение содержания рассказа, определение его идейно-художественного значения; развитие умений анализировать эпические произведения малой формы (особенности, авторский замысел и художественные средства его реализации, характеры персонажей и др.); формирование представлений о творчестве С.Т.Аксакова; развитие умений смыслового чтения, а также учебного сотрудничества; мотивация учащихся к чтению произведений классической русской литературы.
Оборудование урока: портрет С.Т.Аксакова, иллюстрации к рассказу «Буран» или рисунки, изображающие метель и зимний обоз.
Ход урока:
Оргмомент, впечатления учащихся от прочитанного, вступительное слово учителя, в т.ч. краткий рассказ или презентация о жизни и творчестве Аксакова.
Всё непонятое при домашнем чтении учащиеся записывают в рабочие тетради и перед проверкой домашнего задания задают соответствующие вопросы. Отвечать на них может не только учитель, но и другие ученики.
Короткое замечание учителя с целью вернуть ребят к тем впечатлениям и чувствам, которые они испытывали дома во время знакомства с рассказом, например, « Случалось ли вам оказываться в дороге во время сильной метели? Может, наблюдать вьюгу в окно?»
Проверка домашнего задания для выяснения знания текста: пересказ по эпизодам или выстраивание целостной картины через вопрос-задание «На какие две группы поделились герои рассказа и что произошло с каждой?»
Анализ произведения через использование универсальной схемы. Возможна парная или групповая работа.
Что? |
Как? |
Зачем? |
Рассказ С.Т.Аксакова «Буран» |
Название Картина снежного бурана в степи Образы 12 крестьян, 6 из которых выжили, а 6 погибли Образ старика – мудрого, с жизненным опытом Образ молодого крестьянина, подбившего часть спутников к поиску во время бурана постоялого двора
|
В стихийных бедствиях и вообще во время серьёзных жизненных испытаний выживают те, кто проявляет ум и использует опыт, а погибают глупые и самонадеянные |
После определения учащимися идеи (сопоставления вариантов идей, предложенных группами (парами) и выбор наиболее точной формулировки) – интерпретация. На уровне 6 класса у многих она будет повторением впечатлений от картины природного катаклизма и человеческой драмы, тем не менее высказывание собственного отношения к прочитанному – это путь к формированию грамотного, критичного читателя, каким и должен быть наш современный ученик на фоне коммерциализации искусства и засилья слабых книг и фильмов.
Подведение итогов урока (что хотел сказать автор этим рассказом и как он это сделал), оценивание учителем качества работы в группах (парах) и индивидуальных ответов. Домашнее задание.