Конспект урока русского языка в 7классе «Одна, две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных»
Конспект урока русского языка в 7классе
Тема урока по учебному плану: «Одна, две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных».
Форма: «урок кулинарных открытий»
Цель: закрепление навыка правописания Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Задачи (предметные, метапредметные, регулятивные):
- заинтересовать учащихся необычным подходом к одной из самых сложных тем в курсе русского языка;
- повторить правописание Н, НН в суффиксах прилагательных;
- повторить знаки препинания в СП;
- добиваться осознанного написания слов с Н-НН;
- вырабатывать умение комментировать написание орфограммы;
- формировать умение создавать собственный текст, используя ключевые слова;
- проверить уровень усвоения темы;
-создать условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся;
- умение организовать свою работу в паре.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, авторская работа (Дьяченко В. Н.) - презентация: «Н, НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных», карточки.
Ожидаемые результаты:
- осознанное написание слов с Н-НН;
-развитие устной и письменной речи уч-ся;
-повышение интереса к урокам русского языка.
Ход урока:
Орг.момент
2.Слово учителя (целевая установка урока). СЛАЙД №1
-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствует гость! Назовите профессию человека, изображённого на слайде (повар-кулинар). Да, сегодня у нас в гостях шеф-повар И.П.Блинчиков. И урок у нас будет необычным. Назовём его уроком кулинарии, потому что на нём мы будем готовить кулинарные блюда, а также работать мы будем под наблюдением главного шеф-повара И.П.Блинчикова. И, может быть, кто-то из вас откроет для себя новое изысканное блюдо, которым будет потом угощать своих гостей дома. Поэтому пусть это будет ещё и урок кулинарных открытий.
-Основным ингредиентом наших блюд будет орфограмма, изученная на предыдущих уроках. Какое название дадим нашему «кулинарному уроку»? (Н-НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных).
Целеполагание:
-Как вы думаете, какова будет наша главная задача?
(отработать умение правильного написания этих букв в причастиях и прилагательных).
3. Устная словарная работа. СЛАЙД №2
-На нашем «кулинарном» уроке в своей речи мы будем использовать слова, значение которых вам нужно знать. Давайте познакомимся с ними.
4.Запись числа и темы урока.
-Рецепты мы будем записывать в тетрадь, в которой и отметим дату записи и основное направление нашей «кулинарной» работы.
5.Закрепление изученного.
Повторение правила правописания Н,НН в суффиксах причастий и прилагательных. СЛАЙД №3 и СЛАЙД№4
-Начнём с «общей кухни», то есть вспомним то, что должен знать каждый начинающий кулинар. Повторим инструкцию
Устная разминка. СЛАЙД №5
- Итак, что же нужно сделать, чтобы приготовить вкусные блюда с таким сложным ингредиентом? Заглянем в поваренную книгу.
-Этому мы и будем сегодня следовать.
(комментирование слов с Н,НН )
Работа с текстом. СЛАЙД №6
-Действительно, со знанием «общей кухни» и основных правил этикета не страшны даже незваные гости. А знаете ли вы, что…(чтение текста на слайде).
Задание к тексту: списать, расставляя знаки препинания и вставляя Н, НН в суффиксы причастий и прилагательных. Приготовиться комментировать.
Самопроверка, устный комментарий. СЛАЙД №7
Объяснительный словарный диктант (учащиеся «по цепочке» читают словосочетания на слайде, объясняют Н, НН в словах и записывают в тетрадь). СЛАЙД №8
-Начинаем готовить блюда для гостей. Поработаем с продуктами. Читаем по порядку данные на карточках словосочетания, объясняем Н, НН и записываем в тетрадь.
Восстанови текст! СЛАЙД №9
- А теперь вместе восстановим уникальный рецепт. Смотрите на записанные в тетрадь словосочетания и подставляйте их в данный стихотворный текст (на листочках-карточках№1). Что получается? (заслушать1уч-ся) Проверим? СЛАЙД №10
Творческая работа в парах. Составление текста. СЛАЙД №11 или СЛАЙД№12 (на выбор)
- Задание усложняю! Теперь вы должны составить сами рецепт блюда, с теми ингредиентами, которые я предложу вам.
Послушаем некоторые составленные рецепты (1-2).
6.Домашнее задание.
-Дома я предлагаю на листочке написать рецепт любого блюда, с использованием страдательных причастий и отглагольных прилагательных с Н, НН (запись д/з).
7.Шутка-минутка. СЛАЙД №13
-К нам на торжественный обед
Пришёл сегодня людоед.
Он добродушен, очень прост,
Свои рецепты он принёс.
Рецепты из «Книги о вкусной и здоровой пище людоеда»
(найдите слова с Н, НН, прокомментируйте).
8.Работа по карточкам (листочки с текстом).
- Блюда готовы. «Теперь займёмся мы столом…»У вас на партах лежит листочек №2 с текстом, в слова которого вы должны вставить Н, НН.
Взаимопроверка (меняются листочками, комментируют слова). СЛАЙД№14
9.Проверочная работа на листочках СЛАЙД№15.
- Знание темы «Одна-две Н» вы каждый продемонстрируете на оценку в журнал в работе с шуточным текстом на листочке №3. Читаем и вставляем Н, НН.
(листочки подписываются и сдаются).
10.Рефлексия. Итог урока. СЛАЙД №16
-И у нас настало время подвести итоги нашего необычного занятия.
-Понравился ли вам этот урок кулинарии?
-Открыли ли для себя новые рецепты?
-Вы сегодня молодцы, все проявили кулинарное мастерство и, я думаю, основательно закрепили правописание Н, НН в причастиях и прилагательных, поэтому примите благодарность от главного шеф-повара и от меня. Спасибо!