УРок русского языка в 7 классе «Одна и две «н» в причастиях»
«Одна и две «н» в причастиях»
7 класс
Тип урока: объяснение нового материала
Программа: «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. (5-9 классы)».
Составители: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М.
Подготовила
Незванова Валерия Владимировна
Учитель русского языка и литературы
Ульяновск 2017 год
Цели:
Метапредметные:
Регулятивные:
- целеполагание в начале урока;
- контроль за выполнением учащимися упражнений на уроке;
- коррекция ответов и выполненных упражнений;
- оценивание учащихся, оценивание учащимися своей работы на уроке;
– умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Коммуникативные:
– учиться работать в паре, группе;
– овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
–сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
–сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
–овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
–умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
–соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Предметные:
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически
обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм.
Задачи:
Обучающие:
Ознакомление с правилом написания «Н-НН» в суффиксах причастий;
Формирование навыков написания Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Обогащать словарный запас:
Работа с разными видами речи:
Слушание – учитель говорит вступительную речь, просит детей записать число, классную работу, задает ученикам вопросы, если дети не справляются с каким-то заданием, то учитель объясняет сам, объясняет учитель, как пользоваться алгоритмом.
Говорение – ученики отвечают на вопросы учителя, объясняют в малых группах вопросы, которые кто-то не понял, объясняют выполненные упражнения.
Письмо – записывают в словарь словарное слово, тему урока, выполняют письменное задание на карточках.
Чтение – зачитывают текст с экрана/карточек, зачитывают правило, которое сами составляли, и алгоритм, работа с учебником и словарями.
Развивающие:
Развитие логического мышления учащихся, их творческих способностей
Развитие умений работать в группах, умение анализировать полученный материал и применять его на практике
Научить применять изученное орфографическое правило в процессе выполнения упражнений
Воспитательные:
Воспитание положительного и внимательного отношения к русскому языку
Воспитание стремления к совершенствованию грамотной устной и письменной речи
Формирование грамотности, речевой культуры, осознанные мотивы учения
Добиться глубоких знаний на основе организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Тип урока – изучение нового материала
Учебник: Русский язык. 7 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. М.: 2013. - 223 с. 34-е изд. - М.: 2012. - 223 с.
Перечень оборудования урока:
Учебник
Компьютер
Проектор
Доска
Раздаточный материал (упражнения, текст)
Карточки для рефлексии учеников
План урока:
Организационный момент и целеполагание - 1 мин.
Проверка домашнего задания -7 мин.
Формулировка темы – 1 мин.
Изучение нового материала - 15 мин.
Закрепление изученного материала - 10 мин.
Домашнее задание - 2 мин.
Подведение итогов - 4 мин.
На доске: число, классная работа
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Сегодня нам предстоит изучить новый материал, но для начала прослушайте текст, включая воображение, задумайтесь, о чем он.
Протоптанная в ягодниках и мхах тропинка ведёт к опытному полю, устроенному на болоте. Сквозь нависшие увешанные моховыми бородами ветви в лесу видны новые крыши хозяйственных построек… Поле окружено лесом, болотистой тайгой. Странно видеть в непролазной, заваленной буреломом дикой чащобе зелёные, разработанные человеком поля.
(И. Соколов-Микитов)
Работа с текстом
-Итак, о чем данный текст?
-дети отвечают
-Молодцы.
СОР
значение всех ли слов вам понятно? Мне кажется, есть одно слово, которое вызывает трудность.
Что такое бурелом? Как вы думаете? Оля пока ищет это слово в словаре.
-дети отвечают (зачитывается значение из словаря)
Слайд 2 (фотографии бурелома)
- бурелом – лес, поваленный бурей (Ожегов) – на слайдах картинки бурелома.
Запишите, пожалуйста, слово в словарики. Слайд 3 (определение из словаря ожегова)
-а теперь попробуйте составить словосочетания и предложения со словом бурелом.
- ломиться через бурелом,
В одном из дальних тупиковых тоннелей он встретил настоящий бурелом из окаменелых деревьев. [Александр Иличевский. Матисс // «Новый Мир», 2007]
Постояв некоторое время, он пришел к выводу, что зверь покинет это место и будетбродить по тайге в поисках новой берлоги или заляжет в другой бурелом. [Верные друзья (2004) // «Лесное хозяйство», 2004.10.19] слайд 4 (сначала учащиеся дают свои варианты, потом учитель переключается на 4 слайд со своими примерами)
- А теперь для закрепления в нашей памяти правильного написания слова, произнесем его вслух по слогам: бу-ре-лом. Слайд 5 (фотография бурелома+ слово по слогам)
Слайд 6 (включается слайд с текстом для работы) –Прочитайте текст, обратите внимание на выделенные орфограммы. К какой части речи относятся эти слова с орфограммами?
-причастия
-Правильно.
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
Давайте поиграем в игру «Верю - не верю» слайд 7 (повторение изученного)
1. Причастия могут быть действительными и страдательными. ДА? НЕТ?
2. Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. ДА? НЕТ?
3. -НН-, -ЕНН-(-ЁНН-), -Т- – это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. ДА? НЕТ?
4. Причастный оборот – это причастие + главное слово. ДА? НЕТ?
5. Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. ДА? НЕТ?
6.Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак по действию. ДА? НЕТ?
7. Страдательные причастия образуются с помощью суффикса -НН- от глаголов на -ать, -ять, -еть. ДА? НЕТ?
Ключ: ДА: 1, 3, 6, 7 НЕТ: 2, 4, 5
Формулировка темы урока
Работа с текстом
-А теперь попробуйте сами сформировать тему нашего сегодняшнего урока, исходя из наблюдений, выделенных орфограмм в тексте.
- одна и две «н» в кратких и полных причастиях. Слайд 8 (включается слайд после предположения детей – слайд с названием темы)
- Какие вы молодцы!
Слайд 9 (снова включается текст) - Для начала выпишите в столбик в тетрадь причастия, если есть, то причастия с зависимыми словами. Укажите вид глагола, от которого образованы причастия.
- Протоптанная -св
Устроенному на болоте-св
Увешанные бородами-св
Окружено лесом-св
Заваленной буреломом-св
Разработанные человеком-св
- какие наблюдения вы сделали?
-дети отвечают, что 2 н пишется в причастиях, образованных от глагола сов.вида.
Изучение нового материала
Групповая работа
- Молодцы, но это еще не все. Предстоит работа в группах – по два человека. У вас на столах лежит карточка №1 со словами. Определите вид глагола, от которого образованы причастия:
Кошеные травы-нв
Луг скошен - св
Купленный товар-св
Семена рассеяны - св
Решенная задача-св
Глаженая рубашка-нв
-Какую закономерность можно проследить?
-дети отвечают.
- На карточке № 2 приведены два столбика слов. Прочитайте, над причастиями напишите вид глагола, от которого они образованы, подумайте, от чего зависит употребление одной или двух «н».
Тканый ковер-тканный мастером ковер
Квашеная капуста-квашенная на зиму капуста
Груженые повозки-груженные кирпичом повозки
Вареный картофель-варенный в котелке картофель
-дети отвечают
- обратимся к карточке № 3, сделайте определенные выводы, не забудьте указать вид глаголов, от которых образованы причастия
Утрамбованная дорога-св
Замаскированный дом-св
Маринованные огурцы-нв
Фасованные конфеты-нв
-дети отвечают
Подведение итогов исследования
- Вы стали настоящими исследователями! Давайте закрепим все то, о чем мы говорили.
Слайд 10 (слайд с нижеприведенным правилом)
Пишем одну н:
Причастие образовано от глагола нв
Причастие является кратким
Нет приставки (НЕ роли не играет!)
Нет зависимого слова
Нет –ова- -ева- -ирова-
Пишем 2 н:
Образовано от глагола совершенного вида
Есть приставка
Есть зависимое слово
Есть –ова- -ева- -ирова-
Слайд 11 (на слайде список исключений) Не забываем про исключения! Кованый, жеваный, смышленый, незваный, названый, посаженый, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, раненый (смотрим на контекст!), отчаянный, желанный, читанный, виденный.
Работа с учебником
-Я раздам вам карточки с этим правилом. Вам необходимо будет его выучить. А сейчас откройте учебник – параграф 23, 24 – просмотрите правило еще раз для закрепления.
Чтобы вам было проще запомнить правило, используйте алгоритм: слайд 12 (выводится нижепреведенный алгоритм)
Если это причастие краткое – пишем 1 «н»
Оканчивается на ованный/еванный/ированный
От глагола какого вида образовано?
Зависимое слово
нв
Св + слова
с приставкой,
кроме НЕ
нн
Нет
н
Есть
нн
5. Закрепление изученного материала
А теперь закрепим изученный материал. Выполним упражнение - словарный диктант. По очереди вы должны объяснить написание одной или двух «н» в причастиях, пользуясь алгоритмом и правилом. Внимательно проверяйте написание всех слов по слайду!Слайд 13 (диктуется словосочетание, каждый ученик объяснят написание слов, после чего на слайде появляются правильные ответы)
В построенном здании
Выкрашенные полы
Предметы, изучаемые в школе
Корабль, пилотируемый летчиком
Выкачанная из подвала вода
Подстреленный охотником зверь
Развеянные ветром семена
Разрушенный город
Грохот разбиваемых ветром льдин
6. Домашнее задание
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием! А теперь запишите домашнее задание: выучить правило правописание 1 и 2 «н» в кратких и полных причастиях, используя карточки с правилом и учебник – параграф 23,24. Выполнить упражнения: 131, 146
Решения упражнений:
131: на застекленной веранде, утреннюю зарю, сломленным прутиком, избалованный ребенок, в стеклянном стакане, кованая лошадь, за занавешенным окном, решенную задачу, встревоженный голос, растроенное лицо, под полотняным навесом, в соломенной корзиночке, посеянная рожь, квашенная капуста, клюквенный напиток, подкованная лошадь.
146: неизменный, желанна, нарисованные, забрызганные, совершенна, непреклонна, родственные, пересыпанное, выращена, выглажена, запачканные, песчаный, измученный взгляд, измученный дорогой путник, испеченный, печеный, топленое молоко, истопленная печь, измучены, закончена.
7. Подведение итогов
Собственная оценка работы на уроке
Давайте подведем итоги: у вас на столах карточки, поднимите ту карточку, которая отразит, насколько хорошо вы усвоили и поняли новую тему. (зеленая – очень хорошо, желтая – нормально, красная – многое осталось непонятным).
Дети поднимают карточки.
Выставление оценок в журнал и дневники за активное участие в работе на уроке.
Глоссарий (причастие)
Причатие – неспрягаемая форма глагола, определяющая предмет по действию и отвечающая на вопрос «какой?». П. совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.
Действительное п. наст. Вр. – п., образованное от глаголов 1 спряжения, имеют суффикс ущ-ющ, от глаголов 2 спряжения – ащ-ящ
Страдательные п. наст. Вр. – п., образованные от глаголов 1 спряжения, имеют суффикс –ем. П.,образованные от глаголов 2 спряжения, имеют суффикс –им
Страдательные причастия прошедшего времени – п., которые имеют суффикс –нн, если соответствующий глагол оканчивается на ать/ять (суффиксы –а –я перед –нн сохраняются. Причастие имеет суффикс –енн, если в неопределенной форме глагола перед –ть стоит е или и, а также если неопределенная форма глагола оканчивается на –ти после согласной на –чь.
Краткое причастие
Полное причастие
Глагол
Прилагательное
Время
Число
Суффикс
Корень
Спряжение
Морфологический разбор
Источник: Р.я.: уч. Пособие. Для школьников старших классов и поступающих в вузы/Д.Э.Розенталь, 2007. – 448 с.
Список методической литературы
1. Архипова Е.В. Теория речевого развития учащихся /Е.В. Архипова //Русская словесность. – 2004. – №4.
2. Баранов М.Т., Обучающие изложения в VII-VIII классах /М.Т. Баранов, П.Ф. Ивченков, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1964.
3. Борисенко Н.А. Как мы готовимся к новому экзамену в 9-м классе /Н.А. Борисенко //Русский язык. – 2007. – №8.
4. Борисенко Н.А. Подробное и сжатое изложение: лекция №3 /Н.А. Борисенко //Русский язык. – 2008. – №19.
5. Виды работ по развитию речи на уроках русского языка: сб. статей – М.: Учпедгиз, 1963.
6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка /К.С. Горбачевич – М.: Просвещение, 1989.
7. Добромыслов В.А. Изложения и сочинения в семилетней школе /В.А. Добромыслов – М.-Л., 1946.
8. Евграфова С.Н. Секреты изложений /С.Н. Евграфова //Русский язык. –1999. – №34; 2000. – №10; 2001. – № 12.
9. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы: книга для учителя /В.И Капинос, М.С. Соловейчик и др.– М.: Просвещение, 1991.
10. Кустарева В.А. Система письменных упражнений в связной речи /В.А Кустарева, Н.С. Рождественский – М., 1963.
11. Лосева Л.М. Как строится текст: пособие для учителя /Л.М. Лосева, под ред. Г.Я. Солганика – М.: Просвещение, 1980.
12. Львов P.M. Виды письменных изложений /P.M Львов //Начальная школа. – 1969. – № 5.
13. Львова С.И. Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания /С.И. Львова //Русская словесность. – 2004. – №3.
14. Львова С.И. Развитие языкового чутья и опора на него в обучении русскому языку /С.И. Львова //Русская словесность. – 2003. – №1.
15. Марат Ф.С. Обучение сжатому изложению в 4-м классе /Ф.С. Марат //Русский язык в школе. – 1971. – №2.
16. Марат Ф.С. Система обучения сжатому изложению в IV классе [Тема]: автореферат дис… канд. пед. наук /Ф. С. Марат – М., 1974.
17. Махновская Н.И. Обучение аргументированию в XI классе /Н.И. Махновская //Русская словесность. – 2003. – №2.
18. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя /под ред. Т.А. Ладыженской – М.: Просвещение, 1991.
19. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения: пособие для учителя /И. Д. Морозова – М.: Просвещение, 1984.
20. Морозова И.Д. Выборочное изложение /И.Д. Морозова //Начальная школа. 1980. – № 6.
21. Морозова И.Д. Опыт работы над выборочным изложением в IV классе /И.Д. Морозова //Русский язык в школе. – 1975. – № 2.
22. Обучающее изложение в VII – VIII классах – М.: Просвещение, 1964.
23. Опыт работы по развитию речи (V-VIII кл.) /под ред. Т.А. Ладыженской – М.: Из-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.
24. Печенева Т.А. Коммуникативная стратегия обучения русскому языку /Т.А. Печенева //Педагогика. – 2003. – №4.
25. Рыбникова М.А. Избранные труды /М.А. Рыбникова – М.: Из-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958.
26. Соболева О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить? / О.В. Соболева //Русский язык – 2007. – №23.
27. Хаустова Д.А. Разные типы изложений /Д.А. Хаустова //Русский язык – 2006. – №3.
28. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: пособие для учителя /С.Н. Цейтлин – М.: Просвещение, 1982.
29. Чистяков М. Практическое руководство к постепенному упражнению в сочинении /М. Чистяков – СПб., 1847.
Лингвистические источники:
- Пособие для занятий по русскому языку. Под ред. Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А., М., Просвещение, -1988, -272 с.
- Русский язык: Учебное пособие. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы/ Д.Э. Розенталь. – М.: ООО «изд. Оникс», 2007. – 448 с.
- Русский язык в упражнениях для поступающих в вуз/ Д.Э.Розенталь – М.: ООО «Изд. Оникс», 2011. – 656 с.
- Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь. – 2-е изд., перераб. – М.: ООО «Изд. Оникс», 2011. – 368 с.
- Токовый словарь Ожегова/ http://slovarozhegova.ru/ /
- Русский язык. 7 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. М.: 2013. - 223 с. 34-е изд. - М.: 2012. - 223 с.
Катаева Елена
Хлюпина Татьяна Леонидовна