12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Незванова Валерия Владимировна19

«Одна и две «н» в причастиях»

7 класс

Тип урока: объяснение нового материала

Программа: «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. (5-9 классы)».

Составители: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М.

Подготовила

Незванова Валерия Владимировна

Учитель русского языка и литературы

 Ульяновск 2017 год

Цели:

Метапредметные:

Регулятивные:

- целеполагание в начале урока;

- контроль за выполнением учащимися упражнений на уроке;

- коррекция ответов и выполненных упражнений;

- оценивание учащихся, оценивание учащимися своей работы на уроке;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом;

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

  учиться работать в  паре,  группе;

 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

Личностные:

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,

соотносить свою часть работы с общим замыслом;

Предметные:

 отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя;

- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически

обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм.

Задачи:

Обучающие:

Ознакомление с правилом написания «Н-НН» в суффиксах причастий;

Формирование навыков написания Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Обогащать словарный запас:

Работа с разными видами речи:

Слушание – учитель говорит вступительную речь, просит детей записать число, классную работу, задает ученикам вопросы, если дети не справляются с каким-то заданием, то учитель объясняет сам, объясняет учитель, как пользоваться алгоритмом.

Говорение – ученики отвечают на вопросы учителя, объясняют в малых группах вопросы, которые кто-то не понял, объясняют выполненные упражнения.

Письмо – записывают в словарь словарное слово, тему урока, выполняют письменное задание на карточках.

Чтение – зачитывают текст с экрана/карточек, зачитывают правило, которое сами составляли, и алгоритм, работа с учебником и словарями.

 

Развивающие:

Развитие логического мышления учащихся, их творческих способностей

Развитие умений работать в группах, умение анализировать полученный материал и применять его на практике

Научить применять изученное орфографическое правило в процессе выполнения упражнений

Воспитательные:

Воспитание положительного и внимательного отношения к русскому языку

Воспитание стремления к совершенствованию грамотной устной и письменной речи

Формирование грамотности, речевой культуры, осознанные мотивы учения

Добиться глубоких знаний на основе организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся

 

Тип урока – изучение нового материала

Учебник:  Русский язык. 7 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. М.: 2013. - 223 с. 34-е изд. - М.: 2012. - 223 с.

Перечень оборудования урока:

Учебник

Компьютер

Проектор

Доска

Раздаточный материал (упражнения, текст)

Карточки для рефлексии учеников

 

План урока:

Организационный момент и целеполагание - 1 мин.

Проверка домашнего задания -7 мин.

Формулировка темы – 1 мин.

Изучение нового материала - 15 мин.

Закрепление изученного материала - 10 мин.

Домашнее задание - 2 мин.

Подведение итогов - 4 мин.

На доске: число, классная работа

 

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Сегодня нам предстоит изучить новый материал, но для начала прослушайте текст, включая воображение, задумайтесь, о чем он.

Протоптанная в ягодниках и мхах тропинка ведёт к опытному полю, устроенному на болоте. Сквозь нависшие увешанные моховыми бородами ветви в лесу видны новые крыши хозяйственных построек… Поле окружено лесом, болотистой тайгой. Странно видеть в непролазной, заваленной буреломом дикой чащобе зелёные, разработанные человеком поля.

(И. Соколов-Микитов)

Работа с текстом

-Итак, о чем данный текст?

-дети отвечают

-Молодцы.

СОР

значение всех ли слов вам понятно? Мне кажется, есть одно слово, которое вызывает трудность.

Что такое бурелом? Как вы думаете? Оля пока ищет это слово в словаре.

-дети отвечают (зачитывается значение из словаря)

Слайд 2 (фотографии бурелома)

- бурелом – лес, поваленный бурей (Ожегов) – на слайдах картинки бурелома.

Запишите, пожалуйста, слово в словарики. Слайд 3 (определение из словаря ожегова)

-а теперь попробуйте составить словосочетания и предложения со словом бурелом.

- ломиться через бурелом,

В одном из дальних тупиковых тоннелей он встретил настоящий бурелом из окаменелых деревьев. [Александр Иличевский. Матисс // «Новый Мир», 2007]

Постояв некоторое время, он пришел к выводу, что зверь покинет это место и будетбродить по тайге в поисках новой берлоги или заляжет в другой бурелом.  [Верные друзья (2004) // «Лесное хозяйство», 2004.10.19] слайд 4 (сначала учащиеся дают свои варианты, потом учитель переключается на 4 слайд со своими примерами)

- А теперь для закрепления в нашей памяти правильного написания слова, произнесем его вслух по слогам: бу-ре-лом. Слайд 5 (фотография бурелома+ слово по слогам)

Слайд 6 (включается слайд с текстом для работы) –Прочитайте текст, обратите внимание на выделенные орфограммы. К какой части речи относятся эти слова с орфограммами?

-причастия

-Правильно.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Давайте поиграем в игру «Верю - не верю» слайд 7 (повторение изученного)

1. Причастия могут быть действительными и страдательными. ДА? НЕТ?
2. Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. ДА? НЕТ?
3. -НН-, -ЕНН-(-ЁНН-), -Т- – это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. ДА? НЕТ?
4. Причастный оборот –  это причастие + главное слово. ДА? НЕТ?
5. Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. ДА? НЕТ?
6.Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак по действию. ДА? НЕТ?
7. Страдательные причастия образуются с помощью суффикса -НН- от глаголов на -ать, -ять,  -еть. ДА? НЕТ?

Ключ: ДА: 1, 3, 6, 7 НЕТ: 2,  4, 5

Формулировка темы урока

Работа с текстом

-А теперь попробуйте сами сформировать тему нашего сегодняшнего урока, исходя из наблюдений, выделенных орфограмм в тексте.

- одна и две «н» в кратких и полных причастиях. Слайд 8 (включается слайд после предположения детей – слайд с названием темы)

- Какие вы молодцы!

Слайд 9 (снова включается текст) - Для начала выпишите в столбик в тетрадь причастия, если есть, то причастия с зависимыми словами. Укажите вид глагола, от которого образованы причастия.

- Протоптанная -св

Устроенному на болоте-св

Увешанные бородами-св

Окружено лесом-св

Заваленной буреломом-св

Разработанные человеком-св

- какие наблюдения вы сделали?

-дети отвечают, что 2 н пишется в причастиях, образованных от глагола сов.вида.

Изучение нового материала

Групповая работа

- Молодцы, но это еще не все. Предстоит работа в группах – по два человека. У вас на столах лежит карточка №1 со словами. Определите вид глагола, от которого образованы причастия:

Кошеные травы-нв

Луг скошен - св

Купленный товар-св

Семена рассеяны - св

Решенная задача-св

Глаженая рубашка-нв

-Какую закономерность можно проследить?

-дети отвечают.

- На карточке № 2 приведены два столбика слов. Прочитайте, над причастиями напишите вид глагола, от которого они образованы, подумайте, от чего зависит употребление одной или двух «н».

Тканый ковер-тканный мастером ковер

Квашеная капуста-квашенная на зиму капуста

Груженые повозки-груженные кирпичом повозки

Вареный картофель-варенный в котелке картофель

-дети отвечают

- обратимся к карточке № 3, сделайте определенные выводы, не забудьте указать вид глаголов, от которых образованы причастия

Утрамбованная дорога-св

Замаскированный дом-св

Маринованные огурцы-нв

Фасованные конфеты-нв

-дети отвечают

Подведение итогов исследования

- Вы стали настоящими исследователями! Давайте закрепим все то, о чем мы говорили.

Слайд 10 (слайд с нижеприведенным правилом)

Пишем одну н:

Причастие образовано от глагола нв

Причастие является кратким

Нет приставки (НЕ роли не играет!)

Нет зависимого слова

Нет –ова- -ева- -ирова-

Пишем 2 н:

Образовано от глагола совершенного вида

Есть приставка

Есть зависимое слово

Есть –ова- -ева- -ирова-

Слайд 11 (на слайде список исключений) Не забываем про исключения! Кованый, жеваный, смышленый, незваный, названый, посаженый, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, раненый (смотрим на контекст!), отчаянный, желанный, читанный, виденный.

Работа с учебником

-Я раздам вам карточки с этим правилом. Вам необходимо будет его выучить. А сейчас откройте учебник – параграф 23, 24 – просмотрите правило еще раз для закрепления.

Чтобы вам было проще запомнить правило, используйте алгоритм: слайд 12 (выводится нижепреведенный алгоритм)

Если это причастие краткое – пишем 1 «н»

Оканчивается на ованный/еванный/ированный

От глагола какого вида образовано?

Зависимое слово

нв

Св + слова

с приставкой,

кроме НЕ

 


 

нн

Нет

н

Есть

нн
 

5. Закрепление изученного материала

А теперь закрепим изученный материал. Выполним упражнение - словарный диктант. По очереди вы должны объяснить написание одной или двух «н» в причастиях, пользуясь алгоритмом и правилом. Внимательно проверяйте написание всех слов по слайду!Слайд 13 (диктуется словосочетание, каждый ученик объяснят написание слов, после чего на слайде появляются правильные ответы)

В построенном здании

Выкрашенные полы

Предметы, изучаемые в школе

Корабль, пилотируемый летчиком

Выкачанная из подвала вода

Подстреленный охотником зверь

Развеянные ветром семена

Разрушенный город

Грохот разбиваемых ветром льдин

 

6. Домашнее задание

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием! А теперь запишите домашнее задание: выучить правило правописание 1 и 2 «н» в кратких и полных причастиях, используя карточки с правилом и учебник – параграф 23,24. Выполнить упражнения: 131, 146

Решения упражнений:

131: на застекленной веранде, утреннюю зарю, сломленным прутиком, избалованный ребенок, в стеклянном стакане, кованая лошадь, за занавешенным окном, решенную задачу, встревоженный голос, растроенное лицо, под полотняным навесом, в соломенной корзиночке, посеянная рожь, квашенная капуста, клюквенный напиток, подкованная лошадь.

146: неизменный, желанна, нарисованные, забрызганные, совершенна, непреклонна, родственные, пересыпанное, выращена, выглажена, запачканные, песчаный, измученный взгляд, измученный дорогой путник, испеченный, печеный, топленое молоко, истопленная печь, измучены, закончена.

7. Подведение итогов

Собственная оценка работы на уроке

Давайте подведем итоги: у вас на столах карточки, поднимите ту карточку, которая отразит, насколько хорошо вы усвоили и поняли новую тему. (зеленая – очень хорошо, желтая – нормально, красная – многое осталось непонятным).

Дети поднимают карточки.

Выставление оценок в журнал и дневники за активное участие в работе на уроке.

 

Глоссарий (причастие)

Причатие – неспрягаемая форма глагола, определяющая предмет по действию и отвечающая на вопрос «какой?». П. совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

Действительное п. наст. Вр. – п., образованное от глаголов 1 спряжения, имеют суффикс ущ-ющ, от глаголов 2 спряжения – ащ-ящ

Страдательные п. наст. Вр. – п., образованные от глаголов 1 спряжения, имеют суффикс –ем. П.,образованные от глаголов 2 спряжения, имеют суффикс –им

Страдательные причастия прошедшего времени – п., которые имеют суффикс –нн, если соответствующий глагол оканчивается на ать/ять (суффиксы –а –я перед –нн сохраняются. Причастие имеет суффикс –енн, если в неопределенной форме глагола перед –ть стоит е или и, а также если неопределенная форма глагола оканчивается на –ти после согласной на –чь.

Краткое причастие

Полное причастие

Глагол

Прилагательное

Время

Число

Суффикс

Корень

Спряжение

Морфологический разбор

Источник: Р.я.: уч. Пособие. Для школьников старших классов и поступающих в вузы/Д.Э.Розенталь, 2007. – 448 с.
 

Список методической литературы

1.    Архипова  Е.В. Теория речевого развития учащихся /Е.В. Архипова //Русская словесность. – 2004. – №4.

2.    Баранов М.Т., Обучающие изложения в VII-VIII классах /М.Т. Баранов, П.Ф. Ивченков, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1964.

3.    Борисенко Н.А. Как мы готовимся к новому экзамену в 9-м классе /Н.А. Борисенко //Русский язык. – 2007. – №8.

4.    Борисенко Н.А. Подробное и сжатое изложение: лекция №3 /Н.А. Борисенко //Русский язык. – 2008. – №19.

5.    Виды работ по развитию речи на уроках русского языка: сб. статей – М.: Учпедгиз, 1963.

6.    Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка /К.С. Горбачевич – М.: Просвещение,  1989.

7.    
Добромыслов В.А. Изложения и сочинения в семилетней школе /В.А. Добромыслов – М.-Л., 1946.

8.    Евграфова С.Н. Секреты изложений /С.Н. Евграфова //Русский язык. –1999. – №34; 2000. – №10; 2001. – № 12.

9.    
Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы: книга для учителя /В.И Капинос, М.С. Соловейчик и др.– М.: Просвещение, 1991.

10.    Кустарева В.А. Система письменных упражнений в связной речи /В.А Кустарева, Н.С. Рождественский – М., 1963. 

11.    Лосева Л.М. Как строится текст: пособие для учителя /Л.М. Лосева, под ред. Г.Я. Солганика – М.: Просвещение, 1980.

12.    Львов  P.M. Виды письменных изложений /P.M Львов //Начальная школа. – 1969. – № 5.

13.    
Львова С.И. Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания /С.И. Львова //Русская словесность. – 2004. – №3.

14.    Львова С.И. Развитие языкового чутья и опора на него в обучении русскому языку /С.И. Львова //Русская словесность. – 2003. – №1.

15.    
Марат Ф.С. Обучение сжатому изложению в 4-м классе /Ф.С. Марат //Русский язык в школе. – 1971. – №2.

16.    
Марат Ф.С. Система обучения сжатому изложению в IV классе [Тема]: автореферат дис… канд. пед. наук /Ф. С. Марат – М., 1974.

17.    Махновская Н.И. Обучение аргументированию в XI классе /Н.И. Махновская //Русская словесность. – 2003. – №2.

18.    Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя /под ред. Т.А. Ладыженской – М.: Просвещение, 1991.

19.    Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения: пособие для учителя /И. Д. Морозова  – М.: Просвещение, 1984.

20.    Морозова И.Д. Выборочное изложение /И.Д. Морозова //Начальная школа. 1980. – № 6.

21.    Морозова И.Д. Опыт работы над выборочным изложением в IV классе /И.Д. Морозова //Русский  язык в школе. – 1975. – № 2.

22.    Обучающее изложение в VII – VIII классах – М.: Просвещение, 1964.

23.    Опыт работы по развитию речи (V-VIII кл.) /под ред. Т.А. Ладыженской – М.: Из-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.

24.    Печенева Т.А. Коммуникативная стратегия обучения русскому языку /Т.А.  Печенева //Педагогика. – 2003. – №4.

25.    Рыбникова М.А. Избранные труды /М.А. Рыбникова – М.: Из-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958.

26.    Соболева О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить? / О.В. Соболева //Русский язык –  2007. – №23.

27.    Хаустова Д.А. Разные типы изложений /Д.А. Хаустова //Русский язык –  2006. – №3.

28.    Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: пособие для учителя /С.Н. Цейтлин – М.: Просвещение, 1982.

29.    Чистяков М. Практическое руководство к постепенному упражнению в сочинении /М. Чистяков – СПб., 1847.


 

Лингвистические источники:

  1. Пособие для занятий по русскому языку. Под ред. Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А., М., Просвещение, -1988, -272 с.
  2. Русский язык: Учебное пособие. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы/ Д.Э. Розенталь. – М.: ООО «изд. Оникс», 2007. – 448 с.
  3. Русский язык в упражнениях для поступающих в вуз/ Д.Э.Розенталь – М.: ООО «Изд. Оникс», 2011. – 656 с.
  4. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь. – 2-е изд., перераб. – М.: ООО «Изд. Оникс», 2011. – 368 с.
  5. Токовый словарь Ожегова/ http://slovarozhegova.ru/ /
  6. Русский язык. 7 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. М.: 2013. - 223 с. 34-е изд. - М.: 2012. - 223 с.
Опубликовано


Комментарии (2)

Катаева Елена, 16.03.17 в 13:43 0Ответить Пожаловаться
Тип урока – изучение нового материала
Конкурс "Вводный урок"
Хлюпина Татьяна Леонидовна, 16.03.17 в 20:32 0Ответить Пожаловаться
Урок не соответствует условиям конкурса, он не является вводным в курс или в тему
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.