12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пашутко Ирина Борисовна27
Россия, Брянская обл., Воронок Стародубского района
2

Конспект урока по теме «Правописание Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Урок русского языка 7 класс

Тема: Правописание Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных

Цель: сформировать у учащихся умения отличать отглагольные прилагательные от страдательных причастий, правильно писать Н и НН в данных частях речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: развитие навыков различения отглагольных прилагательных и страдательных причастий, формирование навыков написания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий, совершенствование навыков комментированного письма

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, наблюдение, поиск информации, преобразование информации из одного вида в другой (составление схем);

Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля

Коммуникативные: умение работать в паре, умение действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Методы / формы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод / индивидуальная, работа в паре.

Оборудование – экран, компьютер, мультимедийный проектор, карточки самооценки.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Повторяйте за мной:

Мы внимательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, рисуют настроение, делают записи в тетрадях

УУД:

личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2

Актуализация знаний

К доске приглашаются 3 человека:

Вставить пропущенные буквы, рассказать о правописании Н и НН в прилагательных:

Серебря..ый, лебеди..ый, кожа..ый, клюкве..ый, революцио..ый, деревя..ый.

Определить глагол, от которого образовано прилагательное, указать его вид:

Жареный, сушёный, кошеный, пуганый, вареный

Вставить гласную перед суффиксом причастия. Объяснить выбор гласной.

Поджар..нный, высуш..ный, испуг..нный, свар..нный, реш..нный

Проверим уже усвоенные знания. Проведем блиц-опрос:

- признаки каких частей речи имеет причастие? (прилагательного и глагола)

- на какие два разряда делятся причастия (действительные и страдательные)

- какого времени не имеет причастие? (будущего)

- назовите все суффиксы причастий.

-при образовании каких причастий необходимо учитывать спряжение глагола, от которого оно образовано?

(проверка Д/З)

Работают в паре, придумывают и записывают слова, а затем осуществляют проверку по слайду, оценивают работу в паре.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

3.

Выявление проблемы и определение пути выхода из неё.

Проверяем работу учащихся у доски.

?? сравните прилагательные 1 и 2 ученика и ответьте на вопрос: от каких частей речи могут образовываться прилагательные (от существительных и глаголов).

(введение понятия «отглагольные прилагательные»)

Да, прилагательные второй группы, образованные от глаголов так и называются «отглагольные прилагательные»

?? Давайте теперь сравним их написание с причастиями (3 ученик)

?? Что вы заметили? (у прилаг. Н, у причастий НН).

Можете ли сейчас объяснить это написание? Какая возникает проблема (как отличить отглагольные прилагательные от причастий, чтобы правильно писать Н или НН)

Давайте наметим путь решения нашей проблемы:

Понаблюдать за словами,

сравнить их

и сделать вывод.

Выполняют упр.

Познавательные (формулирование проблемы)

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняется путь решения проблемы).

4.

Определение темы и целей урока.

- Итак, попробуйте сформулировать тему урока (правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и полных страдательных причастий)

- Поставьте цели урока.

Формулируют тему и цель урока, работают с оценочным листом. (Приложение)

УУД:

Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).

5.

Открытие нового знания.

Реализация построенного проекта по группам. (Карточки-подсказки для выбора своего варианта ответа лежат на столах)

Каждая группа получает задания для наблюдения. Необходимо проанализировать и сделать выводы. По ходу выводов коллективно заполняем таблицу правописания Н и НН

Исследовательская работа:

1 группа. От какого глагола образовано слово? Определите вид глагола. Есть ли приставка в глаголе, от которого образовано причастие? Сделайте вывод.

Решенный, вареная, брошенный, вязаный, крашеный, купленный.

2 группа. Обозначьте разницу в выделенных словах. Сделайте вывод.

ломаная линия – сломанная игрушка

путаный рассказ – запутанная история

крашеная доска – раскрашенная картинка

топленое молоко – растопленное масло

3 группа. Определите разницу между парами словосочетаний. Выделите суффикс. Есть ли приставка в причастии? Сделайте вывод

печеный картофель – печенный в золе картофель

вяленая рыба – вяленная на солнце рыба

стриженые волосы – коротко стриженные волосы

квашеная капуста – квашенная мамой капуста

4 группа. Выделите суффиксы. Что объединяет все слова? Сделайте вывод.

Маринованные огурцы, асфальтированная улица, тренированные мышцы, комбинированное платье.

Вывод каждой группы, составление таблицы.

Н

НН

если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок, кроме не-): вареный (варить), вязаный (вязать), крашеный (красить)

если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: решенный (решить), брошенный (бросить), купленный (купить)

если прилагательные не имеют при себе зависимого слова:

печеный картофель, вяленая рыба, стриженые волосы, квашеная капуста

если причастия образованы от приставочных глаголов:

сломанная, запутанная, раскрашенный

 

если причастия имеют при себе зависимое слово:

печенный в золе картофель, вяленная на солнце рыба, коротко стриженные волосы, квашенная мамой капуста

 

если прилагательные образованы от глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-: Маринованные огурцы, асфальтированная улица, тренированные мышцы, комбинированное платье

Проверка по учебнику. Параграф 16, стр.59.

Прочитайте правило. Какого пункта (пунктов у нас в таблице не хватает?) Допишем в свою таблицу (случаи исключения, кованый, жеваный)

Дети участвуют в диалоге, исследуют примеры, оценивают правильность выполнения работы, делают вывод. Проверяют себя по учебнику.

Проблемное объяснение нового материала.

УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняется роль окончаний в предложении).

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

6.

Первичная проверка понимания нового материала

Составьте алгоритм действия при выборе Н или НН. (работа в парах) (карточки подсказки)

Определить вид глагола, от которого образовано причастие (отглагольное прилагательное)

Если сов. вида – пиши НН,

Если нес.вида – посмотри, есть ли приставки или зависимое слово.

Если да – пиши НН

Если нет – пиши Н (кроме слов на –ова, -ева)

В словах на –ова. –ева, - пиши НН (искл. кованый, жеваный)

Объяснить выбор Н или НН

Коллективная работа. Комментированное письмо. Эталон (объясняет учитель)

Реше..ая задача - решить(сов. вид) – НН

Жаре..ая картошка – жарить (нес. вид, не приставки, нет зависимых) – Н (отглагольное прилагательное)

Жаре..ая бабушкой картошка - жарить(нес.вид, но есть зависимое) - НН

Поджаре..ая картошка -поджарить ( есть приставка, и сов.вид) – НН

Вставить пропущенные, объяснить правописание.

Купле..ый банан 6. Нареза..ый хлеб

Реза..ый батон 7. Краше..ые летом полы

Маринова..ый лук 8. Броше..ый мяч

Поджаре..ый бекон 9. Некраше..ый забор

В духовке пропече..ый кекс 10. Фарширова..ый перец

Упр. 113 (коллективно)

Составляют алгоритм действий при работе с орфограммой, комментируют выбор Н или НН.

Познавательные (анализируют примеры, выделяя нужные орфограммы)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

7.

Физминутка

Проводит физминутку.

Выполняют физминутку

 

8.

Закрепление знания

(работа в парах) и группах: Образуйте от отглагольных прилагательных полные страдательные причастия.

кошеный, вязаный, печёный

1 группа: с помощью приставки

2 группа: добавляя зависимое слово.

** подобное будет Д/З

2. Буквенный диктант (пишем только Н или НН)

Резаные овощи, очищенный банан, жаренный на костре, фаршированный перец, вареный картофель, испеченный пирог, мороженые фрукты, некипяченое молоко, замороженная рыба, маринованные огурцы

Н, НН, НН, НН, Н, НН, Н, Н, НН, НН

Работают с примерами. Участвуют в работе с буквенным диктантом.

Коммуникативные (постановка вопроса).

Работа в группах

Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

9.

Контроль усвоения материала

Задание 1: Работа с текстом:

 

Мы вошли в лес освеще..ый лучами осе..его солнца. Расчище..ая дорожка вела к реке. Мы часто останавливались, пораже..ые красотой осени. На пожелтевшей, никем не потревоже..ой траве разноцветным ковром лежали опавшие листья. Березы покрылись золоче..ой листвой, сверка..щей на солнце. Очень красивы были клены, одетые в багря..ую листву. Под ногами лежали желтые листья, тихо пада..щие на землю. Дорожка казалась пусты..ой и заброше..ой.

Задание: Как вы озаглавите текст? Какова его тема? Определить тип речи (описание), стиль (художественный).

- Выписать слова с пропусками. Определить знаки препинания.

-Найдите предложение с пропущенным знаком препинания. (1-е)

-Выпишите его и выполните синтаксический разбор.

- Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

** 2.С/Р Упр.114. (если осталось время)

Работают с текстом,

Самостоятельно выполняют работу.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

10.

Рефлексия

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.

Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

(Буквы лежат на столе)

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

11..

Домашнее задание

Параграф 16, упр.115, ** Составить меню, используя страдательные причастия или отглагольные прилагательные.

Записывают домашнее задание

Личностные

 

 

 

 

 


 

Приложение

Правописание н и нн в суффиксах причастий

и отглагольных прилагательных

Н или НН


 

-н- -нн-

Group 22Group 22Group 22 1. Если нет 1. Если есть ,кроме не

2. Нет зависимых слов 2. Есть зависимое слово

3. Слово образовано от 3. Слово образовано

глагола несов. вида от глагола сов. вида

искл.: данный, нежданный,

негаданный и др.

4. В кратких страдательных 4. Слово оканчивается

причастиях на –ованный, -ёванный

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.