Рабочая программа ОДП. 3 «Основы экономики отрасли и предприятия» (СПО)

3
0
Материал опубликован 23 November 2017

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Лискинский аграрно-технологический техникум»

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

зам. директора по УМР

зам. директора по УР

_____________Н.А. Ряснянская

______________И.М. Гайдай

«____»_____________20____ г.

«____»_____________20____ г.

_____________ _____________

_____________ _____________

«____»_____________20____ г.

«____»_____________20____ г.

_____________ _____________

_____________ _____________

«____» _____________20____г.

«____» _____________20____г.

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОДП. 3 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОТРАСЛИ И ПРЕДПРИЯТИЯ

для профессии СПО

19.01.17 Повар, кондитер

 

Лиски 2016г.

Рабочая программа по дисциплине ОДП. 03 основы экономики отрасли и предприятия разработана и введена образовательной организацией за счет вариативной части.

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Разработчик: Федорова В.Н.

Рецензент:

_____________ ___________________ __________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Рабочая программа рассмотрена на заседании ЦМК преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения по профессиям СПО

 

Протокол № __ от «___» ________20 __ г.

Председатель ЦМК: ____________________ Федорова В.Н.

подпись

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по дисциплине

4

2. результаты освоения дисциплины

6

3. СТРУКТУРА и содержание дисциплины

8

4. условия реализации дисциплины

5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

15

16

1. паспорт ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.03 Основы экономики отрасли и предприятия

1.1. Область применения программы:

Рабочая программа по дисциплине является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 19.01.17 Повар, кондитер, утвержденному Приказом Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013г.

Рабочая программа дисциплины может быть использована:
1.В дополнительном профессиональном образовании по программе повышения квалификации при наличии начального профессионального образования.
2. В дополнительном обучении по рабочим профессиям.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла

1.3. Цели и задачи данной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

сущность организации, как основного звена экономики отраслей;

основные принципы построения экономической системы организации;

принципы и методы управления основными и оборотными средствами, методы оценки эффективности их использования;

организацию производственного и технологического процессов;

состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;

механизмы ценообразования, формы оплаты труда;

основные технико-экономические показатели деятельности

организации и методику их расчета.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

определять организационно-правовые формы организаций;

находить и использовать необходимую экономическую информацию;

определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной нагрузки обучающегося 91 часов, в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 61часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.

2. результаты освоенияДИСЦИПЛИны

Результатом освоения дисциплины является формирования профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций (ОК):

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск, информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


 

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Распределение объема дисциплины и видов учебной работы по семестрам

Вид учебной работы

Объем часов

5 семестр

6 семестр

Максимальная учебная нагрузка (всего)

91

57

34

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

61

38

23

в том числе:

     

теоретические занятия

57

36

21

контрольные работы

4

2

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

19

11

в том числе:

изучение материалов учебной и дополнительной литературы

использование материалов интернет-сайтов

подготовка сообщений, докладов

подготовка презентаций

10

6

4

6

5

1

10

6

4

4

2

2

Виды контроля по семестрам

 

Д/з

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

3.2. Тематический план и содержание дисциплины ОДП.03 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОТРАСЛИ И ПРЕДПРИЯТИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание материала, лабораторных работ и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Раздел 1. Организация (предприятие) в условиях рынка

8

Тема 1.1.

Отраслевые особенности организации в рыночной экономике

Содержание материала:

4

1

Понятие, уровни, методы науки. Ученые-экономисты. Сущность организации как основного звена экономики отраслей. Основные принципы построения экономической системы организации. Организационно-правовые формы хозяйствования, их характеристика и принципы функционирования.

2

2

Тема 1.2.

Предприятие-объект и материальная база предпринимательства

Содержание материала:

4

1

Понятие предпринимательства, его виды и сущность. Субъекты предпринимательской деятельности. Роль и организация хозяйствующего субъекта в рыночной экономике. Предприятия как субъект предпринимательства. Современные формы хозяйственных предприятий. Организационно-экономические основы деятельности предприятий.

2

2

Раздел 2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

14

Тема 2.1

Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике

Содержание материала

4

1

Организация (предприятие): цель деятельности, основные экономические характеристики (форма собственности, степень экономической свободы, форма деятельности, форма хозяйствования).

Организационно-правовые формы организаций (предприятий): хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерное общество: сущность и особенности функционирования. Виды предприятий в отрасли.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение материалов, работа с учебной и дополнительной литературой, работа с материалами интернет-сайтов в подготовке сообщений и докладов, выполнение домашних заданий.

Подготовка доклада на тему «Специфика организации финансов на предприятиях с различными организационно-правовыми формами хозяйствования».

3

Тема 2.2

Производственная структура организации (предприятия)

Содержание материала

6

1

Типы производства, их технико-экономическая характеристика.

Влияние типа производства на методы его организации.

Производственная структура организации (предприятия), факторы ее определяющие. Элементы производственной структуры. Функциональные подразделения организации (предприятия).

Производственная инфраструктура как необходимая основа для экономического развития организации (предприятия).

Инструментальное, складское ремонтное хозяйство. Организация транспортного хозяйства. Организация сбыта продукции. Тенденции развития производственной инфраструктуры организации (предприятия), пути её совершенствования.

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение материалов, работа с учебной и дополнительной литературой, работа с материалами интернет-сайтов в подготовке сообщений и докладов, выполнение домашних заданий.

Подготовка сообщения «Производственная структура как необходимая основа для экономического развития организации (предприятия)» по выбору преподавателя

2

Тема 2.3

Производственный и технологический процессы

Содержание материала

4

1

Производственный процесс в организации (на предприятии): понятие, содержание, основные принципы рациональной организации. Структура производственного процесса.

Отраслевые особенности организации производственных процессов в организации (предприятии).

Производственный цикл, его длительность.

Организация производственного процесса.

Поточное производство как эффективная форма организации производственного процесса: сущность, принципы, признаки организации, расчет основных параметров.

Технологический процесс, его элементы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение материалов, работа с учебной и дополнительной литературой, работа с материалами интернет-сайтов в подготовке сообщений и докладов, выполнение домашних заданий.

Составление технологической схемы производственного процесса на рабочем месте.

3

Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

16

Тема 3.1

Имущество и капитал

Содержание материала

4

1

Имущество организации: понятие, состав.

Капитал организации. Источники формирования капитала. Уставный капитал - основа создания и функционирования организации.

Особенности формирования уставного капитала акционерных обществ.

Основной и оборотный капитал.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение материалов, работа с учебной и дополнительной литературой, работа с материалами интернет-сайтов в подготовке сообщений и докладов, выполнение домашних заданий. Подготовка к обсуждению на тему «Предприятие как субъект экономики».

3

Тема 3.2

Основные средства

Содержание материала

4

1

Экономическая сущность и воспроизводство основных средств (фондов).

Состав и классификация основных средств по сферам производства, секторам экономики и отраслям.

Виды оценки основных средств. Службы оценки имущества (основных средств).

Износ и амортизация основных средств, их воспроизводство.

Показатели использования основных, средств. Пути улучшения использования основных средств организации (предприятия).

Производственная мощность предприятия (цеха, участка), методика расчета. Аренда основных производственных средств. Лизинговая форма аренды, ее преимущества.

2


 


 


 

2

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение материалов, работа с учебной и дополнительной литературой, работа с материалами интернет-сайтов в подготовке сообщений и докладов, выполнение домашних заданий. Подготовка доклада на тему «Лизинговая форма аренды»

3

Тема 3.3

Оборотные средства

Содержание материала

2

1

Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Элементы оборотных средств, нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Источники формирования оборотных средств.

Определение потребности в оборотных средствах. Нормирование материалов, незавершенного производства и готовой продукции. Показатели использования оборотных средств. Значение и пути снижения материалоемкости продукции.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение материалов, работа с учебной и дополнительной литературой, работа с материалами интернет-сайтов в подготовке сообщений и докладов, выполнение домашних заданий.

Подготовка доклада на тему: «Производственные процессы».

3

Тема 3.4

Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда

Содержание материала

4

1

Производственный персонал организации (предприятия).

Планирование численности и состава персонала. Баланс рабочего времени работника (бюджет рабочего времени).

Производительность труда; Классификация и характеристика основных показателей производительности труда. Методы измерения производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда.

Нормирование труда в организации (предприятии): цели и задачи. Основные виды норм затрат труда. Методы нормирования труда в зависимости от типа и формы производства. Фотография рабочего времени, хронометраж, метод моментных наблюдений. Материальное стимулирование труда. Сущность заработной платы, принципы и методы се начисления и планирования. Тарификация труда. Единая тарифная система, ее использование в бюджетных и коммерческих организациях. Формы и системы заработной платы. Надбавки и доплаты. Бестарифная система заработной платы. Учет выработки и за­работной платы в ценах.

2


 


 

2


 


 


 

1

Самостоятельная работа обучающихся: изучение материалов, работа с учебной и дополнительной литературой, работа с материалами интернет-сайтов в подготовке сообщений и докладов, выполнение домашних заданий.

Подготовка доклада на тему: «Формы и системы заработной платы.»

2

Тестирование

1

Раздел 4. Себестоимость, цена и рентабельность - основные показатели деятельности организации (предприятия).

14

Тема 4.1.

Издержки производства и себестоимость продукции, услуг

 

Содержание материала

4

1

Понятие о себестоимости продукции, работ и услуг. Состав и структура затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции.

Виды себестоимости продукции, работ и услуг. Факторы и пути снижения себестоимости.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебной и дополнительной литературой, работа с материалами интернет-сайтов в подготовке сообщений и докладов, выполнение домашних заданий.

Подготовка доклада на тему:«Виды себестоимости продукции, работ и услуг.»

3

Тема 4.2.

Ценообразование в рыночной экономике

Содержание материала

4

1

Сущность и функции цены как экономической категории. Система цен и их классификация. Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение материалов, работа с учебной и дополнительной литературой, работа с материалами интернет-сайтов в подготовке сообщений и докладов, выполнение домашних заданий.

4

Тема 4.3.

Прибыль и рентабельность

Содержание материала

6

1

Прибыль организации (предприятия) – основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Выручка, доходы и прибыль организации (предприятия).

Финансовых ресурсов организации. Внутренние источники: выручка от реализации продукции, амортизационные отчисления и нераспределенная прибыль. Внешние источники: выпуск собственных долговых обязательств (векселей и облигаций), выпуск акций, кредиты банков, государственное финансирование.

Денежные фонды организации (предприятия): фонд оборотных средств, амортизационный фонд, фонд заработной платы, резервные фонды, валютные фонды.

Кредит и кредитная система. Банки и их роль в рыночной экономике.

Смешанные формы финансирования организаций (предприятий), сочетающие аренду, кредит и расчеты, лизинг и факторинг. Планирование прибыли и ее распределение в организации.

Рентабельность — показатель эффективности работы организации. Показатели рентабельности. Расчет уровня рентабельности организации (предприятия) и продукции. Пути повышения рентабельности.

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов по выбору преподавателя

2

Раздел 5. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

9

Тема 5.1.

Бизнес-планирование

Содержание материала

4

1

Составные элементы, этапы и виды внутрифирменного планирования. Основные принципы и элементы планирования.

Бизнес-план как одна из основных форм внутрифирменного планирования. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана: характеристика продукции и услуг, оценка сбыта, анализ конкуренции на рынке; стратегия маркетинга; план производства; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план бюджет); стратегия финансирования инвестиций; контрольные показатели.

2

2

Тема 5.2.

Методика расчета основных технико-экономических показателей работы организации (предприятия)

Содержание материала

4

1

Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Производственная мощность предприятия, порядок се расчета в организации. Технико-экономические показатели использования оборудования.

Показатели технического развития и организации производства, их расчет.

Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета.

Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости.

Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Экономические показатели работы организации (предприятия)

2

 

Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет

1

Максимальная учебная нагрузка

91

Обязательная учебная нагрузка

61

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

30

Всего

61

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

С целью реализации программы дисциплины целесообразно иметь учебный кабинет социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

наглядные пособия: таблицы, диаграммы, графики;

методические материалы: инструкционные карты для проведения практических занятий, комплект индивидуальных заданий для обучающихся; комплекты контрольных вопросов и заданий для тестирования.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в Интернет  и мультимедиа-проектор, интерактивная доска.

4.2.  Информационное обеспечение обучения

Перечень изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Кожевников Н.Н. Основы экономики: учебник/Н.Н. Кожевников – М.: ИОЦ «Академия», 2013.

Дополнительные источники:

Кожевников Н.Н.Экономика предприятия : Конспект лекций/

Н.Н. Кожевников Воронеж - И М М и Т , 2003г.

Белокрылова О. С. Экономика: краткий курс/О.С.Белокрылова Ростов н/Д : Феникс, 2010г.

Маховикова Г. А. Экономика недвижимости/Г.А.Маховикова – С П б : Вектор, 2006г.

Хасбулатов Р. И. Экономика 10 кл. Профельный уровень: учебник для/Р.И.Хасбулатов –М.: Дрофа , 2012г.

Хасбулатов Р. И. Экономика 11 кл. Профельный уровень: учебник дляР.И.Хасбулатов –М.: Дрофа , 2012г.

Интернет – ресурсы:

Экономика отрасли [электронный ресурс]/http://www.akc.ru/rucont/itm/230196/

Электронная библиотека [электронный ресурс]/rus-lib.ru

Интернет ресурсы по экономике.[электронный ресурс]/ Форма доступа: http://www.new-management.info/

Сайты и учебные материалы по экономике для студентов.[электронный ресурс]/ Форма  доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ОДП.3. Основы экономики отрасли и предприятия осуществляется преподавателем в процессе проведения, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоение знаний:

 

принципы рыночной экономики;

Тестирование,

оценивание устных ответов и письменных работ обучающихся и докладов,

оценка работы с нормативными актами, оценивание конспектов.

Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов их достижения, определённых руководителем.

Организацию нормирования и оплату труда, трудовые отношения.

механизмы формирования заработной платы

формы оплаты труда

Освоение умений:

 

ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции

Оценка устных и письменных ответов, оценка тестовых заданий, оценка устного опроса, подготовка докладов и сообщений, оценка письменного опроса обучающихся .

Анализировать рабочую ситуацию. Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителем, клиентами.

Промежуточная аттестация

Дифференцированный зачёт


 

Приложение 3

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ
ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

раздела

Наименование раздела дисциплины (тема)1

Вид занятий (лекция, семинары, практические занятия)

Количество часов

Активные и интерактивные формы обучения

1

Производственный персонал организации (предприятия).

лекция

1

Разбор конкретной ситуации

2

Расчет зарплаты различных категорий работников.

лекция

1

Работа группами

3

Производственный процесс в организации (на предприятии): понятие, содержание, основные принципы рациональной организации

лекция

1

Разбор конкретной ситуации

4

Составление бизнес-плана

лекция

1

Разбор конкретной ситуации

Приложение 1

Лист изменений рабочей программы

Номер изменения

Номер протокола заседания методического объединения и дата

Страницы с изменениями

Перечень откорректированных пунктов

Подпись председателя методического объединения

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Приложение 2

Лист периодических проверок рабочей программы

Дата

Должностное лицо, проводившее проверку

Потребность в корректировке

Перечень пунктов, стр., разделов, требующих изменений

Ф.И.О.

должность

подпись

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           


 

1
 

6

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.