Рабочая программа по дисциплине Аудит специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
О.В. Доронина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
по дисциплине
АУДИТ
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),
базовая подготовка
Квалификация выпускника - бухгалтер
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. и типовой программы учебной дисциплины Аудит, рекомендованной экспертной комиссией по экспертизе и оценке качества образовательных программ при научно-экспертном объединении учебных заведений, работодателей потребительской кооперации, предпринимательства и агропромышленного комплекса (протокол заседания№3 от 12 января 2012 года).
Разработчик: преподаватель О.В. Доронина
СОДЕРЖАНИЕ |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АУДИТ» |
4 |
1.1. Область применения рабочей отраслевой программы |
4 |
1.2. Место дисциплины в структуре отраслевой основной профессиональной образовательной программы |
4 |
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины |
4 |
1.4. Количество часов на освоение отраслевой программы дисциплины |
7 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АУДИТ» |
8 |
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы |
8 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Аудит» |
9 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
13 |
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению |
13 |
3.2. Информационное обеспечение обучения |
13 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АУДИТ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании: повышения квалификации руководителей среднего звена: бухгалтеров, аудиторов в области учета.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина «Аудит» является общепрофессиональной дисциплиной и принадлежит к профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации;
- выполнять работы по проведению аудиторских проверок;
- выполнять работы по составлению аудиторских заключений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные принципы аудиторской деятельности;
- нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации;
- основные процедуры аудиторской проверки;
- порядок оценки систем внутреннего и внешнего аудита.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
Составление и использование бухгалтерской отчетности.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 75 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 25 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Кол-во часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
75 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
50 |
в том числе: |
|
практические занятия |
26 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
25 |
в том числе: подготовка доклада, сообщения, реферата оформление конспекта решение ситуационных задач изучение стандартов составление документов по заданию |
|
Итоговая аттестация |
экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Аудит»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Тема 1. Теоретические основы аудита |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
|
|
Понятие, сущность и содержание аудита. Организация аудиторской службы в Российской Федерации. Необходимость, цели и задачи аудита. Виды аудита. Задачи и цели внешнего и внутреннего аудита. Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита. |
|||
|
Законодательная и нормативная базы аудита. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ. Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности. Стандартизация аудиторской деятельности. Виды аудиторских стандартов. |
2 |
||
|
Понятие, цели и принципы аудиторской деятельности. Отличие аудита от ревизионной деятельности. Аудиторские услуги и профессиональные требования к их оказанию |
3 |
||
Практические занятия. |
2 |
|||
1. |
Работа с нормативными документами |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
6 |
|||
1. |
Организация нормативного регулирования аудиторской деятельности. |
|||
2. |
Профессиональная этика аудитора. |
|||
3. |
Организация подготовки аудиторской деятельности. |
|||
Тема 2. Методология аудита |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
|
1. |
Общие понятия о формах и методах аудиторской деятельности. |
|||
2. |
Технологические основы аудита. Планирование аудита: подготовка общего плана и программы аудита. Контроль качества аудита. Этапы аудиторской проверки. Существенность в аудите. Аудиторский риск: понятие, компоненты, методика определения. Аудиторские доказательства: виды, условия и методы получения. Документирование аудита. |
2 |
||
3. |
Аудиторское заключение. Структура и формы аудиторского заключения. Основные принципы подготовки аудиторских заключений по специальным заданиям. |
2 |
||
Практические занятия. |
4 |
|||
2. |
Составление договора на оказание аудиторских услуг. Разработка плана и программы аудиторской проверки |
|||
3. |
Составление аудиторского заключения. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
6 |
|||
4. |
Оценка существенности и аудиторского риска |
|||
5. |
Подготовка аудиторского заключения |
|||
6. |
Аудит учетной политики организации |
|||
Тема 3. Методика проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности организации. |
Содержание учебного материала |
12 |
||
1. |
Пообъектный подход к проведению аудита. Циклический подход к проведению аудита. Основные положения методики аудита однородных хозяйственных операций. Аудит системных вопросов. Аудит системы управления организацией. Цель, задачи, информационное обеспечение аудита. |
2 |
||
2. |
Аудиторская проверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Проверка правильности документального отражения операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами. Проверка правомерного использования экономическими субъектами льгот по налогам и сборам в расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами. |
2 |
||
3. |
Аудиторская проверка расчетных и кредитных операций. Аудит учета операций с денежными средствами. Аудит кассовых операций. Аудит банковских операций. Аудит расчетов с подотчетными лицами. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями. Аудит кредитов и займов. Проверка правильности документального отражения расчетных и кредитных операций. |
2 |
||
4. |
Аудиторская проверка операций с основными средствами и нематериальными активами. Аудит вложений во внеоборотные активы. Аудит операций с основными средствами. Проверка операций по приобретению и движению основных средств и правильности документального отражения данных операций. Аудит операций с нематериальными активами. Проверка операций по приобретению и движению нематериальных активов. |
2 |
||
5. |
Аудиторская проверка операций с производственными запасами и товарами. Цель, задачи, информационное обеспечение аудита. Аудит производственных запасов. |
2 |
||
6. |
Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда. Проверка правильности начисления и уплаты налогов по расчетам с физическими лицами. |
2 |
||
7. |
Аудит учета затрат, относимых на себестоимость готовой продукции и ее продажи. Аудит затрат на производство и выпуск готовой продукции. |
2 |
||
8. |
Особенности аудита в непроизводственных отраслях экономики. Цель, задачи, информационной обеспечение аудита. |
2 |
||
9. |
Аудит продаж и финансовых результатов. Аудит использования прибыли. Проверка правильности формирования финансовых результатов и использования прибыли. Проверка ведения синтетического и аналитического учета. |
2 |
||
10. |
Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности. Критерии оценки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Проверка содержания бухгалтерской и налоговой отчетности, сроков представления. Действия аудитора при выявлении искажений в бухгалтерской отчетности. |
2 |
||
11. |
Действие аудитора при выявлении искажений в бухгалтерской отчетности. |
2 |
||
Практические занятия |
20
|
|||
4. |
Проверка наличных денег в кассе предприятия |
|||
5. |
Проверка правильности начисления и уплаты налогов и сборов |
|||
6. |
Проверка дебиторско-кредиторской задолженности |
|||
7. |
Проверка правильности оценки основных средств, начисления амортизации |
|||
8. |
Проверка сохранности материальных ценностей |
|||
9. |
Проверка правильности начисления заработной платы, удержаний из заработной платы |
|||
10. |
Аудит учета и реализации готовой продукции |
|||
11. |
Проверка достоверности финансовых результатов |
|||
12. |
Проверка правильности формирования и использования уставного, резервного и добавочного капиталов |
|||
13. |
Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности организации |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
13 |
|||
7. |
Аудит учредительных документов, уставного капитала, расчетов с учредителями |
|||
8. |
Аудит учета денежных средств и финансовых вложений |
|||
9. |
Аудит учета расчетных операций |
|||
10. |
Аудит учета основных средств и нематериальных активов |
|||
11. |
Аудит учета материально-производственных запасов |
|||
12. |
Аудит соблюдения трудового законодательства и расчетов с персоналом по оплате труда |
|||
13. |
Аудит учета затрат на производство и выпуска готовой продукции |
|||
14. |
Аудит учета продаж продукции и финансовых результатов |
|||
Всего |
75 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «АУДИТ»
3.1. Требования к материально -техническому обеспечению
Реализация учебной программы дисциплины предусматривает наличие учебного кабинета бухгалтерского учета, налогообложения и аудита.
Оборудование учебного кабинета:
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия по темам курса «Аудит»;
учебная мебель.
Технические средства обучения: мультимедиа проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, нормативных документов
Нормативно – правовая база:
Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ.
Налоговый кодекс РФ (часть 1 и 2).
Федеральный закон РФ от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Положение «О бухгалтерском учете и отчетности в РФ» от 29.07.1998 N 34н (ред. от 29.03.2017).
Основные источники:
Шеремет А. Д., Суйц В. П Аудит: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2017.
Подольский В.И. Савин А. А. Сотникова Л.В. Аудит: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
Савин А. А., Подольский В.И. Аудит. Учебник. - М.: Юрайт, 2015.
Дополнительные источники:
Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит: Учебник.- М.: Юрайт, 2009.
Ежемесячный научно-практический журнал «Бухгалтерский учет»
Ежемесячный журнал «Нормативные акты»
Ежемесячный научно-практический журнал «Главбух»
Интернет-ресурсы:
http://repetitor-nachbuh.ru/index.php/map-site
https://sites.google.com/site/obrprofru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Освоенные умения |
|
Ориентироваться в нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации |
Защита практических работ, защита заданий проектного характера |
Выполнять работы по проведению аудиторских проверок |
Защита практических работ, защита заданий проектного характера |
Выполнять работы по составлению аудиторских заключений |
Защита практических работ, защита заданий проектного характера |
Знания: |
|
Основные принципы аудиторской деятельности |
Устный, письменный, тестовый опрос |
Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации |
Устный, письменный, тестовый опрос |
Основные процедуры аудиторской проверки |
Устный, письменный, тестовый опрос |
Порядок оценки систем внутреннего и внешнего аудита |
Устный, письменный, тестовый опрос |
Итоговая аттестация |
Экзамен |