12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шигаева Наталья Николаевна22 |
Рабочая программа по дисциплине «Экономика отрасли» специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Дзержинский индустриально-коммерческий техникум"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
ОП.07 Экономика отрасли по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений на базе основного общего образования | ||
Форма обучения: очная | ||
2018 | ||
Разработчик: Преподаватель общепрофессиональных дисциплин высшей квалификационной категории Шигаева Наталья Николаевна |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 8 |
| 9 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экономика отрасли»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экономика отрасли» является обязательной частью ОП.00 общеобразовательного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Учебная программа «Экономика отрасли» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
1 | 2 | 3 |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; составлять и заключать договоры подряда; использовать информацию о рынке, определять товарную номенклатуру, товародвижение и сбыт; в соответствии с изменениями влияния внешней или внутренней среды определять направление менеджмента; | состав трудовых и финансовых ресурсов организации; основные фонды и оборотные средства строительной организации, показатели их использования; основные технико-экономические показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации; механизмы ценообразования на строительную продукцию, формы оплаты труда; методологию и технологию современного менеджмента; характер тенденций развития современного менеджмента; |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | ||
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | ||
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | ||
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | ||
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотичес-скую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей | ||
ОК 07. Содействовать сохранению окружа-ющей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | ||
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | ||
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и ино-странном языках | ||
1 | 2 | 3 |
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере | требования, пре-дъявляемые к сов-ременному менеджменту; стратегию и тактику маркетинга; | |
ПК 3.1. Осуществлять оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении строительно-монтажных работ, в том числе отделочных работ, текущего ремонта и реконструкции строительных объектов | ||
ПК 3.2. Обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении производственных задач | ||
ПК 3.3. Обеспечивать ведение текущей и исполнительной документации по выполняемым видам строительных работ |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 48 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 36 |
лабораторные работы | |
практические занятия | 10 |
курсовая работа (проект) | |
Самостоятельная работа |
|
Промежуточная аттестация | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Экономические основы организации предприятий и предпринимательской деятельности | 10 | ||
Тема 1.1. Роль строительного комплекса и его значение в национальной экономике | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. – ОК 07., ОК 09. – ОК 11. |
Структура национальной экономики: сферы экономики, отрасли, секторы. Роль и значение отрасли в системе экономики страны. Специфические особенности отрасли, влияющие на формирование ее экономического потенциала. Этапы развития, современное состояние и перспективы развития. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | ||
|
| ||
|
| ||
Тема 1.2. Организация (предприятие) – основное звено экономики | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01. – ОК 07., ОК 09. – ОК 11. |
Цель создания и функционирования организации. Этапы создания и ликвидация предприятий. Классификация организаций. Виды предприятий. Малые предприятия (малый бизнес): понятие, экономическая сущность. Отраслевые особенности структуры организации. Организационно-правовые формы организаций. | 2
2
2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | ||
|
| ||
|
| ||
Тема 1.3. Инвестиционная деятельность капитального строительства | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. – ОК 07., ОК 09. – ОК 11., ПК 3.1. – ПК 3.3. |
Капитальное строительство, как один из сегментов инвестиционной деятельности. Этапы строительного процесса. | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Субъекты инвестиционной деятельности: инвестор, заказчик, застройщик, подрядчик. Организационные формы капитального строительства. | |||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | ||
|
| ||
|
| ||
Раздел 2. Экономические ресурсы организации | 16 | ||
Тема 2.1. Основные фонды. Виды стоимостных оценок основных фондов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. – ОК 07., ОК 09. – ОК 11., ПК 3.1. – ПК 3.3. |
Основные фонды как материально-техническая основа процесса функционирования предприятия. Состав и структура основных фондов. Виды стоимостных оценок основных фондов. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | ||
|
| ||
|
| ||
Тема 2.2.Амортизация основных фондов. Показатели использования основных фондов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. – ОК 07., ОК 09. – ОК 11., ПК 3.1. – ПК 3.3. |
Физический и моральный износ основных фондов. Методы исчисления амортизации. Система показателей использования основных фондов. Пути повышения эффективности использования основных фондов. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
Практическое занятие № 1.Определение стоимости основных фондов и расчет амортизационных отчислений. Расчет показателей использования основных фондов. | 2 | ||
|
| ||
|
| ||
Тема 2.3. Оборотные средства организации | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. – ОК 07., ОК 09. – ОК 11., ПК 3.1. – ПК 3.3. |
Сущность, состав, структура оборотных средств организации. Кругооборот средств предприятия. Источники формирования оборотных средств. Методика определения потребности предприятия в оборотных средствах. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
Практическое занятие № 2. Расчет оптимальной величины оборотных средств организации. Расчет показателей использования оборотных средств | 2 | ||
|
| ||
|
| ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 2.4. Трудовые ресурсы организации | Содержание учебного материала | 2 | |
Персонал и его структура. Планирование численности персонала. Организация и нормирование труда. Производительность труда: экономическая сущность, показатели и методы измерения производительности труда. Факторы, влияющие на производительность труда. | 2 | ОК 01. – ОК 07., ОК 09. – ОК 11., ПК 3.1. – ПК 3.3. | |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | ||
|
| ||
|
| ||
Тема 2.5. Организация оплаты труда | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. – ОК 07., ОК 09. – ОК 11., ПК 3.1. – ПК 3.3. |
Формы и системы оплаты труда. Тарифная система как метод организации и регулирования заработной платы на государственных предприятиях. Трудовые соглашения, контракты. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
Практическое занятие №3. Расчет заработной платы работников при различных системах оплаты труда | 2 | ||
|
| ||
|
| ||
Раздел 3. Издержки производства и себестоимость продукции. Ценовая стратегия организации | 8 | ||
Тема 3.1. Классификация затрат на производство и реализацию продукции | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. – ОК 07., ОК 09. – ОК 11., ПК 3.1. – ПК 3.3. |
Издержки производства: понятие, состав, структура. Постоянные и переменные издержки; средние и предельные издержки производства. Формирование затрат на производство и себестоимость продукции. Классификация затрат по статьям калькуляции. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
Практическое занятие № 4. Составление калькуляции затрат на производство и реализацию продукции | 2 | ||
|
| ||
|
| ||
Тема 3.2.Себестоимость строительно-монтажных работ, виды себестоимости | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. – ОК 07., ОК 09. – ОК 11., ПК 3.1. – ПК 3.3. |
Понятие и виды себестоимости. Классификация затрат по экономическим элементам. Сметная себестоимость строительно-монтажных работ. | 2 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | ||
|
| ||
|
| ||
Тема 3.3. Ценовая политика и ценовая стратегия | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. – ОК 07., ОК 09. – ОК 11., ПК 3.1. – ПК 3.3. |
Понятие и функции цен в рыночной экономике. Виды цен: свободные, регулируемые, оптовые, розничные, закупочные. Структура цен. Понятие ценовой политики, ее цели и значение. Разработка предприятием стратегии ценообразования. Выбор метода ценообразования. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | ||
|
| ||
|
| ||
Раздел 4. Финансы организации | 8 | ||
Тема 4.1.Финансовые ресурсы организации | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. – ОК 07., ОК 09. – ОК 11., ПК 3.1. – ПК 3.3. |
Понятие финансовых ресурсов. Группировка финансовых ресурсов в соответствии с источниками их формирования. Выручка от реализации продукции (оказания услуг): понятие, методика расчета. Финансовый механизм, финансовые методы. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | ||
|
| ||
|
| ||
Тема 4.2. Взаимодействие организации с различными финансовыми институтами | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. – ОК 07., ОК 09. – ОК 11., ПК 3.1. – ПК 3.3. |
Взаимоотношение организации с банками. Кредитные отношения с банком. Страховые компании. Биржа. Фондовый рынок. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | ||
|
| ||
|
| ||
Тема 4.3.Показатели эффективной деятельности организации | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. – ОК 07., ОК 09. – ОК 11., ПК 3.1. – ПК 3.3. |
Доход: понятие, экономическая сущность. Виды доходов. Виды прибыли. Распределение чистой прибыли. Показатели уровня рентабельности. Основные направления повышения рентабельности. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 | ||
Практическое занятие № 5. Расчет прибыли и показателей рентабельности | 2 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
|
| ||
|
| ||
Раздел 5. Основы налогообложения организаций | 4 | ||
Тема 5.1. Общая характеристика налоговой системы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. – ОК 07., ОК 09. – ОК 11., ПК 3.1. – ПК 3.3. |
Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговый кодекс Российской Федерации. Функции налогов. Методы исчисления налогов. | |||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | ||
|
| ||
|
| ||
Тема 5.2. Классификация налогов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. – ОК 07., ОК 09. – ОК 11., ПК 3.1. – ПК 3.3. |
Классификация и характеристика налогов. Федеральные налоги: на добавленную стоимость, на прибыль организаций, страховые взносы. Акцизы. Региональные и местные налоги. Плательщики налога, объекты обложения, и сроки уплаты. Налоговая база и ставки, налоговые льготы. Порядок исчисления налога. | 2 | ||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | ||
|
| ||
|
| ||
Промежуточная аттестация | 2 | ||
Всего: | 48 |
3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены специальные помещения.
Кабинет «Экономика отрасли и предпринимательства», оснащенный оборудованием:
рабочие места преподавателя и обучающихся (столы, стулья);
технические средства обучения: мобильное автоматизированное рабочее место преподавателя: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, акустическая
система.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Техническое нормирование, оплата труда и проектно-сметное дело в строительстве: учебник / И.А. Либерман. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 400 с
2. Экономика строительства. Практикум: учеб. пособие/А.Н. Кочурко. – Минск: Вышэйшая школа, 2017. – 120 с.: ил.
3. Экономика организации (предприятия): учебник/ В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко – 10-е изд., стер.-М,: КНОРУС, 2016. – 416 с.-
4. Экономика отрасли (строительство): Учебник / В.В.Акимов, А.Г.Герасимова, Т.Н.Макарова - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 286 с.
3.2.1. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Голов, Р. С. Организация производства, экономика и управление в промышленности [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / Голов Р. С., Агарков А. П., Мыльник А. В. – М.:Дашков и К, 2017. – 858 с. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа
2. Экономика, организация и управление промышленным предприятием [Электронный ресурс] : учебник / Е. Д. Коршунова и др. – М.: КУРС: ИНФРА-М, 2017. – 272 с. – Режим доступа:
3. Экономика отрасли (строительство) : учебник / В.В. Акимов, А.Г. Герасимова, Т.Н. Макарова, В.Ф. Мерзляков, К.А. Огай. — 2-е изд. — М. : ИНФРАМ, 2018. — 300 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа
3.2.3. Дополнительные источники
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
2. МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации. – М.: Госстрой России, 2004.
3. Методические рекомендации по практическим работам.
4. Методические рекомендации по самостоятельной работе
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
1 | 2 | 3 |
Знать: - состав трудовых и финансовых ресурсов организации; | - Определяет персонал организации, структуру количественных и качественных характеристика трудовых ресурсов. - Владеет методикой расчета численности работников организации, показателей производительности труда. - Ориентируется и выбирает источники формирования финансовых ресурсов предприятия. - Демонстрирует знания структуры финансовых ресурсов предприятия, финансового механизма, финансовых методов. - Демонстрирует знания состава трудовых и финансовых ресурсов организации. | Тестовый и устный контроль по заданной тематике
|
- основные фонды и оборотные средства строительной организации, показатели их использования; | - Ориентируется в понятии, классификации, структуре основных фондов и оборотных средств. - Ориентируется и выбирает источники формирования основных фондов и оборотных средств. - Оценивает основные фонды в натуральной и денежной форме. - Знает виды износа. - Использует методы амортизационных начислений. - Демонстрирует знания показателей использования основных фондов и оборотных средств. | Тестовый и устный контроль по заданной тематике |
- основные технико-экономи-ческие показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации; - механизмы ценообразования на строительную продукцию, формы оплаты труда; - методику разработки бизнес-плана; - содержание основных составляющих общего менеджмента; - методологию и технологию современного менеджмента; - характер тенденций развития современного менеджмента; - требования, предъявляемые к современному менеджеру; | - Демонстрирует знания видов прибыли и показателей рентабельности, структуры сметной стоимости строительно-монтажных работ, формы оплаты труда, функций менеджмента, требований, предъявляемые к современному менеджеру, стратегия и тактика маркетинга. | Тестовый и устный контроль по заданной тематике Оценка выполненных рефератов |
1 | 2 | 3 |
- стратегию и тактику маркетинга. | . | |
уметь: - рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; - оформлять основные документы по регистрации малых предприятий; - составлять и заключать договоры подряда; - использовать информацию о рынке, определять товарную номенклатуру, товародвижение и сбыт; - в соответствии с изменениями влияния внешней или внутренней среды определять направление менеджмента. | - Определяет стоимость основных фондов и величины оборотных средств. - Рассчитывает амортизационные отчисления, показатели использования основных фондов и оборотных средств, сметную, плановую себестоимость, прибыль и рентабельность. - Рассчитывает по принятой методологии основные технико-экономические и финансовые показатели деятельности организации; - Проводит маркетинговые исследования сбыта строительной продукции. - Разрабатывает модели влияния внешней среды на организацию. | Оценка выполнения практических заданий. |