12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шигаева Наталья Николаевна22
0

Рабочая программа по дисциплине «Экономика отрасли» специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ

ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Дзержинский индустриально-коммерческий техникум"


 


 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины

ОП.07 Экономика отрасли

по программе подготовки специалистов среднего звена

по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация

зданий и сооружений

на базе основного общего образования

 

Форма обучения: очная

 
 
 

2018

рассмотрена:

на заседании методической комиссии

Протокол № __ от _________ 201__ г.

Председатель МК

______________ Дмитриева Л.Б.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного

образовательного стандарта среднего

профессионального образования по

специальности 08.02.01 Строительство и

эксплуатация зданий и сооружений

(Пр. Минобрнауки от «10» января 2018 г.

№ 2)

Зам. директора по УР

_____________ Левина Г.М.

«____» _____________ 201__ г.

Разработчик:

Преподаватель общепрофессиональных дисциплин высшей квалификационной категории Шигаева Наталья Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экономика отрасли»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Экономика отрасли» является обязательной частью ОП.00 общеобразовательного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Учебная программа «Экономика отрасли» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

1

2

3

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

составлять и заключать договоры подряда;

использовать информацию о рынке, определять товарную номенклатуру, товародвижение и сбыт;

в соответствии с изменениями влияния внешней или внутренней среды определять направление менеджмента;

состав трудовых и финансовых ресурсов организации;

основные фонды и оборотные средства строительной организации, показатели их использования;

основные технико-экономические показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации;

механизмы ценообразования на строительную продукцию, формы оплаты труда;

методологию и технологию современного менеджмента;

характер тенденций развития современного менеджмента;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотичес-скую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

ОК 07. Содействовать сохранению окружа-ющей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и ино-странном языках

1

2

3

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

 

требования, пре-дъявляемые к сов-ременному менеджменту;

стратегию и тактику маркетинга;

ПК 3.1. Осуществлять оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении строительно-монтажных работ, в том числе отделочных работ, текущего ремонта и реконструкции строительных объектов

ПК 3.2. Обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении производственных задач

ПК 3.3. Обеспечивать ведение текущей и исполнительной документации по выполняемым видам строительных работ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Объем образовательной программы

48

в том числе:

 

теоретическое обучение

36

лабораторные работы

 

практические занятия

10

курсовая работа (проект)

 

Самостоятельная работа

 

Промежуточная аттестация

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала

и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в

часах

Коды

компетенций,

формированию

которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Экономические основы организации предприятий и предпринимательской деятельности  

10

 

Тема 1.1. Роль строительного комплекса и его значение в национальной экономике

Содержание учебного материала

2

ОК 01. – ОК 07.,

ОК 09. – ОК 11.

Структура национальной экономики: сферы экономики, отрасли, секторы. Роль и значение отрасли в системе экономики страны. Специфические особенности отрасли, влияющие на формирование ее экономического потенциала. Этапы развития, современное состояние и перспективы развития.

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

 

 

 

 

Тема 1.2. Организация (предприятие) – основное звено экономики

Содержание учебного материала

6

ОК 01. – ОК 07.,

ОК 09. – ОК 11.

Цель создания и функционирования организации. Этапы создания и ликвидация предприятий.

Классификация организаций. Виды предприятий. Малые предприятия (малый бизнес): понятие, экономическая сущность. Отраслевые особенности структуры организации.

Организационно-правовые формы организаций.

2

 

2

 

 

 

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

 

 

 

 

Тема 1.3. Инвестиционная деятельность капитального строительства

Содержание учебного материала

2

ОК 01. – ОК 07.,

ОК 09. – ОК 11.,

ПК 3.1. – ПК 3.3.

Капитальное строительство, как один из сегментов инвестиционной деятельности. Этапы строительного процесса.

2

1

2

3

4

 

Субъекты инвестиционной деятельности: инвестор, заказчик, застройщик, подрядчик. Организационные формы капитального строительства.

   

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

 

 

 

 

Раздел 2. Экономические ресурсы организации  

16

 

Тема 2.1. Основные фонды. Виды стоимостных оценок основных фондов

Содержание учебного материала

2

ОК 01. – ОК 07.,

ОК 09. – ОК 11.,

ПК 3.1. – ПК 3.3.

Основные фонды как материально-техническая основа процесса функционирования предприятия. Состав и структура основных фондов. Виды стоимостных оценок основных фондов.

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

 

 

 

 

Тема 2.2.Амортизация основных фондов. Показатели использования основных фондов

Содержание учебного материала

2

ОК 01. – ОК 07.,

ОК 09. – ОК 11.,

ПК 3.1. – ПК 3.3.

Физический и моральный износ основных фондов. Методы исчисления амортизации. Система показателей использования основных фондов. Пути повышения эффективности использования основных фондов.

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие № 1.Определение стоимости основных фондов и расчет амортизационных отчислений. Расчет показателей использования основных фондов.

2

 

 

 

 

Тема 2.3. Оборотные

средства организации

Содержание учебного материала

2

ОК 01. – ОК 07.,

ОК 09. – ОК 11.,

ПК 3.1. – ПК 3.3.

Сущность, состав, структура оборотных средств организации. Кругооборот средств предприятия. Источники формирования оборотных средств. Методика определения потребности предприятия в оборотных средствах.

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие № 2. Расчет оптимальной величины оборотных средств организации. Расчет показателей использования оборотных средств

2

 

 

 

 

1

2

3

4

Тема 2.4. Трудовые ресурсы организации

Содержание учебного материала

2

 

Персонал и его структура. Планирование численности персонала. Организация и нормирование труда. Производительность труда: экономическая сущность, показатели и методы измерения производительности труда. Факторы, влияющие на производительность труда.

2

ОК 01. – ОК 07.,

ОК 09. – ОК 11.,

ПК 3.1. – ПК 3.3.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

 

 

 

 

Тема 2.5. Организация оплаты труда

Содержание учебного материала

2

ОК 01. – ОК 07.,

ОК 09. – ОК 11.,

ПК 3.1. – ПК 3.3.

Формы и системы оплаты труда. Тарифная система как метод организации и регулирования заработной платы на государственных предприятиях. Трудовые соглашения, контракты.

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие №3. Расчет заработной платы работников при различных системах оплаты труда

2

 

 

 

 

Раздел 3. Издержки производства и себестоимость продукции. Ценовая стратегия организации

 

8

 

Тема 3.1.

Классификация затрат на производство и реализацию продукции

Содержание учебного материала

2

ОК 01. – ОК 07.,

ОК 09. – ОК 11.,

ПК 3.1. – ПК 3.3.

Издержки производства: понятие, состав, структура. Постоянные и переменные издержки; средние и предельные издержки производства. Формирование затрат на производство и себестоимость продукции. Классификация затрат по статьям калькуляции.

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие № 4. Составление калькуляции затрат на производство и реализацию продукции

2

 

 

 

 

Тема 3.2.Себестоимость строительно-монтажных работ, виды себестоимости

Содержание учебного материала

2

ОК 01. – ОК 07.,

ОК 09. – ОК 11.,

ПК 3.1. – ПК 3.3.

Понятие и виды себестоимости. Классификация затрат по экономическим элементам. Сметная себестоимость строительно-монтажных работ.

2

1

2

3

4

 

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

 

 

 

 

 

Тема 3.3. Ценовая политика и ценовая стратегия

Содержание учебного материала

2

ОК 01. – ОК 07.,

ОК 09. – ОК 11.,

ПК 3.1. – ПК 3.3.

Понятие и функции цен в рыночной экономике. Виды цен: свободные, регулируемые, оптовые, розничные, закупочные. Структура цен. Понятие ценовой политики, ее цели и значение. Разработка предприятием стратегии ценообразования. Выбор метода ценообразования.

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

 

 

 

 

Раздел 4. Финансы

организации

 

8

 

Тема 4.1.Финансовые ресурсы организации

Содержание учебного материала

2

ОК 01. – ОК 07.,

ОК 09. – ОК 11.,

ПК 3.1. – ПК 3.3.

Понятие финансовых ресурсов. Группировка финансовых ресурсов в соответствии с источниками их формирования. Выручка от реализации продукции (оказания услуг): понятие, методика расчета. Финансовый механизм, финансовые методы.

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

 

 

 

 

Тема 4.2. Взаимодействие организации с различными финансовыми институтами

Содержание учебного материала

2

ОК 01. – ОК 07.,

ОК 09. – ОК 11.,

ПК 3.1. – ПК 3.3.

Взаимоотношение организации с банками. Кредитные отношения с банком. Страховые компании. Биржа. Фондовый рынок.

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

 

 

 

 

Тема 4.3.Показатели эффективной деятельности организации

Содержание учебного материала

2

ОК 01. – ОК 07.,

ОК 09. – ОК 11.,

ПК 3.1. – ПК 3.3.

Доход: понятие, экономическая сущность. Виды доходов. Виды прибыли. Распределение чистой прибыли. Показатели уровня рентабельности. Основные направления повышения рентабельности.

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие № 5. Расчет прибыли и показателей рентабельности

2

1

2

3

4

 

 

 

 
 

 

 

 

Раздел 5. Основы

налогообложения

организаций

 

4

 

Тема 5.1. Общая характеристика налоговой системы

Содержание учебного материала

2

ОК 01. – ОК 07.,

ОК 09. – ОК 11.,

ПК 3.1. – ПК 3.3.

Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговый кодекс Российской Федерации. Функции налогов. Методы исчисления налогов.

 

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

 

 

 

 

Тема 5.2. Классификация налогов

Содержание учебного материала

2

ОК 01. – ОК 07.,

ОК 09. – ОК 11.,

ПК 3.1. – ПК 3.3.

Классификация и характеристика налогов. Федеральные налоги: на добавленную стоимость, на прибыль организаций, страховые взносы. Акцизы. Региональные и местные налоги. Плательщики налога, объекты обложения, и сроки уплаты. Налоговая база и ставки, налоговые льготы. Порядок исчисления налога.

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

 

 

 

 

Промежуточная аттестация

2

 

Всего:

48

 

3. Условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены специальные помещения.

Кабинет «Экономика отрасли и предпринимательства», оснащенный оборудованием:

рабочие места преподавателя и обучающихся (столы, стулья);

технические средства обучения: мобильное автоматизированное рабочее место преподавателя: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, акустическая

система.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.

3.2.1. Печатные издания

1. Техническое нормирование, оплата труда и проектно-сметное дело в строительстве: учебник / И.А. Либерман. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 400 с

2. Экономика строительства. Практикум: учеб. пособие/А.Н. Кочурко. – Минск: Вышэйшая школа, 2017. – 120 с.: ил.

3. Экономика организации (предприятия): учебник/ В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко – 10-е изд., стер.-М,: КНОРУС, 2016. – 416 с.-

4. Экономика отрасли (строительство): Учебник / В.В.Акимов, А.Г.Герасимова, Т.Н.Макарова - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 286 с.

3.2.1. Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Голов, Р. С. Организация производства, экономика и управление в промышленности [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / Голов Р. С., Агарков А. П., Мыльник А. В. – М.:Дашков и К, 2017. – 858 с. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа http://znanium.com/catalog.php ?bookinfo=935837

2. Экономика, организация и управление промышленным предприятием [Электронный ресурс] : учебник / Е. Д. Коршунова и др. – М.: КУРС: ИНФРА-М, 2017. – 272 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php ?bookinfo=635023

3. Экономика отрасли (строительство) : учебник / В.В. Акимов, А.Г. Герасимова, Т.Н. Макарова, В.Ф. Мерзляков, К.А. Огай. — 2-е изд. — М. : ИНФРАМ, 2018. — 300 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com ].

3.2.3. Дополнительные источники

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

2. МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации. – М.: Госстрой России, 2004.

3. Методические рекомендации по практическим работам.

4. Методические рекомендации по самостоятельной работе

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

1

2

3

Знать:

- состав трудовых и финансовых ресурсов организации;

- Определяет персонал организации, структуру количественных и качественных характеристика трудовых ресурсов.

- Владеет методикой расчета численности работников организации, показателей производительности труда.

- Ориентируется и выбирает источники формирования финансовых ресурсов предприятия.

- Демонстрирует знания структуры финансовых ресурсов предприятия, финансового механизма, финансовых методов.

- Демонстрирует знания состава трудовых и финансовых ресурсов организации.

Тестовый и устный контроль по заданной тематике

 

- основные фонды и оборотные средства строительной организации, показатели их использования;

- Ориентируется в понятии, классификации, структуре основных фондов и оборотных средств.

- Ориентируется и выбирает источники формирования основных фондов и оборотных средств.

- Оценивает основные фонды в натуральной и денежной форме.

- Знает виды износа.

- Использует методы амортизационных начислений.

- Демонстрирует знания показателей использования основных фондов и оборотных средств.

Тестовый и устный

контроль по заданной тематике

- основные технико-экономи-ческие показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации;

- механизмы ценообразования на строительную продукцию, формы оплаты труда;

- методику разработки бизнес-плана;

- содержание основных составляющих общего менеджмента;

- методологию и технологию современного менеджмента;

- характер тенденций развития современного менеджмента;

- требования, предъявляемые к современному менеджеру;

- Демонстрирует знания видов прибыли и показателей рентабельности, структуры сметной стоимости строительно-монтажных работ, формы оплаты труда, функций менеджмента, требований, предъявляемые к современному менеджеру, стратегия и тактика маркетинга.

Тестовый и устный контроль по заданной тематике

Оценка выполненных рефератов

1

2

3

- стратегию и тактику маркетинга.

 

.

уметь:

- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- оформлять основные документы по регистрации малых предприятий;

- составлять и заключать договоры подряда;

- использовать информацию о рынке, определять товарную номенклатуру, товародвижение и сбыт;

- в соответствии с изменениями влияния внешней или внутренней среды определять направление менеджмента.

- Определяет стоимость основных фондов и величины оборотных средств.

- Рассчитывает амортизационные отчисления, показатели использования основных фондов и оборотных средств, сметную, плановую себестоимость, прибыль и рентабельность.

- Рассчитывает по принятой методологии основные технико-экономические и финансовые показатели деятельности организации;

- Проводит маркетинговые исследования сбыта строительной продукции.

- Разрабатывает модели влияния внешней среды на организацию.

Оценка выполнения практических заданий.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.