Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации (предпрития)»
Департамент образования и молодёжной политики
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«Нижневартовский строительный КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено на заседании «Утверждаю»
Педагогического совета _____________А.А. Десятов
Протокол №______
от «__________»_2012г Директор БУ СПО «НСК»
«_______»2015г
РАБОЧАЯ программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
« Экономика организации (предпрития)»
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ часть
основной профессиональной образовательной программы
в соответствии с ФГОС по ПРОФЕССИИ НПО
260807.01 Повар, кондитер (ТПП иПТ)
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации ( предприятия)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии начального профессионального образования (НПО) 260807.01 Повар, кондитер
Организация-разработчик:
бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский строительный колледж»
Разработчик:
Короткова Л.В.., бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский строительный колледж»
Протокол № ___1___ от «_8__» _____09________ 2015 г.
Согласовано:
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
______________Экономика организации (предприятия)_________
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) 260807.01 Повар, кондитер
Программа учебной дисциплины может быть использована В профессиональном цикле по экономическим специальностями НПО
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- рассчитывать по принятой методологии основные технико- экономические показатели деятельности организации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
48 |
в том числе: |
|
практические занятия |
30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
24 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
Раздел 1 Предприятие и организация производства |
10 |
||||||
Тема 1.1 Предприятие, принципы его построения. Организационно – правовые формы. |
Содержание |
2 |
|||||
1 |
Предприятие как основной субъект рыночной экономики. Основные принципы построения экономической системы организации. Предпринимательство и организационные формы предприятия. Классификация хозяйствующих субъектов по признаку организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, государственные и муниципальные предприятия. Значение инфраструктуры в развитии рыночных отношений. Совершенствование отраслевой структуры Различие предприятий по формам собственности. |
2 |
|||||
Темы для самостоятельной внеаудиторной работы: Организационно - правовые формы собственности. Основные задачи рыночной экономики в России.
|
2 |
1 |
|||||
Тема 1.2 Производственная структура предприятия. Типы производства |
Содержание |
2 |
1 |
||||
1 |
Цех, участок как основная единица промышленного предприятия. Основные пути совершенствования производственной структуры. Организация и организационная структура. Распределение обязанностей на предприятии. Основные требования предъявляемые к персоналу. Сплоченный коллектив-залог успеха всего предприятия. Типы организации производства Характеристика организации и её технический уровень. Факторы влияющие на тип организации производства. Основные типы производства. Технологические процессы на производстве. Система технологической документации и технической оснащенности. |
||||||
Практические занятия: Деловая игра: «Я бы открыл такое дело…» |
2 |
3 |
|||||
Темы для самостоятельной внеаудиторной работы: Организация и организационная структура. Типы производственной структуры: предметная, технологическая и смешанная. Типы организации производства. |
2 |
||||||
Раздел 2 Экономические ресурсы организации |
20 |
||||||
Тема 2.1 Основные фонды и нематериальные активы. Виды оценок и амортизация основных фондов.
|
Содержание |
2 |
|||||
1 |
Понятие, классификация, структура основных фондов. Основные фонды - главная составляющая имущества организации. Сущность основных фондов. Структура основных фондов. Методика определения стоимости основных фондов. Оценка основных фондов в натуральной и денежной форме. Первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная стоимость. Нематериальные активы, находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Объекты интеллектуальной собственности. Износ нематериальных активов. Моральный и физический износ. Понятие «амортизация». Норма амортизации. Методы амортизационных начислений объектов основных производственных фондов: линейный, нелинейный; способ уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, списания стоимости пропорционально объёму продукции (услуг). |
1,2 |
|||||
Практические занятия: Расчет стоимости основных фондов: первоначальная, восстановительная, остаточная, среднегодовая стоимость основных фондов. |
2 |
3 1 |
|||||
Темы для самостоятельной внеаудиторной работы: Формирование имущества предприятия Деловая репутация, товарный знак, организационные расходы. |
1 |
||||||
Практические занятия: Расчёт норм амортизации, амортизационных отчислений с применением методов амортизации. |
2 |
||||||
3 |
|||||||
3 |
|||||||
Темы для самостоятельной внеаудиторной работы: Нормирование основных фондов |
1 |
||||||
Тема 2.2 Показатели использования основных фондов |
Содержание |
2 |
|||||
1 |
Обобщающие и частные показатели. Показатели экстенсивного, интенсивного и интегрального использования основных фондов. Коэффициенты обновления, выбытия, сменности, загрузки оборудования; фондоотдача, фондоёмкость, фондовооружённость. Расчет показателей использования основных фондов. Основные пути улучшения использования основных фондов. |
1.2 |
|||||
Практические занятия: расчёт показателей использования основных фондов: экстенсивного, интенсивного, интегрального использования основных фондов. |
2 |
3 1,2 |
|||||
Темы для самостоятельной внеаудиторной работы: Формы воспроизводства и пути совершенствования основных средств Переоценка необоротных активов предприятия, модернизация оборудования, реконструкция предприятия. |
2 |
||||||
Тема 2.3 Оборотные средства организации. Показатели использования оборотных средств |
Содержание |
2 |
1,2 |
||||
1 Сущность, состав, структура оборотных средств организации. Кругооборот средств предприятия. Состав и классификация оборотных средств. Источники формирования оборотных средств. Методика определения потребности предприятия в оборотных средствах. Показатели характеризующие эффективное использование оборотных средств Коэффициент оборачиваемости, продолжительность одного оборота в днях, коэффициент загрузки. Абсолютное и относительное высвобождение средств. |
|||||||
Практические занятия: Определение потребности организации в оборотных средствах, показатели их использования и обеспеченности. |
2 |
||||||
3 |
|||||||
1 |
|||||||
Темы для самостоятельной внеаудиторной работы: Общемировая проблема – ограниченность ресурсов. Нормирование оборотных средств и управление по источникам формирования. Ресурсный потенциал России |
2 |
||||||
Раздел 3 Кадры предприятия и оплата труда |
9 |
||||||
Тема 3.1 Организация труда на предприятии |
Содержание |
1 |
2 |
||||
1 |
Кадровая политика предприятия. Состав кадров. Организация труда и управления коллективом. Штатное расписание. Стимулирование и улучшение условий труда. Среднесписочный состав работников предприятия и промышленно-производственный персонал. Показатели, характеризующие текучесть кадров. Показатели эффективное использование рабочего времени. |
||||||
Практические занятия: Расчет эффективного времени работы. Расчет показателей текучести кадров |
1 |
3 2 |
|||||
Темы для самостоятельной внеаудиторной работы: Основные требования коллективного договора и трудового соглашения. Должностные обязанности работников. Человеческий фактор – движущая сила предприятия. Подготовка и переподготовка кадров. |
2 |
||||||
Тема 3.2 Организация заработной платы на предприятии |
Содержание |
1 |
|||||
1 |
Заработная плата – основной источник доходов населения. Эффективность труда и факторы влияющие на него. Принципы организации оплаты труда на предприятии. Особенности организации заработной платы. Нормирование труда, тарифная система, формы и системы оплаты труда. Недостатки существующей системы оплаты труда. Основные формы оплаты труда: повременная и сдельная. |
1,2 |
|||||
Практические занятия: Расчет заработной платы с использованием разных систем оплаты труда |
3 |
3 1 |
|||||
Темы для самостоятельной внеаудиторной работы: Компенсации, доплаты и социальные выплаты в пользу работников. |
1 |
||||||
Раздел 4 Планирование деятельности организации |
7 |
||||||
Тема 4.1 Планирование как инструмент принятия управленческих решений |
Содержание |
1 |
1 |
||||
1 |
Планирование деятельности предприятия. Основные вопросы решаемые предприятием с помощью планов. Планирование – инструмент управления. Стратегическое и балансовое планирование. Основные направления планирования. Показатели применяемые в планировании. Задачи планирования. Нормы и нормативы. |
||||||
Темы для самостоятельной внеаудиторной работы: Инфраструктура и обеспечение эффективности продвижения товарно-материальных ценностей. |
1 |
2 |
|||||
Тема 4.2 Содержание и порядок разработки бизнес-плана |
Содержание |
1 |
1,2 |
||||
Планирование деятельности предприятия. Основные вопросы решаемые предприятием с помощью планов. Планирование – инструмент управления. Стратегическое и балансовое планирование. Основные направления планирования. Показатели применяемые в планировании. Задачи планирования. Нормы и нормативы. |
|||||||
Темы для самостоятельной внеаудиторной работы: Особенности плана финансового оздоровления предприятия. |
2 |
2 3 |
|||||
Практические занятия: Разработка бизнес-плана |
2 |
||||||
Раздел 5 Производственные затраты |
12 |
||||||
Тема 5.1 Издержки производства и реализации продукции |
Содержание |
2 |
2 |
||||
1 |
Издержки производства. Номенклатура затрат. Калькуляция. Классификация затрат на предприятии. Понятие себестоимости работ и услуг Структура себестоимости. Факторы влияющие на стоимость выпускаемой продукции. Пути снижения себестоимости в современных условиях. |
||||||
Практические занятия: Составление сметы затрат Определение себестоимости продукции |
2 |
3 |
|||||
Темы для самостоятельной внеаудиторной работы: Затраты и пути снижения затрат на производство и реализацию готовой продукции. |
2 |
||||||
Тема 5.2 Цены и ценообразование |
Содержание |
2 |
2 |
||||
1 |
Цена – инструмент экономики. Виды цен. Ценовой механизм. Ценовая политика предприятия и ценообразование . Механизм ценообразования (затратный и рыночный). Цена на денежные средства. Факторы, влияющие на уровень цен. Методы расчета цены: средние издержки плюс прибыль, целевой прибыли, уникальности товара. |
||||||
Практические занятия: Расчет цен на готовую продукцию с учетом себестоимости изготовления |
2 |
3 2 |
|||||
Темы для самостоятельной внеаудиторной работы: Ценовые стратегии фирмы. Этапы ценообразования. |
2 |
||||||
Раздел 6 Финансовые показатели деятельности предприятия |
16 |
||||||
Тема 6.1 Прибыль и рентабельность |
Содержание |
2 |
2 |
||||
1 |
Прибыль предприятия, в её сущность. Источники формирования прибыли и её виды. Роль прибыли в рыночной экономике. Источники образования прибыли и её использование на предприятии. Расчет прибыли. Рентабельность - качественный показатель работы предприятия. Показатели рентабельности, виды рентабельности. Расчет уровня рентабельности предприятия. Методы расчета основных показателей деятельности предприятия |
||||||
Практические занятия: Определение размеров прибыли предприятия |
2 |
3 2 |
|||||
Темы для самостоятельной внеаудиторной работы: Прибыль предприятия, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения. |
1 |
||||||
2 |
|||||||
Темы для самостоятельной внеаудиторной работы: Показатели рентабельности: имущество предприятия, собственные средства, производственные фонды, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения. |
1 |
||||||
Тема 6.2 Основные показатели экономической деятельности предприятия |
Содержание |
2 |
1,2 |
||||
1 |
Экономическая эффективность деятельности предприятия. Самофинансирование. Финансовые ресурсы предприятия. Управление финансами, основные задачи оценки финансового положения предприятия. Основные источники анализа финансов. Абсолютная экономическая эффективность: показатели трудоемкости производства и производительность труда, материалоемкость и материалоотдача производства, среднегодовая стоимость основных средств, фондоотдача и фондоемкость производства. Финансовая устойчивость предприятия (платежеспособность и кредитоспособность). Показатели деловой активности: общий коэффициент оборачиваемости, скорость оборота, оборачиваемость собственных средств. |
||||||
Практические занятия: Расчет показателей платежеспособности: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициента покрытия. |
4 |
2,3 2 |
|||||
Темы для самостоятельной внеаудиторной работы: Финансирование и принципы организации финансов. |
2 |
||||||
ИТОГО |
72 |
||||||
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики и бухгалтерского учета.
Оборудование учебного кабинета:
учебная доска;
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
калькуляторы.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
экран;
мультимедиапроектор.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
В.П. Грузинов, В.Д. Грибов Экономика предприятия. Учебник. М.; Финансы и статистика, 2010.
В.В. Жиделеева, Н.Ю. Каптейн Экономика предприятия. Учебное пособие. М; ИНФРА - М, 2006.
Дополнительные источники:
Н.Л. Зайцев Экономика организации. М; Экзамен, 2009.
В.А. Крайлер Экономика предприятия. М; ИНФРА - М. Новосибирск. НГАЭ и У, Сибирское соглашение, 2010.
А.И. Михайлушкин Экономика. Практикум. М; Высшая школа, 2001.
Н.И. Новицкий Организация производства на предприятиях. М; Финансы и статистика, 2001.
СМ. Пястолов Анализ финнсово-хозяйственной деятельности предприятия. М; ИНФРА - М, 2000.
Б.А. Райзберг, Р.А,. Фахутдинов Управление экономикой. М; ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез» 1999.
И.В. Сергеев Экономика предприятия. М; Финансы и статисти-ка,2001.
Н.А. Сафонов Экономика предприятия. Москва; Юрист, 2002.
Л.Н.-Чечевицына Микроэкономика, Ростов на Дону; Феникс, 2001.
В.А. Швандар. Стандартизация и управление качеством продукции. М; ЮНИНИ. 1999.
В.А. Швандар. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации. М; ЮНИТИ, 2001.
http://www.ereport.ru/
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
определять организационно-правовые формы организаций |
Наблюдение и слушание устных ответов. |
находить и использовать необходимую экономическую информацию |
Наблюдение за выполнением самостоятельных заданий |
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации |
Наблюдение за выполнением практического задания аналитического характера. |
заполнять первичные документы по экономической деятельности организации |
Наблюдение и слушание устных ответов Наблюдение за выполнением самостоятельных заданий |
рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации |
Наблюдение за выполнением практического задания. |
Знания: |
|
сущность организации как основного звена экономики отраслей; |
Наблюдение и слушание устных ответов |
основные принципы построения экономической системы организации; |
Наблюдение и слушание устных ответов Наблюдение за выполнением самостоятельных заданий. |
принципы и методы управления основными и оборотными средствами; |
Наблюдение и слушание устных ответов Наблюдение за выполнением практического задания |
методы оценки эффективности их использования; |
Наблюдение и слушание устных ответов. Наблюдение за выполнением практического задания |
организацию производственного и технологического процессов; |
Наблюдение и слушание устных ответов Наблюдение за выполнением самостоятельных заданий. Наблюдение за выполнением практического задания |
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; |
Наблюдение и слушание устных ответов Наблюдение за выполнением самостоятельных заданий Наблюдение за выполнением практического задания |
способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии; |
Наблюдение и слушание устных ответов Наблюдение за выполнением самостоятельных заданий |
механизмы ценообразования; |
Наблюдение и слушание устных ответов Наблюдение за выполнением практического задания |
формы оплаты труда; |
Наблюдение и слушание устных ответов Наблюдение за выполнением самостоятельных заданий Наблюдение за выполнением практического задания |
основные микро- и макроэкономические категории категории, методы их расчета. |
Наблюдение и слушание устных ответов Наблюдение за выполнением самостоятельных заданий Наблюдение за выполнением практического задания |
Разработчики:
_НСК_____ преподаватель Л.В. Короткова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)