12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Короткова Любовь Владимировна38

Департамент образования и молодёжной политики

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«Нижневартовский строительный КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрено на заседании «Утверждаю»

Педагогического совета _____________А.А. Десятов

Протокол №______

от «__________»_2012г Директор БУ СПО «НСК»

«_______»2015г

РАБОЧАЯ программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

« Экономика организации (предпрития)»

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ часть
основной профессиональной образовательной программы
в соответствии с ФГОС по ПРОФЕССИИ НПО

260807.01 Повар, кондитер (ТПП иПТ)

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации ( предприятия)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии начального профессионального образования (НПО) 260807.01 Повар, кондитер

Организация-разработчик:

бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский строительный колледж»

Разработчик:

Короткова Л.В.., бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский строительный колледж»

Протокол № ___1___ от «_8__» _____09________ 2015 г.

Согласовано:

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

______________Экономика организации (предприятия)_________

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) 260807.01 Повар, кондитер

Программа учебной дисциплины может быть использована В профессиональном цикле по экономическим специальностями НПО

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- рассчитывать по принятой методологии основные технико- экономические показатели деятельности организации.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

 

практические занятия

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Предприятие и организация производства

 

10

 

Тема 1.1 Предприятие, принципы его построения. Организационно – правовые формы.

Содержание

2

1

Предприятие как основной субъект рыночной экономики. Основные принципы построения экономической системы организации. Предпринимательство и организационные формы предприятия. Классификация хозяйствующих субъектов по признаку организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, государственные и муниципальные предприятия. Значение инфраструктуры в развитии рыночных отношений. Совершенствование отраслевой структуры Различие предприятий по формам собственности.

2

Темы для самостоятельной внеаудиторной работы:

Организационно - правовые формы собственности.

Основные задачи рыночной экономики в России.

 

2

1

Тема 1.2 Производственная структура предприятия. Типы производства

Содержание

2

1

1

Цех, участок как основная единица промышленного предприятия. Основные пути совершенствования производственной структуры. Организация и организационная структура. Распределение обязанностей на предприятии. Основные требования предъявляемые к персоналу. Сплоченный коллектив-залог успеха всего предприятия.

Типы организации производства Характеристика организации и её технический уровень. Факторы влияющие на тип организации производства. Основные типы производства. Технологические процессы на производстве. Система технологической документации и технической оснащенности.

Практические занятия:

Деловая игра: «Я бы открыл такое дело…»

2

3

Темы для самостоятельной внеаудиторной работы:

Организация и организационная структура.

Типы производственной структуры: предметная, технологическая и смешанная.

Типы организации производства.

2

 

Раздел 2

Экономические ресурсы организации

 

20

Тема 2.1

Основные фонды и нематериальные активы. Виды оценок и амортизация основных фондов.

 

Содержание

2

1

Понятие, классификация, структура основных фондов. Основные фонды - главная составляющая имущества организации. Сущность основных фондов. Структура основных фондов. Методика определения стоимости основных фондов. Оценка основных фондов в натуральной и денежной форме. Первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная стоимость. Нематериальные активы, находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Объекты интеллектуальной собствен­ности. Износ нематериаль­ных активов.

Моральный и физический износ. Понятие «амортизация». Норма амортизации. Методы амортизационных начислений объектов основных производственных фондов: линейный, нелинейный; способ уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, списания стоимости пропорционально объёму продукции (услуг).

1,2

Практические занятия:

Расчет стоимости основных фондов: первоначальная, восстановительная, остаточная, среднегодовая стоимость основных фондов.

2

3

1

Темы для самостоятельной внеаудиторной работы:

Формирование имущества предприятия

Деловая репутация, товарный знак, организационные расходы.

1

Практические занятия:

Расчёт норм амортизации, амортизационных отчислений с применением методов амортизации.

2

3

3

Темы для самостоятельной внеаудиторной работы:

Нормирование основных фондов

1

Тема 2.2

Показатели использования основных фондов

Содержание

2

1

Обобщающие и частные показатели. Показатели экстенсивного, интенсивного и интегрального использования основных фондов. Коэффициенты обновления, выбытия, сменности, загрузки оборудования; фондоотдача, фондоёмкость, фондовооружённость. Расчет показателей использования основных фондов. Основные пути улучшения использования основных фондов.

1.2

Практические занятия:

расчёт показателей использования основных фондов: экстенсивного, интенсивного, интегрального использования основных фондов.

2

3

1,2

Темы для самостоятельной внеаудиторной работы:

Формы воспроизводства и пути совершенствования основных средств

Переоценка необоротных активов предприятия, модернизация оборудования, реконструкция предприятия.

2

Тема 2.3

Оборотные средства организации. Показатели использования оборотных средств

Содержание

2

1,2

1

Сущность, состав, структура оборотных средств организации. Кругооборот средств предприятия. Состав и классификация оборотных средств. Источники формирования оборотных средств. Методика определения потребности предприятия в оборотных средствах. Показатели характеризующие эффективное использование оборотных средств Коэффициент оборачиваемости, продолжительность одного оборота в днях, коэффициент загрузки. Абсолютное и относительное высвобождение средств.

 

Практические занятия:

Определение потребности организации в оборотных средствах, показатели их использования и обеспеченности.

2

3

1

Темы для самостоятельной внеаудиторной работы:

Общемировая проблема – ограниченность ресурсов.

Нормирование оборотных средств и управление по источникам формирования.

Ресурсный потенциал России

2

Раздел 3 Кадры предприятия и оплата труда    

9

Тема 3.1 Организация труда на предприятии

Содержание

1

2

1

Кадровая политика предприятия. Состав кадров. Организация труда и управления коллективом. Штатное расписание. Стимулирование и улучшение условий труда.

Среднесписочный состав работников предприятия и промышленно-производственный персонал. Показатели, характеризующие текучесть кадров. Показатели эффективное использование рабочего времени.

Практические занятия:

Расчет эффективного времени работы.

Расчет показателей текучести кадров

1

3

2

Темы для самостоятельной внеаудиторной работы:

Основные требования коллективного договора и трудового соглашения.

Должностные обязанности работников.

Человеческий фактор – движущая сила предприятия. Подготовка и переподготовка кадров.

2

Тема 3.2

Организация заработной платы на предприятии

Содержание

1

1

Заработная плата – основной источник доходов населения. Эффективность труда и факторы влияющие на него. Принципы организации оплаты труда на предприятии.

Особенности организации заработной платы.

Нормирование труда, тарифная система, формы и системы оплаты труда. Недостатки существующей системы оплаты труда. Основные формы оплаты труда: повременная и сдельная.

1,2

Практические занятия:

Расчет заработной платы с использованием разных систем оплаты труда

3

3

1

Темы для самостоятельной внеаудиторной работы:

Компенсации, доплаты и социальные выплаты в пользу работников.

1

Раздел 4 Планирование деятельности организации

 

7

Тема 4.1 Планирование как инструмент принятия управленческих решений

Содержание

1

1

1

Планирование деятельности предприятия. Основные вопросы решаемые предприятием с помощью планов. Планирование – инструмент управления. Стратегическое и балансовое планирование. Основные направления планирования. Показатели применяемые в планировании. Задачи планирования. Нормы и нормативы.

Темы для самостоятельной внеаудиторной работы:

Инфраструктура и обеспечение эффективности продвижения товарно-материальных ценностей.

1

2

Тема 4.2 Содержание и порядок разработки бизнес-плана

Содержание

1

1,2

Планирование деятельности предприятия. Основные вопросы решаемые предприятием с помощью планов. Планирование – инструмент управления. Стратегическое и балансовое планирование. Основные направления планирования. Показатели применяемые в планировании. Задачи планирования. Нормы и нормативы.

Темы для самостоятельной внеаудиторной работы:

Особенности плана финансового оздоровления предприятия.

2

2

3

 

Практические занятия:

Разработка бизнес-плана

2

Раздел 5

Производственные затраты

 

12

Тема 5.1

Издержки производства и реализации продукции

Содержание

2

2

1

Издержки производства. Номенклатура затрат. Калькуляция. Классификация затрат на предприятии. Понятие себестоимости работ и услуг Структура себестоимости. Факторы влияющие на стоимость выпускаемой продукции. Пути снижения себестоимости в современных условиях.

Практические занятия:

Составление сметы затрат

Определение себестоимости продукции

2

3

Темы для самостоятельной внеаудиторной работы:

Затраты и пути снижения затрат на производство и реализацию готовой продукции.

2

Тема 5.2

Цены и ценообразование

Содержание

2

2

1

Цена – инструмент экономики. Виды цен. Ценовой механизм. Ценовая политика предприятия и ценообразование . Механизм ценообразования (затратный и рыночный). Цена на денежные средства. Факторы, влияющие на уровень цен. Методы расчета цены: средние издержки плюс прибыль, целевой прибыли, уникальности товара.

Практические занятия:

Расчет цен на готовую продукцию с учетом себестоимости изготовления

2

3

2

Темы для самостоятельной внеаудиторной работы:

Ценовые стратегии фирмы.

Этапы ценообразования.

2

Раздел 6 Финансовые показатели деятельности предприятия

 

16

Тема 6.1 Прибыль и рентабельность

Содержание

2

2

1

Прибыль предприятия, в её сущность. Источники формирования прибыли и её виды. Роль прибыли в рыночной экономике. Источники образования прибыли и её использование на предприятии. Расчет прибыли.

Рентабельность - качественный показатель работы предприятия. Показатели рентабельности, виды рентабельности. Расчет уровня рентабельности предприятия. Методы расчета основных показателей деятельности предприятия

Практические занятия:

Определение размеров прибыли предприятия

2

3

2

Темы для самостоятельной внеаудиторной работы:

Прибыль предприятия, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения.

1

   

2

Темы для самостоятельной внеаудиторной работы:

Показатели рентабельности: имущество предприятия, собственные средства, производственные фонды, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения.

1

Тема 6.2 Основные показатели экономической деятельности предприятия

Содержание

2

1,2

1

Экономическая эффективность деятельности предприятия. Самофинансирование. Финансовые ресурсы предприятия. Управление финансами, основные задачи оценки финансового положения предприятия. Основные источники анализа финансов. Абсолютная экономическая эффективность: показатели трудоемкости производства и производительность труда, материалоемкость и материалоотдача производства, среднегодовая стоимость основных средств, фондоотдача и фондоемкость производства. Финансовая устойчивость предприятия (платежеспособность и кредитоспособность). Показатели деловой активности: общий коэффициент оборачиваемости, скорость оборота, оборачиваемость собственных средств.

Практические занятия:

Расчет показателей платежеспособности: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициента покрытия.

4

2,3

2

Темы для самостоятельной внеаудиторной работы:

Финансирование и принципы организации финансов.

2

ИТОГО

72

   

 

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики и бухгалтерского учета.

Оборудование учебного кабинета:

учебная доска;

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий;

калькуляторы.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением;

экран;

мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

В.П. Грузинов, В.Д. Грибов Экономика предприятия. Учебник. М.; Финансы и статистика, 2010.

В.В. Жиделеева, Н.Ю. Каптейн Экономика предприятия. Учебное пособие. М; ИНФРА - М, 2006.

Дополнительные источники:

Н.Л. Зайцев Экономика организации. М; Экзамен, 2009.

В.А. Крайлер Экономика предприятия. М; ИНФРА - М. Новосибирск. НГАЭ и У, Сибирское соглашение, 2010.

А.И. Михайлушкин Экономика. Практикум. М; Высшая школа, 2001.

Н.И. Новицкий Организация производства на предприятиях. М; Фи­нансы и статистика, 2001.

СМ. Пястолов Анализ финнсово-хозяйственной деятельности пред­приятия. М; ИНФРА - М, 2000.

Б.А. Райзберг, Р.А,. Фахутдинов Управление экономикой. М; ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез» 1999.

И.В. Сергеев Экономика предприятия. М; Финансы и статисти-ка,2001.

Н.А. Сафонов Экономика предприятия. Москва; Юрист, 2002.

Л.Н.-Чечевицына Микроэкономика, Ростов на Дону; Феникс, 2001.

В.А. Швандар. Стандартизация и управление качеством продукции. М; ЮНИНИ. 1999.

В.А. Швандар. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации. М; ЮНИТИ, 2001.

http://www.economy.gov.ru/

http://www.ereport.ru/

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

определять организационно-правовые формы организаций

Наблюдение и слушание устных ответов.

находить и использовать необходимую экономическую информацию

Наблюдение за выполнением самостоятельных заданий

определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации

Наблюдение за выполнением практического задания аналитического характера.

заполнять первичные документы по экономической деятельности организации

Наблюдение и слушание устных ответов Наблюдение за выполнением самостоятельных заданий

рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации

Наблюдение за выполнением практического задания.

Знания:

сущность организации как основного звена экономики отраслей;

Наблюдение и слушание устных ответов

основные принципы построения экономической системы организации;

Наблюдение и слушание устных ответов Наблюдение за выполнением самостоятельных заданий.

принципы и методы управления основными и оборотными средствами;

Наблюдение и слушание устных ответов

Наблюдение за выполнением практического задания

методы оценки эффективности их использования;

Наблюдение и слушание устных ответов.

Наблюдение за выполнением практического задания

организацию производственного и технологического процессов;

Наблюдение и слушание устных ответов Наблюдение за выполнением самостоятельных заданий. Наблюдение за выполнением практического задания

состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

Наблюдение и слушание устных ответов Наблюдение за выполнением самостоятельных заданий Наблюдение за выполнением практического задания

способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;

Наблюдение и слушание устных ответов Наблюдение за выполнением самостоятельных заданий

механизмы ценообразования;

Наблюдение и слушание устных ответов

Наблюдение за выполнением практического задания

формы оплаты труда;

Наблюдение и слушание устных ответов Наблюдение за выполнением самостоятельных заданий

Наблюдение за выполнением практического задания

основные микро- и макроэкономические категории категории, методы их расчета.

Наблюдение и слушание устных ответов Наблюдение за выполнением самостоятельных заданий

Наблюдение за выполнением практического задания

Разработчики:

_НСК_____ преподаватель Л.В. Короткова

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

 

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.