Методические рекомендации «Проектная деятельность – альтернатива учебному процессу»

1
0
Материал опубликован 11 November 2020

Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования - это обширные комплексы материалов и документов, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих их внедрение в практику массовой школы. Данное внедрение не может осуществляться только на основе знакомства с комплексом этих документов. Педагоги должны быть адаптированы к новым структурным, содержательным и технологическим его компонентам, совершить новый шаг в своем профессиональном развитии. По сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательных стандартов второго поколения.

Целью, которой в условиях внедрения ФГОС является обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации   ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Проводя анализ готовности нашего образовательного учреждения к переходу на ФГОС ООО, мы столкнулись с проблемой недостаточного уровня мотивационной и методической готовности учителей к предстоящим изменениям. В связи с этим особое место в нашей деятельности мы отвели на развитие профессиональных компетентностей педагогов  через  работу муниципальной инновационной  площадки «Организация преемственности в реализации проектной деятельности учащихся начальной и основной школы на внеурочных занятиях в условиях перехода на ФГОС».

Сегодня современное образование базируется не на знаниях, а на компетенциях. Поэтому обучение школьников проектной технологии – это прежде всего, формирование компетенций в разных сферах образования. И вот на пороге новые стандарты, где проектная включена в базисный учебный план уже с начальной школы.

       Проблема, над решением которой работает коллектив МБОУ СОШ № 2 в рамках данного проекта сформулирована следующим образом: «Отсутствие взаимодействия между педагогами на этапах планирования, организации и контроля проектной деятельности учащихся при переходе из начальной школы в  основную.»

Методический рост наших учителей – задача первостепенная. В ходе работы над проектом мы занялись данным направлением.

В октябре 2016 года  муниципальный семинар для учителей естественно-научного цикла (биологи, химики, географы), на котором были рассмотрены  требования по оформлению проектно-исследовательских работ, требования  к  оформлению презентаций по защите проекта, заслушаны лучшие проекты учащихся  по данному направлению.

В ноябре проведен педагогический совет  на тему: «Развитие проектно-исследовательских компетенций  педагога», на котором рассмотрены следующие вопросы: «Как  выбрать тему научно-исследовательского проекта»,  « О курсе внеурочной деятельности «Проектная деятельность», «Из опыта работы над проектами по естественно-научному  циклу» ,  «Как мы работали над проектами по лингвистике».

Стала традиционной  на базе школы  Конференция научно-исследовательских проектов, которая представляла собой выступление с защитой проекта на параллель с 1 по 10 класс. Лучшие проекты с практической направленностью стали   ярким    результатом  работы и   были отобраны  для представления на Ярмарке проектов на муниципальном семинаре директоров.

Ежегодными являются для нашей школы такие формы работы, как семинары муниципального и зонального уровня, на которых мы делимся с наработками по инновационному проекту. Стало правилом показывать гостям нашей школы открытые уроки и занятия внеурочной деятельности с элементами проектной технологии. После посещения открытых занятий все становятся участниками   Ярмарки  проектов. В актовом зале  представляются лучшие проекты детей разных возрастов. Каждый  автор проекта готов рассказать по презентации и стенду о работе над своей темой. Любой гость  нашей школы сам выбирает, с кем он желает пообщаться, за 40 минут  мероприятия возможность познакомиться со всеми, остановившись там, где больше всего интересно. Открытое общение с детьми, которые с удовольствием рассказывали о своей работе, делились впечатлениями и отвечали на вопросы гостей,  оставляет  позитивное впечатление. В завершение семинаров все стали участниками мастер-классов, что вызывает массу положительных эмоций.

Работа по проектной технологии в нашей школе ведется уже 4 года. Наработан  большой  материал по направлению  работы над проектами. С 2016 года на базе нашей школы открыта стажировочная площадка «Формирование проектно-исследовательских компетенций педагога».

В марте месяце на базе школы прошел зональный семинар для учителей русского языка и молодых специалистов по теме «Проектно-исследовательские компетенции педагога». В рамках семинара были показаны открытые уроки и внеурочные занятия с элементами проектной деятельности. Интересно прошла Ярмарка проектов учащихся, на которой было организовано живое общение с ребятами, подготовившими лучшие проекты в школе. Материалы семинара были опубликованы на уровне района.

            В октябре 2018 года в рамках краевого практико-ориентированного семинара «Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессиональных компетенций педагога» группа учителей нашей школы  провели педагогическую мастерскую  «Развитие проектных компетенций педагога», где были рассмотрены вопросы «Формирование проектно-исследовательских компетенций педагога.»,  «От МЕТАфоры к МЕТАзнаниям.», «Изучение   агротехнологий. «Сколько стоит хлеб?» . Работа педагогической мастерской была высоко оценена всеми участниками семинара.

          В ходе работы  по теме проекта мы делились опытом работы на зональном практико-ориентированном семинаре «Опыт реализации ФГОС НОО»  в станице Брюховецкой и II краевой научно-практической конференции «Научно-методическое сопровождение развития начального общего образования в Краснодарском крае» в г. Краснодаре. 26 сентября 2018 года  на краевом семинаре «Система работы педагога по подготовке и проведению оценочных процедур в начальной школе» был представлен  материал из опыта работы нашей площадки «Оценка проектных работ учащихся», подготовленный Шабельник Н.А.

            Результативность  участия учащихся в проектных конкурсах достаточно высокая. В течение 2016-2019 учебных годах учащиеся нашей школы активно и результативно участвовали в конкурсах. Ежегодно  становятся победителями и призерами муниципального этапа конкурса «Эврика ЮНИОР», «Эврика». В 2018-2019 учебном году работа Безруковой Яны стала призером зонального этапа конкурса «Юниор» и участником регионального этапа данного конкурса.

           Во 2-ом  краевом конкурсе «Педагог-2018» в номинации «Методическая разработка»  разработка педагогического совета «Формирование проектно-исследовательских компетенций»  заняла 1 место.

         В 2019 году во Всероссийском конкурсе  научно-образовательных проектов «Великим педагогам посвящается»  в г.Славянск-на-Кубани  четверо  учащихся нашей школы  стали победителями и призерами, а проект школы занял первое место в номинации «Лучший проект образовательного  учреждения».

           Повысилась активность учителей в распространении педагогического опыта через публикации в печати. Публикации по теме проекта представлены в региональном журнале «Современное образование», в сборнике методических разработок участников 16-го Всероссийского интернет-педсовета, в Материалах Пятой Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и методические проблемы современного образования».  Лучшие детские работы   представлены в сборнике  исследовательских работ участников 18-го Всероссийского интернет-педсовета  «Творчество» в 2018 году. Итоги работы над проектом подведены в сборнике авторов-учителей нашей школы «Организация проектной  деятельности учащихся» (Краснодар, 2016) и  в методическом пособии «Проектная работа в учебно-воспитательном процессе» Шабельник Н.А. (Краснодар, 2018).

Таким образом, профессионально-личностный рост - это один из основных способов максимальной реализации творческого потенциала!  Для учителя это очень важно. Необходимо  идти в ногу со временем, не бояться учиться! Как гласит  пословица: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться!" Только так можно добиться авторитета и уважения со стороны  учащихся  и их родителей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.

2.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.

3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации