Методические рекомендации «Проектная деятельность – альтернатива учебному процессу»
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования - это обширные комплексы материалов и документов, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих их внедрение в практику массовой школы. Данное внедрение не может осуществляться только на основе знакомства с комплексом этих документов. Педагоги должны быть адаптированы к новым структурным, содержательным и технологическим его компонентам, совершить новый шаг в своем профессиональном развитии. По сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательных стандартов второго поколения.
Целью, которой в условиях внедрения ФГОС является обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.
Проводя анализ готовности нашего образовательного учреждения к переходу на ФГОС ООО, мы столкнулись с проблемой недостаточного уровня мотивационной и методической готовности учителей к предстоящим изменениям. В связи с этим особое место в нашей деятельности мы отвели на развитие профессиональных компетентностей педагогов через работу муниципальной инновационной площадки «Организация преемственности в реализации проектной деятельности учащихся начальной и основной школы на внеурочных занятиях в условиях перехода на ФГОС».
Сегодня современное образование базируется не на знаниях, а на компетенциях. Поэтому обучение школьников проектной технологии – это прежде всего, формирование компетенций в разных сферах образования. И вот на пороге новые стандарты, где проектная включена в базисный учебный план уже с начальной школы.
Проблема, над решением которой работает коллектив МБОУ СОШ № 2 в рамках данного проекта сформулирована следующим образом: «Отсутствие взаимодействия между педагогами на этапах планирования, организации и контроля проектной деятельности учащихся при переходе из начальной школы в основную.»
Методический рост наших учителей – задача первостепенная. В ходе работы над проектом мы занялись данным направлением.
В октябре 2016 года муниципальный семинар для учителей естественно-научного цикла (биологи, химики, географы), на котором были рассмотрены требования по оформлению проектно-исследовательских работ, требования к оформлению презентаций по защите проекта, заслушаны лучшие проекты учащихся по данному направлению.
В ноябре проведен педагогический совет на тему: «Развитие проектно-исследовательских компетенций педагога», на котором рассмотрены следующие вопросы: «Как выбрать тему научно-исследовательского проекта», « О курсе внеурочной деятельности «Проектная деятельность», «Из опыта работы над проектами по естественно-научному циклу» , «Как мы работали над проектами по лингвистике».
Стала традиционной на базе школы Конференция научно-исследовательских проектов, которая представляла собой выступление с защитой проекта на параллель с 1 по 10 класс. Лучшие проекты с практической направленностью стали ярким результатом работы и были отобраны для представления на Ярмарке проектов на муниципальном семинаре директоров.
Ежегодными являются для нашей школы такие формы работы, как семинары муниципального и зонального уровня, на которых мы делимся с наработками по инновационному проекту. Стало правилом показывать гостям нашей школы открытые уроки и занятия внеурочной деятельности с элементами проектной технологии. После посещения открытых занятий все становятся участниками Ярмарки проектов. В актовом зале представляются лучшие проекты детей разных возрастов. Каждый автор проекта готов рассказать по презентации и стенду о работе над своей темой. Любой гость нашей школы сам выбирает, с кем он желает пообщаться, за 40 минут мероприятия возможность познакомиться со всеми, остановившись там, где больше всего интересно. Открытое общение с детьми, которые с удовольствием рассказывали о своей работе, делились впечатлениями и отвечали на вопросы гостей, оставляет позитивное впечатление. В завершение семинаров все стали участниками мастер-классов, что вызывает массу положительных эмоций.
Работа по проектной технологии в нашей школе ведется уже 4 года. Наработан большой материал по направлению работы над проектами. С 2016 года на базе нашей школы открыта стажировочная площадка «Формирование проектно-исследовательских компетенций педагога».
В марте месяце на базе школы прошел зональный семинар для учителей русского языка и молодых специалистов по теме «Проектно-исследовательские компетенции педагога». В рамках семинара были показаны открытые уроки и внеурочные занятия с элементами проектной деятельности. Интересно прошла Ярмарка проектов учащихся, на которой было организовано живое общение с ребятами, подготовившими лучшие проекты в школе. Материалы семинара были опубликованы на уровне района.
В октябре 2018 года в рамках краевого практико-ориентированного семинара «Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессиональных компетенций педагога» группа учителей нашей школы провели педагогическую мастерскую «Развитие проектных компетенций педагога», где были рассмотрены вопросы «Формирование проектно-исследовательских компетенций педагога.», «От МЕТАфоры к МЕТАзнаниям.», «Изучение агротехнологий. «Сколько стоит хлеб?» . Работа педагогической мастерской была высоко оценена всеми участниками семинара.
В ходе работы по теме проекта мы делились опытом работы на зональном практико-ориентированном семинаре «Опыт реализации ФГОС НОО» в станице Брюховецкой и II краевой научно-практической конференции «Научно-методическое сопровождение развития начального общего образования в Краснодарском крае» в г. Краснодаре. 26 сентября 2018 года на краевом семинаре «Система работы педагога по подготовке и проведению оценочных процедур в начальной школе» был представлен материал из опыта работы нашей площадки «Оценка проектных работ учащихся», подготовленный Шабельник Н.А.
Результативность участия учащихся в проектных конкурсах достаточно высокая. В течение 2016-2019 учебных годах учащиеся нашей школы активно и результативно участвовали в конкурсах. Ежегодно становятся победителями и призерами муниципального этапа конкурса «Эврика ЮНИОР», «Эврика». В 2018-2019 учебном году работа Безруковой Яны стала призером зонального этапа конкурса «Юниор» и участником регионального этапа данного конкурса.
Во 2-ом краевом конкурсе «Педагог-2018» в номинации «Методическая разработка» разработка педагогического совета «Формирование проектно-исследовательских компетенций» заняла 1 место.
В 2019 году во Всероссийском конкурсе научно-образовательных проектов «Великим педагогам посвящается» в г.Славянск-на-Кубани четверо учащихся нашей школы стали победителями и призерами, а проект школы занял первое место в номинации «Лучший проект образовательного учреждения».
Повысилась активность учителей в распространении педагогического опыта через публикации в печати. Публикации по теме проекта представлены в региональном журнале «Современное образование», в сборнике методических разработок участников 16-го Всероссийского интернет-педсовета, в Материалах Пятой Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и методические проблемы современного образования». Лучшие детские работы представлены в сборнике исследовательских работ участников 18-го Всероссийского интернет-педсовета «Творчество» в 2018 году. Итоги работы над проектом подведены в сборнике авторов-учителей нашей школы «Организация проектной деятельности учащихся» (Краснодар, 2016) и в методическом пособии «Проектная работа в учебно-воспитательном процессе» Шабельник Н.А. (Краснодар, 2018).
Таким образом, профессионально-личностный рост - это один из основных способов максимальной реализации творческого потенциала! Для учителя это очень важно. Необходимо идти в ногу со временем, не бояться учиться! Как гласит пословица: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться!" Только так можно добиться авторитета и уважения со стороны учащихся и их родителей.
ЛИТЕРАТУРА
1.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
2.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).