ОГЭ. Русский язык. Подготовка к написанию сжатого изложения
ОГЭ. Русский язык. Подготовка к написанию сжатого изложения
Предлагаемая разработка – это практикум, целью которого является подготовка учащихся к написанию сжатого изложения. Как известно, во время экзамена учащиеся дважды прослушивают аудиозапись. Восприятие текста на слух – это самый сложный способ восприятия информации. Поэтому на начальном этапе обучения написанию сжатого изложения ученики работают с текстом визуально, то есть видят текст, читают его, таким образом, лучше понимают его.
В поурочных листах для учеников даются микротемы для каждого абзаца и подробно описаны способы сжатия. К этому моменту девятиклассники знакомы с теорией: знают способы и приемы компрессии (сжатия) текста. Приложение 1
Алгоритм работы с поурочными листами (работа проводится с каждым абзацем текста поочередно)
1. Учитель читает абзац (первая графа), так как выразительное чтение помогает усваивать текст. Ученики воспринимают текст визуально, то есть следят за чтением учителя. Перед чтением предлагает ученикам закрыть вторую графу, которая называется «Микротема».
2. Просит сформулировать микротему прочитанного абзаца. Учащиеся формулируют, выделяя главную и второстепенную информацию и отсекая второстепенную, (можно записать в тетради), открывают вторую графу, сравнивают с эталоном.
3. Предлагает обратиться к третьей графе «Способы сжатия», в которой подробно прописаны способы и приёмы сжатия для каждого предложения в абзаце. Начиная с первого предложения, под руководством учителя учащиеся сжимают текст. То, что нужно сжать в исходном тексте, можно выделить жирным шрифтом.
4. Учащиеся заполняют четвертую графу: записывают вариант сжатого текста.
Поурочный лист для учеников
Первый абзац исходного текста до сжатия | Микротема | Способы сжатия | Вариант сжатого изложения первого абзаца |
1. По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем свое поведение в это время. 3. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. 4. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость. | Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами: например, от оценки нашего поведения в конкретной жизненной ситуации. | 1 предложение. Исключение (вводные слова, уточняющее наречие). Упрощение (сложное предложение заменить простым с однородными членами: придаточная часть стала одним из однородных дополнений). 2 предложение. Обобщение (мысль автора высказана своими словами). 3 предложение. Упрощение (придаточное обстоятельственное заменить деепричастным оборотом). Исключение (а/ фрагмент предложения пояснительного характера; б/ одно из двух близких по смыслу простых предложений). 4 предложение. Упрощение (придаточное определительное заменить причастным оборотом). Исключение (часть предложения, простое предложение). Замена (и тогда настроение улучшается - улучшает настроение). | |
Второй абзац исходного текста до сжатия | Микротема | Способы сжатия | Вариант сжатого изложения второго абзаца |
1. Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. 2. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. 3. Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. 4. Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. | У каждого отрицательного переживания есть положительные функции. | 1 предложение. Исключение. 2 предложение. Исключение однородного члена и слова. 3 предложение. Исключение (а/ вводное слово; б/ одно из подлежащих (оставлено то подлежащее, которое обладает большей смысловой ёмкостью). 4 предложение. Исключение одного из синонимов в ряду однородных членов. | |
Третий абзац исходного текста до сжатия | Микротема | Способы сжатия | Вариант сжатого изложения третьего абзаца |
1. Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. 2. Представьте, например, такую ситуацию. 3. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. 4. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. 5. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. 6. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а еще потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше. | Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без наших усилий. Преодолев себя и отдав другу то, что вам нравится, вы обрадуете друга и повысите свою самооценку. | 1 предложение. Исключение союза однако. 2 предложение. Исключение. (Не несет в себе содержательно важной информации). 3 предложение. Упрощение часть предложения заменить синонимичным словом долго. 4 предложение. Упрощение (а/ придаточное времени заменить деепричастным оборотом; б/ описательный фрагмент предложения – синонимичным словом). 5 и 6 предложения. Обобщение (мысль автора переформулировать своими словами). | |
Поурочный лист для учителя
Первый абзац исходного текста до сжатия | Микротема | Способы сжатия | Вариант сжатого изложения первого абзаца |
1. По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем свое поведение в это время. 3. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. 4. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость. (69 слов) | Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами: например, от оценки нашего поведения в конкретной жизненной ситуации. | 1 предложение. Исключение (вводные слова, уточняющее наречие). Упрощение (сложное предложение заменить простым с однородными членами: придаточная часть стала одним из однородных дополнений). 2 предложение. Обобщение (мысль автора высказана своими словами). 3 предложение. Упрощение (придаточное обстоятельственное заменить деепричастным оборотом). Исключение (а/ фрагмент предложения пояснительного характера; б/ одно из двух близких по смыслу простых предложений). 4 предложение. Упрощение (придаточное определительное заменить причастным оборотом). Исключение (часть предложения, простое предложение). Замена (и тогда настроение улучшается - улучшает настроение). | 1.Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. 2.Оно является нашей оценкой собственного поведения. 3.Действуя во вред себе, мы чувствуем себя несчастными. 4.Поведение, делающее нас сильнее, улучшает настроение. (31 слово) |
Второй абзац исходного текста до сжатия | Микротема | Способы сжатия | Вариант сжатого изложения второго абзаца |
1.Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. 2.У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. 3.Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. 4.Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. (37 слов) | У каждого отрицательного переживания есть положительные функции. | 1 предложение. Исключение. 2 предложение. Исключение однородного члена и слова. 3 предложение. Исключение (а/ вводное слово; б/ одно из подлежащих (оставлено то подлежащее, которое обладает большей смысловой ёмкостью). 4 предложение. Исключение одного из синонимов в ряду однородных членов. | 1.У каждого отрицательного переживания есть положительные функции. 2.Страх – сигнал проявить осторожность. 3.Печаль – способ привыкнуть к утратам. (17 слов) |
Третий абзац исходного текста до сжатия | Микротема | Способы сжатия | Вариант сжатого изложения третьего абзаца |
1. Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. 2. Представьте, например, такую ситуацию. 3. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. 4. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. 5. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. 6. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а еще потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше. 111 слов. | Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. Преодолев себя и отдав другу то, что вам нравится, вы обрадуете друга и повысите свою самооценку. | 1 предложение. Исключение союза однако. 2 предложение. Исключение. (Не несет в себе содержательно важной информации). 3 предложение. Упрощение часть предложения заменить синонимичным словом долго. 4 предложение. Упрощение (а/ придаточное времени заменить деепричастным оборотом; б/ описательный фрагмент предложения – синонимичным словом). 5 и 6 предложения. Обобщение (мысль автора переформулировать своими словами). | 1. Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. 2. Вы долго ищете подарок другу на день рождения. 3. Придя домой, вспоминаете: друг позавидовал тому, что вы купили новый альбом любимой группы. 4. Преодолевая себя, дарите ему диск, который вам нравится. 5. Так вы обрадуете друга и повысите свою самооценку. 48 слов. |
По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем свое поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.
Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.
Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а еще потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше. (Из периодической печати)
Вариант сжатого изложения
Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. Оно является нашей оценкой собственного поведения. Действуя во вред себе, мы чувствуем себя несчастными. Поведение, делающее нас сильнее, улучшает настроение.
У каждого отрицательного переживания есть положительные функции. Страх – сигнал проявить осторожность. Печаль – способ привыкнуть к утратам.
Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. Вы долго ищете подарок другу на день рождения. Придя домой, вспоминаете: друг позавидовал тому, что вы купили новый альбом любимой группы. Преодолевая себя, дарите ему диск, который вам нравится. Так вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.
Приложение 1 Способы и приемы компрессии (сжатия) текста
Исключение второстепенной информации | Обобщение исходной информации | Упрощение исходной информации |
|
|
|
Используемый ресурс: Драбкина С.В. Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2018 год.
Селиванова Галина Геннадьевна
Волкова Надежда Павловна