Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания
39
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД № 325 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Подготовила:
Павлюченко Любовь Владимировна, воспитатель МДОУ «Ясли-сад № 325 г. Донецка»
Донецк, 2020 г.
АННОТАЦИЯ
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы экологических знаний на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи:
провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников;
разработать и реализовать проект по экологическому образованию старших дошкольников;
выявить эффективность проектной деятельности на экологическое образование старших дошкольников.
В первом разделе проведен обзор литературы по проблеме экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, обобщен теоретический материал по сущности и содержанию экологического воспитания дошкольников, а так же рассмотрено ознакомление детей дошкольного возраста с природой Родного края. Во втором разделе разработан Проект летне-оздоровительной работы «Экологический участок».
В ходе исследования было выявлено, что разработанный нами проект по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников стал выше, дети стали более наблюдательными и любознательными, и их бережное отношение к природе улучшилось.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками 7
1.2. Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников 9
1.3. Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе МДОУ 14
1.4. Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников 20
РАЗДЕЛ II. ПРОЕКТ ЛЕТНЕ-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЧАСТОК» 26
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь [8].
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним [13, С.3-4].
Объект исследования: процесс экологического воспитания дошкольников.
Предмет исследования: формирование системы экологических знаний в ходе экологического воспитания дошкольников.
Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы экологических знаний на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи:
провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников;
разработать и реализовать проект по экологическому образованию старших дошкольников;
выявить эффективность проектной деятельности на экологическое образование старших дошкольников.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольникамиСамоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности [9].
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития [19, С.23].
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой.
Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.).
В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость:
усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности;
построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер. Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте [15, С. 10-12].
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В связи с этим в 90-е годы было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.
Таким образом, проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску [9].
Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
Взаимодействие человека с природой - второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной экологии, экологии человека - не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.
Итак, в основе экологического воспитания – адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда [12].
Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.
Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу [23].
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам.
Это тем более важно для нашего региона. Исторически сложившееся благоговейное отношение людей к природе, представлено в настоящее время ярко выраженной природоохранной тенденцией в образовании. Можно отметить и тот факт, что в Республике не прижился термин «образование в области окружающей среды», который принят во всем мире и, который отражает антропоцентрические тенденции во взаимоотношении человека с природой. Термин «экологическое образование», соединяющий в себе изучение природы, ее охрану, взаимодействие человека с природой, среду его обитания, соответствует нашей специфике и решению существующих экологических проблем средствами образования.
Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями[14].
В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;
многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Первая и вторая позиции – это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.
Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.
Третья позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов - сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы - дать представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
Четвертая позиция - это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования. Этап дошкольного детства можно рассматривать в плане ее пропедевтики [14].
Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.
Таким образом, экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.
Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями.
Установить контакт, взаимопонимание и выявить потребности родителей в вопросах воспитания детей. Прежде всего, для установления контакта и взаимопонимания с родителями необходимо каждому педагогу оценить, какими возможностями он обладает, чтоб оказать помощь родителям в воспитании детей. Кроме того, важно задуматься над тем, какую помощь от детского сада хотели бы получить родители. Так педагоги могут выявить предварительную «картину» взаимодействия и сопоставляют ее со своими возможностями.
Необходимо учесть, что родители могут знать далеко не все возможности педагогов в решении проблем воспитания детей, следовательно, потребуется раскрыть их для родителей. В связи с этим педагоги могут предложить родителям анкету или провести с ними беседу. Это возможно при проведении родительских собраний, организуя сообщения или лекции.
Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня.
Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка.
Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и домашних животных.
Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое.
Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает охлаждения [12].
Комнатные растения имеют определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень (а у некоторых и стебель) находится в земле; корень всасывает из нее воду и питательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от падения. По стеблю питательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам. Дети узнают, что листья чаще всего зеленые, их много, ими растение поглощает свет, дышит, очищая листья их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям, ребенок узнает, что все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надо осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетического наслаждения, для того, чтобы в помещении стало красиво. Каждое из них красиво по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигается созданием для них хороших условий. Комнатные растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо выглядят), если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке света; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут (не дают новых листьев, побегов), не цветут при недостатке питательных веществ в почве.
Комнатные растения имеют неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни. Влаголюбивые растения имеют тонкие листья, их следует часто поливать. Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их следует поливать редко. Светолюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от него.
У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке [15].
Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Дети должны знать особенности внешнего вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как они едят, где живут, пользу или вред приносят человеку; получить представление о содержании и кормлении домашних животных.
Хорошо, если ребенка приучают считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется – тогда можно с ним поиграть. Наблюдение за спящими животными тоже интересные: кошка принимает самые необычные позы, собакам часто снятся сны, и они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.
Так как ребенок постоянно находится в мире игры и хорошо умея обращаться с животными, он тем не менее включает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые.
Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.
Дети проявляют интерес к жизни домашних животных, охотно наблюдают за ними, за их поведением, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. Понимают их желания, потребности, проявляют готовность ухаживать ха ними, умеют правильно обращаться с ними (гладить, играть, ласково разговаривать), отражают эти впечатления в игре, изодеятельности [5, С.80-82].
Проанализировав опыт работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников, мы считаем возможным представить следующую методику экологического воспитания в МДОУ:
создание в детском саду условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов;
организация «экологических пространств» в помещении детского сада: групповые уголки природы, зимний сад, теплица, комната (салон) природы. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями. Экологический принцип содержания животных, оборудование их помещений под естественные условия жизни. Аквариум – модель пресноводного водоема, искусственно созданная миниэкосистема. Правильный уход – способ поддержания ее равновесия;
организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада: площадки природы, микрофермы, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря). Экологическая тропа на участке детского сада: оборудование, использование в педпроцессе;
труд людей как средообразующий фактор в жизни растений и животных. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада. Выращивание и заготовка кормов для животных;
наблюдение – ведущий метод экологического воспитания;
сущность наблюдения как чувственного метода познания природы. Ведущая роль, экологический характер содержания наблюдений. Познание в процессе наблюдений морфофункциональных особенностей живых существ, их взаимосвязи со средой обитания, многообразие видов, процессов роста и развития растений и животных.
Психолого-педагогическое обоснование экологического содержательного подхода к наблюдению.
наблюдения в повседневной жизни – ведущая форма приобщения детей к окружающей природе. Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами природы: определение содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности, планирования. Разработка циклов наблюдений за обитателями уголка природы, сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны детского сада;
организация и проведение опытнической работы с объектами природы Родного края, модернизирующая деятельность с ними. Наблюдение за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания;
календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растении в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдении за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах;
экологическое воспитание на занятиях, во время экскурсий, праздников;
различные типы занятий по ознакомлению детей с природой Родного края: первично-ознакомительный, углубленно познавательный обобщающий, комплексный. Ведущая роль словесных методов при обучении на занятиях. Формирование обобщенных представлений о природе. Виды наглядности, ее роль и место на природоведческих занятиях. Детская природоведческая литература, ее использование в целях экологического воспитания;
детские праздники экологического содержания, разработка сценариев, проведение. Участие дошкольников в природоохранительных мероприятиях;
прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой (прудом, озером), лугом (поляной) как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.
Итак, ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Поскольку в дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем, нахождение оптимальных способов включения ребенка в культуру и в систему социальных отношений является главной задачей реформы образования. Образование включает в себя две подсистемы: воспитание и обучение. По мнению О.С. Газмана сущность педагогической деятельности в дошкольный период может быть обозначена термином «воспитание».
В ходе воспитания происходит обретение культурного опыта, способов деятельности, усвоение нравственных норм и отношений на основе наблюдения реальных межличностных социальных отношений, процессов, явлений как естественных событий окружающей человека действительности, способных вызвать эмоциональные переживания.
Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры – базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени [17].
Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой [18].
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:
развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению;
осознание собственного «А» как части природы, развития «А-концепции» у каждого ребенка;
развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.
Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе.
Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принцип гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта.
Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.
Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию. Характерные особенности народонаселения, времен года, внебазового состава животных и растений Донецкой Народной Республики и социоприродного окружения детского сада должны лежать в основе отбора содержания. На основе полученных чувственных представлений о растениях, животных донецкого края и средах их обитания, дошкольники могут знакомиться с обитателями других регионов при помощи наглядных пособий [16].
При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений в Донецкой Народной Республике и срокам их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок, экскурсий) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями, повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разных возрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс.
Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития.
Условиями реализации цели и принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:
Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.
Подготовка педагогов и родителей к реализации цели экологического воспитания детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.
Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса воспитания и развития детей.
Организация развивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологического воспитания в дошкольном учреждении.
Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей.
Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования.
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.
Познавательный компонент – включает знания и умения:
о многообразии живых организмов, взаимосвязях растительных и животных организмов в процессе роста и развития со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней;
о взаимосвязях и взаимозависимостях их с неживой природой в экосистеме;
о человека как живом существе, как части природы, среде его жизни, обеспечивающей здоровье и нормальную жизнедеятельность;
об использовании природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, недопустимости загрязнения окружающей среды, охране и восстановлении природных богатств.
Ценностный компонент включает знания и ценностные ориентации:
о самоценности жизни во всех ее проявлениях, природы и человека как части природы;
об универсальной ценности природы для жизни и деятельности человека (познавательный,, эстетической, практической и т.д.);
об основных нравственных ценностях человеческого общества;
о созидательной, культурной ценности человеческой деятельности.
Нормативный компонент включает знания и умения:
о законах, декларирующих права и обязанности детей и взрослых, их исполнения и соблюдения;
о нормах и правилах поведения в общественных местах и природе;
о необходимости и способах проявления личного участия отношений к окружающим людям и природе.
Деятельностный компонент - включает знания и умения:
о многообразии возможностей, видов и форм проявления созидательной деятельности в общественных местах, детском саду, семье, природным окружении;
о способах осуществления созидательной и творческой деятельности;
о необходимости проявления личной инициативы и участия созидательной деятельности и т.д.
Таким образом, экологические представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения детей к окружающему миру, самим себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.
Аннотация проекта
Экологическое воспитание дошкольников – является важной и неотъемлемой частью воспитания детей. Под экологическим воспитанием понимается непосредственный контакт ребенка с природой, «живое» общение его с животными и птицами, осуществление практической деятельности.
Лето – это самое подходящее и более свободное время года, когда можно в полном объёме дать детям возможность развивать свои навыки и умения по работе с природой, научить мыслить разумно, полюбить красоту природы.
Огромную роль играют не только занятия по экологическому воспитанию в учебном процессе, но и практическая деятельность. Таким образом, полноценное развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной деятельности.
Чтобы обеспечить такую деятельность, необходимо в ДОО(У) создавать соответствующие условия не только в помещении, но и соответственно на участке. Разработанная форма экологического участка ориентирована на старший возраст и не только активизирует двигательную деятельность детей, но и способствует развитию мышления, креативности в играх, расширению кругозора, формированию новых знаний и умений по экологическому воспитанию.
Данный проект характеризуется созданием экологического участка, а именно:
создать зону двигательной активности – горка, колёса, лестница для ползания;
на веранде создать художественно-эстетическую зону (домик для театрализации, кукольный театр, материалы для рисования) – предназначенную для разыгрывания экологических ситуаций, экологических сказок, а также рисование разных экологических картин;
создать метеостанцию для наблюдения за погодными явлениями, закрепления знаний о временах года;
создать птичий домик с поилкой для наблюдения за жизнью птиц, питанием;
создать фигурную клумбу для наблюдения детей за ростом и развитием растений, для самостоятельной трудовой деятельности на ней;
создать мини-лабораторию для выноса на участок и проведения простых опытов.
Важно разработать и создать оригинальную и неповторимую среду на участке, которая будет привлекать внимание, заинтересовывать детей и будет вырабатывать у них желание заниматься в такой среде.
Проект является действительно реалистичным, так как оборудование можно как купить, так и сделать своими руками, проявляя фантазию и интерес к делу.
Актуальность проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир детей трудно переоценить. Природа является для детей первым источником конкретных знаний, а зачастую и многих радостных переживаний, которые запоминаются ребенку на всю жизнь.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет понимание взаимосвязи человека и природы. Важно, чтобы ребенок овладел способами практического взаимодействия с окружающей средой.
Особое внимание в дошкольных учреждениях отводится созданию предметно-развивающей среды на участках. До недавнего времени на эстетику оборудования и оформления участков ДОО(У) не обращали внимание. Можно было видеть типичный комплект оборудования игровых площадок.
Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети должны видеть и понимать взаимосвязи в природе. К сожалению, современные дети не умеют любить и беречь природу, не все знают и понимают процессы, происходящие в ней.
Актуальность темы проекта состоит в том, чтобы в современном ДОО(У) создавать определённые условия для экологической работы с дошкольниками. Чтобы эта экологическая работа была направлена на процесс формирования экологической культуры, взаимодействие детей с миром природы. Поэтому большую роль играет создание эколого-развивающей среды на территории детского сада.
Цель: создание игровой площадки ДОУ для экологического развития детей 6-7 лет.
Задачи:
создать экологический участок для экологического развития детей 6-7 лет в летний период;
вовлечь детей в разнообразные виды деятельности по экологическому развитию;
привлечь родителей к творческой деятельности по созданию экологического участка;
повысить уровень компетентности воспитателей по вопросу экологического развития детей 6-7 лет;
научить детей конкретным способам экспериментирования и исследования объектов;
воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и неживому на Земле;
воспитание у детей эстетических и патриотических чувств средствами природы.
Ожидаемые результаты:
обновленное развивающее экологическое пространство участка детского сада;
разработка плана взаимодействия воспитателя с родителями детского сада;
у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Конечный результат: преобразование игровой площадки МДОУ с появлением оборудования для экологического развития детей 6-7 лет.
Срок реализации проекта: краткосрочный (21 день с 01.06 по 01.07).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста – 6-7 лет; воспитатели МДОУ; сотрудники МДОУ; родители.
Стратегия и механизм реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
обращение за рекомендациями к специалистам МДОУ;
создание макетов оборудования и примерное расположение их на участке детского сада;
консультации с родителями по созданию и оборудованию экологического участка;
приобретение необходимых материалов: семян, земли, метеостанции, материала по уходу за цветами (лейки, грабли, лопатки), птичьего домика с поилкой.
2 этап – основной:
изготовление, установка, покраска оборудования;
высадка рассады цветов на клумбу с привлечением родителей и детей;
проведение мероприятий для детей 6-7 лет по экологическому развитию.
3 этап – заключительный:
фотомонтаж «Как мы провели это лето»;
выпуск стен – газеты «Наш процветающий участок»;
подведение итогов реализации проекта;
презентация проекта;
праздничное мероприятие.
Календарно-тематический план работы с детьми
Назва ние недели | День | Мероприятия | Срок | Ответственные |
«Эко неделя» | «Я – эколог!» | -Организационные мероприятия по приёму детей. -Инструктаж по технике безопасности. -Посвящение детей в юные экологи «Я и ты - экологи». -Игровая программа «Мы – жители планеты». -Беседа с рассматриванием альбома «Природа Югры». | 01.06 | Воспитатели, мед.сестра |
«Природа нашего края!» | -Рисование на асфальте «Лето в Покачах!». -Беседа «Что мы знаем об окружающем мире?». -Познавательная игра «Почемучки». -Экскурсия в музей «Родные просторы». -Рисование на песке «Мы фантазируем!». | 02.06 | Воспитатели, экскурсоводы в музее | |
«В мире животных!» | -Беседа «Животные нашего края». -Творческая мастерская «Оригами птички». -Интеллектуальная игра «Я и животные». -Установка совместно с родителями и детьми птичьего домика. -Пополнение кормушки едой для птиц, наблюдение на участке за птицами. | 03.06 | Воспитатели, родители | |
«Зелёная планета!» | -Викторина «Знаю ли я природу?». -Беседа «Что нужно делать, чтобы сберечь природу?». -Конкурс рисунков «Экология глазами детей». -Установка совместно с родителями и детьми клумбы для цветов. -Операция «Укрась участок» (высадка цветов на клумбу совместно с родителями). | 04.06 | Воспитатели, родители | |
«Голубая планета!» | -Викторина «Зачем нам вода?». -Экспериментирование «Эта волшебная капелька». -Конкурс рисунков «Водное царство». -Экологическое развлечение «В гостях у Нептуна». | 05.06 | Воспитатели, волонтёры | |
«Здоровей-ка» | «Мы спортсмены!» | -Открытие недели здоровья «Мы экологи-спортсмены!». -Конкурс рисунков «Путешествие в страну «Спортландию!»». -Беседа «Безопасность на спортивной площадке». | 09.06 | Воспитатели |
«Мы играем и растём!» | -Игры на воздухе. Разучивание русских народных игр с детьми. -Организация дидактических и подвижных игр с детьми на воздухе. -Выполнение упражнений на спортплощадке (горка, колёса, лесенка для ползания). -Беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся!». | 10.06 | Воспитатели | |
«День чистоты» | -Беседа «Личная гигиена в саду и дома». -Просмотр видеофильма «Здоровый образ жизни». -Акция «Чистота – залог здоровья!». -Выставка рисунков «Мы за чистоту!». | 11.06 | Воспитатели, волонтёры | |
«Витаминный день» | -Выставка рисунков «В страну ЗОЖ». -Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!». -Акция в саду «Съешь обед – получи витаминку!». -Спортивное развлечение «Экспресс Здоровья» (игра по станциям). | 15.06 | Воспитатели, мед. сестра | |
«День Олимпийцев!» | -Закрытие недели Здоровья. Подведение итогов недели. -Малые Олимпийские игры «Мы – сильные, быстрые, ловкие». -Создание фото коллажа совместно с детьми «Мы и здоровье!». | 16.06 | Воспитатели, волонтёры | |
«Неделя исследователей природы» | «Наша метеостанция» | -Установка совместно с родителями и детьми метеостанции на участке. -Беседа «Что такое метеостанция и зачем она нужна?». -Проведение игры «Облака – туча». -Знакомство с барометром и термометром. -Рисование «Придумаем значки для погоды». | 17.06 | Воспитатели, родители |
«В гостях у Водяного» | -Работа с мини-лабораторией. Проведение опытов «Изучаем свойства воды». -Работа с дождемером «Посмотрим на осадки». -Беседа «Чистая вода – основа жизни на Земле». -Полив цветов на клумбе тёплой водой. | 18.06 | Воспитатели | |
«День юных исследователей» | -Проведение с детьми опытов с землёй, песком, глиной «Что и как пропускает воду?». -Беседа «Загрязнение окружающей среды: как же помочь природе». -Практическое занятие «Определение по компасу сторон света». -Конкурс рисунков «Природа кричит SOS!». | 19.06 | Воспитатели | |
«Пернатые соседи» | -Беседа «Что любят птицы?». -Пополнение домика птиц кормом и водой. -Практическое занятие «Как работает флюгер и ветряной рукав?». -Подвижная игра «Коршун и наседка». -Рисование «Весёлые скворечники». | 22.06 | Воспитатели | |
«День зелёной службы» | -Работа с солнечными часами «Определим время». -Викторина «Экологический светофор». -Экологическая ситуация «Почему необходимо беречь и заботиться о планете?». -Подведение итогов недели «Чему мы научились за неделю?». | 23.06 | Воспитатели | |
«Неделя творчества» | «Дорогами сказок» | -Чтение экологической сказки «Что такое кислотный дождь?». -Театрализованное представление «Старые сказки на новый лад об экологии». -Загадывание загадок старичка Лесовичка «Как мы знаем природу». -Оформление книги-самоделки «В гости к Самоделкину». | 24.06 | Воспитатели |
«День музыки» | -Экскурсия в Центр искусств. -Прослушивание музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года», «Вальс цветов». -Игры-забавы с мыльными пузырями и воздушными шарами под музыку. | 25.06 | Воспитатели, волонтёры | |
«Экологи-творцы» | -Изготовление игрушек для игр с ветром «Воздушный змей и Вертушка». -Лепка из солёного теста «Чудо-творчество». -Рисование нетрадиционным способом «Волшебные свечки». | 26.06 | Воспитатели | |
«День экологической книги» | -Беседа «Знакомьтесь, Красная книга!». -Чтение экологических сказок. -Экологическая викторина «Знатоки природы». -Рассматривание энциклопедий, книг с иллюстрациями о природе, животных, растениях. -Дидактическая игра «Угадай и найди дерево». | 28.06 | Воспитатели | |
«День экологической игры» | -Дидактическая игра «Кто с кем дружит ель?» (например: с зайцем – прячется под ветки). -Игра-имитация «Изобрази животное». -Словесная игра «Подбери словечко» (признак, действие) (например: ветер – лёгкий, теплый, холодный и т.д.). -Развлечение «Путешествие по лесной полянке». | 29.06 | Воспитатели | |
| «День хороших воспоминаний» | -Закрытие лагеря. -Организация выставки поделок «Мы, природа и фантазия». -Торжественная линейка с подведением итогов юных экологов и награждением. -Развлекательно-игровая программа «Мы хорошие экологи». -Праздничная дискотека. | 30.07 | Воспитатели, волонтёры, родители |
Работа с родителями
Название недели | Содержание |
«Эко неделя» | -Знакомство родителей с проектом по созданию экологического участка. -Обсуждение схем – оборудования «Наш участок» для группы. -Совместная установка птичьего домика и клумбы для цветов, покраска, высадка цветов. -Памятки «Прогулки с детьми на природу», «Играем с детьми летом», «Роль природы в развитии и жизни детей». |
«Здоровей-ка» | -Совместная покраска спортивного оборудования на участке. -Памятки «Клещевой энцефалит», «Острые кишечные инфекции». -Рекомендации для родителей «Закаливание», «Вкусные и полезные витамины». |
«Неделя исследователей природы» | -Совместная с родителями установка метеостанции. -Консультация «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». -Консультация «Изучаем с детьми погоду». |
«Неделя творчества» | -Буклет «Песочная терапия». -Конкурс поделок «Мы, природа и фантазия». -Конкурс плакатов «Я люблю мой город Покачи». -День открытых дверей «Наш уютный детский сад». |
Итоги реализации проекта:
В результате реализации этого проекта можно увидеть:
обновленное развивающее экологическое пространство;
эмоционально-насыщенное, содержательное проживание ребёнка в детском саду;
укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости в летний период;
появление интереса к миру природы, любознательности, проявление гуманных и охранительных способов взаимодействия с природным миром;
проявление творческих способностей в различных видах деятельности;
повышение уровня знаний родителей по экологическому воспитанию детей;
повышение уровня компетентности воспитателей по вопросу экологического воспитания.
Развитие проекта:
дальнейшая систематическая работа по экологическому воспитанию;
продолжение преобразования участков сада;
использование новых проектных технологий по экологическому воспитанию.
ВЫВОДНа этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Таким образом, в процессе занятий в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста при использовании моделей и наглядных пособии происходит умственное развитие детей. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Наглядные пособия и модели в экологическом воспитании способствуют лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.
Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, воспитателю следует отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обращая на народные приметы.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Проектная деятельность показала позитивное отношение детей к окружающему миру. Огромную роль играют не только занятия по экологическому воспитанию в учебном процессе, но и практическая деятельность. Таким образом, полноценное развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной деятельности, которую в полной мере обеспечивает реализация представленного проекта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЗакон «Об образовании» Донецкой Народной Республики (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015)
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 287 от 04.04.2018)
Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54.
Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.
Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 12-20.
Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.
Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 1972.
Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. №2. С. 31-34.
Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2016. №7. С. 3-4.
Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 56 с.
Иванова, Г., Курашова, В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. 2015. №12. С. 10-12.
Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2005. №7. С. 70-73.
Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2017, - С.23.
Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, №3 - С. 21-27.