Статья «Воспитание культуры здоровья посредством мультфильмов в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

0
0
Материал опубликован 30 October 2018

Пояснительная записка к презентации

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность темы опыта обусловлена социально-педагогической значимостью сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте как условия их успешной жизнедеятельности и готовности к школьному образованию. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей.

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, чтобы соответствовать социальному запросу общества. А также доказывают, что начинать работу с детьми детского сада необходимо с формирования представлений о культуре здоровья, чтобы максимально создать установку на здоровый образ жизни и ответственность за собственное здоровье.

       В наше время существует множество факторов воспитания культуры здоровья, и они весьма разнообразны. Их можно разделить на целенаправленные и нецелена­правленные, преднамеренные и непреднамеренные. Нецеленаправленных факторов становится все больше: это не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиа-факторов. Ребенок, живущий в век информационных технологий и находиться в активной разнообразной медиа-среде, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации.

   Одни из первых и важных представителей медиа-пространства для дошкольников  — мультипликационные (анимационные) фильмы. Мультфильм как один из факторов медиа-среды в любом случае оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители и педагоги включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.

Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

·         расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;

·         показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

·         формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;

·         развивают эстетический вкус, чувство юмора;

·         мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Таким образом,  актуальность моей темы  состоит в использовании мультфильмов в комплексном  решении проблемы  сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формировании  осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, организму .

 

                                        Ведущая идея опыта.

         Мультфильм, по моему мнению, является  эффективным воспитателем от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совмест­ный с ребенком анализ увиденного,  то мультфильм станет мощным воспитательным инструментом ( в том числе и здорового образа жизни) и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

             Таким образом, идея моего опыта-  развитие культуры здоровья у воспитанников через внедрение мультфильмов в совместную образовательную  деятельность детей и взрослых.

  

Теоретическая база опыта

В процессе работы над опытом мной были изучены исследования, в которых определены основные понятия о здоровье, здоровом образе жизни, культуре здоровья.

Здоровье, как нормальное психосоматическое состояние человека, способного реа­лизовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетво­рить систему материальных, духовных и социальных потребностей. Всемирная организация здравоохранения руководствуется следующим определением, которое будет исходным для излагаемой в опыте идеи культуры здоро­вья в дошкольном детстве: «Здоровье - это состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополу­чия, а не только отсутствие болезни или немощи (недомогания)». Всемирная организация здравоохранения определяет основные компоненты здоровья: физическое, психическое, нравственное. М.С. Коган, Д.А. Изуткина и др. определяют здоровый образ жизни как образ жизни, основан­ный на принципах нравственности. Этот образ жизни должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позво­лять до глубокой старости сохранять нравственное, психиче­ское и физическое здоровье.

Под культурой здоровья детей дошкольного возраста В.В. Колбанов, С.М. Симоненко подразумевают совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохра­нению и укреплению на уровне себя, других и общества в целом; личностно и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности направлен­ных на обретение физического, психического и социального благополучия. Данные исследователи считают, что ре­зультатом сформированности представлений о культуре здоровья ребенка дошкольного возраста будет оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания.

Изучением вопроса о педагогическом влиянии мультфильмов на развитие дошкольников ( в том числе и на формирование основ здорового образа жизни) занимались и занимаются многие педагоги, психологи.

Труды педагогов Бурухиной  А.Ф., Гаваза Е.А., Лалетиной А.Ф. подчеркивают, что мультипликационный фильм может выступать как эффективный воспитатель, поскольку обладает богатыми возможностями. Во-первых, переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение - один из основных способов освоить разные социальные роли. Во-вторых, свою первую жизненную информацию, своё первое восприятие окружающего мира, дети строят на тех мультфильмах, которые они смотрят. Поэтому именно они расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям, способствуют воспитанию культуры здоровья, пониманию причинно-следственных связей и формированию оценочного отношения к миру.

   Однако, по мнению Бурухиной А.Ф., в практике дошкольного образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.И. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.

Необходимо отметить использование в мультфильме особого художественного приёма – смешения фантастического и реального. Ведущими мировыми исследователями (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли) раскрыта особая роль воображения в психическом становлении дошкольника. Свойственный ему недостаток опыта, знаний и представлений компенсируется и замещается включением воображения в разные виды деятельности.

Более того, А.А. Немирич утверждает, что большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма.

Ведь переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способ освоить разные социальные роли. Копировать поведение окружающих свойственно детям, поэтому использование потребности в стереотипии позволит с помощью героев мультфильмов выработать стереотипы образцов поведения в обществе.

   В процессе становления опыта изучались и апробировались методические и практические разработки в области использования мультфильмов для формирования у старших дошкольников представлений о культуре здоровья следующих авторов: Бурухиной  А.Ф., Гаваза Е.А., Лалетиной А.Ф.

 

Новизна опыта

В настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию мультфильмов в целях воспитания и образования, поэтому я постаралась разработать  методику воспитания культуры здоровья детей на основе анимации.

Новизна опыта заключается в реализации:

·         использование мультфильмов в физкультурно-оздоровительной деятельности;

·         использование мультфильмов  для мотивации к здоровому образу жизни;

·         использование мультфильмов для   наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни

 

 

Технология опыта

Целью моего опыта является создание системы использования мультфильмов, способствующих эффективному формированию представлений о культуре здоровья у старших дошкольников.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

·                   внедрить мультфильмы  в организацию образовательного процесса,

·                   просвещение родителей по вопросам использования мультфильмов;

·                   формировать базовые представления у детей старшего дошкольного возраста  о здоровом образе жизни и потребность в сохранении и укреплении своего здоровья;

·                   создать картотеку мультфильмов, обеспечивающую мотивацию у дошкольников  к оздоровлению своего организма;

·                   развивать практические навыки по здоровьесбережению через внедрение мультфильмов в совместную деятельность.

Основными принципами данного опыта являются:

·        доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность;

·        формирование базисных основ культуры здоровья;

·        интеграция знаний из различных наук с целью формирования соответствующего мышления и поведения;

·        личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности;

·        учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом возрастном этапе;

·        активное овладение детьми элементарными знаниями о своем здоровье и навыками его сбережения;

·        формирование деятельностно-практического отношения к полученным знаниям о себе и своем здоровье.

 

Успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

В укреплении  и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому  человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Анализируя данную информацию, я определила для себя следующие направления осуществления этой проблемы с помощью внедрения мультфильмов в образовательную деятельность дошкольников:

  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  • развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
  • обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

 

Для начала использования мультфильмов в педагогическом процессе я провела анализ условий в ДОУ , своей группе, который показал:

наш детский сад (в т.ч. и наша группа) имеет определённую материально-техническую базу для использования мультипликационных фильмов – ноутбук, видеопроектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, подбор мультфильмов.

    Затем я провела экспертизу мультфильмов для использования их в физическом, познавательном, социально- коммуникативном   развитии воспитанников и создала каталог. При выборе мультипликационных фильмов я отдала  предпочтение советским мультфильмам. Я старалась подобрать такие мультфильмы, где сюжеты и образы персонажей выступают трансляторами норм здорового образа жизни. Трудные для усвоения и осознания ребёнком дошкольного возраста абстрактные понятия здоровья в мультфильмах представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста.

   Надо отметить, что тематика мультфильмов по здоровьесбережению разнообразна. Учитывая это, я  определила три группы мультфильмов по воспитанию здорового образа жизни:

1 группа: «Я - человек. Что я знаю о себе?» (темы: «Личная гигиена», «Врачи наши помощники», «Тело человека»).

Цель: формировать представления детей о человеке как живом существе, об условиях необходимых ему для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.

«Сказка о зубной щётке», «Доктор Айболит», «Мойдодыр» и др.

2 группа: «Образ жизни человека и здоровье» (темы «Соблюдаем режим дня», «Полезные продукты»)

Цель: формировать представления детей о режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни.

«Приходи на каток», «Зарядка для хвоста», «Сказка про лень», «Ну погоди» и др.

3 группа: «Здоровый образ жизни в условиях природы» (темы «Будем спортом заниматься»).

Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни в окружающем мире; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека, о значении ЗОЖ.

«Кот Леопольд», «Ох и Ах идут в поход», «Баба- яга против» и др.

    В соответствии с ФГОС ДО  в дошкольных организациях  образовательный процесс строится на основе комплексного тематического планирования, то есть позволяет организовывать образовательную деятельность в соответствии с определенной темой.  Мультфильмы о воспитании культуры здоровья были включены в тематический план воспитательно-образовательных отношений моей группы.

      Для эффективного использования мультфильмов в образовательной деятельности я  определила следующие компоненты НОД:

·         игры, стимулирующие общение о здоровом образе жизни между участниками деятельности 

·         создание проблемной ситуации для совместного целеполагания;

·         просмотр мультфильма и беседа по его содержанию

·         создание ситуаций, направленных на формирование умения употреблять полученные знания в реальном общении с участниками деятельности

·         создание продукта, отражающего образ главного героя мультфильма через использование интеграция видов изобразительной деятельности;

·         рефлексия

Для каждого занятия я подбираю небольшой по времени (не более 10 минут),  в большинстве случаев советский, мультфильм, в котором в доступной и понятной форме мультипликационные герои рассказывают о здоровом образе жизни. Однако, в перечень просмотра включаю и российский мультфильм «Маша и медведь», который является популярным среди современных детей, но вызывает достаточно критических замечаний среди психологов. Фрагменты этого мультика я предлагаю к просмотру детям на последних занятиях по закреплению тех или иных навыков здорового образа жизни, используя неправильные образцы поведения Маши как богатый воспитательный материал для совместного анализа и обсуждения, а также формирования умения оценить ситуацию и предложить правильный вариант поведения.

         При проведении мероприятий с просмотром мультфильмов  учитываю то, что дошкольник воспринимает все эмоционально, непосредственно. Поэтому используемые мной методы при использовании мультфильмов в образовательном процессе отличаются доступностью и простотой, образностью восприятия, пробуждают в ребенке интерес, желание отвечать на вопросы и задавать их:

– метод рассуждения о содержании мультфильма, поступках героев, позволяющий ребёнку отразить личностный смысл содержания мультфильма;

– метод сопереживания, предполагающий через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей понимание детьми поступков героев мультфильма;

– метод сравнения и обобщения, позволяющий сравнивать ребёнку собственные эмоции, пережитые им в процессе просмотра, с эмоциями героев.

В связи с тем, что дошкольники 6–7 лет способны к элементарному анализу, синтезу, владеют определенным объемом валеологических знаний и умений я применяю различные приемы по воспитанию здорового образа жизни у дошкольников с использованием мультфильмов:

1.     Интересным является прием стоп-кадр, когда просмотр мультфильма останавливается на самом кульминационном моменте, и вместе с детьми мы предполагаем дальнейшее развитие сюжета.

2.     Результативным приемом является определение правильной последовательности картинок, иллюстрирующих фрагменты просмотренного мультфильма, и составление рассказа с использованием вежливых слов.

3.     Педагогической находкой является прием угадай:

Ø  первоначально дети соотносят карточки с рисунками о здоровом образе жизни  с предложенными картинками, иллюстрирующими фрагменты мультфильма;

Ø  далее дети определяют правильную последовательность картинок, составляя свой рассказ с использованием карточек с рисунками;

Ø  только после этого им предлагается просмотр мультфильма;

Ø  затем организуется совместное обсуждение;

Ø  возможно сравнение истории, рассказанной в мультфильме, и составленной детьми.

4.     Просмотр каждого мультфильма завершается обсуждением поведения героев и анализом их действий. Первоначально я задаю ребятам простые вопросы, затем перехожу на проблемные вопросы и вопросы, заставляющие ребенка поставить себя на место главного героя и определить, как бы поступил он сам.

Степень активности, самостоятельности дошкольников определяю реакцией на методы и приемы моей работы. Я убедилась: чем активнее методы обучения, тем выше уровень познавательной активности детей.

Мультфильмы по воспитанию культуры здоровья дошкольников я активно внедряю в проектную деятельность по данной тематике.

 

Сотрудничество с родителями. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни, как ценности, а так же в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка,  привлечении родителей к участию в различных формах совместной деятельности: физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мною разработана система мероприятий, к которым относятся:

 родительские собрания,

 консультации,

 конкурсы,

 спортивные праздники,

 праздники здоровья,

 дни открытых дверей,

 папки-передвижки,

 беседы,

 личный пример педагогов,

 нетрадиционные формы работы с родителями,

 практические показы (практикумы).

 

В процессе работы я пришла к выводу, что для организации эффективной  образовательной деятельности с использованием мультфильмов   по воспитанию культуры здоровья необходимо соблюдать следующие психолого-педагогические условия: кроме традиционных форм и методов работы со старшими дошкольниками использовать активные методы обучения; широко применять методы эмоционального воздействия, направленных на формирование ценностного отношения детей дошкольного возраста к здоровью.

Эти условия дают возможность ребёнку осуществлять коррекцию своего здоровья, работать над его укреплением, развитием, осваивать практические навыки личной гигиены, правильного питания, двигательной активности, переносить валеологические знания и навыки в игру.

       Надо отметить, что работа оказалась новой и очень интересной не только для детей, но и для меня, как педагога. При просмотре мультфильмов у меня и моих воспитанников возникают совместное переживание за героев мультфильма, на их основе рождаются душевные беседы о необходимости вести здоровый образ жизни, происходит взаимопонимание. В итоге мультфильм пробуждает в ребёнке желание поразмыслить о собственном здоровье, о здоровье окружающих.

Результативность


«Воспитание культуры здоровья посредством мультфильмов"
PPTX / 2.14 Мб

В ходе деятельности  производился анализ полученных материалов, которые свидетельствовали о динамике в сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья. Оценка этого показателя проводилась по той же методике, что и первичный мониторинг. А именно: «Опросник для детей старшего дошкольного возраста» (автор: Деркунская В.А.). По результатам собеседования с детьми по четырем разделам, были получены результаты, представленные в протоколах обследования. Их анализ показал, что наблюдается динамика сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья различна. 

Предварительный просмотр презентации

Опыт работы по теме «Воспитание культуры здоровья посредством мультфильмов в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» МБДОУ « Детский сад № 3»

Условия возникновения опыта ФГОС ДО Результаты мониторинга по методике Дергунской «Опросник для детей старшего дошкольного возраста» Для мотивации и повышения интереса к своему здоровью необходимы новые средства для современного дошкольника Актуальность опыта Использование мультфильмов в комплексном решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью, организму.

Развитием культуры здоровья детей занимались педагоги : В.В. Колбанов, С.М. Симоненко. Изучением вопроса о педагогическом влиянии мультфильмов на развитие дошкольников занимались и занимаются педагоги, психологи: Бурухина А.Ф., Гаваз Е.А., Лалетина А.Ф. Анализ искусствоведческих исследований о воздействии мультфильмов на ребенка: Л.И. Баженова Г.Н.Козак С.М. Эйзенштейн М.И. Яновский Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, Т.Рибо, Дж. Селли Теоретическая база опыта

Новизна опыта Использование мультфильмов в физкультурно-оздоровительной деятельности Использование мультфильмов для мотивации к здоровому образу жизни Использование мультфильмов для наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни

Цель опыта Создание системы использования мультфильмов , способствующих эффективному формированию представлений о культуре здоровья у старших дошкольников.

Внедрить мультфильмы в организацию образовательного процесса Формировать базовые представления у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни Создать картотеку мультфильмов, обеспечивающую мотивацию у дошкольников к оздоровлению к своему организму Развивать практические навыки по здоровьесбережению через внедрение мультфильмов в совместную деятельность Просвещение родителей по вопросам использования мультфильмов Задачи

Технология опыта Анализ условий в ДОУ, группе Включение мультфильмов в тематическое планирование Экспертиза мультфильмов, создание каталога, разработка конспектов мероприятий Проведение мероприятий с просмотром мультфильмов по воспитанию здорового образа жизни Внедрение мультфильмов по воспитанию культуры здоровья дошкольников в проектную деятельность Информационно- просветительская работа с родителями по проблеме формирования ЗОЖ у детей через мультфильмы

Мультфильмы я разделила на несколько направлений: 1 направление: «Я - человек. Что я знаю о себе?» «Сказка о зубной щётке», «Доктор Айболит», «Мойдодыр» и др. 2 направление: «Образ жизни человека и здоровье».   «Приходи на каток», «Зарядка для хвоста», «Сказка про лень», «Ну погоди» и др. 3 направление: «Здоровый образ жизни в условиях природы»   «Кот Леопольд», «Ох и Ах идут в поход», «Баба- яга против» и др.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Динамика сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья

«Опросник для детей старшего дошкольного возраста» Дергувой Каталог мультфильмов «Опросник для детей старшего дошкольного возраста» Дергуновой Перспективно-тематическое планирование Конспекты и технологические карты НОД (с использованием мультфильмов) Методические рекомендации к проведению НОД с использованием мультфильмов. Технологическая карта проекта «Движение – это жизнь» Материалы по работе с родителями по данной тематике

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации