Статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Экологическое образование и воспитание тесно переплетается с нравственным воспитанием, развитием, творческого мышления. Невозможно научить любить природу, заботиться о ней не осознав себя как части природы, понимания ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей малой Родины. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.
ФГОС о познании природы детьми
Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».
Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания. Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО реализуется через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на нее отводится 60% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении учебного года.
Экологическое воспитание дошкольников осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях с использованием различных форм, методов и приемов.