Урок на тему «Охрана животных»

4
0
Материал опубликован 30 March 2021

 

ФИО учителя: Гогаева Наталья Валерьевна

Класс: 3

Предмет: Окружающий мир

Тема: Охрана животных.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

систематизировать знания учащихся о причинах исчезновения редких видов животных в результате деятельности человека;

познакомить учащихся с некоторыми видами животных, нуждающихся в охране;

формировать чувство ответственности за состояние природы, знание мер по охране животных, правил поведения в природе

Планируемые результаты

Предметные:

знать факторы отрицательного воздействия человека на природу;

знать животных, нуждающихся в охране;

понимать меры по охране животных и правила поведения в природе

Метапредметные:

понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;

оценивать достижения на уроке;

работать в группах: получать информацию из текста учебника, дополнительной научно-популярной литературы («Зелёные страницы», «Красная книга России»);

формулировать выводы

Личностные:

иметь представление о целостности окружающего мира;

проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды;

принимать социальную роль обучающегося

Межпредметные связи: русский язык, технология

Методы и формы обучения :фронтальная, индивидуальная, парная

Ресурсы урока: учебник, часть 1; рабочая тетрадь, часть 1; презентация, мультимедийный проектор, экран, фотографии, рисунки редких животных, выставка книг по изучаемой теме, аудиозапись «Звуки леса», магнитофон, клей-карандаш.

 

В классе 29 учащихся из них 2 ребенка ОВЗ

 

 

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Деятельность
учащихся с ОВЗ

Формы и приемы работы

Формируемые
УУД

I

Мотивация к учебной деятельности

 

 

 

 

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежнос-тей

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежнос-тей

Словес-ный

 

 

 

 

 

 

Воспринимать на слух речь педагога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

II

Актуализа-ция знаний

 

- На предыдущих уроках мы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний я предлагаю выполнить задания. (1и2 ряд работают в парах):

 

1 ряд – составить из карточек возможные цепи питания:

Берёза – лось – волк

Дуб – мышь – орёл

Ива – белая куропатка – ястреб

(Приложение 1)

2 ряд – построить модели развития животных:

Яйцо - … - взрослая птица.

Икринка - … - взрослая лягушка.

- малёк – взрослая рыба.

Яйцо – личинка - … - бабочка.

(Приложение 2)

3 ряд – работа с презентацией по теме «Разнообразие животных».

( слайд 1-12)

 

 

 

 

 

 

 

Дети из карточек составляют возможные цепи питания

 

 

На место пропусков приклеивают

нужное слово

 

 

Взаимодейству-ют с учителем во время опроса.

Аргументируют свою точку зрения

 

 

 

 

 

 

 

Пара:

ребенок с ОВЗ + ребенок с обычными возможностями

 

 

 

 

 

 

 

Слушает ответы других детей. Строит свой ответ по аналогии

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

Фронтальная

 

Презентация

Р – владеют уме-ниями контроли-ровать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль

 

 

 

 

 

Р – осознают
и принимают учебную задачу
.

К – слушают друг друга, строят понятные высказывания

III

Постановка
учебной
задачи

- Переместимся в сказочный лес, наполненный звуками природы.

Звучит аудиозапись «Звуки леса».

- Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы! Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Чтобы узнать тему урока, прослушайте стихотворение.

Звери, рыбы, пауки и птицы

Если будут уничтожены они,

Не всегда умеют защититься.

На планете мы останемся одни.

- Кто догадался, о чем мы будем говорить?

 

 

Тема нашего урока:

t1617123807aa.gift1617123807ab.gif

 

t1617123807ac.gifОхрана животных

t1617123807ad.gif

(Построение кластера)

Эпиграфом нашего урока будут слова Р. Рождественского: «Если завтра погибнет мир, он погибнет по вашей вине, равнодушные.

- Почему стоит запятая перед словом «равнодушные»?

- Каких людей называют равнодушными? Подберите синонимы к этому слову (безразличный, безучастный).

- А каким человеком надо быть? Подберите антонимы (отзывчивый, чуткий, внимательный).

- Попробуйте сформулировать цель и задачи урока.

 

 

 

 

 

Построение кластера:

t1617123807ae.png

 

- На этом уроке мы ещё раз поговорим о том, какое значение имеют животные в жизни человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру.

Прослушивают аудиозапись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выясняют лексическое значение слова «равнодушные».

 

 

 

Подбирают синонимы и антонимы к этому слову

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока и задачи.

Прослушивают аудиозапись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают ответы других детей. Строят свой ответ по аналогии.

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словес-ный , опрос

Нагляд-ный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нагляд-ный

П – извлекают необходимую информацию из высказываний

 

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

 

К – слушают друг друга, строят понятные высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

IV

Изучение нового мате-
риала

1. Работа
по учебнику

 

 

 

Чтение статьи на стр. 106

- Узнайте по иллюстрации в учебнике животных, о которых вы прочитали.

- Продолжим заполнение кластера:

- Какое значение в жизни людей имеют животные?

- Назови основные причины исчезновения животных?

t1617123807af.jpg

Работают с текстом, отмечая знаком "+" знакомую информацию и знаком "!" новую информацию

Работают с текстом, готовят ответ, используя

карточку-памятку

"Я уже знал, что...

Я узнал, что...

 

Фронта-льная

Индиви-дуальная

Работа по учебнику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нагляд-ный

П - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, преобразовывают информацию

К- уметь оформлять свои мысли в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

 

Физминутка

Гимнастика для глаз

 

Выполняют упражнение

Выполняют упражнение

Практи-ческий

Презентация

Л: укрепление здоровья

2.Знакомство с животными Красной книги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- С начала XVII века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.

- Для чего нужна Красная книга?

- А как вы думаете, почему назвали

книгу именно красной, а не желтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения).

Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому.

- О том, какого цвета страницы в Красной книге, и какие животные Северной Осетии попали на эти страницы, расскажут дети. ( Приложение 3)

- Сегодня мы добавим этих животных в свою «Красную книгу» , в которой уже есть исчезающие растения Северной Осетии.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заранее подготовленные ученики рассказывают о животных, которые занесены в Красную книгу Северной Осетии произведения. Рассказ сопровождается показом иллюстраций

 

 

Слушают рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заранее готовят иллюстрации и показывают во время выступления

 

 

 

Фронтальная

 

 

Беседа

рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практи-ческий

Л-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания; способность к самооценке своих действий

П- слушать, извлекая нужную информацию.

Физминутка

1. «Ладошки» (согнуть руки в локтях и развернуть ладони от себя. На вдохе ладони крепко сжать, во время выдоха расслабить. Работать только пальцами).

2. «Ушки» (при вдохе наклонить голову вправо или влево, как бы дотягиваясь ухом до плеча. Выдыхать нужно, возвращаясь к начальной позиции. Задействовать только шею).

 

 

Выполняют упражнения

 

 

Выполняют упражнения

 

 

Практи-ческий

Л: укрепление здоровья

V

Первичное закрепление материала

 

- Выберите в ноутбуках тему «Охрана животных». Выполните 1 и 2 задание

 

 

 

Выполняют задания 1,2

 

 

Пара:

ребенок с ОВЗ + ребенок с обычными возможностями

 

Работа в парах по ноутбу- кам

 

Практический

Р-Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу.

П-Анализируют, находят общее

и различия, делают выводы.

VI

Продолжение изучения темы.

 

 

- Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много.

- Как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание? (В зоопарке, в заповеднике, национальных парках).

- А кто поможет найти ответ – для чего нужны заповедники?

- Для чего нужны зоопарки?

- Что такое заказники?

- В Северной Осетии тоже есть национальный парк «Алания» в Ирафском районе. В Алагирском районе на территории Цейского заказника создан «Северо-Осетинский заповедник» (слайд 13)

 

Правила друзей природы (экологические правила).

t1617123807ag.png

Взаимодейству-ют с учителем

во время опроса, осуществляемо-го во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают

 

 

 

 

Работа с экологическими знаками.

Дети показывают заранее подготовленные рисунки с экологическими знаками, рассказывают о правилах

 

 

 

Взаимодействуют с учителем

во время опроса, осуществляемо-го во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети показывают заранее подготовленные рисунки с экологическими знаками, рассказывают о правилах

 

 

Фронтальная

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нагляд-ный

 

VII

Закрепление изученного материала

 

1 группа - стр. 109 ответить на вопросы «Проверь себя».

2 группа – составить синквейн со словом «Животные».

 

Дети выбирают вопрос, на который хотели бы дать ответ

 

 

Выполняют задания в рабочей тетради стр. 63 № 2,3.

 

 

 

 

Груп-повая работа

Индиви-дуальная

К-аргументировать свои высказывания

 

Р-Оценивать результаты деятельности на уроке.

VIII

Итог урока

 

 

 

- Приведите примеры положительного влияния человека на природу.

- А что мы с вами можем сделать для охраны животных?

- Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

- Опишите глаголами, что вы делали сегодня на уроке?

- Опишите прилагательными, какие вы были сегодня на уроке?

- Опишите существительными, кем вы были на уроке?

 

Делают выводы, подводят итоги.

 

Делают выводы, подводят итоги.

 

Анализ

Обобще-ние

 

IX

Рефлексия

 

 

Сегодня мне удалось….

Было интересно….

Было трудно….

Я похвалил бы себя за…

 

 

 

Словес-ный, беседа.

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

X

Домашнее задание

По выбору:

Написать письмо-обращение животных к человеку.

Стр. 110 выполнить « Задания для домашней работы» 1-2

Для детей с ОВЗ с. 106-110 прочитать; р.т. с. 63 №1

 

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Записывают домашнее задание

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Записывают домашнее задание

Объясне-ние

 

Л: заинтересован-ность в расширении и углублении знаний

 

 

 

Приложение 1.

Составить возможные цепи питания.

 

Берёза

Дуб

Ива

 

орел

белая куропатка

ястреб

волк

 

лесная мышь

лось

 

Приложение 2.

 

Построить модели развития животных:

 

Яйцо - … - взрослая птица.

 

Икринка - … - взрослая лягушка.

 

- малёк – взрослая рыба.

 

Яйцо – личинка - … - бабочка.

 

головастик

птенец

икра

куколка

 

 

 

Приложение 3.

Рассказы учащихся о животных.

 Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер: морская корова, странствующие голуби, лошадь Пржевальского, синий кит, гепард, полосатая гиена,

Красные страницы книги. На них занесены особо редкие, исчезающие животные и растения. Их мало, но ещё можно встретить. Они могут исчезнуть совсем.

 

t1617123807ah.jpgЧерный гриф. Исчезающий вид – «Красная страница». Изредка наблюдается РСО-А над Лесистым, Пастбищными котловинами. Очень крупная (вес до 12 кг., размах крыльев до 3 метров), красивая с густым оперением, птица -падальщик. Основным питанием является павший скот, поэтому грифов называют хищниками, не сеющими смерть, а ждущими прихода ее. Они поедают все попадающие на пути трупы животных, которых легко могут разглядеть даже с высоты 3-4 см.

 

 

 

 

t1617123807ai.pngКавказский барс или по современной научной классификации "переднеазиатский леопард" - самый крупный подвид леопардов в мире, находящийся под угрозой исчезновения в мире. Кавказский барс является древним историческим символом Осетии, который, изображен на гербе Северной и Южной Осетии.

В связи с прямым истреблением барса и активным освоением земель, он исчез с территории российского Кавказа. После его исчезновения распространение получили другие виды хищников - волки и шакалы, в результате чего изменился баланс горных экосистем Кавказа.

В 2007 году Институтом проблем экологии была разработана Программа восстановления популяции переднеазиатского леопарда на территории Кавказа, которая была утверждена Минприроды России. В Осетии были выпущены самка по кличке Волна и самец Эльбрус, это первый в мире опыт возвращения леопарда в природу.


 


 


 


 


 

Желтые страницы На них занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы. 

t1617123807aj.jpgЖелтобрюхий полоз. Численность сокращается – «Желтая страница». Неопасный для человека и очень красивый обитатель степного пояса.Уникальность его заключается в способности быстро (до 4 км в час) передвигаться по любой местности: каменистой, овражистой, поросшей кустарниками. Так же ловко он перемещается по деревьям и в воде. Умеет высоко прыгать. Любит селиться по крутым берегам степных рек. Его основную пищу составляют грызуны, птицы и ящерицы, реже поедает земноводных, змей, крупных насекомых. Часто гибнет при встречах с людьми.

t1617123807ak.jpgМахаон. Численность сокращается – «Желтая страница». Встречается небольшими группами в степном и альпийском поясах. Необычайно красивая и яркая дневная бабочка, крылья которой в размахе достигают 7 см. Она опыляет цветущий клевер и другие растения лугов. Причины гибели – деградация пастбищ и отлов коллекционерами- энтомологами.


 

На зеленых страницах записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Одни из этих животных бурые медведи, бобр, соболь, зубр.


 

t1617123807al.pngЗубр. Численность восстанавливается – «Зеленые страницы» Это очень красивые, крупные (до 1 тонны весом) спокойные травоядные животные. Когда - то их в горах Осетии было очень много, но люди их полностью стали истребили. Их снова стали разводить и сейчас их численность составляет 70 голов. Они обитают в Государственном природном заповеднике, находится в Алагирском районе.


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.