12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фролова Мария Анатольевна1007
Работаю учителем в начальной школе
Россия, Тульская обл., Тула

Поминова Мария Анатольевна

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Тема урока: «Написание существительных с суффиксом –ищ-»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Цели: формирование способности обучающихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Задачи: создать условия для овладения учащимися нового материала; научить писать существительные с суффиксом -ищ-, применять правило написания окончаний –а, -е после суффикса –ищ-.

Формирование УУД:

Предметные: научатся и получат возможность научиться писать существительные с суффиксом –ищ-, правильно образовывать существительные с помощью суффикса –ищ-, решать учебные и практические задачи – правильно писать окончания (-а или –е) существительных с суффиксом –ищ-.

Метапредметные:

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, выработка адекватной позитивной самооценки.

Регулятивныецелеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция,

Познавательныеобщеучебные – овладение умением составлять устное монологическое высказывание (ответ), диалогическое (дискуссия); освоение навыка морфемного и словообразовательного анализа слов; применение правила написания существительных с суффиксом –ищ-; применение освоенных способов действия; осмысливание текстового материала; логические – осуществление анализа толкования слов (гумно и слова с суффиксом –ищ-), исходя из контекста и используя словари; использование алгоритма порядка действий при написании окончания существительного с суффиксом –ищ-; выделение предмета речи и его свойств; постановка и решение проблемной ситуации на уроке.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, построение устных и письменных высказываний, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, представление существенных признаков изучаемого объекта в словесно – описательной форме.

Формы работы: групповая, самостоятельная, работа в парах, индивидуальная (для более сильных учеников)

Оборудования:

1) плакаты героев Миши, Маши и Анишит Йокоповны, плакаты со словами

2) словари, рабочие тетради для самостоятельных работ, учебники (часть №2, №3)

3) карточки с заданиями и тест

4) презентация.

 Ход урока.

Орг. момент (слайд 1)

Минутка чистописания (слайд 2-4)

Щщ Щщ Щи Щи ищ ищ ищ

Проверка д/з. Словарный диктант. (сл.5)

Тонна, терраса, шоссе, пассажир, килограммы (р.п.), чулки(р.п.), яблоки(р.п.), носки(р.п.), орфограмма, ванна, группа, телеграмма, грамматика, миллион.

- Взаимопроверка. Ошибки исправляем зеленым карандашом, оцениваем на полях.

Актуализация знаний. Подведение к теме урока:

А) Просмотр видеофильма о слове «миллион» (отрывок из интернет урока)

Ма́рко По́ло (Венеция 15 сент.1254  - 8 ян. 1324) – итал. купец и путешественник, представивший историю своего путешествия по Азии в знаменитой «Книге о разнообразии мира». Несмотря на сомнения в достоверности фактов, изложенных в этой книге, высказываемых с момента её появления, служила ценным источником информации по географии, истории стран. Эта книга оказала значительное влияние на мореплавателей, писателей XIV—XVI веков. Она была на корабле Христофора Колумба во время его поиска маршрута в Индию.

Б) Чтение отрывка сказки «Заяц-хваста» (сл.6-7)

Словарная работа (Гумно́ - огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна.

Картины Венециа́нова «Гумно», Пиросмани ««Молотьба хлеба в деревне»

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) - русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни.

Нико Асланович Пиросманашвили (Пиросмани 1862 - 1918, Тбилиси)- грузинский художник-самоучка, представитель примитивизма. Жил и умер нищим и безвестным, долгое время его творчество вызывало горячие споры и противоречивые оценки.

Жил-был заяц в лесу. Летом ему было хорошо, а зимой плохо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овёс воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь.

- Выпишите выделенные слова, разберите их по составу. (сл.8)

- Что в них общего? (суффикс –ищ-)

- Какое значение он придает словам? Почему заяц употребил именно эти слова?

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (сл.9)

- Какие цели нашего урока?

5. Постановка проблемы. (сл.10)

- Поставьте их в нач. форму. Какая трудность возникла? (не знаем, какое окончание)

- Миша Иванов тоже столкнулся с этой проблемой и подошел к Анишит Йокоповне с обратным словарем, показывая 2 столбика: (сл.11)

рыбища

травища

головища

зубище

медведище

дождище

- Слова-то одинаковые – с суффиксом –ищ- - не может успокоиться Миша. –Но одни слова оканчиваются на –а, а другие –на –е. Почему? (сл.12)

- Анишит Йокоповна предложила Мише и нам самостоятельно ответить на этот вопрос, выполнив упр. 90 и 91 (с.80-81) из учебника

6. Работа по учебнику. Открытие нового знания

- 90 упр. Откройте словарь на -А, на –ища (с.165) (сл.13)

- Прочитайте первые 5 слов и скажите, основы каких слов дали им жизнь

Н-р: рыбища - рыба

-Скажите, какого рода все слова, от основ которых образованы слова с суффиксом – ищ-?

- Почему у них окончание – а? (образованы от слов ж.р.) Запишите их.

- 91 упр. Откройте Обратный словарь на – Е, на –ище (с.167) (сл.14)

-Назовите слова, которые образовались от основы мужского рода.

-Назовите слова, которые образовались от основы среднего рода (чудище, днище, окнище, плечище)

-Спишите 3 слова мужского рода и 2 слова среднего рода.

- Как правильно сказать: мой больной зубище или моё больное зубище? (на доске плакаты с данными словосочетаниями)

-А почему именно так? Сделай выводы:

1. Сохраняет ли слово с суффиксом – ищ- род того слова?

2. Одинаковые ли окончания у слов м. р. и ср. р. с этим суффиксом? Какие

именно?

Формулирование правило, алгоритма (уч. С.81, слайд 15, 16)

- Существительные с суффиксом -ищ- в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и существительные без этого суффикса; ср.:домище (дом), домища (дома), домищу (дому), домищем (домом).

- Во множественном числе существительные мужского и женского рода с этим суффиксом имеют окончание  (заборищи, сапожищи, ладонищи), а существительные среднего рода - окончание –а(бревнища, оконища).

7. Физминутка для глаз (сл.17,18)

8. Первичное закрепление (сл.19,20)

9. Работа с учебником (сл.21)

Упр. 92. С.82 (сл.22) О. Григорьев «Былина»

Олег Евгеньевич Григорьев (1943- 1992) – поэт и художник. С раннего возраста увлекался рисованием. Поступил в худ.школу, но был отчислен за хулиганство. В дальнейшем Григорьев работал сторожем, кочегаром, дворником, притом пишет. Выпустил первую книжку детских стихотворений и рассказов под названием «Чудаки» в 1971-м. По нескольким произведениям из неё («Гостеприимство», «Апельсин») были сделаны выпуски киножурнала «Ералаш».

Образец: Тетрадочка – тетрадища (тетрадь).

- Работаем в парах (1 ребенок работает со словами карандашик, Славочка, другой – Боренька, заборчик). Самопроверка.

10. Задание на самоподготовку: учебник с. 81 – выучить правило, тетрадь с.43 – 44 упр.45, 46. (сл.23)

11. Закрепление

Упр. 93(сл.24)

-Прочитайте отрывок из стихотворения. Прочитаем задания. ( одно слово разбираем на доске) Силища – сила (ж. р.)

-Остальные слова выполняем самостоятельно.

- Проверка задания:Миша написал такие окончания: папище, мамища.

Маша написала так: папища, мамища. Кто прав? Кто из ребят лучше понял правило?

12. Тест на карточке (сл. 25) Проверка (сл.26)

Если останется время, то раздам карточки:

Какое слово лишнее?

Арбузище, великанище, роялище, болотище,

Бородищ…, силищ…, стулищ…, скучищ….

Вставь пропущенные буквы.

      1. Осел увидел соловья и говорит ему: «Послушай-ка, дружищ…! Ты, сказывают, петь велик… мастерищ…». (Кр ) 2. Здорово, парнищ…! (Н.) 3. В лесу раздаётся страшн… голосищ… какого-то зверя. 4. На краю оврага построили огромн… домищ…. 5. Между селами раскинулось больш… болотищ…. 6. У пеликана огромн… носищ…. 7. Холодищ… заставляет людей ежиться.

- Сравни: топорище (м.р.) – большой топор и топорище (ср.р.) – рукоятка топора; кострище (м.р.) – большой костёр и кострище (ср.р.) – место, где был костёр; городище (м.р.) – большой город и городище (ср.р.) – место раскопок древнего города.м. р.- городище (большой город), м. р. - пожарище (большой пожар), мн. ч. - пожарищи и ср. р. - пожарище (место, где был пожар), мн. ч. - пожарища.

13. Итог урока. Рефлексия (сл.27,28)

-Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

- Какова была тема урока? Когда в именах существительных после суффикса –ищ- пишется окончание е? А когда - а?

- Выберете ту часть круга(сектор) со словами, которые подходят вам.

- Спасибо. Урок закончен. До свидания.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.