12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корнеева Анна Викторовна482
Россия, Луганская Народная Респ., город Ровеньки
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

ГОУ ЛНР «Пролетарская школа им. О.В. Кошевого»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1 класс

Тема урока «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

Подготовила:

учитель начальных классов

ГОУ ЛНР «Пролетарская школа

им. О. В. Кошевого»

Корнеева Анна Викторовна

Окружающий мир 1 класс

Тема урока «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

Цель: дать представление о цветах и бабочках, встречающихся на лугу; совершенствовать мыслительные операции:  анализ, обобщение, сопоставление; развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие; развивать эстетические представления учащихся об окружающем мире; воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края.

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.

Актуализация опорных знаний.

Викторина: (ответы см. в продолжении презентации)

Как называется "общежитие" для собак? (Псарня.)

Эти шалунишки играют в кошки-мышки? (Том и Джерри)

Какая собака чаще всего мелькает на экране телевизора? (Филя из передачи "Спокойной ночи, малыши!")

Когда кот может выйти с четырьмя ногами, а вернуться с восемью? (Несет мышку в зубах.)

Как звали собачку, которая помогла вытянуть из земли очень большой овощ? (Жучка в сказке "Репка".)

Как-то однажды он стал главным в лесу. Взял в жены лису. (Котофеевич.)

Как называют дикую собаку? (Динго.)

Какой континент является родиной кошек? (Африка.)

Назовите ближайших родственников собак? (Волк и лиса.)

Какой кот носит постоянно черные очки? (Кот Базилио.)

Как звали собачку, которая сопровождала Элли в Изумрудный город? (Тотошка.)

В какой стране кошка является священным животным? (В Египте.).

Игра «Домашние и дикие животные»


 

Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку,  на зеленую лужайку. Давайте возьмемся за руки, пожелаем друг другу хорошего настроения и приятных впечатлений. Что мы видим на лужайке? (цветы, бабочки, трава…) Давайте сядем и послушаем, какие звуки до нас доносятся с лужайки (дети садятся на места и слушают звуки (жужжание насекомых, пение птиц…) А что мы можем почувствовать на нашем лугу? (дуновение ветерка, запах цветов…)  Вам нравится на лугу? Что же мы будем тут делать?  А чего нельзя делать? (рвать цветы…) О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Сообщение темы и цели урока.

- Тема нашего урока: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»  Сегодня мы познакомимся с бабочками и цветами, которые встречаются на лугу; повторим и узнаем новые правила поведения в природе.

Восприятие и осознание нового материала.

Работа по теме урока.

На полянку вы пришли.

Вот трава, а вот цветы.

Порхают бабочки вокруг.

Зовем мы это место… (Луг)

– Правильно, сегодня с Муравьишкой отправимся на луг. Там он познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми.

А Мудрая черепаха поможет ответить на вопрос: почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Давайте совершим небольшое путешествие.

а) Почему мы не будем рвать цветы?

- Какие вы знаете цветы, растущие на лугу?

На лугу растут сестрички —
Золотой глазок, белые реснички.   (ромашки)

На лугу цветёт ромашка
Скромный беленький цветок,
Что из жёлтого кармашка
Уронила лепесток.    

     

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.     (колокольчики)

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики - цветы
Очень вежливы...  А ты?

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк.                 (одуванчик)

У тропинки одуванчик
Сбросил жёлтый сарафанчик.
Стал пушистым, словно пух:
- Братцы! Как же я опух!

Синее небо упало на луг,
Синим, пресиним всё стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синие небо, цветки…                       (васильки).

Я – синей небесной сини,
Полевой простой цветок.
От того я – не Василий,
А всего лишь – василёк.

- А почему нельзя рвать цветы? (дети выбирают правильные ответы в группах)

- будет пусто и некрасиво;

 насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой;  

  мама будет ругать;

  посадят в тюрьму.


 

- Правильно, будет пусто и некрасиво без таких прекрасных цветов. А про многих из них есть легенды (красивые придуманные истории)

- Совершенно верно, насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут

- И в тюрьму хоть и не посадят, но могут оштрафовать, так как  многие цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом (демонстрация Красной книги).

Итог: почему же мы с вами не будем рвать цветы?

Физкультминутка. Гимнастика для глаз и рук

Наша бабочка встряхнулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

И нектара всласть поела.

На цветочке посидела,

В лес волшебный улетела.

Почему мы не будем ловить бабочек?

    - Отгадайте загадку, кто это появился на нашей лужайке?

     Расту червяком, питаюсь листком, 
    Потом обмотаюсь и засыпаю,
    Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,
    Весной оживаю, как птичка порхаю      (бабочка)

Бабочки- одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: Махаон, Адмирал, Зорька, Лимонница.

- Посмотрите, какие красивые бабочки (дети рассматривают иллюстрации).  Давайте попробуем подобрать каждой бабочке её название.

(дети берут картинку бабочки и ищут подходящее название, потом объясняют, почему они так думают)

(голубянка, павлиний глаз, лимонница, капустница, адмирал, крапивница)

- К нам в гости пришла бабочка. Послушайте, что она вам расскажет.

Я бабочка-красавица  

Крылья голубые.  

 И разве вам не нравятся  

 Глаза мои большие?  

От восхода до заката   

 Я летаю на лугу.   

И ловить меня не надо,  

   Потому что не смогу:

Опылять ромашки, розы,  

  Землянику с лебедой.

   Это значит для природы

    Обернется всё бедой!   

Второй ученик:    

Нет семян, и нет растений.

 Чистый воздух вдруг исчез.

  И тогда порой осенней    

 В золотой не сходим лес.

- О какой беде рассказали нам ребята? (если погибнут бабочки, то погибнут цветы и другие растения)

- Что полезного делает бабочка? (опыляет цветы, растения и без этого у цветов не будет плодов и семян)

- А если исчезнут с нашей планеты многие растения, то будет исчезать потихоньку и свежий воздух…

- А еще бабочки – это корм для птиц. Если исчезнут все бабочки, то погибнут многие  птицы.

- Ну, и потом бабочки – это живые существа и они тоже хотят жить! А многие из них тоже, как и цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом!

 Итог: почему же мы с вами не будем ловить бабочек?    (дети делают вывод)

Физкультминутка. Гимнастика для глаз и рук

Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Составление памятки «Как нужно вести себя в природе?»

- Давайте вспомним, ребята, какие сегодня и на прошлом уроке мы с вами разбирали правила поведения в природе и составим памятку «Как нужно вести себя в природе?»

* Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу. Букеты можно составлять из садовых растений, которые специально выращивают люди.

* Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее.

*Нельзя шуметь и включать музыку на природе, так как шумом можно распугать всех обитателей – насекомых, животных, птиц.

* Нельзя оставлять после себя мусор. Если каждый человек оставит после себя хоть немного мусора на месте своего отдыха, то цветущий луг превратится в свалку.

* Нельзя брать из дикой природы ни яиц птиц, ни детенышей животных так, как в дальнейшем они все равно погибнут в неволе.

(учитель раздает памятки детям)

в) Практическая работа.

- Создайте свою бабочку, яркую и красивую, чтобы мир вокруг стал краше!

(детям раздаются шаблоны бабочек, и они раскрашивают их на свой вкус)  

Работа в тетрадях.

Откройте стр 31 в тетради и соединяйте название бабочки с рисунком.

(взаимопроверка тетрадей с ответами на слайде) 

Оцените работу своего товарища. (дети показывают подходящий смайлик)

Работа с учебником.

Рассмотрите рисунки на странице 46

Дети пришли на лужайку. Что они делают?

На рисунке слева: нарвали цветов, поймали бабочку, бросили упаковки от продуктов.

- Что принесли дети домой? (Букет цветов, бабочку)

Что стало с цветами? С бабочкой? ( Цветы повяли, мальчик нес бабочку и у нее сломались крылья. Бабочка умерла.)

Ребята, запомните: даже если просто подержать бабочку в руках, то она уже не сможет летать. Ее крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Мы повреждаем эти чешуйки, когда берем бабочку в руки. Чешуйки остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит.

На лугу, где были эти ребята, помята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки. Правильно ли поступили дети? (Нет)

На рисунке справа; фотографируют бабочек, стрекоз, делают зарисовки, любуются красотой луга.

И что же принесли домой дети со второго рисунка? (фото, рисунки)

Произошло что-то с цветами, бабочками? (Нет)

Назовите правила поведения на лугу.(Нельзя бросать мусор, рвать цветы и ловить бабочек) 

Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга?

Чтение текста в учебнике на странице 47

-Почему бабочки не могут жить без цветов? ( Они питаются их нектаром)

-Почему цветы не могут жить без бабочек? ( Потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян )

Рефлексия

Мы поиграем в игру: «Правила вежливости». Если вы согласны с моим утверждением – хлопаете в ладоши, а нет – грозите пальчиком:

Пришёл на луг, нарви большой букет  цветов.

Сколько одуванчиков на лугу, можно сплести много веночков на голову, так красиво будет!

Не рви  цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром.

Сколько красивых  бабочек на лугу, можно их поймать и засушить!

Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их  (без этого не будет плодов и семян).

Итог урока.

-Чему мы сегодня учились на уроке, какие вопросы ставили для себя?

Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Ребята, в жизни вам пригодятся эти знания? 

Приведите примеры цветов и бабочек луга.

Какие правила поведения в природе мы будем соблюдать?

Почему необходимо соблюдать эти правила?

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.