Конспект урока по истории «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне» для 9 класса

1
0
Материал опубликован 4 July 2023

Конспект урока по истории «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне» для 9 класса (учебник История Россия В.С. Измозик, О.Н.Журавлева, С.Н. Рудник)


Эпилог урока:


Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, - что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать.

Ф. Энгельс


Цель урока: Рассмотреть причины, ход октябрьских событий 1917 г. ; сформировать представления о новом политическом режиме , о причинах гражданской войны.


Задачи: 

Образовательные:  Рассмотреть революционные события октября 1917 года, формирование представления о новом политическом режиме.


Развивающие:  Формирование умений работать с учебником, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы; Способствовать развитию логического мышления, умения проводить анализ исторических событий на основе документов, культуры речи и общения; устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщающие выводы.


Воспитательные: Содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений.


Тип урока: урок открытия нового знания 

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, работа с учебником, ответы на вопросы

Ключевые понятия: РСФСР, ЦК, ВРК, СНК, ВСНХ, ВЧК, РККА

Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, карта Россия, раздаточные материалы на партах (Приложение №1), материалы к домашнему заданию –по количеству учащихся.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


п/п 

Этапы урока 

Действия учителя 

Действия учащихся 

УУД 

Личностные результаты 

Предметные результаты 

Метапредметные результаты 

1. 

этап мотивации 

Учитель предлагает учащимся просмотр краткого видеосюжета «Октябрьская революция 1917 года» ( 3 мин ) немой художественный фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна «Окт́ябрь», снятого в 1927 году

Вопрос учителя


-Как можно сформулировать тему нашего урока?

-Что конкретно произошло в ходе октябрьской революции?

Учитель демонстрирует в помощь фотохронику ( Штурм Зимнего дворца, «Аврора» на Неве )

Учащиеся просматривают видеосюжет







Ученики формулируют тему урока.


Пробуют дать свой ответ на вопрос учителя, исходя из своего уровня знания



Познава-тельные

Прогнозиро-вание


Морально-этическая ориентация 

анализ прогнозирование

Работа с информацией 

2. 

Этап актуализации и пробного учебного действия 

На каждую парту раздается раздаточный материал «Основные события Октябрьской революции 1917 года» (Приложение №1)


Учитель комментирует основные события Октябрьской революции.( по материалам первого пункта §3)- раскрывается кратко роль Л.Д.Троцкого, Л.Б.Каменева, Г.Е.Зиновьева, А.Ф.Керенского,)







Учащихся вносят записи в тетрадь (конспект)

Регуля-тивные 

Самоидентифи-кация 

Обобщение


Управление своей деятель-ностью 

3. 

Этап выявления места и причин затруднения 

Вопрос учителя

- Почему восстание не было подавлено? обсуждают причины восстания

Рассмотреть карту учебника на странице 23,

Фронтальное обсуждение  (обращается внимание на цветовые условные знаки)


Предполагаемые ответы:

Экономические трудности, испытываемые Россией из-за участия в Первой мировой войне

Неудачно складывающиеся дела на фронтах

Бездарное руководство страной сначала царским, затем буржуазным (Временным) правительством

Нерешенный крестьянский вопрос (вопрос наделения крестьян землей)

Тяжелые условия жизни рабочих

Почти полная безграмотность народа

Несправедливая национальная политика

Из причин надо выстроить причинно-следственную связь и обозначить цели революции.

Борьба против войны (Декрет о мире)- учебник стр. 19;

Построение более справедливого общества, нежели капиталистическое (Декрет о земле)

Искоренение эксплуатации человека человеком

Равенство людей в правах и обязанностях

Мировая социалистическая революция

Ученики предлагают свои варианты ответа (можно вспомнить сюжеты из просмотренного на уроке видеосюжета)









По завершению обсуждения краткая запись в тетрадях в виде таблицы:

Причины революции-Цели революции


Регуля-тивные

Коммуника-тивные


Самоидентифи-кация

Анализ 

Управление своей деятель-ностью

4. 

Этап построения проекта выхода из затруднения 

Вопрос учителя.

-Как большевикам удалось удержаться у власти:


Предполагаемый ответ:

Создали новые органы власти


Составляют схему по тексту

Познава-тельные 

Смыслообра-зующая мотивация 

Анализ

Синтез 
Обобщение 

Речевая деятельность 

5. 

Этап реализации построенного проекта 

Работа в мини-группах с текстом. По тексту учебника стр.19-22 учитель организует работу в парах, разрешается обсуждение в мини группах (по желанию самих учащихся).


« Органы советской власти»

Учитель консультирует работу 

После истечения выделенного времени учитель предлагает примерную схему и, продолжая конспект, записывают

Первые реформы советской власти:

12ноября 1917- выборы в Учредительное собрание

8 часовой рабочий день.

Равноправие мужчин и женщин,

Переход на Григорианский календарь,

Утверждение нового варианта азбуки.

Январь 1918-создание РСФСР.

Каждая мини- группа учащихся читает и анализирует текст учебника и записывает нужную информацию в тетрадях


















Познава-тельные

Регуля-тивные

Коммуника-тивные

Ориентация на выполнение морально-нравственных норм 

Анализ

Синтез обобщение

Классификация 

Речевая деятельность

Навыки сотрудничества

Управление своей деятель-ностью 


6. 


Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 


Учитель предлагает учащимся просмотреть на слайде Итоги выборов в Учредительное собрание.

Вопросы учителя:

-Чем были обеспокоены большевики?

-Почему в декабре 1917 года большевики запретили деятельность партии кадетов?

-Почему не запретили партию эсеров?

-Почему Учредительное собрание проработало только два дня (5, 6 января 1918)- страница 24.



Учитель предлагает прослушать выступление ученика с опережающим заданием на тему «Переговоры в Брест-Литовске» не более 3 минут.


Учитель обращает внимание на дату :

3 марта 1918 года- Подписание Брест-Литовского (Брестского) мирного договора


Фронтальный опрос











Работа с учебником













Познава-тельные

Регуля-тивные

Коммуника-тивные


Смыслообра-зующая мотивация 


Классификация 


Речевая деятельность

Управление своей деятель-ностью



7. 


Этап включения в систему знаний и повторения 


Учитель организует работу по повторению

пройденного материала в виде создания устного «Исторического сочинения»-

Указать два явления, события, процесса, которые проходили в этот период

Назвать две исторических личности, связанных с этими процессами –

Указать, какие причинно-следственные связи есть между этими событиями

Вывод (дать оценку периоду, а не событиям)


Учащиеся анализируют пройденный материал, работают в парах, проговаривая ответы друг другу.



Познава-тельные

Коммуника-тивные

Регуля-тивные 


Внутренняя позиция уч-ся 


Анализ

Синтез 


Классификация 


Речевая деятельность

Навыки сотрудни-чества



9. 


Этап рефлексии учебной деятельности 

Учитель организует работу в парах по карте на странице 23 учебника ( обращая внимание на записи «Армия Краснова», «Вооруженные силы Деникина», «Армия Дутова» )

Дается домашнее задание

Каждому ребенку дается листок с заданием.

«Составить рассказ «Причины Гражданской войны», используя слова: Учредительное собрание, Брестский мир, Л.Г.Корнилов, Добровольческая армия, А.М.Каледин, А.И.Дутов. Г.м.Семенов, военная интервенция, 5-6 января 1918, 3 марта 1918, партия кадетов»

Ответы детей





Записывают д/з 

Познава-тельные

Коммуника-тивные

Регуля-тивные 

Внутренняя позиция уч-ся





Приложение №1

t1688465001aa.gif





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.