Сценарий урока по истории России «Начало гражданской войны» (9 класс)
Класс: 9
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: формирование первоначальных представлений о гражданской войне, как о трагедии русского народа.
Задачи урока:
- Задачи урока:
- изучить причины и сущность и причины Гражданской войны, основные этапы.
- продолжить развитие навыка самостоятельного поиска, отбора информации, исследования различных гипотез на изучаемые события, определять собственную позицию по отношению к исследуемой проблеме;
-развивать навыки работы в коллективе, навыки сотрудничества с учащимися и учителем при решении учебной проблемы, навыки обмена информацией;
- формирование интереса к истории, своему прошлому;
- формирование активной гражданской позиции;
- воспитание чувства патриотизма .
Планируемые результаты:
Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны необходимой основы для миропонимания и познания современного общества.
Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции.
Метапредметные: готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
Основные понятия: Гражданская война, интервенция, локальный, эскалация, «белый» террор, «красный» террор.
Формы работы учащихся:групповая,парная,индивидуальная.
Техническое оборудование:
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска,
3. Информационные ресурсы:http:// www.school-collection.edu.ru –единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время (мин.). |
|||||
1 |
Организационный момент. . |
|
Приветствие, фиксация отсутствующих; организация внимания учащихся. |
Приветствуют учителя |
2 мин. |
|||||
2 |
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
|
Предлагает учащимся ознакомиться со стихотворением М. Волошина «Гражданская война». Проводит беседу по вопросам: -О чем это стихотворение? -Что такое гражданская война? Назовите ассоциации, которые у вас возникают, в связи с этим понятием. Предлагает учащимся сформулировать тему урока. О чем сегодня на уроке будем говорить? Какую цель поставим? |
Читают стихотворение.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.
Формулируют тему урока, ставят цель. |
5 мин. |
|||||
3 |
Первичное усвоение новых знаний. |
А) ЭОР №1 Анимированная интерактивная карта «Начало Гражданской войны в России».
ЭОР №2. Революционный плакат 1917 г. «За единую Россию».
ЭОР №3.
Плакат. Л. М. Лисицкий (Эль Лисицкий), 1920 г. «Клином красным бей белых». ЭОР № 4 . Словарная статья о вооруженном формировании (ноябрь-декабрь 1917г). ЭОР №5. Биографическая справка о руководителе Белого движения А. И. Деникине (1872-1947). Фотография. Генерал А.И.Деникин. 1918-1919 гг. Автор неизвестен
|
Предлагает ознакомиться с пунктом 1§14, изучить причины гражданской войны.
Организует работу учащихся в рабочей тетради.
Предлагается ознакомиться с интерактивной картой. Организует беседу по вопросу: Почему первый этап Гражданской войны получил название «локальный»?
Б) Организует групповую работу учащихся с кластером. Делит класс на 3 группы. Координирует работу учащихся.
1-я группа. Формирование белого движения.
2-я группа. Создание Красной армии.
3-я группа. Позиция «зеленых в гражданской войне». Проводит беседу по вопросам: -Осветите позицию красного, белого и зеленого движения в гражданской войне. -Какую идеологическую основу несут плакаты белых и красных?
|
Читают пункт 1, выполняют задание 1,стр.52в рабочей тетради.
Знакомятся с распространением Гражданской войны посредством интерактивной карты.
Высказывают свою точку зрения по заданному вопросу.
Работают с раздаточным материалом (Приложение 1) в группе. Отвечают на вопросы. Готовят краткое выступление.
Выступления групп. Подводят итог работы.
|
25 мин. |
|||||
4 |
Первичная проверка понимания. |
|
Организует самостоятельную работу учащихся по составлению синквейна «гражданская война». |
Учащиеся составляют синквейн «гражданская война». Пример: гражданская война - |
4 мин. |
|||||
5 |
Первичное закрепление |
ЭОР №7 Тестовые задания к параграфу «Начало гражданской войны». |
Организует самостоятельную работу учащихся с заданием, предполагающим выбор ответа. |
Выполняют тестовое задание с выбором ответа (по цепочке, вслух). |
5 мин. |
|||||
6 |
Рефлексия |
|
Прием рефлексии «Оцени себя на уроке». |
Получают индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям (Приложение 2). |
3 мин. |
|||||
|
Информация о домашнем задании. |
|
Комментирует задание. §14. Задание на выбор: 1)написать эссе на тему «Гражданская война как трагедия народа». 2)Индивидуальное сообщение об участниках Гражданской войны.
|
Воспринимают задание, уточняют. |
1 мин. |
|
||||
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Анимированная интерактивная карта «Начало Гражданской войны в России».
|
Информационный |
Анимированная карта. |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3801576d-0531-45eb-a504-ea5163ea09fc/%5BIS9IR_2-18%5D_%5BMA_01%5D.swf |
2 |
Революционный плакат 1917 г. «За единую Россию». |
Информационно-практический |
Плакат. |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/28292b38-7f33-4d8c-8890-32b3e4e29429/%5BIS9IR_2-19%5D_%5BPD_01%5D.jpg |
3 |
Плакат. Л. М. Лисицкий (Эль Лисицкий), 1920 г. «Клином красным бей белых».
|
Информационно-практический |
Плакат. |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37250f9b-f479-4aee-ac93-445ccd41a695/%5BIS9IR_2-19%5D_%5BPD_02%5D.html |
4 |
Словарная статья о вооруженном формировании (ноябрь-декабрь 1917 г.)
|
Информационный. |
Текст.
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8b8ecd4e-3990-4554-90dc-d851f76c74a4/%5BIS9IR_2-18%5D_%5BTD_01%5D.html
|
5 |
Биографическая справка о Руководителе Белого движения А.И. Деникине |
Информационный |
Текст |
|
6 |
Генерал А.И. Деникин. Фотография. |
Информационный |
Фотография |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ffd98893-e710-404b-acee-0b7b7906fa4c/%5BIS9IR_2-19%5D_%5BPF_04%5D.jpg |
7 |
Подборка интерактивных тестовых заданий к параграфу «Начало гражданской войны». |
Практический |
Тест |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/43806ef6-8334-4c6f-a054-cca0999d4b72/index_listing.html |
Приложение 1.
1) Позиция «красных» в гражданской войне.
Документ №1: Из программы ВКП (б):
В ОБЛАСТИ ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно подавление сопротивления эксплуататоров и идейно борясь с...предрассудками насчет безусловного характера буржуазных прав и свобод, разъяснять...,что лишение политических прав и какие бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии.
В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ. ...Максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны но одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей... Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью... должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем это делалось до сих пор...».
Документ №2: Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа №64 по всем войскам Южного фронта (24 ноября 1918 г.). "Приказываю всем командующим,
начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать за тем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки в случае перехода на нашу сторону - не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг... Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных рядовых казаков и неприятельских солдат".
Документ 3. Из телеграммы зав. политотделом Восточного фронта Г.И. Теодоровича и члена Реввоенсовета Восточного фронта С.И. Гусева В.И.Ленину, 1919г. «Безобразия,
которые происходили в Симбирской губернии, превосходят всякую меру. При взимании чрезвычайного налога употреблялись пытки вроде обливания людей водой и замо-раживания. Губернские организации смотрели на это сквозь пальцы. При реквизиции скота отнимали и последних кур... Председатель уездного комитета партии участвовал, будучи членом ЧК, в десятках избиений арестованных и дележе конфискованных вещей и прочее.
Документ 4. Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в г. Новочер-касске и других местностях Донской области.20 мая 1919 г., После самоубийства выбранного в революционное время Донского войскового атамана генерала Каледина, в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Юлубова. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а также и деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому...Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы или отдельных матросских и красноармейских банд...Прежде всего уничтожили своих боевых противников. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как "буржуев", священников, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как "контрреволюционеров". Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным
поводам».
Вопросы и задания.
1. Определите основные положения программы «красных»
2. Сделайте выводы о силе и слабости «красного» движения.
2)Позиция «белых» в Гражданской войне
Документ 1: А.И. Деникин. Из наказа Особому совещанию..
Приказываю Особому совещанию принять в основание своей деятельности следующие положения:
1. Единая ,великая, неделимая Россия, Защита веры. Установление порядка...
2. Борьба с большевизмом до конца.
3. Военная диктатура. Всякое противодействие - справа и слева - карать. Вопрос о форме правления - дело будущего, Русский народ изберет верховную власть без давления
и без навязывания...
4. Внешняя политика -только национально русская-. За помощь - ни пяди Русской земли.
5. Продолжить разработку аграрного и рабочего закона.
6. Оздоровить фронт и войсковой тыл -работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и применением крайних репрессий".
Документ 2. Из красноармейской газеты"В пути", 7 октября 1918 г.(Южный фронт) получена следующая телеграмма; "Доношу, что делегатами М-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 4 чел. Личность убитых опознать оказалось невозможным, так как трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны.
Документ 3. Из приказа губернатора Енисейской части генерала Розанова, 27 марта 1919
1. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать.
2. Среди населения брать заложников и в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск заложников расстреливать беспощадно".
Документ 4, Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. Омск 19-25 апреля 1919
Наши полки в начале своих походов были по отношению своему к мирному населению почти идеальным войском: они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноармейской разнузданной банде.
Но с течением времени мы стали терять все эти спасительные качества. Здесь действовало много причин - и возросшая уверенность офицерства в надежности войск, а также уверенность в том, что для населения мы нужны как избавители.
Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется Знаете ли вы... наши потери? Когда мы выехали из Барнаула, в ротах было по 18-20 офицеров, а теперь осталось по два, по три, и через месяц-два не останется ни одного офицера в строю из тех, что выехали на фронт».
Документ №5 Из мемуаров В.В.Шульгина
В одной хате за руки подвесили... "комиссара"... Под ним разложили костер. И медленно
жарили... человека... а кругом пьяная банда "монархистов"... выла "Боже, царя храни".
...Пусть свершится над ними страшное проклятие, которое мы творим им... -- растлителям белой армии... предателям белого дела... убийцам белой мечты...».
Вопросы и задания.
1. Определите основные положения программы «белых»
2. Сделайте выводы о силе и слабости «белого» движения.
3)Позиция «зеленых» в гражданской войне
Документ 1. Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александровского, Ма-
риупольского, Бахмутовского и Пдвлоградского уездов и от фронтовых частей. Село Гуляй-Поле Александровского уезда,10 апреля 1918 г
"Принимая во внимание.. настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии "коммунистов-большевиков", не останавливающейся ни перед какими мерами для убеждения и закрепления за собой государственной власти - съезд постановил:
1. „Мы, съехавшиеся крестьяне, рабочие и повстанцы - еще раз горячо протестуем против подобного насилия... И мы всегда готовы к защите своих народных прав.
2. Мы требуем немедленного удаления всех назначаемых на всевозможные военные
и гражданские ответственные посты.. Мы требуем проведения правильного и свободного выборочного начала.
3. Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов.
4. Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней и насаждением широкой сети обществ потребителей и кооператоров и полного упразднения частной торговли.
5. Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям.
6. Диктатуру какой бы то ни было партии категорически не признаем.
Долой «комиссародержавие». Долой «чрезвычайка» . Долой однобокие
большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся,
крестьян и рабочих!
Документ 2. Генерал Майковский, Приказ №564 от 30 сентября 1919 г. «0 расправе над
восставшими против колчаковцев деревнями».
1.В каждой деревне района восстания подробно обыскивать. Захваченных с орудием
в руках как врагов расстреливать на месте.
2. Местных властей, не оказавшим должного сопротивления бандитам, исполнявшим их распоряжения и не принявшим мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни включительно. 3. Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до унич-тожения деревни».
Документ 3. Приказ Командующего войсками Тамбовской губернии №0116 Тамбов,12июня1921г. «Остатки разбитых банд и отдельные бандиты, сбежавшие из деревень, где восстановлена советская власть, собираются в лесах и оттуда производят набеги на мирных жителей. Для немедленной очистки лесов приказываю:
1. Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми газами, точно рассчитывать, чтобы облако удушливых газов распространялось полностью по всему лесу, уничтожая все,
что в нем пряталось».
Вопросы и задания.
1. Определите основные положения программы «зеленых»
2. Сделайте выводы о силе и слабости «зеленого» движения.
Приложение 2.
Урок Я на уроке Итог
1.Интересно 1.Работал. 1. Понял материал.
2.Скучно. 2. Отдыхал. 2. Узнал новое.
3.Безразлично. 3.Помогал другим. 3. Не понял.