12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Калинина Татьяна Вахтанговна320
Милая, белая и пушистая девушка)))
Россия, Псковская обл., дер.Слопыгино
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»

Конспект по истории России № 3

Класс: 9

Номер урока (№): 5

Тема: Октябрьская революция

Цели:

Образовательная:

- сформировать представление о событиях октябрьской революции

- определить причины, движущиеся силы, характер, итоги, значение Октябрьской революции в России;

- подвести учащихся к пониманию, осознанию исторической закономерности Октябрьской революции, ее объективных и субъективных предпосылок.

- Создать условия для осознания учащимися эпохальности данного события, приведшего к свержению самодержавия

- рассмотреть альтернативные пути общественно-политического развития страны.

Развивающая:

- способствовать дальнейшему развитию умений, обобщать систематизировать (аналитических умений)

- способствовать дальнейшему развитию речи: обогащение и усложнение словарного запаса;

- Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи.

- определить место каждого события в ходе революции

- построить логическую связь между событиями революции, показать их преемственность

Воспитательная:

- Способствовать воспитанию интереса, уважения к истории, определять свое отношение к историческим событиям нашей страны

- Способствовать воспитанию стремления осознанно воспринимать прошлое на основе анализа мотивов поведения людей

- Способствовать дальнейшему развитию чувства уважения и интерес к истории своей страны

Оборудование: доска, учебник История России, XX – начало XXI века: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 2006. – 400 с, рабочий лист (Приложение № 1), рассказ учителя (Приложение № 2),

Тип урока: комбинированный

Этапы урока

Деятельность учителя

Активизация познавательной деятельности ученика

1. Орг. момент

Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих.

Приветствуют учителя. Говорят, кто отсутствует и присутствует.

2. Опрос домашнего задания

(Фронтальный письменный опрос в виде игры «Да - нетка»)

Слово учителя: «Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?»

Предполагаемый ответ:

- Февральскую революцию, а именно политическое развитие России весной – летом 1917 г.

Слово учителя: «Сейчас я буду говорить вам утверждения, а вы отмечать себе в тетрадках Да или Нет»

Учитель озвучивает утверждения учащимся.

Предполагаемые ответы:

1. Да

2. Да

3. Да

4. Нет

5. Нет

6. Да

7. Нет

8. Нет

9. Да

10.Нет

11.Нет

12. Нет

Учащиеся слушают и отвечают на вопрос

Вопрос к учащимся:

- Что мы изучали на прошлом уроке?

Учащиеся слушают учителя и отмечают в своих тетрадках Да или Нет.

Утверждения:

1. После отречения от престола Николая II прекратили свою деятельность монархические партии

2. Меньшевики и эсеры считали, что Россия еще не готова к социализму.

3. Кадеты высказывались за установление в России республики

4. Большевики приняли активное участие в Февральской революции

5. Апрельские тезисы содержали программу вооруженного прихода к власти большевиков

6. Причиной апрельского кризиса стала нота Милюкова

7. Создание 1 коалиционного правительства связано с июльским кризисом.

8. После демонстрации 18 июня разразился июльский кризис

9. Второе коалиционное правительство создано в результате июльского кризиса

10. 1 сентября Ленин объявил о создании Директории.

11. 2 сентября Россия становиться Республикой

12. Мятеж Корнилова прошел успешно.

3. Переход к изучению нового материала

Слово учителя : «Домой я вам задавала посмотреть альтернативные пути развития, давайте посмотрим на доску»

На доске нарисована схема:

Пути развития

Демократ. военная диктатура

 

диктатура

пролетариата

Предполагаемый ответ:

1. Корнилов – главнокомандующий, а поэтому это военная диктатура

2. Мятеж Корнилова провалился, а значит и этот путь развития не осуществился

3. Первый – это Временное правительство – демократический путь развития, но из-за его бездействия и он провалился. Второй – это Советы – большевики.

Слово учителя: «Т. е. мы можем сказать, что победили именно большевики – социалистический путь. И сегодня на уроке мы с вами посмотрим, почему именно они победили. Проблемный вопрос: почему большевики победили. И к этому вопросу мы вернемся в конце занятия»

Учащиеся слушают

Учащиеся смотрят на доску

Вопрос к учащимся:

1. Давайте подумаем, к какому пути развития можно отнести мятеж Корнилова

2. И что стало с этим путем развития?

3. А какие остальные 2 пути мы проходили?

4. Изучение нового материала

Слово учителя: А теперь давайте откроем учебник на параграфе 12 – Октябрьская революция. У вас на партах лежат рабочие листы (Приложение № 1). Сегодня по ходу урока мы будем их заполнять. Сейчас посмотрим на 1 задание в рабочем листе. Здесь нужно заполнить схему»

Учитель дает учащимся заполнить схему на основе параграфа 12 в учебнике на странице 85 – пункт: Последний этап кризиса и на странице 86 – 87, до хода восстания.

Учитель слушает и проверяет правильность заполнения схемы, если нужно корректирует ответ учащихся:

Предполагаемый ответ:

14 сентября 1917 – собралось Демократическое совещание. На нем была одобрена коалиция с кадетами.

25 сентября 1917 – сформировано третье коалиционное правительство.

В начале сентября 1917 – проходят довыборы в Петроградский совет. Большевики получают в нем большинство.

5 сентября 1917 – Большевики получили большинство в Московском Совете.

10 октября – Ленин проводит тайное заседание ЦК. На нем принимается резолюция о вооруженном восстании.

12 октября 1917 – создается ВРК во главе с Троцким.

Предполагаемый ответ:

- Объективные и субъективные. Объективные – независящие от людей, большевиков. Это такие как: углубление экономического кризиса, ошибки Временного Правительства. Субъективные – зависящие от большевиков. Это рост численности партии большевиков, более понятные и близкие народу лозунги.

Слово учителя: «Сейчас, я буду говорить вам, как происходила революция, а вы слушать меня и выполнять задание № 2 в рабочем листе»

Рассказ учителя (Приложение № 2)

Учитель слушает и проверяет правильность выполнения задания, если что-то неправильно, то корректирует ответ учащихся.

Предполагаемый ответ:

Рассказ учителя (Приложение № 2), учащиеся в это время выполняют задание № 3 в рабочих листах (Приложение № 1)

Учитель слушает, проверяет правильность выполнения задания, если что-то неправильно, то корректирует ответ учащихся.

Предполагаемый ответ:

24 октября по распоряжению правительства отряд милиции и юнкеров закрыл типографию, в которой печаталась большевистская газета «Рабочий путь». На заседании Временного правительства поставлен вопрос об аресте членов ВРК. Большевики расценили эти меры, как начало «контрреволюционного заговора». ВРК разослал на все полки Петроградского гарнизона и суда Балтийского флота «Предписание № 1», о приведении солдат и матросов в боевую готовность. В тот же день вооруженные отряды Красной гвардии и солдаты Петрограда начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы. К утру 25 октября столица, за исключением Зимнего дворца оказалась в руках восставших. ВРК в обращении «к гражданам России» объявил о взятии власти. 21 час 40 минут по сигналу с крейсера «Аврора» начался захват Зимнего дворца. В ночь на 26 октября Зимний дворец был взят. Керенский сумел выехать на фронт. Остальные члены Временного Правительства были арестованы.

25 октября 1917 – собирается II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов. Принимает первые декреты: О мире, земле и власти.

Декрет о мире – провозглашал выход России из войны и Ленин обращается к правительствам других стран с предложением всеобщего демократического мира, т. е. мира без аннексий и контрибуций.

Предполагаемый ответ:

1. Анне́ксия — насильственное присоединение государством всего или части территории другого государства в одностороннем порядке.

2.Контрибуция  — платежи, налагаемые на проигравшее государство в пользу государства-победителя.

Декрет о земле – в основе его лежало 242 крестьянских наказа I съезду советов. Предусматривал передачу земли крестьянам и ликвидацию помещичьего землевладения.

Предполагаемый ответ:

- Нет. Это аграрная программа эсеров. Большевики не выдвигали таких требований. Им нужно было, чтобы их поддержало крестьянство

Декрет о власти – власть переходит Советам, создаются новые советские органы власти.

Предполагаемый ответ:

- из-за ошибок и бездействия Временного правительства, потому что не было силы способной встать на его защиту и популярности большевиков среди народа и их лозунгов.

Слово учителя: «Итак, давайте посмотрим какие же, органы власти появляются»

Рассказ учителя (Приложение № 2).

По ходу рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу в рабочем листе (задание № 4)

Учитель слушает, проверяет правильность выполнения задания, если что-то неправильно, то корректирует ответ учащихся.

Предполагаемый ответ:

ВЦИК – Всероссийский Центральный Исполнительный комитет. Это законодательная власть. Глава Ленин.

СНК – совет народных комиссаров. Исполнительная власть. Глава Свердлов Яков Михайлович.

ВЧК – Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, т. е. с силами противостоящими большевикам, спекуляцией и саботажем, т. е. неисполнением указов советской власти. Это первый карательный орган. Возглавил – Ф. Э. Дзержинский.

Слово учителя: «Сейчас давайте выполним последнее 5 задание в рабочем листе (Приложение № 1)»

Учитель предлагает учащимся открыть учебник, параграф 13, 2 пункт «Уничтожение национального и сословного неравенства» и выполнить задание № 5 в рабочем листе.

Учитель проверяет правильность выполнения задания учащимися

Предполагаемый ответ:

А- 3, Б- 1, В – 4, Г – 2.

Учащиеся открывают учебники, смотрят на рабочие листы и слушают учителя.

Учащиеся заполняют схему на основе параграфа 12 в учебнике на странице 85 – пункт: Последний этап кризиса и на странице 86 – 87, до хода восстания и после заполнения озвучивают то, что записали в схему.

Вопрос к учащимся:

- Как вы думаете какие здесь могли быть причины для начала революции?

Учащиеся слушают учителя

Учащиеся слушают и выполняют задание, а затем озвучивают результат.

Учащиеся слушает учителя и выполняют задание № 3 в рабочих листах (Приложение № 1)

Учащиеся озвучивают свои записи

Вопрос к учащимся:

1. Что такое аннексия?

2. Что такое контрибуция?

Вопрос к учащимся:

- А выдвигали ли такие требования большевики раньше? Если нет, то из программы, какой партии они взяты и зачем?

Вопрос к учащимся:

- Так почему победили большевики?

Учащиеся заполняют таблицу в рабочем листе (задание № 4)

После рассказа учителя учащиеся озвучивают заполненную таблицу

Вопрос к учащимся:

- Что названо в нашем городе в его честь?

Учащиеся открывают учебник, параграф 13, 2 пункт «Уничтожение национального и сословного неравенства» и выполняют задание № 5 в рабочем листе.

После выполнения проверяют его правильность вместе с учителем.

5. Закрепление

Учитель вместе с учениками делает вывод и еще раз отвечает на проблемный вопрос:

- Большевики быстро установили свою власть, так как их лозунги были ближе народу и Временное правительство не решало основные вопросы: о войне и о земле.

Учащиеся вместе с учителем делают вывод и записывают его на своих рабочих листах

6.Рефлексия (Комплимент - похвала)

Учитель предлагает учащимся сказать комплимент за урок - комплимент деловым качествам себе или однокласснику.

Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок.

7. Домашнее задание

Учитель дает домашнее задание: выучить параграф 12 – 13 и посмотреть про учредительное собрание

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (1)

Абаркина Екатерина Сергеевна, 14.01.19 в 21:33 0 Ответить Пожаловаться
Очень интересный материал, но где посмотреть приложения 1 и 2?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.