12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Субботина Светлана Львовна5447
Учитель высшей квалификационной категории. Работаю в МАОУ СОШ №22 п.Билимбай г.Первоуральска Свердловской области учителем русского языка и литературы. В этом учебном году являюсь классным руководителем 5 класса. Педагогический стаж 32 года.
Россия, Свердловская обл., Первоуральск
5

«Они сражались за Родину. Оборона Москвы»

Час общения

«ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ

ОБОРОНА МОСКВЫ»

(для обучающихся 7 класса)

Общие сведения о часе общения.

Вид мероприятия: час общения.

Класс: 7 класс.

Тема: «Они сражались за Родину. Оборона Москвы».

Цели:

= обучающая: ознакомление со сведениями о Великой Отечественной войне, о защите столицы нашей страны от врага;

= развивающая: развитие моральных качеств личности обучающегося;

= воспитывающая: воспитание чувства патриотизма, благодарности павшим героям за мирное небо над головой и свободную Родину.

Задачи: узнать исторические сведения о создании сложной ситуации в Москве в годы войны, о защите города, провести заочную экскурсию по местам боёв, познакомиться с циклом рассказов А.Н.Толстого "Родина", романом К.М.Симонова "Живые и мёртвые", выявить истоки патриотизма советского народа, предопределившего победу над врагом.

Оборудование:

= свеча на подставке;

= запись песни "Давным-давно была война" из к/ф «Командир счастливой «Щуки»);

= цикл рассказов А.Н.Толстого "Родина";

= роман К.М.Симонова "Живые и мёртвые";

= учебник: Данилов А.А.. История России, ХХ век, учебник для 9 класса, 2002;

= книга Безыменского А.. Особая папка «Барбаросса», 1973;

= запись песни "Гимн Москвы" \ М. Лисянский и С.Агранян - И.Дунаевский.

План часа общения.

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Планы немецкого командования в отношении Москвы.

3. Битва под Москвой.

а) начало наступления немецких войск;

б) призыв к защите Родины;

в) упорные бои;

г) не отдать Москву;

д) «Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва!»;

е) разгром немецких войск под Москвой.

4. Подведение итогов.

Ход часа общения.

Москва... Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

А.С.Пушкин.

1. Вступительное слово классного руководителя.

(Прослушивание записи песни «Давным-давно была война»)

Сегодня мы вновь обращаемся к страницам истории Великой Отечественной войны. Были уже Брест, Ленинград… Сегодня – Москва, столица нашей Родины. Что для нас значит Москва? Вспомните, что вы знаете о Москве? Кто-то был в этом городе? (беседа по личным воспоминаниям).

Москва для каждого россиянина – это символ его Родины, того места, где его всегда ждут, где ему всегда окажут помощь. Сколько стихов о Москве сложено русскими поэтами! Отрывок из одного стал сегодня эпиграфом к классному часу. Конечно, поэт и предполагать не мог, как его слова пригодятся в ХХ веке для русских солдат, защищающих свою Родину. Разве можно было в 19 веке поверить в то, что после разгрома наполеоновского войска на Россию, на её столицу, будут покушаться иноземные захватчики, обладающие гораздо меньшей территорией и меньшим населением?!

2. Планы немецкого командования в отношении Москвы.

Что же предполагалось немецким командованием в отношении Москвы? Разрушить её? Занять и оставить как красивый город? Стереть с лица Земли, чтобы не осталось и следа? Наиболее точно об этом сказано в книге Безыменского «Особая папка «Барбаросса»»: у немецкого фельдмаршала Бока было два варианта. Первый он называл «большим решением». Оно предполагало два мощных танковых удара: один севернее Москвы, где-то в районе Ржева — Калинина; другой — южнее, через Орел и Тулу. Оба удара не должны были сходиться в самой Москве, они должны были сначала идти параллельно, а потом сомкнуться восточнее советской столицы. Москва должна была оказаться в окружении и погибнуть.

3. Битва под Москвой.

а) начало наступления немецких войск;

В сентябре 1941 года немцы начали подготовку к захвату советской столицы. Эта операция получила название «Тайфун». Для её реализации немецкое командование обеспечило на направлениях главных ударов значительное превосходство в живой силе и технике. 30 сентября началось генеральное наступление немцев на Москву.

б) призыв к защите Родины;

В это время известный советский писатель того времени Алексей Николаевич Толстой создаёт цикл очерков, посвящённых призыву к народу стремиться к защите своей Родины, пробуждающих чувство патриотизма. Вот как он делает это в очерке «Москве угрожает враг»:

«Ни шагу дальше! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, дороже сердца родины нашей - Москвы, гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле.

Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Шесть столетий он с завистью глядит на наши необъятные просторы. Сегодня он решился и пошёл на нас...

Над Москвой нависла угроза. Враг собрал оружие со всей покорённой Европы... В эту битву он бросил всё, что мог.

Наша задача в том, чтобы остановить гитлеровский армии перед Москвой. Тогда великая битва будет выиграна нами.

Жребий славы и величия духа выпал теперь на Москву».

в) упорные бои;

Немцам удалось не только прорвать оборону советских войск, но и несколько армий взять в окружение. К середине октября враг вплотную подошёл к столице. В городе все важнейшие объекты были подготовлены к взрыву в случае прорыва немцев. Для жителей было введено осадное положение.

г) не отдать Москву;

О том, как советские воины мобилизовали все свои силы на борьбу с врагом в эти дни, очень ёмко и точно сказано в романе Константина Симонова «Живые и мёртвые»:

«Сейчас люди постепенно обретали другое самочувствие – самочувствие пружины, которую со страшной силой жмут до отказа, но, как бы её ни давили, дойдя почти до упора, она всё равно сохраняет в себе способность распрямиться. Именно это чувство, и физическое, и душевное, эту внутреннюю способность распрямиться и ударить испытывали люди, медленно и свирепо теснимые в эти дни немцами с рубежа на рубеж, всё ближе и ближе к Москве.

Они сами напрягали все свои силы, они знали, что за ними Москва, этого им не нужно было объяснять. Но, кроме того, они чувствовали по приходившим в самые критические минуты пополнениям, по артиллерии, которой с каждым днём всё заметней прибывало на фронте, и по многим иным признакам, начиная с подарков и писем и кончая тоном газет, что вся страна позади них напряглась, чтобы не отдать Москву».

д) «Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва!»;

В первых числах ноября 1941 года колоссальным напряжением сил, беспримерным мужеством и героизмом защитников столицы наступление немцев было остановлено. Наибольшую известность из воинов дивизии получили 28 человек («герои-панфиловцы») из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка. Когда началось новое наступление противника на Москву, бойцы во главе с политруком Клочковым, осуществляя оборону в районе разъезда Дубосеково, совершили подвиг, ценой своей жизни в ходе 4-часового боя уничтожив 18 вражеских танков.

Сегодня мы чтим память именно этих людей, своей грудью защитивших столицу нашей Родины (зажечь свечу).

Благодаря таким людям в Москве, находившейся под непосредственным ударом врага, 7 ноября, в честь годовщины Октябрьской революции, состоялся традиционный парад на Красной площади. Москва, а значит и вся страна – не сдавались!

е) разгром немецких войск под Москвой.

К концу ноября войска Западного фронта получили значительные подкрепления из восточных районов страны. Это позволило 5 декабря 1941 года начать контрнаступление советских войск под Москвой. Враг был отброшен на 100 – 250 км от столицы. Это было первое крупное поражение немецких войск в ходе Второй мировой войны.

Победа под Москвой имела огромное военное и политическое значение. Она указала на крах немецких планов «молниеносной войны».

4. Подведение итогов.

Итак, оборона Москвы доказала не только советскому народу, но и всему миру, что Россия – действительно сильная страна, и сила её всегда обязательно проявляется в тяжёлых, подчас критических ситуациях, какой стала Великая Отечественная война. Да, впереди были ещё почти 4 года тяжёлых боёв, невозвратимых потерь, но освобождение главного города страны было решающим в том порыве, с которым советские люди и на фронтах, и в тылу пытались приблизить победу.

Так что же для нас сейчас Москва? Столица нашего государства, символ нашего могущества, город-герой. И просто город, в котором живут миллионы людей со своими радостями и горестями, со своими жизненными проблемами – такие же, как и мы с вами.

(Прослушивание «Гимна Москвы»)



Список использованной литературы.

 

1.      Безыменский Л.  Особая папка «Барбаросса». М., 1972.

2.      Данилов А.А.. История России, ХХ век, учебник для 9 класса. – М., 2002.

3.      Симонов К. Живые и мёртвые (в 3-х книгах). – М., 1989.

4.      Толстой А.Н. Родина. Рассказы Ивана Сударева. – М., 1983.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.