Час общения «Они сражались за Родину. Сталинградская битва» (8 класс)
Вид мероприятия: час общения.
Класс: 8 класс.
Тема: «Они сражались за Родину. Сталинградская битва».
Цели:
= обучающая: ознакомление со сведениями о Великой Отечественной войне, о переломном моменте в ходе войны;
= развивающая: развитие моральных качеств личности обучающегося;
= воспитывающая: воспитание чувства патриотизма, благодарности павшим героям за мирное небо над головой и свободную Родину.
Задачи: узнать исторические сведения о подготовке и развитии Сталинградской битвы как самом ожесточённом сражении в годы Великой Отечественной войны, о защите города, провести заочную экскурсию по местам боёв, познакомиться с циклом рассказов А.Н.Толстого "Родина", романом К.М.Симонова "Живые и мёртвые", выявить истоки патриотизма советского народа, предопределившего победу над врагом.
Оборудование:
= свеча на подставке;
= запись песни "Журавли" (Р.Гамзатов \ Я.Френкель);
= цикл рассказов А.Н.Толстого "Родина";
= роман К.М.Симонова "Живые и мёртвые";
= учебник: Данилов А.А.. История России, ХХ век, учебник для 9 класса, 2002;
= фрагменты из писем немецких солдат.
План часа общения.
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Положение на фронте зимой 1942 года.
3. Подвиг под Сталинградом.
4. Память.
5. Подведение итогов.
Ход часа общения.
1.Вступительное слово классного руководителя.
Память о событиях Великой Отечественной войны неподвластна времени - бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживёт века. В историю человечества победа советских войск под Сталинградом вошла как яркое свидетельство неодолимой силы нашей страны, монолитного единства армии и народа, показав всему человечеству величайшие примеры мужества и стойкости советского солдата. Она явилась началом коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной, но и второй мировой войны.
2. Положение на фронте зимой 1942 года.
Вот какие сообщения передавались по радио в Германии в то время, зимой 1942 года (читает учащийся):
Здесь будет изображение: /data/edu/files/f1452005289.jpg (800x632)
- На восточном фронте происходит самое ожесточённое сражение этой войны - одновременно оно является самым великим сражением в истории. Нажим русских войск поистине страшен по своей силе. Русские сражаются с необычайной яростью. Положение на фронте весьма серьёзно.
Несмотря на то, что Гитлер уже три раза назначал сроки взятия Сталинграда и в октябре, и в ноябре, муштрованные немцы ему ещё верили. Вот как они писали об этом домой, в Германию (читают учащиеся):
- Этой зимой никакого наступления не должно быть. Фронт здесь удерживается любой ценой. Уж зиму-то эту мы выдержим, будем зорко следить, чтобы русские не были слишком нахальны. За время русского похода русский солдат ни разу ещё так не оборонялся, как в Сталинграде, но дерётся и упорствует он напрасно, на 90 процентов город в наших руках. Всё же, дорогая Клара, пройдёт ещё несколько дней, когда ты прочтёшь экстренное сообщение: "Сталинград взят!"
- Иногда во мне вскипает такая злоба, что я готов всех перебить. Война - самое отвратительное, что есть в мире. В самом деле, какого чёрта эти русские всё ещё цепляются за какие-то клочки своей земли? Всё равно Сталинград - немецкий город, и немцы никогда отсюда не уйдут. Пора понять, что немцы приходят и никогда не уходят. Так сказал фюрер.
3. Подвиг под Сталинградом.
Можно проследить, как изменялись события на фронте в дальнейшем. В этом нам помогут ребята, которые зачитают отрывки из произведения Алексея Толстого "Родина":
- Нужно отдать справедливость, что в конце декабря Гитлер сделал попытку, и очень серьёзную, разорвать окружение Шестой армии: на выручку ей с юго-запада устремилось 800 танков в сопровождении артиллерии и мотопехоты, к ним навстречу из окружения потянулись мощные бронетанковые силы Шестой армии.
Через много лет известный советский писатель Константин Симонов создал роман «Живые и мёртвые», значительная часть которого была посвящена Сталинградской битве. Герои романа – обычные люди, которые волею судьбы стали более или менее известными командирами Красной Армии или были просто солдатами – защитниками Родины. Вот некоторые страницы, возвращающие нас в то тяжёлое время.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/k1452005573.jpg (1676x740)
(Песня «Журавли», на её фоне чтение):
«Впереди, над немецким передним краем, и дальше, и еще много дальше, до самого горизонта, который сейчас только угадывался, стояла стена разрывов в несколько километров глубиной. Разрывы то сливались, то разъединялись, то снова образовывали стену дыма, то вдруг на фоне их, черные на черном, взлетали бревна, доски, рельсы, вздыбленные куски того, что секундой раньше было блиндажом или землянкой.
Все, что было необходимо и положено заранее сделать и приказать у себя в батальоне, Синцов сделал и приказал до начала артподготовки. Теперь оставалось только одно - ждать.
Там, впереди, умирали немцы. Умирали и должны были умирать, потому что пришли сюда, потому что не сдались вчера, когда им предлагали, потому что когда-нибудь должен быть конец всему этому здесь, в Сталинграде...
"И он будет - доживу я до этого или не доживу, но я хочу дожить до конца, и поэтому пусть как можно больше умирает их сейчас там, в своих норах. Потому что те из них, кого не убьют сейчас, вылезут потом из своих нор и начнут стрелять в меня и моих людей, и убивать нас, и ранить...
Хорошо, что, когда командуешь людьми, редко остается время на то, чтобы думать о собственном желании жить. Всегда что-нибудь отвлекает. И сегодня тоже некогда было думать об этом до самого начала артподготовки.
А сзади стоят танки, и танкисты высунулись из башен и смотрят, не боятся, что в них попадет снаряд, и правильно делают: немцам сейчас не до стрельбы...
"Тридцатьчетверки"... Говорят, они у нас были тогда, в сорок втором, под Харьковом, но я их там не видел. Я лично видел тогда только один KB близко и еще пять - далеко. Они прошли, и я их больше не видел. А по этому KB - я сам видел, как это было, - наши бойцы стреляли из противотанкового ружья. Он стоял неисправный, а они стреляли, а потом из верхнего люка высунулся танкист и стал им махать руками, что он свой. А они все равно стреляли. И тогда он развернул башню и дал по ним очередь, и одного бронебойщика убило. А они все стреляли по тапку из своего ружья, и я побежал к ним и крикнул, чтоб не стреляли, что это наш танк! Но они мне не верили, потому что еще ни разу не видели наших танков вблизи и считали, что и этот - немецкий. Тогда я насильно взял одного из них с собой и пошел к танку. И, когда мы подошли ближе, и на танке стала видна надпись белой краской: "Смерть фашистам", - я сказал: "Видишь, это же наш танк!" Но он все равно не хотел идти к танку и говорил: "Это фашистский, они нарочно написали". А когда мы все-таки подошли к танку, то оказалось, что пуля из бронебойки ударила в триплекс, и водителю осколками изранило все лицо. Он вылез из танка окровавленный, и танкисты ругались последними словами.
В первый день, когда мы занимали свои позиции в Сталинграде, от моих окопов до берега было тысяча сто метров, а когда меня ранило, по прямой оставалось четыреста. Значит, за восемьдесят два дня, что я там был, немцы прошли всего семьсот метров. Даже по десяти метров в день не проходили. Наверное, дождевой червяк, если будет ползти все время, с утра до вечера, может проползти за день десять метров. А разве они не хотели дойти до Волги, разве не верили, что дойдут? И если бы у них был хоть один бессмертный, неуязвимый человек, он бы просто вышел из переднего окопа и дошел до Волги за полчаса, даже за двадцать минут. Но ни одного бессмертного человека все равно нет, ни у них, ни у нас...
Там, впереди, дымы разрывов так закручиваются и перекручиваются, как будто ложкой мешают черную кашу, от земли до неба.
А здесь, прямо перед глазами, ледяная кромка окопа, гладкая, затертая плечами и рукавами, с одной вмерзшей соломиной. Торчит, словно ее нарочно воткнули измерять силу ударов, и подрагивает перед глазами то сильней, то слабей...
Замечательно, что у нас стала такая артиллерия, что ее так много и что она бьет по немцам так, как я еще никогда в жизни не видел. Еще летом я не представлял себе, что у нас может быть столько артиллерии. Если вспомнить все, что мы бросили и оставили с тех пор, как началась война, можно считать чудом то, что происходит сейчас.
Конечно, мы бы не удержались в Сталинграде, если бы нас все время не поддерживали с того берега и артиллерия и "катюши". Они нас поддерживали, как братья родные. Я их люблю, я даже не знаю, как выразить словами ту любовь, которую чувствовал к ним в Сталинграде, когда они стреляли с того берега. Не могло быть и речи о том, чтобы мы удержались, если бы они не стреляли все время, днем и ночью, поддерживая нас. И их становилось все больше и больше, мы это чувствовали. Но я даже тогда не представлял себе, что у нас может быть столько артиллерии, сколько бьет по немцам сейчас, через мою голову».
И вновь обратимся к словам Алексея Толстого:
- Немцы были уверены в успехе прорыва. Казалось, выдержать такое встречное чудовищное давление не могли бы никакие человеческие силы. Но Красная Армия выдержала. Наше командование предвидело этот маневр и ожидало его.
- И вместо победоносно нападающей стороны Шестая армия в составе 250 тысяч человек, отборная, непобедимая, уверенная в Гитлере и в самой себе, в несколько дней стала обороняющейся стороной. Её сшибли с правого Дона, отшвырнули от Волги и с юга, запада и севера стали прижимать к Сталинграду.
- Русские отсекли бронетанковые силы Шестой армии и уничтожили их на берегу Дона в чудовищной танковой битве, затем разгромили и погнали на юг танковые дивизии, спешившие Шестой на выручку. Кольцо вокруг этой армии наглухо и навсегда замкнулось и стало смертельно сдавливать её.
- Началась битва, какую не знала мировая история. Здесь, под Сталинградом, сцепились тело к телу два противника - русский и немец - решая судьбу мировой войны, судьбу свободы и счастья всего человечества. В великой битве немцы воочию увидели преобладание русского духа и русского оружия.
Именно во время Сталинградской битвы нашими воинами был захвачен в плен немецкий генерал. Он сказал нашему командующему армией:
- К сожалению, мы, кажется, научим вас воевать!
На что получил ответ:
- А мы вас отучим!
Конечно, это всё – эмоциональное восприятие победы русских воинов в сражении. А вот как официально звучали итоги Сталинградской битвы (прослушивание фрагмента записи – чтение Ю.Левитана).
Левитан о победе под Сталинградом
4. Память.
Сталинградская битва шла долгих 200 дней, и основная её часть состоялась на небольшом участке нашей территории.
Сейчас самое известное место в бывшем Сталинграде, ныне – в Волгограде, - Мамаев курган. «Высота 102,0» - так именовался Мамаев курган на штабных картах. Сто сорок дней и ночей кровопролитной битвы из тех двухсот он был самой горячей точкой сражения. Защитники Сталинграда хорошо понимали значение этой высоты. Здесь они клялись: «Ни шагу назад!», «За Волгой для нас земли нет!». Над курганом беспрерывно кружили фашистские самолёты, сбрасывая бомбы, сыпались мины и снаряды, вокруг бушевало море огня и едкого дыма.
Почернел, будто обуглился Мамаев курган, земля на нём за время боёв перемешалась с осколками и кровью.
После Победы жители города вернули его к жизни, укрыли зелёным ковром травы. Знаменательным для Волгограда стал 1967 год – тогда был открыт величественный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. В нём несколько памятников и скульптурных групп.
Одна из них – скульптура «Стоять насмерть!». Это глубоко эмоциональный, обобщённый образ советского солдата, олицетворение мужества и стойкости. Она представляет собой 12-метровую фигуру словно вросшего в землю воина с автоматом в руке.
Но самая главная скульптура ансамбля - конечно же, Мать-Родина, в гневе поднявшая на врагов карающий меч, шагнувшая вперёд с поднятым мечом, зовущая на борьбу своих сынов. Эта 52-метровая монументальная фигура на вершине Мамаева кургана является одной из самых высоких и грандиозных статуй мира.
5. Подведение итогов.
Сегодня мы говорим о Сталинградской битве как о самой важной в ходе Великой Отечественной войны. Конечно, нельзя утверждать, что другие сражения были менее значимыми. Но это был перелом – тот момент, который дал возможность осознать свои силы, мобилизовать их на последнем дыхании… (зажечь свечу)
В святом молчанье я стою у рва,
Где тихо шепчут надо мной берёзы,
И будто слышу: «Здесь прошла война,
Здесь кровь лилась, и скорби стыли слёзы».
И словно вижу я последний бой
В смертельной схватке русские солдаты
И скрежет танков, и снарядов вой,
И на снегу матросские бушлаты.
А рядом вижу много тех ребят,
Кого в стране уральцами назвали,
В обнимку с автоматами лежат…
Но пядь земли российской не отдали!
Их много полегло тогда в бою
На Сталинградском поле злой зимою,
Когда родных и Родину свою
Они прикрыли намертво собою.
На этом рубеже повержен враг.
Застыли в чёрном камне обелиски.
Зелёный сквер да с рощею овраг
Напомнил о войне и павших близких.
Список использованной литературы.
1. Город-герой Волгоград / И.Артамонов, Б.Смагоринский. – В., 1982.
2. Данилов А.А.. История России, ХХ век, учебник для 9 класса. – М., 2002.
3. Симонов К. Живые и мёртвые (в 3-х книгах). – М., 1989.
4. Толстой А.Н. Родина. Рассказы Ивана Сударева. – М., 1983.