Час общения «Они сражались за Родину. Защита Брестской крепости» (5 класс)
Час общения
«ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ
ЗАЩИТА БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ»
(для обучающихся 5 класса)
Общие сведения о часе общения.
Вид мероприятия: час общения.
Класс: 5 класс.
Тема: «Они сражались за Родину. Защита Брестской крепости».
Цели:
= обучающая: ознакомление со сведениями о Великой Отечественной войне, о защите Брестской крепости;
= развивающая: развитие моральных качеств личности обучающегося;
= воспитывающая: воспитание чувства патриотизма, благодарности павшим героям за мирное небо над головой и свободную Родину.
Задачи: узнать исторические сведения о начале Великой Отечественной войне, провести заочную экскурсию по местам боёв, познакомиться с повестью Бориса Васильева «В списках не значился», выявить истоки патриотизма советского народа, предопределившего победу над врагом.
Оборудование:
= мультимедийная презентация;
= мультимедийный проектор;
= свеча на подставке;
= роман Б.Васильева «В списках не значился»;
= запись песни «Журавли» в исполнении М.Бернеса;
= отрывок из поэмы Р.Рождественского «Реквием».
План часа общения.
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Знакомство с решающими вехами Великой Отечественной войны.
3. Защита Бреста.
4. Музей в Брестской крепости.
5. О романе Б.Васильева «В списках не значился» с чтением заключительных страниц.
6. Беседа с обучающимися «Что значит Великая Отечественная война для современных детей».
7. Подведение итогов.
Ход часа общения.
1. Вступительное слово классного руководителя.
(Слайд 1) Сегодня мы проводим час общения, который является особым, в каком бы классе вы ни учились. Для вас это – первый классный час, насыщенный торжественной, трагической, скорбной информацией о том, что было много лет назад. Кто-то скажет: «А зачем нам знать о том. Что давно прошло?», и будет неправ. Во-первых, прошлое необходимо знать в любом случае, ведь без прошлого нет будущего; разве имеет право на существование человек, отвергающий опыт прошлого? Да он просто не выживет в столь сложном мире, который окружает нас сейчас. А во-вторых, то прошлое, о котором мы будем говорить сегодня, – это великий подвиг народа, которым нужно гордиться, восхищаться, ценить и всегда быть готовым повторить во имя мира свободы. Наш час общения посвящён одному из самых великих событий русской истории – годовщине победы нашего народа в Великой Отечественной войне. _____ лет назад на землю, на которой мы с вами живём, пришёл мир. И пришёл он не сам по себе. Через долгие, мучительные бои, голод, холод, постоянно жертвуя собственным здоровьем, а часто и жизнью – самым драгоценным, что есть у человека – советские воины пронесли чувство патриотизма, великую любовь к родной стране, умение и желание её защищать.
2. Знакомство с решающими вехами Великой Отечественной войны.
Вспомним страницы истории! (Слайд 2).
1941, июнь – оборона Брестской крепости
1941, осень – 1944, январь – блокада Ленинграда
1941, декабрь – защита Москвы
1942, ноябрь – оборона Сталинграда
1943, июнь – бои на Курской дуге
1944 – освобождение территории СССР
1945 – взятие Берлина
Слово ученика: Много дорог прошли участники Великой Отечественной войны: пришлось отбивать у врага север нашей Родины, западные рубежи, даже на юге страны не обошлось без кровопролитных боёв, хотя эта территория наиболее была удалена от фашистской Германии. И везде проявился истинный героизм и патриотизм наших воинов. Для них не было разницы, что они защищают: родные город или село или чужие. Любое место на карте страны в то время называлось одним ёмким словом – Родина. И в любой её стороне нелегко пришлось людям во время войны.
3. Защита Бреста.
Трудное было время… Но ни с чем не сравнимо было то, что пришлось пережить тем, кто защищал Брестскую крепость (Слайд 3). Сейчас вы узнаете, что это за город Брест и почему именно защитникам Брестской крепости мы сегодня выносим особую благодарность за мирную жизнь в нашей стране.
Детский литературный монтаж:
1. Город Брест находится в Белоруссии, на самой границе, на берегу реки Буг. В 1941 году это была территория нашей страны – Советского Союза. Перед Великой Отечественной войной в казармах и домах Брестской крепости жили красноармейцы, многие с жёнами и детьми.
2. На другом берегу Буга были наготове армии Гитлера. Ночами они перебрасывали к границе всё новые войска. В густых прибрежных зарослях маскировали пушки, нацеленные на крепость.
3. В воскресенье 22 июня 1941 года, в 4 час утра, когда только начало светать, эти пушки открыли огонь и над крепостью закружились немецкие самолёты, засыпая её бомбами. Сотни наших воинов, женщин и детей погибли в Брестской крепости в то страшное первое утро войны.
4. Фашисты думали, что неожиданный удар принесёт им лёгкую победу, и они быстро захватят крепость. Но когда гитлеровские солдаты ворвались во двор крепости, их встретил огонь пулемётов и винтовок. Атака была отбита.
5. Начались тяжёлые, долгие бои. Фашисты окружили крепость, бомбили, обстреливали, штурмовали её со всех сторон. Лежали в развалинах склады боеприпасов и продовольствия – не хватало патронов, нечего было есть. Водопровод не работал. А когда люди пытались подползти к реке, их встречал огонь немецких пулемётов. Фашисты день и ночь обстреливали берег, надеясь, что жажда заставит осаждённых прекратить сопротивление.
6. Стояло сухое, жаркое лето. Защитники крепости изнемогали от жажды и голода. Они добывали оружие и патроны у врага в рукопашных схватках и продолжали сражаться, отвечая огнём и атаками на требование фашистов сдаться в плен. На стене крепости сохранилась надпись: (Слайд 4).
7. Почти месяц шла эта борьба. Брест остался за сотни километров в тылу врага. Наши войска отступили на восток. А в крепости по-прежнему дрались с фашистами её защитники. Почти все погибли в боях, и лишь немногие, раненые и обессиленные голодом, попали в плен. Очень мало кто из них остался жив и вернулся из плена на Родину.
4. Музей в Брестской крепости.
Сейчас в Брестской крепости организован музей (Слайд 5), и все, кто проездом или специально оказываются здесь, обязательно приходят сюда, чтобы отдать дань памяти героям. Здесь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. В музее вам покажут оружие, которое когда-то стреляло, солдатские башмаки, которые кто-то торопливо зашнуровывал ранним утром 22 июня. Вам покажут личные вещи защитников и расскажут, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям и пулемётам. И вы непременно остановитесь у знамени – единственного знамени, которое пока нашли. Но знамёна ищут. Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга. Крепость не пала. Крепость истекла кровью. Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. На десятом, в апреле 1942 года! Почти год сражался этот человек. Год в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат.
5. О романе Б.Васильева «В списках не значился» с чтением заключительных страниц.
Известный писатель ХХ века Борис Васильев попытался оживить страницы истории и написал роман «В списках не значился», героем которого сделал того самого легендарного русского солдата. Сегодня мы будто окажемся в том времени, станем его участниками. Вот он перед нами – двадцатилетний парень (Слайд 6), который почти год защищал в одиночку крепость врага. Пришёл день, когда немцы загнали его в ловушку, и ему пришлось выйти из подвала, в котором он прятался.
Чтение учителем заключительных страниц романа:
«У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнем ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно раздутые черные отмороженные пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы.
И все молчали. Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал. Молчали бросившие работу женщины вдалеке, и охрана их тоже молчала, и все смотрели сейчас на эту фигуру, строгую и неподвижную, как памятник. Потом генерал что-то негромко сказал.
— Назовите ваше звание и фамилию, — перевел Свицкий.
— Я — русский солдат.
Голос позвучал хрипло и громко, куда громче, чем требовалось: этот человек долго прожил в молчании и уже плохо управлял своим голосом. Свицкий перевел ответ, и генерал снова что-то спросил.
— Господин генерал настоятельно просит вас сообщить свое звание и фамилию…
Голос Свицкого задрожал, сорвался на всхлип, и он заплакал и плакал, уже не переставая, дрожащими руками размазывая слезы по впалым щекам.
Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжествующей насмешке:
— Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?
Это были последние его слова. Свицкий переводил еще какие-то генеральские вопросы, но неизвестный молчал, по-прежнему глядя на солнце, которого не видел.
Подъехала санитарная машина, из нее поспешно выскочили врач и два санитара с носилками. Генерал кивнул, врач и санитары бросились к неизвестному. Санитары раскинули носилки, а врач что-то сказал, но неизвестный молча отстранил его и пошел к машине.
Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.
И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие «на караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.
А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.
Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости.
А он брел к работающему мотору, спотыкаясь и оступаясь, медленно передвигая ноги. Подогнулась и оторвалась подошва сапога, и за босой ногой тянулся теперь легкий кровавый след. Но он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.
Возле машины.
Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ».
Каждый год 22 июня Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало войны. Приезжают уцелевшие защитники, возлагаются венки, замирает почётный караул. Каждый год 22 июня самым ранним поездом долгие годы приезжает в Брест старая женщина. Она не спешит уходить с вокзала и ни разу не была в крепости. Она выходит на площадь, где у входа в вокзал находится мраморная плита: (Слайд 7) «С 22 июня по 2 июля 1941 года под руководством лейтенанта Николай (фамилия неизвестна) и старшины Павла Баснёва военнослужащие и железнодорожники героически обороняли вокзал». Целый день стоит старая женщина и читает эту надпись. Стоит возле неё, точно в почётном карауле. Уходит. Приносит цветы. И снова стоит, и снова читает. Читает одно имя. Семь букв: «Николай». Шумный вокзал живёт привычной жизнью. А возле мраморной плиты тихо стоит старая женщина. Не надо ей ничего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они погибли – за мир, за жизнь будущих поколений. (Зажечь свечу)
6. Беседа с обучающимися «Что значит Великая Отечественная война для современных детей».
Что для вас Великая Отечественная война – для совсем молодого поколения, никогда не знавшего тягот войны, знающего о ней лишь немного из фильмов, которые показывают только к 9 мая да из рассказов по истории? (Слайд 8)
- Подумайте и поднимите руки те, кто разговаривал с родителями, бабушками, дедушками о Великой Отечественной войне, а также те, кто знает о воевавших в то время родственниках. Задумайтесь, много ли вы об этом знаете. К сожалению, память постепенно стирается, не всё помнится и передаётся потомкам.
Может быть, и не страшно, что вы знаете мало. Страшно будет, если вы забудете о героях, об их подвиге и растеряете чувство благодарности погибшим за мир, который был подарен вашим бабушкам и дедушкам, ведь если бы их уничтожили враги или сделали рабами – кто знает, были бы вы сейчас здесь. Именно поэтому мы каждый год говорим о войне, вспоминаем, передаём из поколения в поколение то, чем должен гордиться каждый гражданин России. Мы читаем книги о войне, смотрим фильмы, беседуем с оставшимися в живых ветеранами.
7. Подведение итогов.
Вот и подошёл к концу наш час общения. Час памяти павших героев. (Слайд 9)
Помните, через века, через года,
Помните, о тех, кто уже не придёт никогда,
Помните!
Встречайте трепетную весну, люди земли,
Убейте войну, прокляните войну, люди земли.
Мечту пронесите через года и жизнью наполните.
Но о тех, кто уже не придёт никогда, заклинаю –
Помните!
Список использованной литературы
Алиев Р.. Штурм Брестской крепости. – М.: Эксмо, 2012.
Васильев Б.. В списках не значился. – М.: Азбука-классика, 2012.
Васильев Б.. Избранное. В 2-х т.т. – М.: Художественная литература, 1988.
Васильев Б.. Повести о войне. – М.: Известия, 1975.
Героическая оборона. Сборник воспоминаний об обороне Брестской крепости в июне – июле 1941 года. / Сост. М.Глязер, Г.Олехнович, Т.Ходцева. – Минск: Государственное издательство БССР, 1961.
Музей обороны Брестской крепости. – Минск: Беларусь, 1980.
Рождественский Р.. Мгновения, мгновения, мгновения… – М.: Эксмо, 2004.
Материалы для слайдов электронной презентации
Слайд 1
Они сражались за Родину
Защита Брестской крепости
Слайд 2
Памятные даты Великой Отечественной войны
1941, июнь - оборона Брестской крепости
1941, осень - 1944, январь - блокада Ленинграда
1941, декабрь - защита Москвы
1942, ноябрь - оборона Сталинграда
1943, июнь - бои на Курской дуге
1944 - освобождение территории СССР
1945 - освобождение Европы
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
"С 22 июня по 2 тюля 1941 года под руководством лейтенанта Николая (фамилия неизвестна) и старшины Павла Баснёва военнослужащие и железнодорожники героически обороняли вокзал"
Слайд 8
Слайд 9
Рузал Рафисович
Субботина Светлана Львовна
Степаненко Валентина Ивановна