12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Субботина Светлана Львовна5447
Учитель высшей квалификационной категории. Работаю в МАОУ СОШ №22 п.Билимбай г.Первоуральска Свердловской области учителем русского языка и литературы. В этом учебном году являюсь классным руководителем 5 класса. Педагогический стаж 32 года.
Россия, Свердловская обл., Первоуральск
4

"Они сражались за Родину. Защита Брестской крепости"

Час общения

«ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ

ЗАЩИТА БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ»

(для обучающихся 5 класса)

Общие сведения о часе общения.

Вид мероприятия: час общения.

Класс: 5 класс.

Тема: «Они сражались за Родину. Защита Брестской крепости».

Цели:

= обучающая: ознакомление со сведениями о Великой Отечественной войне, о защите Брестской крепости;

= развивающая: развитие моральных качеств личности обучающегося;

= воспитывающая: воспитание чувства патриотизма, благодарности павшим героям за мирное небо над головой и свободную Родину.

Задачи: узнать исторические сведения о начале Великой Отечественной войне, провести заочную экскурсию по местам боёв, познакомиться с повестью Бориса Васильева «В списках не значился», выявить истоки патриотизма советского народа, предопределившего победу над врагом.

Оборудование:

= мультимедийная презентация;

= мультимедийный проектор;

= свеча на подставке;

= роман Б.Васильева «В списках не значился»;

= запись песни «Журавли» в исполнении М.Бернеса;

= отрывок из поэмы Р.Рождественского «Реквием».

План часа общения.

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Знакомство с решающими вехами Великой Отечественной войны.

3. Защита Бреста.

4. Музей в Брестской крепости.

5. О романе Б.Васильева «В списках не значился» с чтением заключительных страниц.

6. Беседа с обучающимися «Что значит Великая Отечественная война для современных детей».

7. Подведение итогов.

Ход часа общения.

1. Вступительное слово классного руководителя.

       (Слайд 1) Сегодня мы проводим час общения, который является особым, в каком бы классе вы ни учились. Для вас это – первый классный час, насыщенный торжественной, трагической, скорбной информацией о том, что было много лет назад. Кто-то скажет: «А зачем нам знать о том. Что давно прошло?», и будет неправ. Во-первых, прошлое необходимо знать в любом случае, ведь без прошлого нет будущего; разве имеет право на существование человек, отвергающий опыт прошлого? Да он просто не выживет в столь сложном мире, который окружает нас сейчас. А во-вторых, то прошлое, о котором мы будем говорить сегодня, – это великий подвиг народа, которым нужно гордиться, восхищаться, ценить и всегда быть готовым повторить во имя мира свободы. Наш час общения посвящён одному из самых великих событий русской истории – годовщине победы нашего народа в Великой Отечественной войне. _____ лет назад на землю, на которой мы с вами живём, пришёл мир. И пришёл он не сам по себе. Через долгие, мучительные бои, голод, холод, постоянно жертвуя собственным здоровьем, а часто и жизнью – самым драгоценным, что есть у человека – советские воины пронесли чувство патриотизма, великую любовь к родной стране, умение и желание её защищать.

2. Знакомство с решающими вехами Великой Отечественной войны.

      Вспомним страницы истории! (Слайд 2).

1941, июнь – оборона Брестской крепости

1941, осень – 1944, январь – блокада Ленинграда

1941, декабрь – защита Москвы

1942, ноябрь – оборона Сталинграда

1943, июнь – бои на Курской дуге

1944 – освобождение территории СССР

1945 – взятие Берлина

 Слово ученика: Много дорог прошли участники Великой Отечественной войны: пришлось отбивать у врага север нашей Родины, западные рубежи, даже на юге страны не обошлось без кровопролитных боёв, хотя эта территория наиболее была удалена от фашистской Германии. И везде проявился истинный героизм и патриотизм наших воинов. Для них не было разницы, что они защищают: родные город или село или чужие. Любое место на карте страны в то время называлось одним ёмким словом – Родина. И в любой её стороне нелегко пришлось людям во время войны.

3. Защита Бреста.

      Трудное было время… Но ни с чем не сравнимо было то, что пришлось пережить тем, кто защищал Брестскую крепость (Слайд 3). Сейчас вы узнаете, что это за город  Брест и почему именно защитникам Брестской крепости мы сегодня выносим особую благодарность за мирную жизнь в нашей стране.

Детский литературный монтаж:

1. Город Брест находится в Белоруссии, на самой границе, на берегу реки Буг. В 1941 году это была территория нашей страны – Советского Союза. Перед Великой Отечественной войной в казармах и домах Брестской крепости жили красноармейцы, многие с жёнами и детьми.

2. На другом берегу Буга были наготове армии Гитлера. Ночами они перебрасывали к границе всё новые войска. В густых прибрежных зарослях маскировали пушки, нацеленные на крепость.

3. В воскресенье 22 июня 1941 года, в 4 час утра, когда только начало светать, эти пушки открыли огонь и над крепостью закружились немецкие самолёты, засыпая её бомбами. Сотни наших воинов, женщин и детей погибли в Брестской крепости в то страшное первое утро войны.

4. Фашисты думали, что неожиданный удар принесёт им лёгкую победу, и они быстро захватят крепость. Но когда гитлеровские солдаты ворвались во двор крепости, их встретил огонь пулемётов и винтовок. Атака была отбита.

5. Начались тяжёлые, долгие бои. Фашисты окружили крепость, бомбили, обстреливали, штурмовали её со всех сторон. Лежали в развалинах склады боеприпасов и продовольствия – не хватало патронов, нечего было есть. Водопровод не работал. А когда люди пытались подползти к реке, их встречал огонь немецких пулемётов. Фашисты день и ночь обстреливали берег, надеясь, что жажда заставит осаждённых прекратить сопротивление.

6. Стояло сухое, жаркое лето. Защитники крепости изнемогали от жажды и голода. Они добывали оружие и патроны у врага в рукопашных схватках и продолжали сражаться, отвечая огнём и атаками на требование фашистов сдаться в плен. На стене крепости сохранилась надпись: (Слайд 4).

7. Почти месяц шла эта борьба. Брест остался за сотни километров в тылу врага. Наши войска отступили на восток. А в крепости по-прежнему дрались с фашистами её защитники. Почти все погибли в боях, и лишь немногие, раненые и обессиленные голодом, попали в плен. Очень мало кто из них остался жив и вернулся из плена на Родину.

4. Музей в Брестской крепости.

       Сейчас в Брестской крепости организован музей (Слайд 5), и все, кто проездом или специально оказываются здесь, обязательно приходят сюда, чтобы отдать дань памяти героям. Здесь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. В музее вам покажут оружие, которое когда-то стреляло, солдатские башмаки, которые кто-то торопливо зашнуровывал ранним утром 22 июня. Вам покажут личные вещи защитников и расскажут, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям и пулемётам. И вы непременно остановитесь у знамени – единственного знамени, которое пока нашли. Но знамёна ищут. Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга. Крепость не пала. Крепость истекла кровью. Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. На десятом, в апреле 1942 года! Почти год сражался этот человек. Год в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат.

5. О романе Б.Васильева «В списках не значился» с чтением заключительных страниц.

      Известный писатель ХХ века Борис Васильев попытался оживить страницы истории и написал роман «В списках не значился», героем которого сделал того самого легендарного русского солдата. Сегодня мы будто окажемся в том времени, станем его участниками. Вот он перед нами – двадцатилетний парень (Слайд 6), который почти год защищал в одиночку крепость врага. Пришёл день, когда немцы загнали его в ловушку, и ему пришлось выйти из подвала, в котором он прятался.

Чтение учителем заключительных страниц романа:

       «У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнем ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно раздутые черные отмороженные пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы.

       И все молчали. Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал. Молчали бросившие работу женщины вдалеке, и охрана их тоже молчала, и все смотрели сейчас на эту фигуру, строгую и неподвижную, как памятник. Потом генерал что-то негромко сказал.

       — Назовите ваше звание и фамилию, — перевел Свицкий.

       — Я — русский солдат.

       Голос позвучал хрипло и громко, куда громче, чем требовалось: этот человек долго прожил в молчании и уже плохо управлял своим голосом. Свицкий перевел ответ, и генерал снова что-то спросил.

       — Господин генерал настоятельно просит вас сообщить свое звание и фамилию…

       Голос Свицкого задрожал, сорвался на всхлип, и он заплакал и плакал, уже не переставая, дрожащими руками размазывая слезы по впалым щекам.

       Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжествующей насмешке:

       — Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?

       Это были последние его слова. Свицкий переводил еще какие-то генеральские вопросы, но неизвестный молчал, по-прежнему глядя на солнце, которого не видел.

       Подъехала санитарная машина, из нее поспешно выскочили врач и два санитара с носилками. Генерал кивнул, врач и санитары бросились к неизвестному. Санитары раскинули носилки, а врач что-то сказал, но неизвестный молча отстранил его и пошел к машине.

       Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.

       И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие «на караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.

       А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.

       Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости.

       А он брел к работающему мотору, спотыкаясь и оступаясь, медленно передвигая ноги. Подогнулась и оторвалась подошва сапога, и за босой ногой тянулся теперь легкий кровавый след. Но он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.

       Возле машины.

       Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ».

       Каждый год 22 июня Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало войны. Приезжают уцелевшие защитники, возлагаются венки, замирает почётный караул. Каждый год 22 июня самым ранним поездом долгие годы приезжает в Брест старая женщина. Она не спешит уходить с вокзала и ни разу не была в крепости. Она выходит на площадь, где у входа в вокзал находится мраморная плита:  (Слайд 7) «С 22 июня по 2 июля 1941 года под руководством лейтенанта Николай (фамилия неизвестна) и старшины Павла Баснёва военнослужащие и железнодорожники героически обороняли вокзал». Целый день стоит старая женщина и читает эту надпись. Стоит возле неё, точно в почётном карауле. Уходит. Приносит цветы. И снова стоит, и снова читает. Читает одно имя. Семь букв: «Николай». Шумный вокзал живёт привычной жизнью. А возле мраморной плиты тихо стоит старая женщина. Не надо ей ничего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они погибли – за мир, за жизнь будущих поколений. (Зажечь свечу)

6. Беседа с обучающимися «Что значит Великая Отечественная война для современных детей».

      Что для вас Великая Отечественная война – для совсем молодого поколения, никогда не знавшего тягот войны, знающего о ней лишь немного из фильмов, которые показывают только к 9 мая да из рассказов по истории? (Слайд 8)

- Подумайте и поднимите руки те, кто разговаривал с родителями, бабушками, дедушками о Великой Отечественной войне, а также те, кто знает о воевавших в то время родственниках. Задумайтесь, много ли вы об этом знаете. К сожалению, память постепенно стирается, не всё помнится и передаётся потомкам.

       Может быть, и не страшно, что вы знаете мало. Страшно будет, если вы забудете о героях, об их подвиге и растеряете чувство благодарности погибшим за мир, который был подарен вашим бабушкам и дедушкам, ведь если бы их уничтожили враги или сделали рабами – кто знает, были бы вы сейчас здесь. Именно поэтому мы каждый год говорим о войне, вспоминаем, передаём из поколения в поколение то, чем должен гордиться каждый гражданин России. Мы читаем книги о войне, смотрим фильмы, беседуем с оставшимися в живых ветеранами.

7. Подведение итогов.

       Вот и подошёл к концу наш час общения. Час памяти павших героев. (Слайд 9)

Помните, через века, через года,

Помните, о тех, кто уже не придёт никогда,

Помните!

Встречайте трепетную весну, люди земли,

Убейте войну, прокляните войну, люди земли.

Мечту пронесите через года и жизнью наполните.

Но о тех, кто уже не придёт никогда, заклинаю –

Помните!

  

Список использованной литературы

Алиев Р.. Штурм Брестской крепости. – М.: Эксмо, 2012.

Васильев Б.. В списках не значился. – М.: Азбука-классика, 2012.

Васильев Б.. Избранное. В 2-х т.т. – М.: Художественная литература, 1988.

Васильев Б.. Повести о войне. – М.: Известия, 1975.

Героическая оборона. Сборник воспоминаний об обороне Брестской крепости в июне – июле 1941 года. / Сост. М.Глязер, Г.Олехнович, Т.Ходцева. – Минск: Государственное издательство БССР, 1961.

Музей обороны Брестской крепости. – Минск: Беларусь, 1980.

Рождественский Р.. Мгновения, мгновения, мгновения… – М.: Эксмо, 2004.

 

Материалы для слайдов электронной презентации

Слайд 1                                  

                                 Они сражались за Родину

                                Защита Брестской крепости

 

Слайд 2

             Памятные даты Великой Отечественной войны

                      1941, июнь - оборона Брестской крепости

          1941, осень - 1944, январь - блокада Ленинграда

                                        1941, декабрь - защита Москвы

                               1942, ноябрь - оборона Сталинграда

                                      1943, июнь - бои на Курской дуге

                          1944 - освобождение территории СССР

                                           1945 - освобождение Европы

Слайд  3

Слайд  4

Слайд  5

Слайд  6

Слайд  7

               "С 22 июня по 2 тюля 1941 года под руководством лейтенанта Николая (фамилия неизвестна) и старшины Павла Баснёва военнослужащие и железнодорожники героически обороняли вокзал"

Слайд  8

Слайд  9

Опубликовано


Комментарии (3)

Рузал Рафисович, 04.12.15 в 14:18 0Ответить Пожаловаться
Очень хороший материал! Буду пользоваться с удовольствием!
Субботина Светлана Львовна, 04.12.15 в 18:30 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Приятно, что кому-то пригодится... Разрабатывала, когда ещё не было презентаций. Но по сопровождающим материалам её создать нетрудно. Времени всё нет... Хочу и остальные классные часы доработать. Там получился действительно цикл - от начала Великой Отечественной войны до освобождения Берлина... У нас такие класные часы - традиция в школе ко Дню Победы. И, раз собрав весь материал, идёшь уже от одного пятого-одиннадцатого класса к другому. Правда, всегда хочется что-то изменить... Время другое... Дети другие... И сама я другая...
Степаненко Валентина Ивановна, 01.05.16 в 19:54 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал! Жаль, что нет презентации. Я была в Брестской крепости (родилась и жила в Белоруссии до Чернобыля). впечатление незабываемое. Особенно, когда горит подсветка вечером. В прошлом году по дороге в Белоруссию заезжали с внуками в Хатынь. Когда вспоминаю, мурашки по телу бегут. В этом году собираемся свозить в Брест. Хочу, чтобы внуки знали историю моей Родины.

Я с внучкой. Лето 2015 года.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.