Технологическая карта урока ОБЖ в 5 классе «Затопление жилища»
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
||
Тема урока: Затопление жилища |
||
Цель: ознакомить учащихся с причинами затопления жилища и их последствиями. развивать умения наблюдать, правильно понимать, анализировать и истолковывать признаки разрушения жилища, прогнозировать последствия воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по недопущению затопления жилища воспитывать осторожность, чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих |
||
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
- Смогут понять опасные негативные, разрушительные последствия затопления жилища - усвоят правила поведения в случаях аварий в жилище и методы их предотвращения - научатся алгоритму действий при затоплении жилища |
Регулятивные УУД: примут участие в планировании собственной деятельности на уроке; самостоятельно оценят достигнутые результаты. Познавательные УУД: смогут найти информацию в тексте смогут вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование; Коммуникативные УУД: примут участие в определении темы и цели урока. |
Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат. |
Ресурсы урока: учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов под редакцией Ю.Л. Воробьёва- М.: Просвещение, 2013 |
||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||
Этап урока (+ время) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1 этап. Орг. Момент (1 мин.) |
Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя для совместной деятельности на уроке. Прозвенел сейчас звонок. Прокричим: «Ура! Урок!» Наш урок по ОБЖ Начинается уже. |
|
2 этап. Актуализация знаний (5-6 мин.) |
Решение ситуации: Подойдя к двери и вставив ключ в замок, Ленька услышал за ней какое-то непонятное бульканье. Прислушался. Булькает. Открыл дверь, бульканье слышалось громче, в нос ударил противный запах. «Неужели опять лопнула труба отопления и из нее так громко хлещет вода? Только почему такая вонючая? - мысленно рассуждал Ленька. Звуки шли издалека. - В кухне что ли?» Ленька заторопился. Швырнул на пол портфель с книгами. Щелкнул выключателем. Свет не зажегся. Щелкнул еще раз. Опять не зажегся. «Фу, черт! - вслух выругался Ленька. - Еще и электропробки забарахлили, все сразу!» Стал впотьмах пробираться на кухню - посмотреть, что там. На кухне бульканье и запах были совершенно явственны. «Неужели газ? Да нет, - отогнал тут же эту догадку Ленька, - явно булькает вода. Чиркнул спичку. Мгновенно вспыхнуло пламя, мгновенно и везде сразу: оно было не только на плите и на столе, а даже на стенах и по толке! Кинулся в ванную, ощупью схватил ведро, открыл кран. Когда ведро наполнилось водой, огонь уже хозяйничал и в коридоре - путь на кухню был отрезан. В коридоре, напротив ванной комнаты, было окно, выходившее на крышу соседнего дома. «Надо спасаться через это окно, - решил Ленька, выбить его и...» В этот момент в прихожей зазвонил телефон. «Господи! Да как же это я про него забыл?» Но огонь и туда не позволял пройти. Плюхнул воду из ведра: шипение, пар. Но вот пар рассеялся, в это мгновение сквозь притухшее пламя Леня различил проход в прихожую к телефону, а там и дверь на лестницу. Бросился туда. Споткнулся, упал, быстро вскочил, и вот он у телефона. В трубке протяжно гудело, но в дыму и отблесках огня цифры на диске было не различить. С трудом сообразил, где находится ноль и единица. Набрал «01» и тут же заорал: -Горит кухня!.. Все горит!.. Спокойный голос в трубке переспросил: Где горит? Улица! Номер дома? Квартира? Когда бросил трубку и кинулся к выходу, опять споткнулся. От ноги отлетел портфель. Открыл дверь и выскочил на лестницу. Вырвавшееся следом пламя чуть было не достало его и здесь. Ошибки, допущенные Ленькой
Открывать и выбивать окна при пожаре нельзя. Кислород способствует увеличению пожара. Фронтальная работа: «Вызываю огонь на себя» (Вызываю для ответа троих учащихся) - Назовите алгоритм ваших действий при запахе газа? - Чем опасен газ? - Чего нельзя делать при утечке газа. |
слушают и отвечают на вопросы: На доске написаны задания: 1.Прослушать рассказ 2. Можно ли было избежать пожара? 3. Какие ошибки в своих действиях допустил Ленька Трое учащихся отвечают у доски, остальные слушают и дополняют. |
-Вспомните, какие опасные ситуации могут произойти в жилище? Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока: -Дождь польёт, трубу прорвёт Закипит пучина вод, Превратятся в острова, - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Итак, записываем в тетрадь тему урока: «Затопление жилища» |
Отвечают Высказывают свои предположения и пытаются сформулировать тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. |
|
3 этап. Целеполагание и планирование (2-3 мин.) |
Ребята, подумайте и скажите, какая цель нашего урока? Цель урока: научиться алгоритму действий при затоплении жилища |
Высказывают свои предположения и формулируют цель урока. |
4 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) (20 мин.) |
||
«Мой дом – моя крепость» - гласит известная поговорка. Полагаясь на это, мы иногда пренебрегаем правилами безопасности, и в результате становимся виновниками возникновения опасной ситуации. Давайте подумаем, какие наши действия могут привести к возникновению ОС? Как вы думаете, в результате чего может произойти затопление квартиры? |
Высказывают свои предположения. Отвечают на вопрос учителя Отвечают на вопрос |
|
Физкультминутка «Давайте разомнёмся Для изучения темы урока, давайте рассмотрим, каким способом, в наши квартиры, вода подается и сливается. Исходя из этого, подумайте, в первую очередь, где же именно в нашей квартире возможно затопление. Места протечек: на кухне, в ванной, в комнате, на чердаке, в подвале. Причины затопления жилища: Ребята, помните, что затопление квартиры может быть причиной других бед. Как выдумаете каких? В результате затопления может быть пожар( от попадания воды на электропроводку может случиться замыкание): разрушение ( в результате повреждения системы газоснабжения может произойти взрыв) Как же следует поступать в случаях затопления жилища? Отключи электричество. При сильном затоплении (подтоплении) всего этажа или дома лучше уйти из него, не пользуясь лифтом и взяв с собой необходимые вещи и документы. Залитый «водой дом» может рухнуть. Постарайся закрыть кран или перекрыть водопровод. Если не можешь это сделать самостоятельно — попроси кого-нибудь из взрослых. Сообщи о случившемся родителям или соседям, если же их нет дома, то диспетчеру ремонтно-эксплуатационного управления (РЭУ) или жилищно-эксплуатационной конторы (ЖЭК). Предупреди соседей, проживающих ниже. Ценные вещи перенеси в шкафы, на сухое место, мебель накрой пленкой, плащами, фанерой. В местах протечек поставь тазы, банки, кастрюли и ведра. Чтобы по твоей вине не произошло затопления в квартире, выполняй простые правила. Какие? Прочитайте текст |
Встают из-за парт и выполняют разминку для глаз, рук, ног, шеи и головы Отвечают на вопросы Творческая пятиминутка: Зарисовать алгоритм действий Читают текст и называют правила на стр.50-51 |
|
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (5 мин.) |
||
Вопросы для закрепления знаний: - Игра — что нужно предпринять при затоплении? Отключить — электричество Перекрыть — кран, запорный вентиль. Сообщить — соседям, родителям, диспетчеру РЭУ. Предупредить — соседей снизу. Перенести — ценные вещи. Накрыть – мебель. Поставить — емкость. Собирать — воду с пола. При сильном затоплении всего дома - эвакуироваться |
Учитель начинает предложение, ученики хором дают ответ |
|
7 этап. Рефлексия и оценивание (3-5 мин) Комментирование и выставление оценок. |
||
Какая была цель урока? Смогли мы ее достичь? Что нового вы узнали на уроке? Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение? Понравилось или не понравилось сегодня на уроке, что то не поняли, покажите соответствующий смайлик |
Сравнивают цель урока и достигнутые результаты. Делают вывод, какой учебный вопрос они хорошо усвоили, а какой плохо. Показывают свои смайлики |
|
8 этап. Д/задание. (2 мин) |
: § 11, отв. на вопросы стр. 51 |