Доклад «Описание некоторых социально-перцептивных процессов в сочинениях Алишера Навои»
ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В СОЧИНЕНИЯХ АЛИШЕРА НАВОИ
Эргашев П.С.
доктор психологических наук
Международная исламская академия Узбекистана,
доцент кафедры «Психология религии и педагогика»
В истории формирования научного мировоззрения важное место занимает творчество великих мыслителей средневекового Востока. При всей энциклопедичности, характерной знаниям мыслителей Востока, вполне естественно, что кроме вопросов познания природы и общественных явлений их также занимали проблемы психологической сущности человеческого бытия. Большинство философов средневекового Востока изучали разные виды душевных сил и способностей, искали объяснения различным явлениям психической жизни человека. Безусловно, изучение психологических взглядов мыслителей Востока, отраженных в их произведениях является актуальной задачей отечественной психологии. В связи с чем, в этой научной работе мы попытались представить описания некоторых социально-перцептивных явлений, в частности, феномена первого впечатления о другом человеке, в сочинениях Алишера Навои.
Алишер Навои (1441-1501) гениальный поэт, мыслитель, ученый, художник, музыкант, государственный деятель, внесший большой вклад в развитие не только узбекской литературы, но и педагогической, социально-психологической, общественно-политической и философской мысли средневекового Востока. В поэмах А.Навои «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Стена Искандера», составляющих его всемирно известную «Пятерицу», а также в таких его произведениях как «Сокровищница мысли», «Возлюбленный сердец», «Язык птиц» соответственно особенностям художественного познания отражены многие проблемы межличностных взаимоотношений.
В рассказе о Хатаме Тайском, включенном в поэму «Смятение праведных», А.Навои обращает внимание на то, как первое впечатление о человеке может в последующем измениться. А.Навои пишет, что Хатам Тайский, известный своей щедростью, устроил для всех людей своей степной округи пир. Во время пира ему стало душно, и он вышел в степь, где встретил старика с вязанкой дров, который всем своим видом вызвал чувство жалости. «Он нес вязанку, - говорит устами Хатама поэт, - ничего не видя кроме своих ступней, худых как сучья. От худобы он сам сучком казался. Вязанка, как свалившийся шалаш, его к земле клонила, и он вот-вот сломаться должен был. Но шел и шел он, часто отдыхая. Я был взволнован видом этих мук» [4, с.12]. Однако после беседы, услышав рассуждения старика о достойной жизни, истинном благородстве Хатам Тайский изменил свое мнение о нем: «Слова его, дороже благ различных, мне показали все его величье» [4, с.13].
А.Навои неоднократно подчеркивал, хотя немного с преувеличением, характерным художественному стилю, вероятность сильного воздействия первого впечатления. В поэме «Фархад и Ширин» он пишет следующее: «Фархад распрямился, вытер пот с бледного лица и тут увидел прелестную Ширин. Руки у него задрожали, тело окаменело. Фархад не мог вымолвить ни слова» [4, с.40]. В художественно-философском сочинении «Язык птиц», насыщенного идеями суфизма, поэт, описывая внешность одного из героев, отмечает, что «Кто ему по пути ни встречался, бывало, Всех краса его сразу же насмерть сражала» [3, с.101].
В сочинениях А.Навои, кроме проблемы первого впечатления, также можно встретить некоторые заметки о других явлениях социальной перцепции. Например, в «Возлюбленном сердец» поэт делает заметку о «эффекте новизны», суть которого заключается в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее значимой [2, с.128]. А.Навои пишет следующее: «Если всегда делал все как нужно, но однажды не сумел, прошлые заслуги забываются, возникает негодование, тебя начинают притеснять. Много раз проявляешь щедрость, но если однажды случайно о ком-то забыл, прослывешь скупым и жадным [2, с.214-215]. В данном произведении А.Навои также описывает другое социально-перцептивное явление, известное как стереотипизация, т.е. восприятие другого человека через призму усвоенных социальных стереотипов, которые часто возникают относительно групповой принадлежности человека [1, с.128-129]. По этому вопросу поэт делает следующую заметку: «Если ты похож на представителей какого-либо сословия тебя будут воспринимать как других членов этого сословия – если они плохие, тебя тоже будут считать плохим, нежели они хорошие, и ты будешь считаться хорошим» [2, с.238]. Итак, вполне очевидно, что А.Навои как мыслителя, великого гуманиста своей эпохи беспокоили наиболее сложные вопросы межличностных взаимоотношений, межличностного познания, на которые он не пытался дать исчерпывающие, ответы, а в большей мере, старался обратить внимание на их актуальность.
Литература
1.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.
2.Навои А. Асарлар. 15 томлик. – Т.: Ғ. Ғулом ном. бадиий адабиёт нашриёти, 1963. Т.13: Маҳбубул-қулуб. Муншаот.Вақфия. – 243 б.
3.Навои А. Сочинения. В 10-ти Т. Перевод. – Ташкент: Фан, 1970. Т.8: Язык птиц. – 344 с.
4.Навои А. Хамса («Пятерица»). Прозаическое переложение/ Под общ. ред. А.П.Каюмова. Худож. Б.Джалалов/. – Т.: Ёш гвардия, 1985. –144 с.