Опыт использования творческих заданий и игр для развития относительного музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано в 1 кл
Пермский край
Кунгурский муниципальный район
Комсомольский филиал МАУДО «ДШИ им. Р.Н.Розен»
Опыт использования творческих заданий и игр
для развития относительного музыкального слуха
в процессе обучения игре на фортепиано в 1 классе
Составитель:
Потеряева Юлия Валерьевна
преподаватель
фортепиано
п. Комсомольский
« Развитие слуха - это самое важное». Р. Шуман
Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта является начальный период, задача которого - введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной для этого возраста форме. Начальный этап обучения - база для всего последующего музыкального обучения, формирования дальнейшего отношения к музыке, инструменту, урокам. Обучение игре на фортепиано не соответствует цели - обучение музыке, если педагог ограничивается тем, что учит читать ноты и развивает у ученика ловкость и быстроту движения рук. Обучение игре на фортепиано можно назвать обучением музыке лишь в том случае, если развитие всех навыков идет рука об руку с развитием слуха и музыкального понимания. Развитие слуховых качеств учащегося – пианиста, несомненно, является одной из главных задач в фортепианной педагогики. Принцип музыкально – слухового подхода к обучению игре на фортепиано выделен практически во всех базовых научно – методологических исследованиях по данной проблематике. Развитие слуха учащихся являлось главным условием педагогической деятельности выдающихся отечественных мастеров фортепианной игры: А. и Н. Рубинштейнов, В. Сафонова, Н. Метнера, К. Игумнова, Г. Нейгауза и др.
Формируя описание педагогического опыта, выделила 3 основных этапа.
1 этап - на основе изучения методической литературы, определение понятий: музыкальный слух, виды музыкального слуха.
Музыкальный слух — совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух, прежде всего, опирается на знание и на усвоенную систему символов.
Существует множество категорий музыкального слуха. Наиболее важные:
*Абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталонными нотами, высота которых заранее известна. Такой вид слуха принято считать врожденным, а современная наука утверждает, что подобной способностью невозможно овладеть с помощью каких-либо упражнений.
*Относительный слух — наиважнейший для любого музыканта. Он определяется, как способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах.
*Внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес.
Анализ специальной литературы (Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин, А.Л.Островский, Л.А.Баренбойм и др.) показал, что ряд исследователей, в основном психологи, под музыкальным слухом понимают звуковысотную чувствительность (Б.М.Теплов), тогда как музыканты склонны рассматривать слух исполнителя как сложную единую способность, включающую тембровый, динамический, мелодический, гармонический и полифонический компоненты (А.Л.Островский, Л.А.Баренбойм). Противоречия между данными точками зрения снимаются, если рассматривать звуковысотный компонент как ядро слуховой восприимчивости музыканта, без которого невозможно развитие слуховых способностей.
2 этап: выделение общих характерных психофизических особенностей учащихся младших классов, которые необходимо учитывать, организуя процесс обучения в 1 классе:
- дети этого возраста не способны длительно сосредоточиться на какой-либо проблеме. Поэтому содержание урока должно быть составлено разнообразно и красочно, чтобы интерес к обучению игре на фортепиано не ослабевал;
- они отличаются любознательностью, которая должна обязательно удовлетворяться на каждом уроке;
- они легко воспринимают новое, но также быстро забывают. С этой особенностью нужно обязательно считаться и взять за правило постоянно возвращаться к пройденному материалу;
- мыслительный процесс детей не позволяет им воспринимать и усваивать большое количество информации, особенно при концентрированной ее подаче. Поэтому принуждение к спешке, быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, т.к. несет беспокойство, страх, поспешность;
- дети младшего возраста имеют свойство мыслить в конкретных образах;
- создание на уроках непринужденной, радостной атмосферы, поддерживать у учащихся игровое настроение, пробуждать их воображение. Стараясь при этом не только учить музыке, но, что не менее важно, воспитывать музыкой. Вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, не вытесняя из процесса обучения любимые игры, игрушки, не отрывая от естественной для его возраста "игровой фазы", необходимо строить урок в форме увлекательной игры.
3 этап - подбор творческих заданий и игр для развития относительного музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано в 1 классе.
В методической литературе много противоречивых высказываний, мнений об организации процесса обучения на данном этапе. При определении содержания обучения было очень важно, не меняя кардинально устоявшихся принципов обучения, учитывая индивидуальность каждого учащегося, найти близкие только ему способы развития музыкального слуха. Педагогическая копилка в настоящее время насчитывает немало творческих заданий и игр, способных дать улучшение относительного музыкального слуха у учащихся, таких как:
для развития звуковысотного слуха:
1.Воспроизведение голосом отдельных звуков, мотивов, фразы, сыгранных педагогом, учеником (из репертуара учащегося);
2.Игры – задания:
а) «Найди дом для животного». Учащимся предлагаются игрушки: мышка, кошка, медведь. Задание: самостоятельно подобрать на инструменте звуки для каждого и «расселить» животных в нижнем, среднем, высоком регистрах;
б) следующее задание имеет усложнение: нужно найти место на клавиатуре не только животным, но и их детенышам, используя разные октавы. Например,
Медведь (субконтроктава) – медвежонок (контроктава)
Кошка (первая октава)- котенок (вторая октава).
Мышка (третья октава)- мышонок (четвёртая октава)
для развития мелодического слуха:
1.Игра в ансамбле с педагогом: исполнение мелодии
2.Игра - задание «Попугай : повторить 2-4 такта разучиваемой мелодии.
Игры-задания для развития гармонического слуха:
1. «Музыкальная загадка»: определить песни по аккордам;
2. «Жмурки»: отгадать сколько звуков, исполнил учитель;
3. «Матрешки» выложить столько карточек, сколько звуков услышали.
для развития полифонического слуха:
1.Пение наиболее простого вида полифонии - канонов .
для развития внутреннего слуха:
1. Игра «Капризное радио» (Ж.Металлиди) на хорошо выученном музыкальном произведении - пение мелодии «про себя» и вслух;
2.Пение гамм: один звук вслух, другой про себя; или два звука вслух, один про себя и т.д.
для развития метроритмического слуха:
1.Игра «Имена» проговорить ритм своего имени; - определить хлопками сильную долю в мелодии;
2.Отстукивание заданного ритма одной рукой, двумя руками;
4.Игра «Графические партитуры». Предлагаются карточки с определённой ритмической группировкой, затем учитель играет мелодию, ребёнок определяет, какая ритмическая группировка встречается в прослушанной мелодии.
Заключение. Таким образом, развитие музыкального слуха - одна из важнейших задач обучения игре на фортепиано. Действительно, только развитый слух как важный компонент музыкальных способностей обеспечивает адекватное музыкальное восприятие. Только дифференцированное слышание всей ткани музыкального произведения создает основу для его осмысления, обогащая эмоциональную интуицию. Основной задачей музыканта - педагога является развитие музыкального слуха у учащихся на протяжении всех лет обучения.
Основная литература:
1. Алексеев А. Методика обучения игры на фортепиано. М.: ««Музыка»,»,2006.
2. Голицына А.В. «О развитии музыкального слуха». М.: «Музыка», 2003.
3. Кириллова М.И. «Первые шаги маленького пианиста», 2001.
4. Шатковский Г. «Развитие музыкального слуха». М.: «Музыка», 2004.
5. Харсеева Л. «Музыкальный слух - направления и методы его развития».
М.: «Музыка», 2002.