12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Куделькина Инга Юрьевна80 Преподаватель по классу фортепиано, стаж 30 лет. Россия, Коми респ., Воркута Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Основные трудности в процессе обучения игре на фортепиано слабовидящих учащихся и способы их преодоления.
Основные трудности в процессе обучения игре на фортепиано
слабовидящих учащихся и способы их преодоления.
Куделькина Инга Юрьевна
Педагог дополнительного образования
МУДО «Детская школа искусств» г. Воркуты
«Детей с дефектами зрения, слуха и т. д. можно и нужно воспитывать так, чтобы они чувствовали себя полноправными и активными членами общества» (Л. С. Выгодский).
Введение.
На современном этапе происходит изменение отношения российского общества к лицам с ограниченными возможностями, в частности к людям с нарушениями зрения. Этот процесс отражается в создании для таких людей равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и активное включение в общественно-полезную деятельность, в разработке новых технологий обучения и воспитания.
В социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями по зрению важное место занимает эстетическое воспитание, ведущая роль в котором принадлежит музыкальному творчеству. Это объясняется, в первую очередь, тем, что музыкальное исполнительство – наиболее доступный и естественный для слабовидящих вид художественной деятельности. Вместе с тем, концертно-исполнительская деятельность, выступления перед самой разнообразной аудиторией помогают повысить заниженную самооценку, самоутвердиться, преодолеть неуверенность в себе, застенчивость, закомплексованность, поверить в свои силы и возможности, а также расширяют круг их социальных контактов и тем самым создают предпосылки для воспитания и углубления навыков общения. Музыка имеет большое значение для становления личности слабовидящего ребенка, она может стать не только его профессией, но и помочь в ориентировке и мобильности, так как способна развить слух.
Описание деятельности.
В моей тридцатилетней практике имеется опыт работы с учащимися ОВЗ, девять лет я работала с учащимся с диагнозом «Аутизм», и пять лет работаю с Ярыгиным Родионом, слабовидящем учащимся. Имея такой опыт работы с такими учащимися, некоторые наработки и материалы, представляю вашему вниманию.
Родион учащийся профильного класса ДШИ отделения «Исполнительское искусство» фортепиано, занимается в моем классе пятый год. Поначалу было очень сложно, так как в моей педагогической практике не было учащихся с малым процентом зрения. Находя по крупицам необходимые приемы, методы работы с учащимся ОВЗ, я выстаивала свою систему работы с ним.
Психологический портрет учащегося: у Родиона имеются нарушения зрительного восприятия. Скорость восприятия информации на занятиях замедленна, имеются неточности в прочтении нотного текста. Внимание недостаточно устойчивое. Но Родион умеет управлять своим поведением, усидчив. Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту. Физически Родион развит, но в силу слабого зрения не может заниматься равноценно с другими учащимися. Ребёнок очень слабо видит нотный текст. Поэтому мы увеличиваем нотный материал, затем распечатываем и крупным шрифтом подписываем аппликатуру. Чтение нотного материала – осознанное. Родион сильно напрягает зрение при работе с нотным тестом и поэтому у ребенка часто бывают головные боли. В силу особенностей заболевания темп работы у Родиона низкий.
Обязательным условием моей работы с данным учащимся является рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных нагрузок, применение корригирующих средств, а также организация специальных занятий. На начальном этапе обучения музыке, Родион развивался немного замедленными темпами по сравнению со своими сверстниками, но на следующих этапах обучения это отставание стало компенсироваться непрерывным и активным интересом к занятиям.
Описание методических приемов и находок и т.д.
При обучении игре на фортепиано слабовидящих учащихся необходимо иметь в виду, что у них имеются ряд сопутствующих заболеваний: неврологических, двигательных, тревожность в ориентации. Быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, заторможенность, проблемные черты характера, индивидуальные двигательные проблемы.
Поэтому для плодотворной работы с такими учащимися необходимо чуткое отношение к ним со стороны педагога, индивидуальный подход к каждому ребенку. Задачи, которые ставятся перед учащимся, должны быть ему по силам. Их успешное решение помогает создать положительное отношение ребенка к работе, преодолеть чувство собственной неполноценности, укрепить позитивное отношение к миру, утвердить свою позицию среди зрячих. Для Родиона очень важно быть в тесном контакте с педагогом. Начиная с первых занятий, мы учились разговаривать при помощи музыки разными способами, приведу некоторые из них.
1.Родион, внимательно прослушав игру педагога, старается передать славами о том, что услышал;
2. Передает движениями рук в воздухе динамику музыкального произведения (громкая - тихая, плавная - скачкообразная, быстрая - медленная). Я стараюсь обращать внимание моего учащегося на то, чтобы в соответствии с характером музыки выразительным был корпус, мимика лица;
3. Сидя за столом, Родион старается передать движениями рук услышанную музыкальную фразу (Музыкальная фраза (fraza) - относительно завершенная часть мелодии, темы);
Стараюсь рассчитать движение учащегося так, чтобы точно в конце фразы руки ребенка снова коснулись стола. Лучше для этого задания выбирать музыку с явным движением мелодии вверх и вниз, сочетая с аналогичным движением рук;.
4.Знакомлю Родиона с интонацией в музыке (музыкальная интонация-это последовательность тонов и полутонов, соответствующих своей высоте. Организация этой последовательности называется музыкальной интонацией. От их сочетаний зависят структура и характер мелодии), предлагаю «поговорить» небольшими мотивами (сердито, ласково, грустно, весело);
5.С первых занятий Родион знакомится с секвенцией (секвенция - (sequentia) в переводе с латинского последовательное повторение какой либо мелодической фразы или мелодического оборота на другой высоте), мы с Родионом придумали игру с секвенцией и назвали ее «Музыкальным кубиком», из которого строятся пирамиды - вверх или вниз. Начало каждой секвенции, каждого «кубика» обозначаем хлопком в ладоши;
Особое место уделяем ориентировке на клавиатуре. Главным препятствием у Родиона является желание предварительно «нащупать» каждую клавишу. Хотя это побуждение, слабовидящего ребенка, естественно. Только преодолением у него, представления, о невозможности передвигаться по клавиатуре, не прощупывая ее, можно достичь свободы и независимости в игре. Отсутствие зрительных представлений и зрительной интуиции обуславливает сложности в приспособлении ребенка к инструменту. Особенно это сказывается в освоении скачков - (быстрый, стремительный перенос руки в позицию над клавишей перед извлечением звука). Этот навык, мы тренируем с самого начала обучения, отрабатываем вспомогательные движения, ориентируясь по черным клавишам. Родиону, в силу его особенностей, нужно дополнительное время на вспомогательные движения. Сначала больше, затем постепенно сокращая их, чтобы скачок всегда исполнялся чисто и осознанно (лучше медленно и чисто, чем быстро и грязно).
Существуют специальные упражнения для освоения переносов руки «сверху» на разные интервалы. Вместо осязательно-двигательных, вырабатываются слухо-двигательные связи, приобретается «чувство расстояния». Слуховое представление о дистанции между звуками вызывает адекватное пространственное представление о реальных расстояниях. Для гармонизации двигательного процесса используем упражнения на:
ощущение объема и направление движения (вверх – вниз, большое – маленькое);
характера и скорости движения (плавно – порывисто, быстро – медленно);
сочетание крупных движений с мелкими; объединяющих всей руки с мелкой моторикой пальцев.
Развиваем эмоциональность и творческое воображение. Творческое воображение Родиона страдает из-за невозможности овладения культуры во всей полноте. Занятия музыкой незаменимы для развития творческого, и всех других видов, воображения ребенка при помощи расширения круга музыкальных впечатлений (слушание музыки в записи, на концертах, в исполнении педагога и т. д.) и расширения круга общения. Поэтому работа над образностью, яркостью, выразительностью исполнения – одна из наиважнейших задач в художественном воспитании Родиона. Здесь помогают другие виды искусства (литература, поэзия), широкое знакомство с творчеством автора исполняемого произведения и других композиторов. Стараюсь учить Родиона оценивать свое исполнение, словами описывать образно-эмоциональный строй произведения.
Выступление на сцене. Большое и важное место в учебном процессе занимает исполнение учащимся концертной программы на конкурсе, концерте или экзамене, являясь главным итогом его работы. Родион, при этом, сталкивается с дополнительными трудностями: с одной стороны – эмоциональная статика, связанная с затрудненностью движений и бедностью воображения, с другой – повышенная тревожность. Проявляется это в потере контроля над исполнительским аппаратом и ориентации на клавиатуре, т. к. тревожность обостряет мышление напряжение, что негативно сказывается на пространственной ориентации. При этом деформируются исполнительские приемы: пальцы как бы «прилипают» к клавишам, с клавишами «страшно» расстаться, движения становятся угловатыми, любая неточность вызывает нарастание паники и часто проявляется через зажим в мышцах. Поэтому такое важное значение приобретает работа над игровыми приемами, их автоматизацией и умением сосредоточиваться на непрерывной линии музыкального развития произведения.
Описание результатов деятельности.
Я считаю, что Родиона ожидает прекрасное музыкальное будущее. Такие одарённые ребята как Родион, способны учиться наравне со здоровыми. Упорства и воли этому учащемуся не занимать. Слабовидящие дети занимаются на фортепиано вместе со здоровыми, и видя их успех, здоровые дети тоже стараются работать усерднее.
Выводы.
Опыт показывает, что занятие на фортепиано для Родиона - это мощный фундамент для самоутверждения. Коррекционные задачи воспитания, реализуемые средствами игре на фортепиано, помогают Родиону формировать пространственные представления, моторную координацию, формировать речевую функцию и, в конечном результате, все это способствуют реабилитации и социализации его как личности.
Доступная образовательная среда позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья продолжить обучение музыке для получения профессии в среднем специальном учебном заведении – музыкальном колледже. Родион в этом году поступает в Воркутинский филиал ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми».
В заключение, хочется привести слова великого Г.Г. Нейгауза:
«Иногда я просто ощущаю, какую радость мне доставляет физический процесс игры, какое удовольствие испытывает не только моя «душа», мой слух, но и мои пальцы от осязания клавиатуры».
Литература:
1. Л.С.Выгодский. Развитие высших психических функций. - М., I960.
2. Р.С.Муратов. Компенсация и коррекция дефекта зрения при помощи технических средств в процессе школьного обучения слепых и слабовидящих.- Автореф. док. дис.- М., 1970.
3. А.Г. Литвак. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена.-1985.
4.С.Г. Аэрокисьян. К вопросу о функциональной структуре пространственного познания.//Сб.: Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений.- М., 1961.
5. А.А.Крогиус. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики.- М.: Просвещение, 1926