12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куделькина Инга Юрьевна80
Преподаватель по классу фортепиано, стаж 30 лет.
Россия, Коми респ., Воркута
3

Основные трудности в процессе обучения игре на фортепиано слабовидящих учащихся и способы их преодоления.

Основные трудности в процессе обучения игре на фортепиано

слабовидящих учащихся и способы их преодоления.



Куделькина Инга Юрьевна

Педагог дополнительного образования

МУДО «Детская школа искусств» г. Воркуты



«Детей с дефектами зрения, слуха и т. д. можно и нужно воспитывать так, чтобы они чувствовали себя полноправными и активными членами общества» (Л. С. Выгодский).

Введение.

На современном этапе происходит изменение отношения российского общества к лицам с ограниченными возможностями, в частности к людям с нарушениями зрения. Этот процесс отражается в создании для таких людей равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и активное включение в общественно-полезную деятельность, в разработке новых технологий обучения и воспитания.

В социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями по зрению важное место занимает эстетическое воспитание, ведущая роль в котором принадлежит музыкальному творчеству. Это объясняется, в первую очередь, тем, что музыкальное исполнительство – наиболее доступный и естественный для слабовидящих вид художественной деятельности. Вместе с тем, концертно-исполнительская деятельность, выступления перед самой разнообразной аудиторией помогают повысить заниженную самооценку, самоутвердиться, преодолеть неуверенность в себе, застенчивость, закомплексованность, поверить в свои силы и возможности, а также расширяют круг их социальных контактов и тем самым создают предпосылки для воспитания и углубления навыков общения. Музыка имеет большое значение для становления личности слабовидящего ребенка, она может стать не только его профессией, но и помочь в ориентировке и мобильности, так как способна развить слух.

Описание деятельности.

В моей тридцатилетней практике имеется опыт работы с учащимися ОВЗ, девять лет я работала с учащимся с диагнозом «Аутизм», и пять лет работаю с Ярыгиным Родионом, слабовидящем учащимся. Имея такой опыт работы с такими учащимися, некоторые наработки и материалы, представляю вашему вниманию.

Родион учащийся профильного класса ДШИ отделения «Исполнительское искусство» фортепиано, занимается в моем классе пятый год. Поначалу было очень сложно, так как в моей педагогической практике не было учащихся с малым процентом зрения. Находя по крупицам необходимые приемы, методы работы с учащимся ОВЗ, я выстаивала свою систему работы с ним.

Психологический портрет учащегося: у Родиона имеются нарушения зрительного восприятия. Скорость восприятия информации на занятиях замедленна, имеются неточности в прочтении нотного текста. Внимание недостаточно устойчивое. Но Родион умеет управлять своим поведением, усидчив. Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту. Физически Родион развит, но в силу слабого зрения не может заниматься равноценно с другими учащимися. Ребёнок очень слабо видит нотный текст. Поэтому мы увеличиваем нотный материал, затем распечатываем и крупным шрифтом подписываем аппликатуру. Чтение нотного материала – осознанное. Родион сильно напрягает зрение при работе с нотным тестом и поэтому у ребенка часто бывают головные боли. В силу особенностей заболевания темп работы у Родиона низкий.

Обязательным условием моей работы с данным учащимся является рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных нагрузок, применение корригирующих средств, а также организация специальных занятий. На начальном этапе обучения музыке, Родион развивался немного замедленными темпами по сравнению со своими сверстниками, но на следующих этапах обучения это отставание стало компенсироваться непрерывным и активным интересом к занятиям.

Описание методических приемов и находок и т.д.

При обучении игре на фортепиано слабовидящих учащихся необходимо иметь в виду, что у них имеются ряд сопутствующих заболеваний: неврологических, двигательных, тревожность в ориентации. Быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, заторможенность, проблемные черты характера, индивидуальные двигательные проблемы.

Поэтому для плодотворной работы с такими учащимися необходимо чуткое отношение к ним со стороны педагога, индивидуальный подход к каждому ребенку. Задачи, которые ставятся перед учащимся, должны быть ему по силам. Их успешное решение помогает создать положительное отношение ребенка к работе, преодолеть чувство собственной неполноценности, укрепить позитивное отношение к миру, утвердить свою позицию среди зрячих. Для Родиона очень важно быть в тесном контакте с педагогом. Начиная с первых занятий, мы учились разговаривать при помощи музыки разными способами, приведу некоторые из них.

1.Родион, внимательно прослушав игру педагога, старается передать славами о том, что услышал;

2. Передает движениями рук в воздухе динамику музыкального произведения (громкая - тихая, плавная - скачкообразная, быстрая - медленная). Я стараюсь обращать внимание моего учащегося на то, чтобы в соответствии с характером музыки выразительным был корпус, мимика лица;

3. Сидя за столом, Родион старается передать движениями рук услышанную музыкальную фразу (Музыкальная фраза (fraza) - относительно завершенная часть мелодии, темы);

Стараюсь рассчитать движение учащегося так, чтобы точно в конце фразы руки ребенка снова коснулись стола. Лучше для этого задания выбирать музыку с явным движением мелодии вверх и вниз, сочетая с аналогичным движением рук;.

4.Знакомлю Родиона с интонацией в музыке (музыкальная интонация-это последовательность тонов и полутонов, соответствующих своей высоте. Организация этой последовательности называется музыкальной интонацией. От их сочетаний зависят структура и характер мелодии), предлагаю «поговорить» небольшими мотивами (сердито, ласково, грустно, весело);

5.С первых занятий Родион знакомится с секвенцией (секвенция - (sequentia) в переводе с латинского последовательное повторение какой либо мелодической фразы или мелодического оборота на другой высоте), мы с Родионом придумали игру с секвенцией и назвали ее «Музыкальным кубиком», из которого строятся пирамиды - вверх или вниз. Начало каждой секвенции, каждого «кубика» обозначаем хлопком в ладоши;

Особое место уделяем ориентировке на клавиатуре. Главным препятствием у Родиона является желание предварительно «нащупать» каждую клавишу. Хотя это побуждение, слабовидящего ребенка, естественно. Только преодолением у него, представления, о невозможности передвигаться по клавиатуре, не прощупывая ее, можно достичь свободы и независимости в игре. Отсутствие зрительных представлений и зрительной интуиции обуславливает сложности в приспособлении ребенка к инструменту. Особенно это сказывается в освоении скачков - (быстрый, стремительный перенос руки в позицию над клавишей перед извлечением звука). Этот навык, мы тренируем с самого начала обучения, отрабатываем вспомогательные движения, ориентируясь по черным клавишам. Родиону, в силу его особенностей, нужно дополнительное время на вспомогательные движения. Сначала больше, затем постепенно сокращая их, чтобы скачок всегда исполнялся чисто и осознанно (лучше медленно и чисто, чем быстро и грязно).

Существуют специальные упражнения для освоения переносов руки «сверху» на разные интервалы. Вместо осязательно-двигательных, вырабатываются слухо-двигательные связи, приобретается «чувство расстояния». Слуховое представление о дистанции между звуками вызывает адекватное пространственное представление о реальных расстояниях. Для гармонизации двигательного процесса используем упражнения на:

ощущение объема и направление движения (вверх – вниз, большое – маленькое);

характера и скорости движения (плавно – порывисто, быстро – медленно);

сочетание крупных движений с мелкими; объединяющих всей руки с мелкой моторикой пальцев.

Развиваем эмоциональность и творческое воображение. Творческое воображение Родиона страдает из-за невозможности овладения культуры во всей полноте. Занятия музыкой незаменимы для развития творческого, и всех других видов, воображения ребенка при помощи расширения круга музыкальных впечатлений (слушание музыки в записи, на концертах, в исполнении педагога и т. д.) и расширения круга общения. Поэтому работа над образностью, яркостью, выразительностью исполнения – одна из наиважнейших задач в художественном воспитании Родиона. Здесь помогают другие виды искусства (литература, поэзия), широкое знакомство с творчеством автора исполняемого произведения и других композиторов. Стараюсь учить Родиона оценивать свое исполнение, словами описывать образно-эмоциональный строй произведения.

Выступление на сцене. Большое и важное место в учебном процессе занимает исполнение учащимся концертной программы на конкурсе, концерте или экзамене, являясь главным итогом его работы. Родион, при этом, сталкивается с дополнительными трудностями: с одной стороны – эмоциональная статика, связанная с затрудненностью движений и бедностью воображения, с другой – повышенная тревожность. Проявляется это в потере контроля над исполнительским аппаратом и ориентации на клавиатуре, т. к. тревожность обостряет мышление напряжение, что негативно сказывается на пространственной ориентации. При этом деформируются исполнительские приемы: пальцы как бы «прилипают» к клавишам, с клавишами «страшно» расстаться, движения становятся угловатыми, любая неточность вызывает нарастание паники и часто проявляется через зажим в мышцах. Поэтому такое важное значение приобретает работа над игровыми приемами, их автоматизацией и умением сосредоточиваться на непрерывной линии музыкального развития произведения.

Описание результатов деятельности.

Родион доказал себе и нам, что имеет возможность быть успешным и развивать свои способности дальше. Обучаясь вместе с обычными ребятами, Родион получает большой опыт общения. Занятия на фортепиано помогают Родиону раскрыться, правда, приходится много трудиться, но его это не пугает. Родион уже успел себя проявить, вначале он добился победы на Всероссийском конкурсе «Золотая рыбка», затем на Международном конкурсе «Росталант», где никто не знал, что он - особенный, а уже потом - на Международном конкурсе «Таланты России» Родион получил Диплом 1ст. На открытом городском конкурсе «Воркутинская параллель» - Диплом 2 степени. Он ежегодно выступает на городском конкурсе «Воркутинская параллель», «Симфония Севера» занимает призовые места. В этом году Родион планирует успешно выступить на Городском конкурсе «Воркутинская параллель».

Я считаю, что Родиона ожидает прекрасное музыкальное будущее. Такие одарённые ребята как Родион, способны учиться наравне со здоровыми. Упорства и воли этому учащемуся не занимать. Слабовидящие дети занимаются на фортепиано вместе со здоровыми, и видя их успех, здоровые дети тоже стараются работать усерднее.

Выводы.

Опыт показывает, что занятие на фортепиано для Родиона - это мощный фундамент для самоутверждения. Коррекционные задачи воспитания, реализуемые средствами игре на фортепиано, помогают Родиону формировать пространственные представления, моторную координацию, формировать речевую функцию и, в конечном результате, все это способствуют реабилитации и социализации его как личности.

Доступная образовательная среда позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья продолжить обучение музыке для получения профессии в среднем специальном учебном заведении – музыкальном колледже. Родион в этом году поступает в Воркутинский филиал ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми».

В заключение, хочется привести слова великого Г.Г. Нейгауза:

«Иногда я просто ощущаю, какую радость мне доставляет физический процесс игры, какое удовольствие испытывает не только моя «душа», мой слух, но и мои пальцы от осязания клавиатуры».




Литература:

1. Л.С.Выгодский. Развитие высших психических функций. - М., I960.

2. Р.С.Муратов. Компенсация и коррекция дефекта зрения при помощи технических средств в процессе школьного обучения слепых и слабовидящих.- Автореф. док. дис.- М., 1970.

3. А.Г. Литвак. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена.-1985.

4.С.Г. Аэрокисьян. К вопросу о функциональной структуре пространственного познания.//Сб.: Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений.- М., 1961.

5. А.А.Крогиус. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики.- М.: Просвещение, 1926

t1583902299aa.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Спицына Любовь Ивановна, 12.03.20 в 10:44 0Ответить Пожаловаться
Инга Юрьевна, передайте, пожалуйста, Родиону пожелания здоровья, благополучия и успехов!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.