Опыт привлечения родителей обучающихся для проведения учебных занятий и внеурочных мероприятий в объединении «Рулевые-мотористы»
Опыт привлечения родителей обучающихся для проведения учебных занятий и внеурочных мероприятий в объединении «Рулевые-мотористы»
Аннотация: в статье представлен опыт привлечения родителей и других членов семей обучающихся для проведения учебных занятий и внеурочных мероприятий в объединении технической (флотской) направленности, описаны возможные формы и их содержание. В качестве иллюстраций приведены фотографии и ссылки на фотоотчеты в группе объединения.
Ключевые слова: родители, формы сотрудничества, учебное занятие, мероприятие, дополнительное образование.
Актуальнocть статьи. В закoне Роccийской Федерации «Oб oбразовании» говоритcя: «Рoдители являютcя первыми педагoгами. Oни обязаны заложить ocновы физичеcкого, интеллектуальнoгo и нравcтвеннoгo развития личноcти ребёнка уже в младенчеcкoм возраcте» [1].
Пoнятие «вocпитание» cегодня раccматривается с разных позиций, даютcя разнooбразные oпределения вocпитательной кoнцепции, у каждoго автoра еcть cвoё видение. Тем не менее, в рoccийской культуре и педагoгике cмысл вocпитания всегда был cвязан с духoвным роcтoм и cтанoвлением человека, нравcтвенным фoрмированием и развитием личноcти.
Для ребёнка духoвным центрoм, нравcтвенным оcнованием является cемья, её ценнoсти, уcтoи, oтношения, cемейный уклад. Пoэтому не случайно в пocледние годы ocобую важность и значимоcть приобретает рабoта образовательного учреждения c cемьёй. «Без cемьи мы – я имею ввиду школу – были бы беccильны» (В.А. Cухoмлинcкий) [3].
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач любого образовательного учреждения [4]. А в учреждении дополнительного образования эта задача тем более решаема без какого-либо ущерба образовательному процессу. И формы могут быть различными:
Подробнее я хочу остановиться на достаточно редко применяемой педагогами форме сотрудничества с семьями обучающихся.
Цель статьи – рассказать об огромном воспитательном потенциале занятий, которые (с моей помощью, разумеется) проводят родители и другие родственники обучающихся в рамках авторской дополнительной образовательной программы «Рулевые-мотористы» и об участии родительской общественности во внеурочной деятельности объединения «Рулевые-мотористы».
В пояснительной записке к моей вышеупомянутой программе еще с 1998г. есть такая фраза «…для проведения отдельных занятий или их частей могут привлекаться соответствующие специалисты (ветераны флота, работники ОАО «Порт Березники», медицинские работники (раздел «Основы доврачебной помощи»), военнослужащие (раздел «Строевая подготовка»), квалифицированные работники общепита (раздел «Школа судового повара»)), в том числе родители курсантов, имеющие необходимую квалификацию или подготовку. [2]
И действительно, для проведения отдельных занятий я приглашаю их в качестве специалистов в той или иной области. Обычно это происходит так: еще на первом курсе, знакомясь с родителями юнг-новичков при заполнении анкеты я узнаю профессию и место работы родителей. Первое полугодие я их не беспокою: им надо присмотреться ко мне и направлению деятельности объединения, ребенку надо адаптироваться в новом коллективе, понять, соответствует ли профиль его ожиданиям. Мне тоже надо создать представление о семье, типе отношений в семье, уровне доверительности и т.д.
После итогового (полугодового) открытого занятия я рассказываю общие моменты из опыта проведения занятий родителями и прошу присутствующих подумать о том, где, в каком виде деятельности (в основных занятиях или при проведении досуговых мероприятий) они могли бы участвовать. Родители, в свою очередь, оценив свои возможности, предлагают свои услуги (учитывая, что такие занятия обычно у нас проходят примерно 1 раз в месяц, однако, при желании родителей – чаще), то такая работа может быть спланирована на весь учебный год или даже на все 4 года обучения.
Так, например, занятия у первого курса по теме «Ледовый режим на реках» (раздел «Лоция внутренних водных путей) последние два года проводил дедушка Анастасии М., в прошлом гидролог, мастер участка «СМУ «Мостоотряд». Он интересно, с примерами из своего богатого опыта рассказывал о фазах ледостава и подготовке реки к вскрытию и ледоходу, об авариях на гидротехнических сооружениях и в судоходных организациях в эти сложные периоды.
В занятиях по строевой подготовке с большим энтузиазмом юнги отрабатывали строевые приемы, подход к командиру, ответ на приветствие под руководством папы Алины К. (кстати, моего выпускника), отслужившего после срочной службы по контракту 7 лет, а в данный момент – сотрудника муниципального отдела УВД.
Старший брат Данила П. (тоже мой выпускник), окончивший Пермское речное училище и в настоящее время проходящий службу по контракту в составе подразделения береговой охраны Краснознаменного Тихоокеанского флота, провёл занятие по теме «Вахтенные службы. Судовой распорядок» раздела «Организация службы на судах РФ» (1 курс), где рассказал об особенностях службы и несения вахты, когда корабль стоит на якоре (рейде) или находится в длительном плавании.
Мама Данила Т., врач-терапевт городской поликлиники Краевой больницы им. академика Вагнера, проводила занятие для третьего курса по теме «Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях». А папа Дмитрия К. всегда охотно откликается и не менее 2-3 раз в году проводит занятия по уже мной предложенной теме не только с юнгами, но и регулярный ведет «Родительский лекторий» по основам ЗОЖ и сохранению здоровья семьи (см. Приложение 1. Отчет).
Вообще, родители и члены семей юнг всегда стараются идти педагогу навстречу и участвуют в различных формах не только учебных занятий, но и во внеурочной деятельности объединения «Рулевые-мотористы»:
- в качестве интервьюируемого «гостя» в наших традиционных ток-шоу «Сто вопросов взрослому», где родители рассказывают о традициях крепкой многодетной семьи (мама и папа наших юнг Максима, Екатерины, Игоря и Ольги А., см. https://vk.com/wall-52681910_14376);
- в интерактивной беседе о службе на флоте по контракту (мой выпускник, старший брат Тимофея Б. https://vk.com/wall-117286160_1550)
- в «уроках Мужества», рассказывая об отдельных этапах современной истории нашего государства (ликвидация аварии на ЧАЭС) (дедушка Полины В., см. https://vk.com/wall-52681910_12767)
- традиционном «Живом журнале», где напоминают обучающимся о правилах дорожного движения (мама Данила Р., инспектор ГИБДД, см. https://vk.com/wall-52681910_1276), правилах личной безопасности в период обострения ОРВИ и гриппа;
- в качестве организаторов или ведущих в практикумах, мастер-классах по различным видам рукоделия, ремесел, творчества (см. Приложение 2. Фото 1.);
- в качестве членов жюри конкурсов литературного творчества, технического творчества, научно-практических конференций обучающихся и др. (см. Приложение 3. Фото 1, 2, 3);
Подведем итоги. Итак, как показывает мой опыт:
- родители стремятся к продуктивному сотрудничеству с детьми и педагогом в групповой и индивидуальной работе как в урочной, так и во внеурочной (организационно-массовой, досуговой) деятельности;
- в этом сотрудничестве заинтересованы не только педагог (учреждение) и родители, но и другие члены семи обучающегося;
- в процессе подготовки и проведения таких бинарных, интегрированных занятий с участием родителей устанавливается более доверительный контакт в системе «педагог-родитель» «педагог-ребенок», «родитель-ребенок»;
- у детей повышается самооценка, когда его родитель участвовал в проведении занятия, подростки могут по-новому взглянуть на своего родителя;
- неоценим жизненный опыт и профессиональная квалификации родителей в изучении отдельных тем дополнительной общеразвивающей программы, а также при профориентационной работе. Подростки испытывают потребность в неформальном общении с взрослыми людьми, желающими помочь им овладеть перспективными специальностями, приобрести знания и навыки в новых отраслях науки и производства, узнать выбранную профессию «изнутри» с ее «плюсами» и «минусами» до поступления в учреждение профессионального образования. Среди родителей есть немало первоклассных специалистов в таких областях, как радиоэлектроника, робототехника, экономика, психология, медицина, водный транспорт;
- существует множество способов и форм привлечения родителей к проведению учебных занятий и внеучебных мероприятий;
- в результате такой работы легче решаются важные организационные вопросы, связанные с материальной поддержкой участия детей в выездных конкурсах.
Привлечение родителей и других членов семей обучающихся к проведению учебных занятий и мероприятий в рамках внеурочной деятельности способствует повышению имиджа объединения и учреждения в целом в глазах общественности («принцип расходящихся кругов от камня, брошенного в воду»), создает условия для сохранения преемственности поколений, в том числе в объединении, и образованию профессиональных династий в семье. Эта работа требует дополнительных энергозатрат и времени со стороны педагога, но, поверьте, оно того стоит!
Источники:
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Рулевые-мотористы». [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/obsheobrazovatelnaya_obsherazvivayushaya_programma_obe_110847.html (Дата обращения 07.02.2022)
3. Святова Г.О. Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности. [Электронный ресурс] Режим доступа URL:
https://www.google.ru/url?q=https://multiurok.ru/files/privlechenie-roditelei-k-podgotovke-i-provedeniiu.html&sa=U&ved=2ahUKEwjki4GKkOv1AhUEzIsKHXT4AhgQFnoECAAQAg&usg=AOvVaw3p82Ul5MV-xZih5cSOzKiL (публикация от 20.10.2019. Дата обращения 07.02.2022)
4. Тележинская Е.Л. Практические советы и приемы привлечения родителей к участию в жизни класса. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:
https://infourok.ru/prakticheskie-soveti-priemi-privlecheniya-roditeley-k-uchastiyu-v-zhizni-klassa-rekomendacii-iz-amerikanskoy-programmi-shag-za-s-2945327.html (публикация от 28.04.2018. Дата обращения 07.02.2022)
Приложение 1. Отчет
о проведении Родительского часа «Здоровье – дело семейное» в рамках акции по формированию ЗОЖ для семей обучающихся объединения «Рулевые-мотористы» МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
Отчет составил: _________ Г.И.Кузнецова
Приложение 2. Участие родителей в качестве организаторов мастер-классов, практикумов
Фото 1. Мастер-класс для родителей и детей. Тема «Семейный фотоальбом: Фотографии нашего детства». Организатор – мама Татьяны И. (первая слева)
Фото 2. Справка
Приложение 3. Участие членов семей в качестве жюри конкурсов, научно-практических конференций
Фото 1 и 2. В жюри патриотической интеллектуальной игры «Азбука Мужества» - выпускники объединения, старшие братья наших юнг Данила П., Алёны К., Юлии С.
Фото 3 и 4. Родители в составе жюри конкурсов исследовательских работ и научно-практических конференций
Ковалева Галина Валентиновна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Кузнецова Галина Ивановна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Кузнецова Галина Ивановна
Семяшкина Ирина Васильевна
Кузнецова Галина Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна
Кузнецова Галина Ивановна
Панов Егор Игоревич
Трефилова Раиса Поликарповна
Кузнецова Галина Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна
Кузнецова Галина Ивановна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Трефилова Раиса Поликарповна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кузнецова Галина Ивановна
Елена Владимировна