Конспект занятия «Организация и проведение учебных занятий по дисциплинам профессионального цикла при дистанционном обучении»
Организация и проведение учебных занятий по дисциплинам профессионального цикла при дистанционном обучении
Тихонова Алина Александровна
ГБПОУ МО «Колледж «Коломна», преподаватель спец. дисциплин
В период дистанционного обучения освоение образовательных программ осуществляется с использованием технологий электронного обучения и цифрового образовательного контента.
На смену привычным «очным урокам» пришли онлайн-занятия. Технически онлайн-занятие состоит из презентации, которая выполняет функцию доски для преподавателя, и объяснения преподавателя, которое происходит посредством видеоконференцсвязи.
При дистанционном обучении доминирующей задачей преподавателя является вовлечение студентов в учебный процесс. Для этого преподаватель не просто должен объяснять свой материал, но и постоянно обращаться к студентам. В «живой» аудитории преподаватель задаёт вопросы, даёт самостоятельные задачи, вызывает к доске. В онлайн-формате мы можем делать то же самое. Проводить фронтальные опросы, обращаясь к конкретным студентам, проверять выполнение заданий с помощью демонстрации экрана, решать вместе онлайн-задачи. При таком подходе студенты не будут отвлекаться на посторонние вещи, а будут полностью сосредоточены на изучении материала.
Следующая немало важная задача – эффективность занятия. Важно помнить, что онлайн-занятие – это такое же занятие, которое мы привыкли проводить в аудитории. А значит, мы можем и должны использовать все свои привычные и излюбленные приёмы. Ведь, несмотря на определенные трудности, онлайн-формат даёт нам дополнительные инструменты.
Для наглядности вышесказанного хотелось бы поделиться с коллегами методической разработкой онлайн-занятия для студентов второго курса.
Методическая разработка онлайн-занятия по дисциплине «МДК.01.04 Web-программирование» специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Тема занятия: «Блочные элементы».
Цель занятия: создание многоколоночных веб-страниц с использованием свойств позиционирования блочных элементов.
Задачи занятия:
1) дидактические:
- изучить CSS свойства позиционирования для блочных элементов;
- применить знания свойств позиционирования для создания многоколоночных веб-страниц;
- подготовить студентов к рациональному выполнению домашней работы.
2) развивающие:
- способствовать развитию логического мышления;
- стремиться развитию памяти, внимательности, наблюдательности;
- способствовать развитию умения правильно обобщить данные и сделать вывод;
3) воспитательные:
- стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации;
- стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности;
- способствовать профессиональному самоопределению.
Формирование основных знаний и умений:
Студенты должны знать:
- основные этапы разработки программного обеспечения;
- основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
- способы оптимизации и приемы рефакторинга;
- основные принципы отладки и тестирования программных продуктов.
Студенты должны уметь:
- осуществлять разработку кода программного модуля на языках низкого и высокого уровней;
- создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль.
Формирование профессиональных компетенций:
- ПК 1.1. Формировать алгоритмы разработки программных модулей в соответствии с техническим заданием.
- ПК 1.2. Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием.
Вид занятия: комбинированный.
Тип занятия: онлайн-лекция.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный метод, метод информационно-коммуникационных технологий, частично-поисковый метод.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Обеспечение занятия:
- Федорова Г.Н. Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: М. Издательский центр «Академия», 2017 – 336 с.
- Авторская презентация «Блочные элементы».
- Платформа видеоконференцсвязи ZOOM.
- Авторский тест «HTML5 и CSS3», разработанный на платформе Quizizz.
- Программы к уроку.
- Платформа «Цифровой колледж Подмосковья». Программно-учебный модуль «Приемы работы с CSS».
Структура и регламент занятия:
1) Организационный момент (3 мин).
2) Актуализация знаний. Проверка качества знаний, умений и навыков (повторение и закрепление изученного ранее) (20 мин).
3) Введение в учебную деятельность. Обоснование темы, цели и задач занятия (5 мин).
4) Получение новых знаний. Применение и первичное закрепление знаний, выработка умений и навыков (37 мин).
5) Контроль деятельности студентов (10 мин).
6) Постановка домашнего задания (5 мин).
7) Рефлексия (5 мин).
8) Подведение итогов занятия (5 мин).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1) Организационный момент
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
Проверяет готовность студентов к занятию |
Приветствуют преподавателя. Внимательно слушают преподавателя |
Платформа видеоконференцсвязи ZOOM |
2) Актуализация знаний. Проверка качества знаний, умений и навыков (повторение и закрепление изученного ранее)
2.1) Проверка домашнего задания (10 минут)
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
Организация работы по коду выполненной программы д/з. Контролирует понимание кода. Задает вопросы. |
Демонстрируют код выполненной программы с помощью демонстрации рабочего стола, отвечают на вопросы |
Платформа видеоконференцсвязи ZOOM, Приложение 1 |
2.2) Повторение основных изученных ранее понятий (10 минут)
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
Преподаватель переходит на сервис опросов и викторин Quizizz |
Коллективно отвечают на вопросы викторины |
Сервис для создания опросов и викторин Quizizz, Приложение 1, приложение 2 |
3) Введение в учебную деятельность. Обоснование темы, цели и задач занятия
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
Активизирует знания студентов. Создает проблемную ситуацию |
Ставят учебные цели, формулируют (уточняют) тему занятия и определяют задачи. |
Платформа видеоконференцсвязи ZOOM, Приложение 1 |
4) Получение новых знаний. Применение и первичное закрепление знаний, выработка умений и навыков
4.1) Получение новых знаний (17 минут)
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
Изложение материала в форме беседы, с привлечением студентов, используя возможности демонстрации экрана рабочего стола |
Записывают основные CSS свойства для позиционирования блочных элементов. Отвечают на вопросы преподавателя |
Платформа видеоконференцсвязи ZOOM, Приложение 1, приложение 3 |
4.2) Применение и первичное закрепление знаний, выработка умений и навыков (20 минут)
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
Создает учебную ситуацию. Формулирует проблему |
Высказывают свои предположения. Определяют алгоритм решения поставленной задачи. Разрабатывают код программы |
Платформа видеоконференцсвязи ZOOM, Приложение 4 |
5) Контроль деятельности студентов
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
Формулирует задание для самостоятельной работы. Контролирует выполнение работы. Проводит анализ результатов |
Самостоятельно выполняют задания |
Платформа «Цифровой колледж Подмосковья», программно-учебный модуль «Приемы работы с CSS», Приложение 5 |
6) Постановка домашнего задания
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
Дает комментарий к домашнему заданию |
Записывают домашнее задание и задают уточняющие вопросы |
Платформа видеоконференцсвязи ZOOM, Приложение 1 |
7) Рефлексия
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности студентов на занятии |
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили |
Платформа видеоконференцсвязи ZOOM, Приложение 1 |
8) Подведение итогов занятия
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
Организует беседу, связывая результаты занятия с его целями. Выставляет и комментирует оценки, обращая внимание на положительные стороны в работе каждого студента. Отмечает активность студентов на занятии, коммуникабельность, умение учиться вместе |
Формулируют конечный результат своей работы на занятии. Слушают преподавателя, осмысливают сказанное им. |
Платформа видеоконференцсвязи ZOOM, Приложение 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Презентация «Блочные элементы».
Приложение 2. Сервис викторин Quizizz.
Приложение 3. Коды программ к презентации.
Приложение 4. Код программы «Многоколоночная страница».
Приложение 5. Программно-учебный модуль «Приемы работы с CSS».
Материалы приложений, программ, а также ссылки на веб-ресурсы располагаются в свободном доступе на облачном сервисе Яндекс.Диск, режим доступа: https://yadi.sk/d/ysfC0E7txFYioQ.