Конспект занятия «Организация и проведение учебных занятий по дисциплинам профессионального цикла при дистанционном обучении»
Организация и проведение учебных занятий по дисциплинам профессионального цикла при дистанционном обучении
Тихонова Алина Александровна
ГБПОУ МО «Колледж «Коломна», преподаватель спец. дисциплин
В период дистанционного обучения освоение образовательных программ осуществляется с использованием технологий электронного обучения и цифрового образовательного контента.
На смену привычным «очным урокам» пришли онлайн-занятия. Технически онлайн-занятие состоит из презентации, которая выполняет функцию доски для преподавателя, и объяснения преподавателя, которое происходит посредством видеоконференцсвязи.
При дистанционном обучении доминирующей задачей преподавателя является вовлечение студентов в учебный процесс. Для этого преподаватель не просто должен объяснять свой материал, но и постоянно обращаться к студентам. В «живой» аудитории преподаватель задаёт вопросы, даёт самостоятельные задачи, вызывает к доске. В онлайн-формате мы можем делать то же самое. Проводить фронтальные опросы, обращаясь к конкретным студентам, проверять выполнение заданий с помощью демонстрации экрана, решать вместе онлайн-задачи. При таком подходе студенты не будут отвлекаться на посторонние вещи, а будут полностью сосредоточены на изучении материала.
Следующая немало важная задача – эффективность занятия. Важно помнить, что онлайн-занятие – это такое же занятие, которое мы привыкли проводить в аудитории. А значит, мы можем и должны использовать все свои привычные и излюбленные приёмы. Ведь, несмотря на определенные трудности, онлайн-формат даёт нам дополнительные инструменты.
Для наглядности вышесказанного хотелось бы поделиться с коллегами методической разработкой онлайн-занятия для студентов второго курса.
Методическая разработка онлайн-занятия по дисциплине «МДК.01.04 Web-программирование» специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Тема занятия: «Блочные элементы».
Цель занятия: создание многоколоночных веб-страниц с использованием свойств позиционирования блочных элементов.
Задачи занятия:
1) дидактические:
- изучить CSS свойства позиционирования для блочных элементов;
- применить знания свойств позиционирования для создания многоколоночных веб-страниц;
- подготовить студентов к рациональному выполнению домашней работы.
2) развивающие:
- способствовать развитию логического мышления;
- стремиться развитию памяти, внимательности, наблюдательности;
- способствовать развитию умения правильно обобщить данные и сделать вывод;
3) воспитательные:
- стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации;
- стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности;
- способствовать профессиональному самоопределению.
Формирование основных знаний и умений:
Студенты должны знать:
- основные этапы разработки программного обеспечения;
- основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
- способы оптимизации и приемы рефакторинга;
- основные принципы отладки и тестирования программных продуктов.
Студенты должны уметь:
- осуществлять разработку кода программного модуля на языках низкого и высокого уровней;
- создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль.
Формирование профессиональных компетенций:
- ПК 1.1. Формировать алгоритмы разработки программных модулей в соответствии с техническим заданием.
- ПК 1.2. Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием.
Вид занятия: комбинированный.
Тип занятия: онлайн-лекция.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный метод, метод информационно-коммуникационных технологий, частично-поисковый метод.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Обеспечение занятия:
- Федорова Г.Н. Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: М. Издательский центр «Академия», 2017 – 336 с.
- Авторская презентация «Блочные элементы».
- Платформа видеоконференцсвязи ZOOM.
- Авторский тест «HTML5 и CSS3», разработанный на платформе Quizizz.
- Программы к уроку.
- Платформа «Цифровой колледж Подмосковья». Программно-учебный модуль «Приемы работы с CSS».
Структура и регламент занятия:
1) Организационный момент (3 мин).
2) Актуализация знаний. Проверка качества знаний, умений и навыков (повторение и закрепление изученного ранее) (20 мин).
3) Введение в учебную деятельность. Обоснование темы, цели и задач занятия (5 мин).
4) Получение новых знаний. Применение и первичное закрепление знаний, выработка умений и навыков (37 мин).
5) Контроль деятельности студентов (10 мин).
6) Постановка домашнего задания (5 мин).
7) Рефлексия (5 мин).
8) Подведение итогов занятия (5 мин).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1) Организационный момент
|
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
|
Проверяет готовность студентов к занятию |
Приветствуют преподавателя. Внимательно слушают преподавателя |
Платформа видеоконференцсвязи ZOOM |
2) Актуализация знаний. Проверка качества знаний, умений и навыков (повторение и закрепление изученного ранее)
2.1) Проверка домашнего задания (10 минут)
|
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
|
Организация работы по коду выполненной программы д/з. Контролирует понимание кода. Задает вопросы. |
Демонстрируют код выполненной программы с помощью демонстрации рабочего стола, отвечают на вопросы |
Платформа видеоконференцсвязи ZOOM, Приложение 1 |
2.2) Повторение основных изученных ранее понятий (10 минут)
|
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
|
Преподаватель переходит на сервис опросов и викторин Quizizz |
Коллективно отвечают на вопросы викторины |
Сервис для создания опросов и викторин Quizizz, Приложение 1, приложение 2 |
3) Введение в учебную деятельность. Обоснование темы, цели и задач занятия
|
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
|
Активизирует знания студентов. Создает проблемную ситуацию |
Ставят учебные цели, формулируют (уточняют) тему занятия и определяют задачи. |
Платформа видеоконференцсвязи ZOOM, Приложение 1 |
4) Получение новых знаний. Применение и первичное закрепление знаний, выработка умений и навыков
4.1) Получение новых знаний (17 минут)
|
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
|
Изложение материала в форме беседы, с привлечением студентов, используя возможности демонстрации экрана рабочего стола |
Записывают основные CSS свойства для позиционирования блочных элементов. Отвечают на вопросы преподавателя |
Платформа видеоконференцсвязи ZOOM, Приложение 1, приложение 3 |
4.2) Применение и первичное закрепление знаний, выработка умений и навыков (20 минут)
|
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
|
Создает учебную ситуацию. Формулирует проблему |
Высказывают свои предположения. Определяют алгоритм решения поставленной задачи. Разрабатывают код программы |
Платформа видеоконференцсвязи ZOOM, Приложение 4 |
5) Контроль деятельности студентов
|
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
|
Формулирует задание для самостоятельной работы. Контролирует выполнение работы. Проводит анализ результатов |
Самостоятельно выполняют задания |
Платформа «Цифровой колледж Подмосковья», программно-учебный модуль «Приемы работы с CSS», Приложение 5 |
6) Постановка домашнего задания
|
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
|
Дает комментарий к домашнему заданию |
Записывают домашнее задание и задают уточняющие вопросы |
Платформа видеоконференцсвязи ZOOM, Приложение 1 |
7) Рефлексия
|
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
|
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности студентов на занятии |
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили |
Платформа видеоконференцсвязи ZOOM, Приложение 1 |
8) Подведение итогов занятия
|
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
|
Организует беседу, связывая результаты занятия с его целями. Выставляет и комментирует оценки, обращая внимание на положительные стороны в работе каждого студента. Отмечает активность студентов на занятии, коммуникабельность, умение учиться вместе |
Формулируют конечный результат своей работы на занятии. Слушают преподавателя, осмысливают сказанное им. |
Платформа видеоконференцсвязи ZOOM, Приложение 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Презентация «Блочные элементы».
Приложение 2. Сервис викторин Quizizz.
Приложение 3. Коды программ к презентации.
Приложение 4. Код программы «Многоколоночная страница».
Приложение 5. Программно-учебный модуль «Приемы работы с CSS».
Материалы приложений, программ, а также ссылки на веб-ресурсы располагаются в свободном доступе на облачном сервисе Яндекс.Диск, режим доступа: https://yadi.sk/d/ysfC0E7txFYioQ.