12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шкуркина Анна Андреевна100
Россия, Хабаровский край
0

Опыт работы ДЭБЦ «Натуралист» по развитию инженерного образования в рамках работы учебно-производственного кластера «Химические технологии»

Статья на тему: «Опыт работы ДЭБЦ «Натуралист» по развитию инженерного образования в рамках работы учебно-производственного кластера «Химические технологии».

Автор: Шкуркина Анна Андреевна

педагог дополнительного образования

Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании, что предлагает иное содержание, иные подходы, поведение, иной педагогический менталитет. Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.

В настоящее время качество и эффективность дополнительного образования обеспечивается за счет совершенствования и обновления содержания, форм, методов и технологий организации образовательного процесса, разработки инновационных образовательных программ, проектов, в том числе технической и естественнонаучной направленности, обеспечивающих гибкость, вариативность дополнительного образования.

Одним из таких инновационных проектов является пилотный проект «Развитие инженерного образования», который стартовал в Хабаровском крае весной 2016 года и реализовался в рамках концепции инженерного образования. Данная концепция направлена на решение таких проблем, как создание условий для личностного развития детей и молодёжи, формирование у них положительного восприятия научно-технической, исследовательской и проектной деятельности, формирование устойчивой мотивации к получению инженерного образования, подготовка компетентных инженерных кадров в соответствии с существующими потребностями предприятий страны.

Первое направление развития инженерного образования – это модернизация образовательной среды края на основе кластерного подхода. Данное направление предусматривает создание учебно-производственных (образовательных) кластеров, включающих учреждения дошкольного, общего, дополнительного образования детей, профессионального образования, объединённых по отраслевому признаку и связанных партнёрскими отношениями с предприятиями промышленной отрасли. Среди образовательных организаций, призванных помочь ребёнку в выборе профессии инженерно-технического профиля, особое место занимают учреждения дополнительного образования, так как именно здесь решается проблема индивидуализации, большей специализации и профессиональной ориентированности дополнительных образовательных программ. В дополнительном образовании обеспечивается более тесная связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального и практикоориентированного опыта, профессиональной ориентации, создания установок на созидательную, продуктивную деятельность

На основании распоряжения министерства образования и науки Хабаровского края от 2 мая 2016 года о реализации пилотного проекта «Развитие инженерного образования» наш детский эколого-биологический центр «Натуралист» города Амурска вошёл в состав учебно-производственного кластера «Химические технологии». В структуру кластера так же вошли: одно дошкольное образовательное учреждение, одна общеобразовательная школа города Амурска, Амурский политехнический техникум и две общеобразовательные школы города Комсомольска-на-Амуре.

При реализации проекта основная деятельность педагогического коллектива была направлена на поиск путей и методов реализации внедрения и развития инженерного дополнительного образования в центре. Проект призван обеспечивать расширенную практико-ориентированную, исследовательскую, экспериментальную, проектную, творческую деятельность обучающихся по предметам естественнонаучного направления, в том числе химии, выявление и развитие творческих способностей, интереса к научно-исследовательской деятельности, раннюю профориентацию учащихся. Проект рассчитан на учащихся начального, среднего и старшего звена, учащихся дошкольных образовательных учреждений.

Новизна проекта: данный образовательный проект предполагает новый подход в обеспечении естественно-научного дополнительного образования и формирования у учащихся не только определенных знаний и умений, но и особых " компетенций ", направленных  на способность учащихся их применения в процессе самообразования и профессионального самоопределения учащихся в области естественных наук, в том числе и инженерии.

На первом этапе работы кластера была создана дорожная карта совместных мероприятий учреждений, были определены необходимые условия для эффективного внедрения и развития инженерного образования в центре. Администрация центра разработала свои положения, приказы по созданию рабочей группы, план мероприятий по данному направлению деятельности. Методическая служба центра оказывала методическую и техническую поддержу педагогам центра по использованию инновационных технологий в учебном процессе.

Второе направление работы кластера – это модернизация содержания образования центра. Мы внесли изменения в учебный план, календарь мероприятий, в дополнительные общеобразовательные программы Центра. В частности, были разработаны и внесены в учебный план такие программы, как «Химия вокруг нас», «Лабораториум «Наука+», «Я- исследователь», «Волшебная молекула», «Простая наука». В программу для дошкольников «Игровая экология» включен раздел «Волшебная лаборатория профессора Химикуса», в программу «Экология здоровья» - раздел «Химия и здоровье человека».

В рамках проекта были проведены такие мероприятия как «Районная неделя экологии, биологии, химии», научная мастерская «Волшебство химии», в рамках реализации программы «Каникулы» – профильный лагерь «Ученые будущего», профориентационные экскурсии «Шаг в профессию» на Амурский горно-металлургический комбинат и в химическую лабораторию Амурского политехнического техникума, городская интерактивная игра «Эколого-биологический брейн-ринг» по теме «Химия вокруг нас», 21-ая районная экологическая научно-практическая конференция по итогам исследовательских и опытнических работ в области биологии, экологии, химии. Цель данных мероприятий- это повышение уровня интереса у детей к наукам естественного цикла через научно-исследовательскую и творческую деятельность, в том числе химии, популяризация  экспериментальной  и научной деятельности с целью ранней профориентации учащихся. В ходе реализации мероприятий необходимо было внедрение современных форм и методов организации образовательных мероприятий естественно-научного-направления, таких как: лабораториум- работа в научно- практических лабораториях, научное шоу, образовательные игры, квесты, научно-практические экскурсии, научные мастер-классы. Уже ставшая традицией, «Неделя экологии» расширила свои границы и была переименована как «Районная неделя экологии, биологии, химии». Неделя приурочена ко Дню науки- 8 февраля и включает в себя ряд интересных научно- развлекательных мероприятий таких как: «День рождения кролика», научные мастер классы «Сила воды», «Вкусная наука», образовательный квест «Сокровища подземелья», «Лаборатория мыльных пузырей». Начиная с 2016 года, в «Районной недели» приняли участие свыше 1200 учащихся города Амурска и Амурского муниципального района (с. Ачан, с. Вознесенское, п. Эльбан, с Омми,). Юные ученые получают возможность самостоятельно проводить эксперименты и делать по ним выводы, получать навыки работы с лабораторным оборудованием, а также получать незабываемые впечатления от ярких, показательных химических опытов.

Профессии, связанные с химией, нужны для того, чтобы исследовать химические реакции и использовать их на благо предприятия, страны или всего человечества. Сейчас практически все товары на рынке тем или иным образом связаны с технологиями, в которых применяют химические реакции. Химик, инженер-технолог всегда смогут найти себе подходящее место на производстве города, главное - изначально выбрать правильное направление. Знакомство с профессиями, связанными с химией, у учащихся центра «Натуралист» состоялось в ходе одного из интереснейших мероприятий- профориентационной экскурсии «Шаг в профессию» на Амурский горно-металлургический комбинат и в химическую лабораторию Амурского политехнического техникума. Здесь учащиеся узнали, что профессия инженера ( лат. Инжениум- ум, характер, изобритательность) предполагает наличие таких качеств как ответственность, креативность, самоотдача. Поэтому будущий специалист должен быть готов к тому, что придется всего себя посвятить инженерному делу.

Такие ежегодные интеллектуальные мероприятия Центра как городская интерактивная игра «Эколого-биологический брейн-ринг» по теме «Химия жизни», «Районная экологическая научно-практическая конференция по итогам исследовательских и опытнических работ в области биологии, экологии, химии» позволяет учащимся приобретать навыки образного логического и аналитического мышления, креативности, опыта проведения исследований, а также развить особый интерес к химическим веществам и процессам их превращений. Обладая такими качествами, учащиеся смогут получить среднее или высшее профессиональное образование и сделать блестящую карьеру на поприще любой естественной науки – биологии, физики, географии и, конечно же химии.

Третье направление – совершенствование материально-технической базы центра для эффективной реализации краевого пилотного проекта. В нашем Центре работает музей природы Приамурья, в котором представлены коллекции флоры и фауны Хабаровского края, зал геологии с образцами полезных ископаемых не только нашего края, но и страны. В этом году музей был оснащён двумя телевизорами, акустической системой, шестью ноутбуками. Закупленное оборудование позволило на базе музея более эффективно проводить экскурсии и занятия. Кроме того, в Центре работает экологическая лаборатория, которая позволяет педагогам и детям, в том числе учащимся, одарённым в области естественных наук, проводить опыты и эксперименты.

Четвёртое направление работы учебно-производственного кластера «Химические технологии» – популяризация инженерного образования. Решают эту задачу профильные лагеря и летние школы Smartcamp. Летом 2016 года в центре был открыт летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Эволюция» и профильный лагерь естественно-научной направленности «Властелины наук». Инновационная составляющая программ лагеря «Эволюция» и «Властелины наук» заключается в интеграции предметной профильной деятельности естественнонаучной направленности с комплексом оздоровительных и досуговых мероприятий. Погружение детей в профильную среду осуществлялось в ходе их включения в инновационную деятельность на основе использования возможностей естественных наук: биологии, географии, химии, экологии.

Такая форма организованного детского отдыха позволила учащимся наиболее эффективно усвоить соответствующие тематике лагеря знания, развить необходимые навыки и компетенции. В профильном лагере лучше реализовалась возможность построения индивидуальной образовательной траектории (вариативность выбора интересующих занятий, секций, игр и лабораторий). Тематический лагерь позволил обеспечить непрерывность образовательного процесса («каникулярное» образование).

В рамках работы лагеря у детей появилась возможность получения навыка работы с экспериментальным и исследовательским оборудованием в нашей экологической лаборатории.

Программа летнего лагеря «Эволюция» заняла первое место в районном смотре-конкурсе летних оздоровительных лагерей. Программа «Властелины наук» принимала участие во всероссийском конкурсе дополнительных образовательных программ летнего отдыха.

Участие нашего Центра в краевом пилотном проекте «Развитие инженерного образования» позволило получить следующие результаты :

• Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в центре и расширение спектра предоставления услуг дополнительного образования.

• Увеличение количества учащихся, занимающихся экспериментальной и исследовательской деятельностью

• Повышение уровня интереса у детей к наукам естественного цикла, популяризация экспериментальной и научно-исследовательской деятельности

• Создание условий для личностно-ориентированного образования, развития творческого потенциала и интеллектуальных способностей каждого ребенка с учетом его склонностей и интересов;

• Ранняя профориентация учащихся с целью получения инженерного образования;

• Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, овладение инновационными педагогическими методиками и технологиями в области естественнонаучного дополнительного образования ;

• Качественное улучшение профессиональных результатов педагогов при участии в конкурсах, конференциях различного уровня;

• Значительное улучшение материально-технической базы центра, создание комфортных условий для организации образовательного процесса

Практическая значимость проекта для организации и системы дополнительного образования в Амурском муниципальном районе и Хабаровском крае:

Предоставление педагогическому сообществу разработанных дополнительных общеобразовательных программ и модулей по профилю «Химия»

Разработка учебно-методических комплексов к новым дополнительным общеобразовательным программам.

Апробация дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся по новым направлениям инженерного образования через организацию компетентностного, деятельностного (проектирование, исследование, экспериментирование) подходов в соответствии с Концепцией дополнительного образования.

Апробация моделей взаимодействия дошкольного и дополнительного образования по новым дополнительным общеобразовательным программам с организацией исследовательской и экспериментальной деятельности обучающихся.

Улучшение материально- технической базы в ДЭБЦ «Натуралист» как мотивирующего образовательного пространства и ресурсного центра для системы образования района и края.

Организация участия в массовых и конкурсных мероприятиях научно-технической направленности на уровне района, города, края для выявления и поддержки талантливой молодежи в области естественных наук.

Ориентация учащихся на получение инженерного образования с целью дальнейшего трудоустройства на предприятия и объекты г. Амурска и Амурского района, связанные с химической промышленностью и инженерией в области естественных наук.

За время работы над проектом химия предстала перед нами как интересная наука, в которой нет границ для творчества. Профессии, связанные с химией-это профессии будущего. За плечами людей, чья профессия тесно связана с наукой - судьба всего человечества. Превращать детей в исследователей и создателей – это работа, требующая от педагогов терпения, творческого подхода и желания изменить мир к лучшему. Ведь когда-нибудь эти дети в будущем создадут то, что сейчас кажется сказкой и фантастической мечтой.

Мы уверены, что участие в проекте позволит детям обратить внимание на такую непростую, но перспективную профессию как инженер, и в будущем они сделают выбор в пользу этой истинной профессии будущего.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.