12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анастасия Бойцова38

Занимательные физические и химические опыты

Бойцова Анастасия Юрьевна,

педагог дополнительного образования

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги


Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, студентов педагогических факультетов для проведения занятий, внеклассных мероприятий в рамках Дней науки в школе и тематических классных часов.

Пояснительная записка

Данное занятие входит в блок занятий «Химические и физические опыты» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эрудит» второго года обучения. В ходе экспериментальной работы обучающиеся узнают о взаимосвязи окружающего мира и таких наук, как физика и химия, которые объясняют многие процессы, происходящие в повседневной жизни. Дети осваивают некоторые опыты, проводят самостоятельные опыты.

Актуальность методической разработки подтверждается ее направленностью на реализацию целей и задач, обозначенных в государственных документах стратегического планирования, а именно:

реализацию задачи обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций: поддержку научно-технического творчества детей, обозначенной в пункте 2 раздела III «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

осуществление задачи по формированию у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, поставленной в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р).

Новизна представленного материала выражена в том, что занятие является интерактивным, обучающиеся активно обсуждают изучаемый материал, выражают свое отношение и высказывают мнение.


Тема: Взаимосвязь окружающего мира и наук: физики и химии.

Возраст учащихся: 11-12 лет.

Время проведения: одно занятие или два занятия по 45 минут.

Цель: заинтересовать обучающихся в научных познаниях посредством объяснения явлений окружающего мира через химические и физические опыты.

Задачи:

сформировать умение работать с оборудованием, материалом для опыта;

сформировать умения понимать закономерности химический реакций;

сформировать умение проводить несложные химические опыты;

сформировать умение соблюдать правила техники безопасности;

сформулировать идею целостности природы и единой научной картины мира, воспитать заинтересованное отношение к научным познаниям;

сформировать понятие о тесной взаимосвязи химических объектов с другими объектами;

развить познавательные операции: умение сравнивать, осуществлять умственные действия по установлению сходства или различия между химическими объектами,

научить выявлять общие признаки, по которым можно сопоставлять или противопоставлять вещества или химические реакции.


Материально-техническое обеспечение: ноутбук, тетради, карандаши, воздушные шары, пластиковые стаканчики, спицы для вязания, тетрабонат натрия, клей ПВА, краситель, мед, варенье, подсолнечное масло, стеклоочиститель, жидкий краситель, жидкость для мытья посуды.


Методические рекомендации на период подготовки к занятию

Перед занятием учащиеся должны закрепить правила техники безопасности при проведении физических и химических опытов, провести обсуждение в группах, оценить пункты правил и расставить пометки «Выполняется только под руководством взрослого», «Допускается просто наблюдение взрослого», «Такое действие можно сделать самостоятельно». Наметить опыт, который смогут подготовить и описать самостоятельно.

В начале урока учащиеся в группах обсуждают, как такие науки, как физика и химия, связаны с нашей обычной жизнью. Каждая группа пытается дать свое определение названиям данных наук. На это отводится 5-7 минут, после чего каждая группа презентует свои определения и рассуждения, как именно эти науки помогают нам понять окружающий мир. Подводится итог обсуждения, в ходе которого учащиеся приходят к выводу, что физика – наука о наиболее общих законах природы, о материи, её структуре, движении и правилах трансформации; химия – наука о веществах, их свойствах и строении, а также о превращениях, происходящих в результате химических реакций. Понимая физические и химические законы, человек не только больше узнает об окружающем мире, но может в повседневной жизни использовать знания о различных веществах и их взаимодействии. Также эти знания помогут человеку не только использовать в своей жизни различные природные и искусственные вещества, не только улучшать свою жизнь, но и понимать, как можно меньше приносит вреда природе. Приступая к изучению и проведению опытов, необходимо актуализировать знания детей по технике безопасности. Для этого каждая группа получает карточки «Техника безопасности»

Требования техники безопасности перед занятием:

Приступая к занятиям, обучающийся должен четко понимать ход и порядок выполнения работы и следовать технике безопасности на уроке.

Обучающиеся с длинными волосами должны защищать их от случайного попадания реактивов или соприкосновения с открытым пламенем.

К проведению экспериментов приступать дети могут лишь с разрешения преподавателя.

Нельзя пересаживаться с определенного места на другое, возможно, свободное, если там подготовлены вещества для опыта. Каждый сидит на определенном месте, пересаживается только с разрешения педагога.

Требования техники безопасности во время занятия:

Во время занятия школьники должны следовать указаниям педагога и инструкциям техники безопасности, быть очень внимательными. Приступать к эксперименту можно только с разрешения педагога.

Категорически запрещается пробовать на вкус химические вещества. Нюхать их можно лишь направляя легким движением руки испарения к носу, при этом нельзя вдыхать полной грудью,

Школьникам запрещено проводить любые опыты, которые не предусмотрены текущим планом урока.

Во время лабораторной или практической работы ученикам нельзя несанкционированно менять свои рабочие места или брать неразрешенные учителем вещества или оборудование.

О рассыпанных веществах или разлитых реактивах ученик должен незамедлительно сообщить педагогу. Обучающимся запрещено проводить самостоятельную уборку веществ без разрешения педагога.

Обо всех неполадках в работе оборудования или других сложностях ученики должны сообщить немедленно педагогу и прекратить работу. Детям запрещено самостоятельно устранять неполадки.

Во время занятия категорически нельзя толкаться, перебрасывать друг другу вещи и вещества.

Техника безопасности после занятия

После занятия школьники должны привести в порядок рабочее место, а также сдать оборудование и реактивы.

Необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Необходимо обратить внимание: нельзя выкидывать в мусор вещества и материалы, которые могут впоследствии воспламениться. Поэтому уборка должна проходить строго под руководством педагога.


Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, дети! Сегодня мы продолжим с вами серию экспериментов по химии и физике. Для начала мы повторим с вами технику безопасности (повторение техники безопасности). Первый опыт, который мы с вами проведем, называется «Не лопающийся воздушный шар». Для этого опыта нам понадобится воздушный шар и спица. Для начала мы надуем воздушный шар и завяжем его. Возьмем спицу для вязания и начнем протыкать шар рядом с тем местом, где мы его завязали. Если делать этот эксперимент аккуратно, шар не лопнет. Далее мы аккуратно проводим спицу до середины шара и протыкаем ее. В итоге у вас получится шар, который насквозь пронизывает спица. При этом он не лопнет. Попробуйте провести этот эксперимент самостоятельно.

Дети проводят эксперимент.

Педагог: Сейчас я вам объясню, почему так происходит. Мы заметили, что вся поверхность шарика состоит из тонкой цветной, но прозрачной резиновой пленки и только в двух местах она имеет уплотнение. Эти места не только толще всей остальной оболочки шара, но и гуще окрашены. Одно такое уплотнение величиной примерно с пятикопеечную монету находится вокруг отверстия, через которое надувается шар, а другое − в центре противоположной части шара. Благодаря этим двум уплотненным точкам на поверхности резинового мешка, наполненного воздухом, шар становится неуязвимым.

Педагог: Второй опыт, который мы с вами проведем, называется «Неньютоновская жидкость». Для этого опыта нам с вами понадобится: пластиковый стаканчик, клей ПВА, тетрабонат натрия или бура, краситель. Для начала в стаканчик мы нальем клей, добавим туда краситель, тщательно перемешаем, после добавим буру. Тщательно перемешаем. Получается однородная масса. Она называется неньютоновская жидкость. Такие «жидкости» в спокойном состоянии мягкие. Если на них начинать активно воздействовать (мять, ударять), то они становятся мягкими.

Дети проводят эксперимент.

Педагог: И последний эксперимент, который мы с вами проведем – эксперимент с плотностями жидкостей. Для этого нам понадобится: пластиковый стаканчик, мед, варенье, жидкость для мытья посуды, жидкий краситель, подсолнечное масло, стеклоочиститель. Для начала мы нальем в стаканчик мед, потом варенье, жидкость для мытья посуды, подсолнечное масло, жидкий краситель и стеклоочиститель. Наливать каждую жидкость надо аккуратно, чтобы она не смешалась с предыдущей. Если вы все будете делать правильно, то в итоге у вас получится красивая жидкость, которая будет налита слоями. Все это происходит потому, что у каждой жидкости своя плотность, и чем позднее вы ее наливаете, тем меньше ее плотность.

Дети проводят эксперимент.

Педагог: Дети, сегодня мы провели с вами три физических и химических эксперимента. Сложно ли было выполнять их? Что нового вы узнали о химических и физических свойствах материй? Понравилось ли вам занятие?

Ответы детей.

Педагог: Спасибо за активное участие на занятии. Давайте с вами проанализируем, понравилось ли вам экспериментировать, как вы при этом себя ощущали, что думали. (Дети смотрят на экран с подсказками (первой фразой), продолжают высказывание). Рефлексия.

Педагог: Подумайте, может, вы найдете и предложите к изучению и выполнению свой эксперимент. До встречи через неделю.


Методические рекомендации на период проведения занятия

Чтобы все обучающиеся были задействованы необходимо, чтобы в экспериментах принял участие каждый. Допустимо проводить опыты в парах. Необходимо, чтобы материалы для опытов были в достаточном количестве, чтобы действия выполнялись четко, последовательно, никто не ссорился, не передавал или перекидывал друг другу вещи.

После каждого опыта нужно кратко обсудить его, обратить внимание обучающихся, как этот опыт отражается в жизни людей, где и как его можно использовать, к какой науке – физике или химии – он относится.


Методические рекомендации на период подведения итогов

Рефлексию занятия можно провести, использовав прием незаконченного предложения. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…


Адаптация занятия для учеников с особыми потребностями

Детям с аутизмом необходимо описать каждый шаг занятия, выделить им дополнительное время на выполнение задания или поручить только определенные задание (эксперимент).

Детям с ослабленным зрением или ограниченной подвижностью может понадобиться помощь со стороны других ребят (волонтеров) при выполнении заданий.


Литература

Богушевский, С.В. 365 научных опытов на каждый день / С.В. Богушевский, М.А. Яковлева. – М.: Эксмо, 2016.

Окслейд, К. 150 удивительных научных экспериментов / Крис Окслейд. – М.: Эксмо, 2014.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.