12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малкова Татьяна Анатольевна223
Россия, Челябинская обл., Миасс
0

Опыт работы «Методические рекомендации по развитию быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр в условиях ДОУ в образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №101

 

Малкова Татьяна Анатольевна

 

Опыт работы

 

Методические рекомендации по развитию быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр в условиях ДОУ в образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС

 

Миасс

2020

Оглавление

 

 

Введение …………………..……………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы проблемы влияния подвижных игр на совершенствование быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….…..6

1.1. История возникновения и развития подвижных игр ……………. 6

1.2. Народные подвижные игры, как средство психофизических качеств ребёнка……………………………………………………………………….8

1.3.Быстрота как психофизическое качество, её характеристика……..10

1.4.Ловкость как психофизическое качество, её характеристика……...12

1.5.Требования к физическим упражнениям, развивающим быстроту и ловкость………………………………………………………………………14

Вывод по 1 главе …………………………………………………………16

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование влияния подвижных игр на совершенствование быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста…………………………………..17

2.1 Диагностические исследования уровня развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста……………………..17

2.2. Опытно – экспериментальная работа, направленная на совершенствование быстроты и ловкости старших дошкольников средствами народных подвижных игр…………………………………..20

2.3. Сравнительный анализ результатов исследования………………22

Вывод по 2 главе ………………………………………………………..25

Заключение…………………………………………………………26

Библиографический список……………………………………….27

Приложения………………………………………………………...28

Введение

 

В действующем Законе «Об образовании» определены четкие приоритеты в построении образовательного процесса, где первоочередным признается «приоритет жизни и здоровья человека…» (ст.2п.1).

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

Согласно ФГОС дошкольного образования (п. 2.6), физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возникает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

Подвижные игры являются эффективным средством разностороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных умений и качеств.

В подвижных играх ярко отражаются образ людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников.

Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы ступени развития они не находились. На гробницах и в храмах древних египтян, ассирийцев, вавилонян сохранились изображения гимнастических и других игр наряду с изображением героических битв и самих героев. Вместе с оружием, утварью и доспехами первобытных народов в глубоких слоях земли иногда находят игрушки и игровую атрибутику.

Любопытные факты, связанные с игрой, содержатся и в исторических документах. Из них мы узнаём, что во все времена игре придавалось большое значение.

У древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и военного искусства, в котором непременно входили разнообразные народные состязания и забавы, такие, как «стенка на стенку», «палочные бои», «стрельба из лука», «метание копья» и другое.

Подвижные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания. Передовые русские учёные П.Ф.Лесгафт, Е.А.Покровский, В.В.Гориневский, учитывая главную роль подвижных игр в развитии физических сил ребёнка, в приобретении им определённых навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения.

Особенность подвижной игры заключается в том, что она широко доступна детям самого раннего возраста, и выражается в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся с выполнением добровольно принятых или установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций.

В подвижных играх формируются двигательные навыки, развиваются и совершенствуются жизненно важные физические качества ребёнка.

Проблема развития физических качеств дошкольников в процессе проведения подвижных игр исследована в работах В.Н.Занефского, З.И.Кузнецовой, М.Х.Спаевой, Э.Я.Степаненковой, В.А.Страковского, Е.А.Тимофеева. Накоплен достаточный опыт по содержанию и организации занятий дошкольников физической культурой, развитию основных физических качеств детей. Однако, несмотря на большое количество исследований по данному вопросу, в практике физического воспитания детей недостаточно используются подвижные игры с целью развития физических качеств. Сказанное выше обуславливает актуальность темы исследования.

Объект - процесс совершенствования быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет - подвижные игры как средство совершенствования быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы – совершенствование быстроты и ловкости дошкольников посредством использования подвижных игр.

Согласно цели, нами поставлены следующие задачи:

1. Изучить научную методическую литературу по проблеме совершенствования быстроты и ловкости дошкольников в процессе проведения подвижных игр;

2. Проанализировать особенности психофизического развития детей 5-6 лет;

3. Определить значение развития ловкости и быстроты в психофизическом развитии детей 5-6 лет;

4. Выявить уровень развития быстроты и ловкости у детей 5-6 лет;

5. Подобрать и апробировать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей 5-6 лет;

Наша работа проходила в три этапа:

1 этап. Информационно – поисковый. На данном этапе осуществлялся поиск, изучение и анализ научно – методической литературы по теме.

2 этап. Исследовательский. На данном этапе проводилось исследование уровня развития ловкости и быстроты дошкольников; подбиралась система работы по совершенствованию ловкости и быстроты в процессе проведения подвижных игр.

3 этап. Аналитически – обобщающий. На данном этапе анализировалась эффективность проведённой работы по совершенствованию быстроты и ловкости; обобщались результаты полученных исследований.

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы влияния подвижных игр на совершенствование быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста.

1.1 История возникновения и развития подвижных игр.

Ещё в древние времена игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Было замечено, что лучшее лекарство от всех недугов – это игра. Детские психиатры считают, что одной из причин нарушения здоровья, особенно психических отклонений, является то, что дети в детстве не доиграли.

Возникновение подвижных игр, как игр вообще, уходит в далекое прошлое. Каждый народ создавал свои национальные игры. В.В. Гориневский отмечал: «У всех народов существует более или менее значительный запас игр, характеризующих до некоторой степени быт народа». В русских сёлах и городах среди молодёжи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы людей, которые состязались в силе, ловкости, быстроте и меткости. В связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья.

Бытовавшие в народе подвижные игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т.п.

Устанавливались и правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т.п.), а также придумывались наказания проигравшему (часто довольно трудные и с современной точки зрения недопустимые). [8, с. 37]

С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практики определилось их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новые игры, преследующие специальные педагогические цели.

Передовые русские учёные П.Ф.Лесгафт, Е.А.Покровский, В.В,Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил и качеств ребёнка, в приобретении им определённых навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту, ловкость их выполнения. В-третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

Итак, игры – не пустое занятие. Это первая школа для ребёнка. Не случайно и сегодня представители старшего поколения – бабушки и дедушки, - обладающие большим жизненным опытом предостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям играть!»

 

1.2.Подвижная игра как средство развития психофизических качеств ребёнка.

 

В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Завершается процесс формирования скелетной мускулатуры, увеличивается длина верхних и нижних конечностей, происходит окостенение позвоночника. В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые наиболее активно участвуют в повседневной деятельности детей. Это группы мышц, обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и другие, жизненно важные движения.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, ловкости, координации движений.

Старшие дошкольники способны достичь сравнительно высоких результатов в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча, в лазанье, а также могут овладеть техникой простых элементов спортивных игр (футбол, хоккей, теннис, бадминтон, баскетбол). На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразование моторной сферы. Им доступно произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения упражнений.

К шести годам у большинства мальчиков и девочек появляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях.

Таким образом, движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Двигательная активность ребёнка определяется не только потребностью в движении, но и его познавательной, интеллектуально – сенсорной, а также эмоционально – игровой активностью. [2, с. 32]

Значение подвижных игр для разностороннего воспитания ребёнка велико: они являются одновременно и средством, и методом воспитания ребёнка.

Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребёнка за счёт физических упражнений включаемых в игру в виде двигательных заданий.

В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Как метод физического воспитания игра характеризуется многообразием используемых методов, отбираемых в соответствии с двигательным содержанием игры и её правилами. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, быстрота, самостоятельность, инициативность, без которых спортивная деятельность невозможна. [7, с. 10]

Таким образом, подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание.

 

1.3. Быстрота как психофизическое качество, её характеристика.

 

Быстрота как психофизическое качество – это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий. . [13, с. 18]

Проявление такого качества, как быстрота, многообразны: это и быстрота реакции, и быстрота мышления, и быстрота действия. В основе этого качества лежат сила и подвижность нервных процессов, которые могут совершенствоваться под влиянием занятий физическими упражнениями и играми.

Основные виды проявления быстроты:

Время простой двигательной реакции (время от исполнительной команды до выполнения простого двигательного действия).

Наиболее быстрое выполнение одиночного движения (т.е. скорость сокращения мышцы, от начала движения до его окончания).

Способность к поддержанию высокого темпа движений.

Быстрота относится к числу консервативных, т.е. трудно развиваемых качеств человека. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная лёгкость образования и перестройки условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.

При развитии у детей быстроты решают две основные задачи: увеличение скорости простых движений и увеличение частоты движений.

Простые двигательные реакции – это ответные движения на известные, но внезапно появляющиеся сигналы. В жизни человека они имеют большое значение, например, при упражнении механизмами. Человек, обладающий быстрой реакцией в определённых условиях, приобретает способность быстро реагировать на сигналы и в других, непрерывных и более сложных условиях. Это очень важно, особенно при возникновении внезапной опасности, когда быстрота реакции часто спасает человеку жизнь.

Большое значение имеют и сложные двигательные реакции. Основные из них – реакции на движущийся объект и реакции выбора. В реакциях на движущийся объект основную часть времени занимает фиксирование движущегося предмета глазами. Реакция выбора – это нахождение из нескольких возможных вариантов наилучшего способа действия или ответа на сигнал.

Хотя быстрота реакции ребёнка в определённой степени зависит от типа нервной системы и является качеством, наследуемым от родителей, но и её можно развивать с помощью физических упражнений и подвижных игр.

Частота движений при беге, передвижении на лыжах, плавании и т.п. в значительной степени зависит от состояния мышц, производящих это движения. Поскольку сократительная способность мышц с возрастом улучшается и с помощью физических упражнений и игр ещё более развивается, частота, а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов движений у детей может быть увеличена.

Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). В дошкольном возрасте используют и разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с броском и ловлей мяча и т.п.

При развитии быстроты у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в этом возрасте имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту. Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Игры, направленные на развитие быстроты, создают положительную предпосылку для воспитания силы и выносливости, а также других физических качеств, оказывая разносторонний эффект, поэтому необходимо работать над всеми её составляющими. [2, с. 66]

 

1.4. Ловкость как психофизическое качество, её характеристика.

 

Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. [13, с. 22]

Показателем ловкости является координационная сложность движений. Здесь учитывается время, необходимое для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая достигает в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми.

Ловкость развивается довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 6 до 12 лет. В этот период создаётся основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2-8 летнего ребёнка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7-12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора.

Таким образом, дети должны выполнять как можно больше упражнений для воспитания координации движений. При этом важно совершенствовать мышечное чувство (умение различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц), а также чувства времени и пространства.

При развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности детей. В дошкольном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации даёт наибольший эффект. Дети очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация.

О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации.

Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами), акробатика (прыжки на батуте), упражнения с большими мячами – передачи, перебрасывания, ловля и другое. Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивной игры.

Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь совершенствования всех её компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряжённой работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.

К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. [2, с. 89]

Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложнённых условиях, требующих внезапного изменения техники движения, с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).

 

1.5. Требования к физическим упражнениям, развивающим быстроту и ловкость.

 

Упражнения, направленные на развитие физических качеств, применяются в строгой последовательности, с постепенным увеличением объёма и интенсивности мышечной нагрузки, с равномерным распределением её на верхний плечевой пояс, туловище и ноги.

Упражнения включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребёнка.

При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности

В основе методики развития ловкости лежат следующие положения:

Применение необычных исходных положений в знакомых упражнениях: бег из исходного положения – сидя, лёжа, стоя на коленях и т.д.;

Изменение скорости и темпа движений, использование разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;

Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, сбоку, снизу, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;

Использование в упражнениях предметов, что содействует умению распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации;

Выполнение согласованных движений несколькими участниками: приседания, наклоны в парах;

Более сложные сочетания основных движений: бег змейкой, обегая кубики, доставая в прыжке подвешенный предмет и т.д.;

Использование упражнений, в которых необходимо сохранять равновесие либо восстанавливать его после потери: бег с остановкой по сигналу, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.

При подборе упражнений для развития быстроты учитываются следующие требования:

Движение должно быть в основных чертах освоено ребёнком в медленном темпе, иначе все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение;

Продолжительность упражнений должна быть не большой, чтобы исключить снижение скорости и наступление утомления;

Упражнения не должны носить однообразный характер. Следует повторять их в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением. При этом исключается закрепление, стабилизация скорости;

Упражнения должны проводиться вначале занятия или прогулки, так как для успешного их выполнения необходимо оптимальное состояние нервной системы, в условиях, когда дети не утомлены предшествующей деятельностью;

Качества быстроты и ловкости не проявляются изолированно, а являются составными компонентами, характеризующими ту или иную двигательную деятельность и, возможно, проявляющиеся в ней в большей или меньшей степени.

Воспитанию этих физических качеств в большей степени способствуют подвижные игры и, что немаловажно, все эти физические качества развиваются в комплексе. [12, с. 166]

 

Вывод по 1 главе

При развитии ловкости и быстроты необходимо учитывать возрастные особенности детей.

При подборе упражнений на развитие этих физических качеств необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.

Для развития ловкости и быстроты необходимо использовать различные игры и их варианты. Обычно игры, развивающие физические качества (быстроту, ловкость), применяются либо вначале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.

 

Глава 2. Опытно–экспериментальное исследование влияния подвижных игр на совершенствование быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

 

2.1. Диагностические исследования уровня развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

 

Цель констатирующего эксперимента – определить уровень развития быстроты и ловкости у детей контрольной и экспериментальной групп.

При проведении констатирующего этапа эксперимента мы поставили перед собой цель – дать оценку физического развития и определить уровень развития быстроты и ловкости.

В диагностическом исследовании приняло участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста МБДОУ №100.

Исходя из анализа теоретических источников по данной теме, нами были сделаны выводы о том, что развитие любого психофизиологического качества, в том числе ловкости и быстроты, обусловлено особенностями физического развития ребёнка. Поэтому нами была составлена и дана оценка физического развития каждого ребёнка на данном возрастном этапе.

Для оценки физического развития дошкольников были взяты нормативы Ю.Н.Вавилова, С.Б. Шармановой, О.А. Сиротина. (Приложение 1).

 

При определении физического развития детей нами были получены следующие результаты:

 

Контрольная группа

К-во ч-к

% отноше- ние

Эксперимен -

тальная группа

К-во

ч-к

% отноше ние

Высокий уровень

2

10%

Высокий уровень

3

15%

Уровень выше

среднего

10

50%

Уровень выше среднего

11

55%

Средний уровень

8

40%

Средний уровень

7

35%

 

t1581412772aa.gif

 

Таким образом, из данных обследования видно, что обе группы имеют примерно одинаковый уровень физического развития.

 

Исследование ловкости и скоростных качеств (быстроты) проводилось по методике В.И.Усакова и включало тесты: челночный бег, бег на 30 м с высокого старта. (Приложение 2).

 

Контр-я группа

К-во чел-к

% отношение

Эксперим-я группа

К-во чел-к

% отношение

Челночный бег

Высокий

4

20%

Высокий

2

10%

Средний

6

30%

Средний

6

30%

Низкий

10

50%

Низкий

12

60%

Бег на 30 метров с высокого старта

Высокий

4

20%

Высокий

5

25%

Средний

10

50%

Средний

8

40%

Низкий

6

30%

Низкий

7

35%

По всем параметрам были получены следующие результаты:

Высокий

8

20%

Высокий

7

15%

Средний

16

40%

Средний

14

36%

Низкий

16

40%

Низкий

19

49%

 

t1581412772ab.gif

 

 

В целом по группам необходимо отметить, что более 40% детей, принимавших участие в диагностике, имеют средний и низкий уровни развития быстроты и ловкости.

Основной причиной низких показателей является, на наш взгляд, отсутствие планомерной, целенаправленной работы по развитию этих качеств, индивидуальные особенности детей, отсутствие у некоторых детей интереса к занятиям спорта, двигательной деятельности.

Таким образом, мы считаем, что существует необходимость создания определённой системы работы по развитию и совершенствованию быстроты и ловкости старших дошкольников, подбор наиболее эффективных средств и методов, методическое просвещение педагогов и родителей по данной теме.

Поэтому, мы считаем необходимым с детьми экспериментальной группы проводить подвижные игры, направленные на развитие ловкости и быстроты, в режимных моментах ДОУ: на прогулке, во время совместной, самостоятельной, образовательной деятельностях, включать подвижные игры в проведение досугов, праздников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методика развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

 

Цель формирующего этапа эксперимента – повышение уровня развития быстроты и ловкости у детей экспериментальной группы посредством подвижных игр.

Для достижения цели данного этапа эксперимента мы поставили перед собой ряд задач:

С детьми экспериментальной группы организовать работу по совершенствованию этих физических качеств посредством подвижных игр;

Составить перспективный план распределения подвижных игр в течение года, учитывая вид их подвижности (малой и большой подвижности); (Приложение 3)

Составить перспективный план подвижных игр, согласно лексическим темам, используемым в ДОУ; (Приложение 4)

Подобрать подвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты и ловкости; (Приложение 5)

Составить картотеку народных подвижных игр; (Приложение 6)

Провести физкультурный праздник «Фестиваль игр народов Южного Урала»; (Приложение 7)

По нашим рекомендациям подвижные игры включались в экспериментальной группе в разные формы работы с детьми: в перерывах между занятиями, на прогулке, в самостоятельной деятельности и т.д.

С педагогами нами велась индивидуальная работа, проводились консультации, на которых освещались следующие вопросы:

- методика воспитания физических качеств у детей старшего дошкольного возраста; (Приложение 8)

- особенности содержания и методика проведения подвижных игр в старшем дошкольном возрасте; (Приложение 9)

Педагоги были ознакомлены с картотекой подвижных игр, некоторые игры были проиграны совместно с воспитателями. Предложенные игры педагоги включали в самостоятельную двигательную деятельность детей на прогулке.

Нами был составлен и проведён семинар для родителей, в который были включены следующие вопросы:

- значение развития быстроты и ловкости у детей 5-6 лет; (Приложение 10)

- анкетирование родителей на тему «Игры дома»; (Приложение 11)

 

Таким образом, в течение года нами велась работа по развитию быстроты и ловкости старших дошкольников посредством подвижных игр.

С детьми проводились занятия, содержание которых строилось в соответствии с программными требованиями и перспективным планом, материал давался с постепенным усложнением. Работа позволила реализовать принцип индивидуального подхода к детям при формировании таких психофизических качеств, как ловкость и быстрота.

С педагогами и родителями велась методическая и просветительская работа в форме семинаров, консультаций, анкетирования, тестирования, на которых освещались теоретические вопросы по данной проблеме, обсуждались возникающие на практике трудности.

 

2.3. Сравнительный анализ результатов исследования

 

Цель контрольного этапа эксперимента – определить, насколько организованная нами работа оказалась эффективной для развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Обследование детей мы проводили по плану первого этапа эксперимента.

Полученные результаты таковы:

Физическое развитие

 

Контрольная группа

К-во ч-к

%отноше -

ние

Эксперимен -

тальная группа

К-во

ч-к

%отноше ние

Высокий уровень

4

20%

Высокий уровень

6

30%

Уровень выше среднего

8

40%

Уровень выше среднего

12

50%

Средний уровень

8

40%

Средний уровень

2

10%

 

t1581412772ac.gif

 

Как видно из полученных данных, в течение года произошёл скачок физического развития у большинства детей, принимавших участие в исследовании.

Также была проведена повторная диагностика уровня развития быстроты и ловкости у детей контрольной и экспериментальной групп.

Результаты таковы:

В контрольной группе количество детей, имеющих высокий уровень развития ловкости (челночный бег 3*10м),

увеличилось на 13%

В экспериментальной группе – на 44%.

В контрольной группе количество детей, имеющих средний уровень, увеличилось на 6%.

В экспериментальной группе уменьшилось на 13%

В контрольной группе количество детей, имеющих низкий уровень, уменьшилось на 19%.

В экспериментальной на 31%.

Данные изменений показателей скоростных качеств детей (бег на 30 м) таковы:

В контрольной группе количество детей, имеющих высокий уровень, увеличилось на 10%

В экспериментальной группе на 20%

В контрольной группе средний уровень у детей увеличилось на 5%.

В экспериментальной группе увеличилось на 5%.

В контрольной группе количество детей, имеющих низкий уровень, уменьшилось на 15%.

В экспериментальной группе на 25%.

В среднем по всем параметрам были получены следующие результаты:

В контрольной группе высокий уровень увеличился на 15%.

В экспериментальной группе на 35%

В контрольной группе средний уровень увеличился на 5%.

В экспериментальной группе уменьшился на 6%.

В контрольной группе низкий уровень уменьшился на 20%.

В экспериментальной группе на 29%.

Наиболее эффективным методом в оценке развития психофизических качеств, в том числе ловкости и быстроты, служит прирост показателей за период подготовки в течение года. Он показывает изменения в физической подготовленности детей под влиянием физкультурно-оздоровительных мероприятий и выражается в разнице между исходными показателями первоначального тестирования и полученными.

Для педагогов дошкольных учреждений определение темпов прироста показателей физических качеств рассчитывается по формуле. (Приложение 12).

Нами были выявлены темпы прироста в развитии быстроты и ловкости (по результатам тестов «челночный бег 3*10, и бег на 30 м) в контрольной и экспериментальной группах.

«Челночный бег 3*10м»

Неудовлетворительные результаты показали

В контрольной группе – 15% детей.

В экспериментальной группе – 0% детей.

Удовлетворительные результаты показали

В контрольной группе – 10% детей.

В экспериментальной группе – 10% детей.

Хорошие результаты показали

В контрольной группе – 45% детей.

В экспериментальной группе – 25% детей.

Отличные результаты были выявлены

В контрольной группе – 30% детей.

В экспериментальной группе – 65% детей.

Бег на 30 метров

Неудовлетворительные результаты показали

В контрольной группе – 25% детей.

В экспериментальной группе – 25% детей.

Удовлетворительные результаты показали

В контрольной группе –40% детей.

В экспериментальной группе – 6% детей.

Хорошие результаты показали

В контрольной группе – 25% детей.

В экспериментальной группе – 44% детей.

Отличные результаты были выявлены

В контрольной группе – 10% детей.

В экспериментальной группе – 25% детей

По данным показателям можно сделать вывод о том, что в контрольной группе прирост в развитии ловкости и быстроты произошёл за счёт естественного роста и системы воспитания, и лишь у 30 % детей - за счёт целенаправленного эффективного использования игр.

В экспериментальной группе за счёт системы воспитания и целенаправленного использования игр и естественных сил природы прирост в развитии ловкости и быстроты произошёл, в среднем, у 65% детей.

В процессе работы нами было отмечено, что развитие ловкости и быстроты у детей старшего дошкольного возраста определяется типом темперамента. Так, уравновешенные дети показали высокую работоспособность в играх на развитие ловкости. У таких детей прирост в развитии ловкости. Дети легко возбудимые, успешнее и охотнее играли в игры с бегом, на скорость, с удовольствием участвовали в играх соревновательного характера, эстафетах, у них высокие показатели в развитии быстроты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по 2 главе

Во 2 главе данной работы были озвучены методы исследования физических качеств, выявлены уровни развития быстроты и ловкости. Все методы воспитания в детском дошкольном учреждении направлены на достижение разностороннего гармонического развития ребёнка, обеспечение формирования самостоятельности, инициативы, активности и других положительных качеств личности. Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях. В руках педагога игры представляют собой важное средство разностороннего развития и воспитания ребёнка.

Заключение

В общей системе образовательной работы в ДОУ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребёнка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов. В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически продуманное руководство игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.

Из всего этого можно сделать вывод, что подвижная игра способствует развитию у детей дошкольного возраста физических качеств, а именно, быстроты и ловкости.

Таким образом, подвижную игру можно назвать важным воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Библиографический список

1. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ: программно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 176 с.

2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателя детского сада / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.

3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.

4. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада / М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозайка-Синтез. 2007. – 240 с.

4. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: метод. Пособие / Л.Д. Глазырина, В.А Овсянкин. – М.: Владос, 2000. – 262 с.

6. Давыдов А.А. Играем, растём и умнеем / А. Давыдов. – М.: 1997. – 57 с.

7. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. – 2007. - №4. – с. 10-14.

8. Иванчикова Р.Н. Народные игры с детьми // Дошкольное воспитание. 1998, №11.

9. Кузнецов В.С. Физические упражнения и подвижные игры: метод. пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. – 151 с.

10. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с.

11. ОсокинаТ.И. Физическая культура в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / Изд. 2-е, испр. – М.: Просвещение, 1978.- 287с.

12. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду 5-7 лет: пособие для воспитателя детского сада / М.А. Рунова. –М.: Мозайка-Синтез, 2000. – 212 с.

13. Тарасова Т.А. Контроль за физическим состоянием детей дошкольного возраста: методические рекомендации для педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений. / Т. А. Тарасова. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2004. – 158 с.

14. Физкультурно – оздоровительная работа работа: комплексное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Младший, средний, старший дошкольный возраст / авт.– сост. О.В. Музыка. –Волгоград: Учитель, 2010. – 127 с.

15. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: пособие для воспитателя детского сада / В.Н. Шебеко и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

Приложение 1

 

Контрольные нормативы для оценки физической подготовленности дошкольников

(по Ю.Н. Вавилову)

 

Нормативы для оценки результатов в беге на 30 м ( с )

 

Возраст

( лет )

Уровни физической подготовленности и оценка

низкий

< среднего

средний

>среднего

высокий

1

2

3

4

5

Мальчики

4

>12,2

12,2-11,2

11,1-9,3

9,2-8,2

<8,2

5

>10,2

10,2-9,6

9,5-8,5

8,4-7,8

<7,8

6

>9,6

9,6-9,0

8,9-7,7

7,6-6,9

<6.9

7

>8,7

8,7-7,1

8,1-7,1

7,0-6,5

<6,5

Девочки

4

>13,3

12,3-11,3

11,2-9,4

9,3-8,4

<8,4

5

>10,5

10,5-9,9

9,8-8,6

8,5-7,9

<7,9

6

>9,4

9,4-9.0

8,9-8,1

8,0-7,6

<7,6

7

>8,8

8,8-8,3

8,2-7,2

7,1-6,6

<6,6

Нормативы для оценки результатов в «челночном» беге на 3x10 м ( с )

 

Возраст

( лет )

Уровни физической подготовленности и оценка

низкий

< среднего

средний

>среднего

высокий

1

2

3

4

5

Мальчики

4

>13,0

13,0-12,6

12,5-12,3

12,2-11,9

<11,9

5

>12,5

12,5-12,1

12,0-11,7

11,6-11,2

<11,2

6

>11,8

11,7-11,4

11,3-11,0

10,9-10,6

<10,6

7

>11,4

11,3-11,0

10,9-10,5

10,4-10,0

<10,0

Девочки

4

>13,2

13,2-12,8

12,7-12,5

12,4-12,1

<12,1

5

>12,8

12,8-12,3

12,2-11,9

11,8-11,4

<11,4

6

>12,0

12,0-11,7

11,5-11,2

11,1-10,8

<10,8

7

>11,6

11,6-11,2

11,1-10,7

10,6-10,2

<10,2

 

Приложение 2

 

Исследование ловкости и скоростных качеств (быстроты)

(методика В.И. Усакова)

 

Методика проведения тестов

 

Челночный бег 3х10 м. (определяется способ­ность быстро и точно перестраивать свои действия в соответ­ствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки).

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.

 

Бег на 30 м.

Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, шири на 3 м). На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят двое взрослых; один находится с флажком на линии старта, второй (с секундомером) - на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5-7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» - взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха (3-5 мин) проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями. Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Внимание! Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.

 

Приложение 11

 

Анкета

Уважаемые родители!

 

Просим Вас ответить на вопросы анкеты.

 

1.Имя, фамилия ребёнка___________________________________________

 

 

2. Возраст ребёнка________________________________________________

 

 

3. Какова подвижность ребёнка вне детского сада (нужное подчеркнуть) Средняя, очень подвижный, слабоподвижный, другое

 

 

4. Существует ли «всплеск энергии» у ребёнка после детского сада_____________________________________________________________

 

 

5. Многочисленны ли у ребёнка контакты с родителями? _______________

 

 

6. Как Вы считаете, необходима ли ребёнку игра?_____________________

 

 

7.Есть ли у родителей время для игр и занятий с детьми?_____________

 

 

8.Какие подвижные игры Вы знаете?______________________________

 

_______________________________________________________________

 

 

9. Играете ли Вы с ребёнком в подвижные игры?______________________

 

 

Спасибо за помощь!

 

 

 

 

Приложение 12

Тест по определению прироста показателей психофизических качеств

Для оценки темпов прироста показателей психофизических качеств мы предлагаем пользоваться формулой, предложенной В.И. Усаковым:

100% (V2-V1)

W = ½ (V1+V2)

где W- прирост показателей тестов в %

V1 - исходный показатель тестирования

V2 - конечный показатель тестирования

Например: Саша Д. прыгнул в длину с места вначале года на 42 см., а в конце – на 46см. подставляя эти значения формулу, получаем:

W= 100%(46-42) = 9%

1/2(42+46)

Хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос можно найти в шкале оценки темпов прироста физических качеств.

Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста ( по В.И.Усакову )

Темпы прироста (%)

Оценка

За счет чего достигнут прирост

До 8%

Неудовлетворительно

За счет естественного роста

От 8% до 10%

Удовлетворительно

За счет естественного роста и естественной двигательной активности

От 10% до 15%

Хорошо

За счет естественного роста и системы физического воспитания

Свыше 15%

Отлично

За счет целенаправленного эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений

Диагностика физического развития дошкольников

Таким образом, представленные тесты и диагностические методики

позволяют:

оценить различные стороны психомоторного развития детей;

видеть динамику физического и моторного развития, становления координационных механизмов и процессов их управления;

широко использовать данные задания в практической деятельности дошкольных учреждений.


 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду»

2. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. «Воспитатель по физической культуре в ДОУ». - М.,2004

3. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. «Оценка физического и нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста». – С.П., 2003

4. Поляков С.Д., Хрущев С.В. «Мониторинг и коррекция физического здоровья дошкольников» Методическое пособие. – М., 2006

5.Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития». – М., 2005

6. Соломенникова О.А., Комарова Т.С. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу». – М – 2007

7. Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.,2005

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.