Статья «Речевое развитие детей старшего возраста посредством мнемотехники», (опыт работы)
«Речевое развитие детей старшего возраста посредством
мнемотехники»
МБДОУ д/с № 11 г.Ливны
Воспитатель: БуланниковаЮ.В.
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,
Их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Взяв в основу задачи и целевые ориентиры ФГОС ДО и мнения великих педагогов, а также изучив различные нетрадиционные развивающие технологии, я нашла весьма экономный и эффективный способ разучивания стихов и развитие связной речи с помощью мнемотехники.
Почему я взяла для себя эту тему? Сначала я изучила много литературы и выяснила что такое мнемотехника.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту
взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Я выясняла для себя преимущества перед другими техниками речевого развития?
Способствует ускоренному развитию зрительной и слуховой памяти.
Применяется для решения распространенных школьных задач – например, для заучивания стихотворений или решения сложных загадок и головоломок.
Мнемотаблицы для детей также широко используются для развития у дошкольника навыка пересказывания любого художественного произведения.
С целью улучшения разговорных навыков дошкольника, в результате чего ребенок может полноценно поддержать разговор практически на любую тему.
Максимальное развитие разговорных навыков.
Выяснив преимущества мнемотехники я поставила перед собой цели.
Цель: Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.
А также задачи..
Задачи:
Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации).
Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста.
Выяснив преимущества мнемотехники я поставила перед собой цель
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.
Я их использую для: обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи, ускоренного запоминания материала, которые реализуются посредством схематических мнемотаблиц и графических изображений.
Свою работу я построила от простого к сложному сначала показываю детям простые мнемоквадраты это карточки с яркими и красочными картинками, которые обозначают словосочетание, либо предложение.
Картинки в черно-белых тонах вряд ли вызовут заинтересованность у маленьких детей, а поэтому необходимо использовать красочные изображения в ярких тонах.
Затем перехожу к мнемодорожкам — это серия картинок, состоящих примерно из 4 изображений, при помощи которых ребенок сможет рассказать несложную историю.
Картинка « Осень « 3 предложения
Часто идет дождь, деревья поменяли окраску, люди одеваютя тепло.
Количество картинок в мнемодорожке не должно быть чрезмерным, так как это усложняет для ребенка восприятие любой информации. Максимально допустимое количество.
А потом перехожу к мнемотаблицам — здесь дети учатся воспроизводить уже более длинные и сложные истории и рассказы.
И, конечно же, все таблицы не дублируют одну и ту же тематику – все они разные и относятся к совершенно разнообразным сферам. В большинстве случаев обучение и развитие речи посредством мнемотаблиц у малышей дошкольного возраста проходит успешно. Дети значительно расширяют свой кругозор и познания об окружающем мире, у них заметно развивается фантазия, они начинают активно придумывать свои собственные сюжеты и занимательные рассказы.
У детей появляется усиленный интерес к различным стишкам и получению новой информации об окружающем мире, расширяется лексикон, появляется готовность выступать перед слушателями.
Особенно эффективны я использую мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку я придумываю картинку, все стихотворение зарисовывается схематически.
Например стих-е Воронько «Пирог»
Падал снег на порог, кот лепил себе пирог, а пока лепил и пек , ручейком пирог уте , пирожки себе лепи не из снега из муки.
а также «Ласточка» Плещеев
Травка зеленеет солнышкуо блестит ласточка с весною в сени к нам летит.
Также дети глядя на картинку легче запоминается сти-е. Картинки все красочные, здесь большое познав. Развит.
После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Также вы видите картинку «Время года»,
сказка курочка ряба. Сначала все картинки.
Затем я добавила часть графических символов, затем я заменила все картинки на графические символы. Здесь и геомет фигуры и порз и реч. Равитие.
Также мнемотаблицы я широко используются в обучение детей пересказу. В процессе непосредственно образовательной деятельности я ставили задачи: формирование связной монологической речи с использованием графических схем; формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа; развитие навыков планирования текста. Обследование детей в конце учебного года, показала хорошую динамику по обучению детей с использованием мнемотаблиц и перспективности данного вида работы. Но самым большим доказательством являются дети, их желание и умение красиво говорить.
Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста я даю цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Кроме таблиц для рассказывания, пересказа, заучивания я создала разнообразные дидактические игры. ("Узнай по контуру", "На что похоже", "Забывчивый художник", "Аналогии", "Временам года", »Жили-были сказки»)
Продумывая разнообразные модели с детьми я стараюсь, чтобы замысел по созданию модели был понятен детям
С помощью использования схем- моделей и мнемотаблиц мне удалось достичь значительных результатов в следующем:
увеличился словарный запас;
расширился круг знаний об окружающем мире;
дети преодолевают робость, застенчивость на выступлениях перед взрослыми;
свободно пересказывают сказки, рассказы как на занятиях, так и в повседневной жизни;
развивается фантазия и творческое воображение детей.
В результате моей работы обучение и развитие речи посредством мнемотаблиц у малышей дошкольного возраста проходит успешно. Дети значительно расширяют свой кругозор и познания об окружающем мире, у них заметно развивается фантазия, они начинают активно придумывать свои собственные сюжеты и занимательные рассказы.
Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.