Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игр и упражнений
Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игр и упражнений
Батманова Надежда Александровна
студентка 4 курса специальности
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Гаевая Елена Витальевна
научный руководитель, преподаватель,
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический
колледж имени И.А. Куратова», г. Сыктывкар
Аннотация:
В статье рассматривается способность к ориентации в пространстве, как один из значимых видов координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проанализированы особенности восприятия детей с задержкой психического развития и их взаимосвязь с проявлением способности к ориентации в пространстве. Рассмотрены дидактические игры и упражнения, развивающие пространственную ориентацию, отмечена их направленность и предложены модификации с изменением условий проведения.
Ключевые слова: ориентировка в пространстве, дети дошкольного возраста с задержкой психического развития, дидактические игры и упражнения.
Ориентировка в пространстве в дошкольном возрасте носит универсальное значение, которая нужна для подготовки детей к школе. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в развитии ориентировки в пространстве, поэтому эта проблема актуальна.
Целью является доказательство эффективности использования дидактических игр и упражнений в развитии пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Ориентировка в пространстве - очень емкое понятие. Оно включает в себя ориентировку в большом и в малом пространстве. Основанием для выделения уровней в структуре пространственных представлений является последовательность овладения ребенком пространственными представлениями в онтогенезе (А.В. Семенович) [2].
Ориентировка в пространстве - уяснение человеком своего положения по отношению к некоторым избранным им материальным телам или, что одно и то же, их положения по отношению к нему самому (Ф.Н. Шемякин).
Ориентировка в пространстве - особый вид восприятия, который обеспечивается взаимодействием работы зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и кинетического анализаторов, требующий определенного уровня развития аналитико-синтетического мышления. Это способность индивида в каждый данный момент времени правильно представлять себе пространственную взаимосвязь между окружающими объектами и их положение по отношению к каждому из них (В. С. Сверлов).
Таким образом, авторы определяют, что ориентировка в пространстве – это ориентировка в большом и малом пространстве по отношению к окружающему миру и к самому себе, на основе деятельности всех анализаторов и аналитико-синтетического мышления.
Также, рассмотрены особенности развития детей в разных возрастных группах.
Дети раннего возраста овладевают умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако они не отделяют направления пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов.
В младшем же возрасте дети способны различать пространственные направления от себя: справа – слева, впереди (спереди) – позади (сзади), вверху – внизу по отношению к своему телу, а также выделяют отношения между предметами.
В среднем дошкольном возрасте дети могут определять расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от них направлениях: впереди – сзади, справа – слева, а также идти в заданном направлении.
В старшем и в подготовительном дошкольном возрасте дети умеют определять положение предмета среди других предметов, определять свое положение среди окружающих предметов, ориентируются на листе бумаги, в окружающей обстановке.
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности [8, с.49].
Г. Е. Сухарева отмечает под задержкой психического развития, что это незрелость психических функций (память, внимание, восприятие, мышление и т.д.), вызванная под влиянием неблагоприятных факторов, которое приводит к отставанию психической деятельности.
Говоря об особенностях развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдается у некоторых детей несформированность даже самых элементарных уровней овладения пространством (схемы тела). Дети с ЗПР не имеют четких представлений о пространственных взаимоотношениях объектов, схеме тела стоящего напротив человека. Ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий в продолжение довольно длительного периода; часто возникают трудности при синтезе ситуации и пространственном анализе. В речи присутствуют лишь наиболее простые предлоги, выражены затруднения в понимании даже относительно несложных пространственных, пространственно-временных и, как следствие, причинно-следственных отношений. Также они часто не могут осуществить полноценный анализ формы, тождественность частей конструируемых фигур, установить симметричность, соединить её в единое целое, расположить конструкцию на плоскости.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с задержкой психического развития осуществляется по следующим направлениям:
1. Ориентировка в схеме собственного тела (знание собственного тела). То есть знание частей тела и их расположение;
2. Ориентировка с точкой отсчета «от себя». Ребенок должен представлять себя на месте предмета, определяя пространственное направление от «себя»;
3. Восприятие пространственных отношений между предметами. Ребенок должен понимать и называть пространственные предлоги;
4. Восприятие пространственных признаков. Ребенок должен определить пространственные признаки предметов, то есть их расположение (далеко-близко, выше-ниже);
5. Восприятие пространственного расположения на плоскости. Ребенок должен самостоятельно выполнять задания по пространственному движению объектов, пространственно ориентировать собственные действия на плоскости, бумаге.
Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов).
Дидактические упражнения – это планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического), с целью его усвоения (Я. А. Коменский).
В.Н. Кругликов отмечает, что дидактическая игра содержат несколько последовательных правил, игровых действий и варианты усложнения. А Я.А. Коменский говорит о том, что дидактические упражнения направлены на повторное выполнение действий.
Виды дидактических игр:
1. Игры с предметами. Используются игрушки и реальные предметы;
2. Настольно-печатные игры. Они разнообразны по видам: подбор картинок по парам, по общему признаку; запоминание состава, количества и расположения картинок; составление разрезных картинок и кубиков; описание, рассказ о картинке с показом действий, движений;
3. Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих.
Структура дидактических игр:
1. Дидактическая задача. Для выбора игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников
2. Игровые правила. Цель – организовать действия, поведение детей.
3. Игровые действия. То есть какие игровые действия должен выполнять ребенок
Целью констатирующего этапа является выявление уровня развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Для реализации цели необходимо решить такие задачи, как:
1. Подобрать методики для определения уровня развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
2. Провести диагностику уровня развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
3. Проанализировать результаты диагностики.
Целью первого задания является определение уровня ориентировки в схеме собственного тела. Для этого использовано диагностика Л.Б. Осиповой. В ходе выполнения задания выявляется знание частей тела и их пространственного расположения (правая-левая). В качестве материала используется собственное тело ребёнка. Ребёнок должен найти и показать части тела по словесной инструкции педагога, проговаривая пространственное положение частей тела. Педагог просит ребенка показать, что находиться вверху-внизу тела, впереди и сзади, а также взять предмет в правую-левую руку, прикоснуться к правому-левому уху, топнуть правой левой ногой.
Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня сформированности ориентировки в окружающем пространстве с точкой отсчета от себя. Выявляется знание понятий впереди-позади, вверху-внизу, слева-справа, направо-налево, вперед-назад относительно себя. В качестве материала используются карандаш и игрушки.
Для определения уровня сформированности пространственных отношений между предметами использована диагностическая проба М.Г. Аббасова. При выполнении данного задания ребенок действует по вербальной инструкции взрослого и размещает игрушку в соответствии с инструкцией: «Поставь карандаш в стаканчик, положи перед стаканчиком, за стаканчиком, справа от стаканчика и т.д.».
Четвертое диагностическое задание позволяет оценить уровень сформированности восприятия пространственных признаков предмета (выше-ниже, дальше-ближе). Для этого используется картинки с изображением предметов с разной степенью удаленности и высоты. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и назвать предметы, находящиеся ближе-дальше, выше-ниже.
Пятое диагностическое задание направлено на определение уровня сформированности восприятия пространства на плоскости листа. Для этого ребенку предлагается показать или назвать предмет в правом верхнем-в левом вернем, в правом нижнем-в левом нижнем, справа от…, слева от…, сверху от…, снизу от…., между…., а также с целью проверки владения пространственной терминологией ребенку предлагается назвать где находиться предмет.
Для оценки выполнения диагностических заданий использована трехбалльная система оценки:
3 балла - ребенок правильно и самостоятельно выполнил инструкцию.
2 балла – ребенок выполнил задание с ошибкой, но после уточнения исправил ее самостоятельно.
1 балла - ребенок не выполнил задание, выполнил с ошибкой.
Для обработки результатов диагностического исследования была использована следующая шкала уровней:
1-1,6 балла – низкий уровень (точка роста)
1,7-2,4 балла – средний уровень (стадия становления)
2,5- 3,0 балла – высокий уровень (стадия формирования)
Для обработки результатов диагностического исследования была использована следующая шкала уровней, благодаря которой можно выявить уровень развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Высокий уровень – ребенок знает части своего тела и их пространственное расположение (правая – левая), может показать по словесной инструкции педагога, знает понятия впереди-позади, вверху-внизу, слева-справа, направо-налево, вперед-назад относительно себя, знает пространственные предлоги и может расположить их по словесной инструкции, может сам называть предлоги (на, в, перед, позади, над, под и т.д.), понимает пространственные признаки предмета (ниже-выше, дальше-ближе), а также ориентируется на листе бумаги.
Средний уровень – ребенок может показать части тела на себе, но правую и левую сторону не различает, определяет направление вверху-внизу, спереди-позади, но путает правую и левую сторону, некоторые пространственные предлоги не понимает, отмечаются трудности в ориентировке на плоскости листа (в левый/правый верхний угол)
Низкий уровень – ребенок не называет пространственное расположение частей своего тела, не различает правую и левую сторону, не определяет направления вверху-внизу, слева-справа, направо-налево, вперед-назад относительно себя, не знает пространственные предлоги и не может их показать на предметах, есть затруднения в назывании пространственных признаков предмета (ниже-выше, дальше-ближе), не понимает словесные инструкции и не показывает местоположение предмета ориентируется на плоскости листа.
Таким образом, своевременная и целенаправленная коррекция нарушений овладения детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития пространственными представлениями является одним из важнейших условий их развития и подготовки к обучению в школе.
Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития помогает специалистам и воспитателям систематизировать и совершенствовать работу по преодолению нарушений в развитии пространственных представлений.
Список литературы:
Развитие пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-prostranstvennoy-orientatsii-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya
Стружевская, О.Н. Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Электронный ресурс] / О.Н. Стружевская. – Режим доступа: http://sevdetsad14.ru/data/documents/Formirovanie-orientirovki-v-prostra.pdf
(Приложение 1)
«Ориентировка на собственном теле»
Автор: Л.Б. Осипова
Цель: определить у ребенка умение ориентироваться на собственном теле.
Инструкция: Экспериментатор и ребенок сидят напротив друг друга.
Экспериментатор:
-Я буду говорить тебе направления, а ты будешь мне их показывать.
-Покажи мне правую руку. Левую руку. Покажи, где твоя правая нога, а левая нога? Где у тебя правое/левое ухо, правый/левый глаз? Где находится у тебя правая/левая щека? Где находится у тебя правая/левая бровь?
«Расположение предметов»
Цель: узнать у ребенка умение определять пространственные направления от себя.
Инструкция: ребенок стоит в центре
Материал: игрушки, карандаш
Ход:
-Вставай в центр. Покажи карандашом вперёд, назад, направо, налево, вверх, вниз.
-Пройди направо, налево, повернись и пройди назад, вперед.
-Назови все игрушки, которые стоят впереди, позади, справа, слева от тебя.
«Поставь на место»
Автор: М.Г. Аббасова
Цель: узнать у ребенка умение определять пространственные отношения между предметами
Инструкция: ребенок сидит на стуле напротив экспериментатора
Материал: карандаш, стакан
(Приложение 2)
Ход:
-Посмотри, что лежит на столе. Возьми карандаш.
-Поставь карандаш в стаканчик, положи перед стаканчиком, за стаканчиком, справа от стаканчика, слева от стаканчика, положи карандаш под стаканчик, над стаканчиком, между двумя стаканчиками, рядом со стаканчиком.
«Выше-ниже, дальше-ближе?»
Цель: выявить у ребенка уровень определения местоположения объекта и правильном его обозначении.
Материал: иллюстрации картинок (ближе-дальше, выше-ниже)
Ход:
-Посмотри на картинку, кто из животных находится ниже? А кто выше?
-Теперь посмотри на эту картинку. Кто здесь дальше всех? А кто ближе?
(Приложение 3)
«Найди местоположение»
Цель: выявить умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Материал: лист бумаги, карандаш
Ход: В центре листа нарисуй овал. В правом верхнем углу- квадрат, в левом верхнем углу- круг. В правом нижнем углу прямоугольник, в левом нижнем углу – треугольник.