Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством подвижных игр на занятиях по физическому воспитанию

4
0
Материал опубликован 24 January 2021

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Перминова Любовь Олеговна

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 4 курс

Научный руководитель – Гаевая Елена Витальевна


Цель исследования: доказательство эффективности исследования подвижных игр на занятиях по физическому воспитанию в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Практика обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР), начавшаяся в нашей стране с 1981 года, претерпела на сегодняшний день ряд организационных и содержательных изменений. На сегодняшний день становится понятным, что без специализированной помощи дети с ЗПР не смогут обучаться в условиях внедрения современных ФГОС. [1]

Следует отметить, что своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений познавательной сферы, и прежде всего внимания у детей с ЗПР именно в старшем дошкольном возрасте является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения в школе.

Так же отечественной детской психологии и педагогике отмечается значение игр и упражнений, включающих умственную и двигательную активность для развития внимания, то есть игр, требующих от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Несмотря на большое число психолого-педагогических исследований, посвященных изучению познавательной деятельности, проблему развития внимания ребенка дошкольного возраста средствами подвижных игр нельзя назвать до конца изученной. Подвижные игры наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка, так же и при формировании произвольного внимания. [4]

Внимание детей с задержкой психического развития имеет ряд особенностей. Наибольшие отличия внимания от детей с сохранным развитием проявляются в таких его свойствах как переключаемость, распределяемость и избирательность Также отмечается неустойчивость, легкая отвлекаемость, сниженная работоспособность, не развито произвольное внимание. Поэтому для этой группы дошкольников нужны специальные условия, в которых коррекционная работа будет более успешной.

В развитии и коррекции внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития используются различные методы и приемы, которые повышают уровень внимания: концентрацию, объем, устойчивость. [7]

Игра – это отличный способ работы с детьми. Так как игры являются ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а во время подвижных игр у детей повышается интерес, они более активны. Так же подвижные игры можно будет эффективно использовать для развития внимания детей. [5]

Для исследования внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР были использованы авторские методики:

1. «Запомни и расставь точки» (Р.С. Немов). Цель: оценить объем внимания. [3]

2. «Проставь значки» (Р.С. Немов). Цель: оценить уровень переключения и распределения внимания ребенка. [3]

3. Методика «Переплетенные линии» (М.Н. Ильина). Цель: оценить уровень устойчивости и концентрации внимания. [2]

4. Корректурные пробы для детей (тест Бурдона) (5-7 лет). Цель: оценить уровень сосредоточенности внимания. [3]

Так же для исследования внимания детей во время подвижной игры было разработано диагностическое наблюдение за детьми во время подвижной игры «Мышеловка» и определены следующие критерии:

Включение в игру:

- присоединяется к игре сразу после приглашения;

- присоединяется к игре после повторного приглашения;

- не присоединяется игре даже после повторного приглашения.

Выполнение правил:

- действия ребенка в игре полностью соответствуют правилам игры от начала до конца;

- действия ребенка соответствуют правилам только часть игры, не соблюдает правила до конца игры, отвлекается;

- действия ребенка не соответствуют правилам игры, не принимает во внимание инструкцию взрослого.

Смена действий в игре:

- в случае изменения действий по правилам во время игры, меняет действия в соответствии с правилами;

- в случае изменения действий по правилам во время игры, не меняет действия в соответствии с правилами;

Речевая инструкция:

- в процессе игры обращает внимание на речевую инструкцию;

- в процессе игры не обращает внимание на речевую инструкцию

Слежение за выполнением правил другими игроками:

- замечет нарушения правил другими игроками;

- не замечает нарушения правил другими игроками.

Распределение внимания между речью и движением:

- выполняет правильные движения и правильно произносит слова;

- не распределяет внимание между движениями и словами (выполняет что-то одно).

По результатам авторских диагностических методик у 27% детей высокий уровень, у 33% средний уровень и у 40% низкий уровень развития внимания.

По результатам наблюдения 17% детей сразу присоединяются к игре, 43% после повторного приглашения, 40% не присоединяются даже после повторного приглашения; у 20% детей действия в игре соответствуют правилам от начала до конца игры, у 43% детей действия в игре соответствуют правилам только часть игры, не до конца (отвлекается), у 37% детей действия не соответствуют правилам, не принимает во внимание инструкцию взрослого; 43% детей в случае изменения действий по правилам во время игры, меняет действия в соответствии с правилами, 47% детей в случае изменения действий по правилам во время игры, не меняет действия в соответствии с правилами; 33% детей в процессе игры обращает внимание на речевую инструкцию, 67% детей в процессе игры не обращает внимание на речевую инструкцию; 37% детей замечают нарушения правил другими игроками, 67% детей не замечают нарушения правил другими игроками; 43% детей выполняют правильные движения и правильно произносят слова, 57% детей не распределяют внимание между движениями и словами (выполняют что-то одно).

Исходя из результатов диагностики детей, был разработан цикл занятий с использованием подвижных и малоподвижных игр по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и составлено комплексно-тематическое планирование.

Цикл подвижных игр состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.

Цель подготовительного этапа: формировать умение играть в подвижные игры на внимание.

На подготовительном этапе были подобраны подвижные игры «Мы веселые ребята и «Гуси-Лебеди» и игра малой подвижности «Кто ушел?».

Цель основного этапа: развитие внимания детей.

На основном этапе запланировано 8 занятий по физическому воспитанию. На каждом занятии проводилось по одной подвижной игре и по одной игре малой подвижности. Каждое занятие разучивалась одна новая игра, а вторая повторялась с прошлого занятия.

Так же на основном этапе ведется работа с родителями и педагогами по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Цель заключительного этапа: учить выполнять задания требующие использования свойств внимания в игре-эстафете.

На заключительном этапе запланировано одно занятие с использованием игр-эстафет.

На занятиях по физическому воспитанию с детьми с ЗПР проводятся упражнения для психомоторного развития: дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения для релаксации. [6]

Все подвижные и малоподвижные игры будут более успешны, если их проводить при условии: если в играх будет меньшее количество участников, будут использоваться маски, большие предметы, будет даваться детям более короткая и четкая инструкция, будет более медленный показ движений.

Подвижные игры являются важным средством развития внимания детей, так как они являются динамичной формой организации деятельности ребенка, в которой осуществляется постоянная смена форм деятельности. Во время игры ребенку необходимо следовать правилам, менять действия в игре в соответствии с привалами, обращать внимание на речевую инструкцию, следить за выполнением правил другими игроками, соотносить речь с движениями. Для выполнения этого ребенку необходимо внимание.


Библиографический список

1. Алмазова О.В. Теоретико – практический анализ проблемы коррекции нарушений внимания у детей с задержкой психического развития в учебно – воспитательном процессе [Электронный ресурс] / О.В. Алмазова // Специальное образование. – 2007. – С. 14-18. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-prakticheskiy-analiz-problemy-korrektsii-narusheniy-vnimaniya-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-uchebno(3)

2. Методика «Переплетенные линии»: изучаем концентрацию и устойчивость внимания детей. [Электронный ресурс]: сайт: «ШколаМоейМечты» - Режим доступа: https://shkolabuduschego.ru/shkola/metodika-pereputannyie-linii-izuchaem-kontsentratsiyu-i-ustoychivost-vnimaniya-detey.html

3. Методика исследования зрительного и слухового внимания у дошкольников. [Электронный ресурс]: сайт: «nsportal.ru» - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/09/17/metodika-issledovaniya-zritelnogo-i-sluhovogo-vnimaniya

4. Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс]: сайт: «nsportal.ru» - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/08/27/osobennosti-sformirovannosti-proizvolnogo-vnimaniya-u

5. Резмякова Е.О., Середкина Е.Д. К вопросу о развитии произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх [Электронный ресурс] / Е.О. Резмякова, Е.Д. Середкина // Сборник материалов IX Международной студенческой научно-практической конференции: в 2томах, 2016. – С. 192-194. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26313831_90092751.pdf

6. Чудова А.Н., Методы и приёмы работы с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития [Электронный ресурс] / Н.А. Чудова – Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2017/11/6628.pdf

7. Шалаева, Е.А. Методы и приемы развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Е.А. Шалаева. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fautizmy-net.ru%2Fkak-razvivat-vnimanie-u-detey-s-zpr%2F

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации