Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством нейропсихологических упражнений

4
0
Материал опубликован 27 January 2022

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Канева Светлана Алексеевна

студентка 4 курса специальности

44.02.04 Специальное дошкольное образование


Гаевая Елена Витальевна

научный руководитель, преподаватель,

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический

колледж имени И.А. Куратова», г. Сыктывкар


Аннотация: Внимание является одним из психических факторов организованности психической деятельности. В сосредоточении на предмете и процессе труда аккумулируются все духовные и физические силы человека и его деятельность приобретает строго организованный характер. Упражнения, используемые при нейропсихологической коррекции, позволяют сформировать внимание, как целенаправленную избирательную активность, и, следовательно, как навык самоконтроля.

Ключевые слова: внимание, нейропсихологические упражнения


          Внимание занимает особое место среди психических явлений. Оно всегда включено в практическую деятельность и познавательные процессы, с его помощью выражаются интересы и направленность личности. Внимание способствует повышению эффективности таких познавательных процессов как восприятие, память и мышление

В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития.  По данным О.А. Сергеевой на 2015 г., ЗПР наблюдается у 25% детского населения. Голощапов А.В. приводит данные, что около 20% детей на момент поступления в школу имеют задержки психического развития, и около 50% всех детей не способны адекватно усваивать школьную программу.

С нейрофизиологической точки зрения, внимание может страдать из-за недоформирования глубинных отделов мозга. Но ко времени обучения в школе к 7 годам уровень развития этих отделов и, соответственно, все свойства внимания должны быть у ребёнка на достаточной высоте.

Также важны нейродинамические показатели, отвечающие за хорошую работоспособность. Если ребёнок быстро утомляется, то появляется непроизвольное ослабление внимания. Возникает цикличность активности, когда периоды нормальной умственной работы чередуются с полными спадами. Такой ребёнок просто «отключается» на занятии или в другой деятельности, которая требует долгого сосредоточения.

Цель исследования: доказательство эффективности использования нейропсихологических упражнений в развитии произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объект исследования: процесс развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством нейропсихологических упражнений.

Предмет исследования: нейропсихологические упражнения, как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

 Гипотеза: развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет осуществляться более эффективно если:

  1. в процессе коррекционно-педагогической работы будут использованы нейропсихологические упражнения.

          Методы исследования: изучение литературы по проблеме исследования и педагогический эксперимент.

Задачи исследования:

1.    Изучить теоретические основы развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством нейропсихологичеких упражнений.

2.    Выявить уровень развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

3.    Составить и апробировать систему нейропсихологических упражнений по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

4.    Определить эффективность коррекционно-педагогической работы по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством нейропсихологических

В первом параграфе «Понятие внимания и особенности его развития в дошкольном возрасте» было рассмотрено определение внимания разных авторов, а именно определение внимания Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской.

Одно из наиболее популярных определений принадлежит К.С. Лебединской, которая под задержкой психического развития понимала «замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Далее была рассмотрена классификация задержки психического развития, разработанная К.С. Лебединской.

1.    Задержка психического развития конституционального происхождения. Для таких детей характерны эгоцентризм, истерические реакции, которые могут проявляться в плаксивости, истеричности.

2.    Задержка психического развития соматогенного генеза. Для детей данной группы характерны явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость, тревожность.

3.    Задержка психического развития психогенного генеза. При данном виде генеза на первый план выступают нарушения эмоционально - волевой сферы, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. Дети данной группы испытывают сложности в овладении навыками самообслуживания, трудовыми и учебными навыками. Отмечаются нарушения взаимоотношений с окружающими - со взрослыми, детьми. Наблюдается неадекватность поведения в незнакомой или малознакомой обстановке, они не умеют следовать правилам поведения в социуме.

4.    Задержка психического развития церебрально-органического генеза–Для детей данной группы характерны выраженные нарушения эмоционально-волевой и познавательной сферы в виде сочетания черт незрелости и различной степени повреждения ряда психических функций.

Исследованием особенностей внимания занимались многие ученые, такие как Л. Н. Блинова, Т. А. Власова, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский и другие.

В своих исследованиях, они выделили, что развитие внимания у детей с ЗПР имеет свои характерные особенности:

- неустойчивость внимания, которая проявляется в рассеянности, что приводит к снижению продуктивной деятельности ребенка. Дети с ЗПР не способны сосредоточенно слушать или работать, удерживать внимание способны в течение 10–15 минут, что в свою очередь обуславливает трудности выполнения заданий, которые требуют постоянного контроля, что свидетельствует о незрелости нервной системы.

- снижение объема внимания. В отличии от нормально развивающихся сверстников, дети с ЗПР могут одновременно удерживать меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, что приводит к затруднению восприятия ситуации в целом;

- сниженная концентрация. Дети с ЗПР быстро утомляются. Ребенок с ЗПР испытывает трудности сосредоточения внимания на объекте деятельности и программе ее выполнения.

- отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

- сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей;

- сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения;

- «прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;

- часто отвлекаются. Итак, при задержке психического развития недостаточный уровень внимания - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности.

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга ещё не окончательно сформирована. К этому утверждению пришли в ходе практических экспериментов ученые Н.А. Бернштейн (теория уровней организации движений), А.Р. Лурия (теория СДЛ ВПФ), Л.С. Цветкова, М.М. Кольцова, Л.В. Фомина (принципы нейропсихологии детского возраста), Ф. Бильгоу, П. Денисон и др.

На слайде представлено определение Нейропсихологии, также на слайде представлено определение нейропсихологических упражнений.

Нейропсихологические упражнения - это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений:

-      Синдром Дефицита Внимания и Гиперактичности;

-      недоразвитие речи;

-      ЗПР (задержка психического и психоречевого развития);

-      аутизм;

Существует несколько видов нейропсихологических упражнений.

Основные из них следующие:

Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание, как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости.

Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие.

Двигательные упражнения и растяжки. Стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации.

Упражнения на развитие познавательных навыков. Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию).

Артикуляционные упражнения. Способствуют решению проблем с произношением.

В общем смысле нейропсихологические занятия с детьми помогают развивать у них способность к произвольному планированию своих действий, а также их регулировке и контролю. Позволяют повысить концентрацию внимания, продуктивно его распределять, научиться управлять своими психическими процессами.

Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Для реализации цели необходимо решить такие задачи как:

1.    Подобрать диагностические задания для определения уровня развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

2.    Провести диагностику на определения уровня развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

3.    Обработать и проанализировать результаты уровня развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Для определения уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР были подобраны 3 диагностические задания:

1.    Тест «Найди отличие» (автор Р.С. Немов). Цель: определить устойчивость и переключаемость внимания.

2.    Методика «Чего не хватает?» (автор Р.С. Немов). Цель: оценка концентрации внимания.

3.    Методика «Проставь значки» (автор Пьерон-Рузер). Цель: оценить переключение и распределение внимания.


Список литературы:

  1. Царева, Е.В. Особенности развития внимания старших дошкольников [Текст] / Е.В. Царева, Н.Ю. Осипова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2015. –  №1. - С. 268-273.
  2. Шилова, Н.Т. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений [Текст] / Н.Т. Шилова. // Молодой ученый. – 2016. – № 12.6 (116.6). – С. 141-143.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации