Опыт работы на тему «Сочетание традиционной дошкольной педагогики и элементов методики М. Монтессори в развитии детей раннего возраста»
Администрация городского округа город Урюпинск Волгоградской области муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Чебурашка» городского округа город Урюпинск Волгоградской области (МАДОУ «Детский сад № 8 «Чебурашка») город Урюпинск, Волгоградская область, |
Опыт работы на тему:
«Сочетание традиционной дошкольной педагогики и элементов методики М. Монтессори в развитии детей раннего возраста»
Составил:
воспитатель 1 младшей группы «В»
МАДОУ «Детский сад №8 «Чебурашка»
Пантелеева Анна Анатольевна
Проблема
Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей.
Проблема развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста представляет большой интерес, так как сенсорное развитие дошкольника является основой для развития мышления, восприятия. Но наблюдается недостаток литературы, методических разработок по данному вопросу, а главное нет четкой явной системы в работе по сенсорному развитию.
Цели и задачи
Основной целью педагогического опыта является формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста. Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
Обучающие:
- формировать сенсорные представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами; устанавливать причинно-следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства;
Развивающие:
- способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
- развивать моторику рук; координацию движений;
- развивать осязание и обоняние; слуховую память; вкусовые ощущения;
- развивать интерес, любознательность, познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление, речь) и творческие способности;
- способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- воспитывать настойчивость, волю, целеустремленность.
Система педагогической работы
С проблемой развития сенсорного восприятия дошкольников столкнулась особо остро в прошлом учебном году, впервые в своей педагогической практике набрав детей раннего возраста.
Дети от 1 года до 2 лет, пришедшие к нам в группу, отличались особой подвижностью, любознательностью, стремлением изучить всё, что окружает их вокруг. Однако, согласно результатам мониторинга, у всех воспитанников были недостаточно развиты умения манипулировать с игрушками, предметами-заместителями и дидактическими атрибутами. Данные показатели резко тормозили дальнейшее развитие детей, так именно сенсорное восприятие является основой для полноценного воспитания детей в дошкольном детстве. Решение этого вопроса повлекло за собой новые трудности, связанные с ограничением возможностей речевого развития.
Анализируя информацию по данной проблеме, изучила педагогическую литературу по сенсорному развитию дошкольников и пришла к выводу, что проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка. Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным развитием детей обусловлена тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. .
С целью развития сенсорного восприятия малышей использовала разнообразные виды детской деятельности:
Коммуникативная
:• Игры с мячом в кругу
• Игры с небольшим предметом (массажный мячик)
• Пальчиковые игры
• «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой).
Трудовая деятельность
• Трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек в групповой комнате
• Приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий.
Познавательно-исследовательская деятельность
• Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру.)
• Игры с песком, землёй и глиной: «Чувствительные ладошки».
Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания, кубы, шары.)
Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий.)
игры с конструктором-лего (крупным и мелким)
игры с развивающими кубиками «Сложи узор»
Продуктивная деятельность.
Лепка, рисование: игры с красками 8 цветов (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами.)
Музыкальная
• Игры на развитие фонематического слуха
• Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка.)
• Игры с самодельными звучащими предметами
• Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо.)
• Народная игрушка (неваляшки, свистульки.)
Двигательная деятельность
• Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками.)
• Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования Подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами.
• Босо хождение по «Дорожкам здоровья».
Восприятие художественной литературы
• Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности)
• Книжки из разных материалов
• Книжки с музыкальными эффектами
• Красочные книжки разных размеров.
При организации предметно - пространственной среды игровое помещение было переоборудовано таким образом, чтобы максимально расширить пространство для игр и подвижной деятельности детей. Все оборудование находится в доступном для детей месте. Дети знают, где расположены игры, игрушки и т.д. Дидактические игры, материалы пополняются по мере необходимости, подобраны в соответствии с требованием образовательной программы ДОУ и способствуют совершенствованию сенсорного опыта детей.
В 2019-2020 учебном году продолжила работать над темой сенсорного развития детей раннего возраста.
Данные мониторинга на начало учебного года показали, что дети не владеют речью в достаточной мерею. Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия. Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, форму, величину - очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам. Основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия.
Продолжая изучать и анализировать методы сенсорного развития различных авторов, я обратила внимание на методику Монтессори, которая тесно перекликается с требованиями ФГОС ДО. Суть методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы направить ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию; задача же взрослого - помочь ребенку в реализации своей индивидуальности. Основной лозунг М. Монтессори: "Помоги мне сделать это самому".
Следуя педагогике Монтессори, продолжила собирать необходимый дидактический материал. В итоге предметно-пространственная среда группы была переоборудована таким образом, чтобы попадая в неё, ребёнок мог учиться самостоятельно. Сенсорную зону дополнили разнообразные пособия и материалы: деревянные рамки - вкладыши, пирамидки, различные шнуровки, игровые кубы, бусы , пуговицы, математический сортёр, «сухой бассейн», различные панно. В серию игр «Рамки-вкладыши» вошли: «Фрукты», «Транспорт», «Геометрические фигуры», «Одежда» и другие.Шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи и укрепления мелкой мускулатуры рук.
Одним из интересных пособий в развитие сенсорных способностей являются сенсорные коробки . Сенсорная коробка (ванночка) (sensory tub) — это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать то, что находится внутри неё, обучая и развивая ребёнка.
С целью знакомства ребенка с разнообразием тактильных ощущений, развития пальчиков и ручки в целом, формирования координации движений
в своей работе использую сенсорные коробочки, наполненные различными игрушками и предметами.
Для создания сенсорной коробки использую пластиковые контейнеры (для хранения игрушек). Это позволяет нескольким детям включаться в игровую деятельность одновременно, не мешая друг другу. Это также способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками. Коробки отличаются по цвету, наполнитель и игрушки в контейнере подбираются одного цвета. Желтая коробка наполнена фасолью, красная и синяя – бумагой, зеленая – кусочками фетра. Коробки наполнила прищепками, игрушками из разного конструктора, сшила из фетра геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), которые отличаются по величине, наполнила их различными крупами.
Помимо свободной деятельности, которая так привлекает ребёнка к сенсорной коробке, игру можно направить в образовательное русло, предложив ребёнку выполнить те или иные задания.
Например:
Найти нужные предметы (предварительно сделав карточки с изображениями)
Рассортировать предметы по форме, величине.
Поиграть в игру «Чего не стало»
Главный критерий использования сенсорной коробки в работе с детьми раннего и младшего возраста – это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками нахожусь рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях.
Работая над проблемой сенсорного развития, поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Ведь одним из важных условий обеспечивающих нормальное развитие ребенка является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании ребенка, а это педагоги и родители. Их действия должны быть согласованными, а требования постоянными. С родителями проводились индивидуальные беседы «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей», были оформлены папки – передвижки «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», «Самодельные игрушки и пособия по методике Монтессори». Был проведен мастер – класс «Мы создали мир в коробке». Родители принимают активное участие в создании центра сенсорного развития – помогают в его оборудовании и в пополнении необходимыми материалами.
Заключение
Уже сейчас видны результаты моей работы. В ходе контрольной диагностики отмечается положительная динамика: воспитанники первой младшей усвоили сенсорные эталоны цвета, формы. В тактильной памяти у них откладывается информация о внешних признаках различных материалов. Развиваются мелкая и крупная моторика, усидчивость, способность удерживать внимание на определенном предмете в течение продолжительного времени. Благодаря систематическому использованию метода Монтессори у детей формируется познавательный интерес, любознательность, воображение, активность. Я пришла к выводу, что технология Монтессори - это действенное средство сенсорного развития дошкольников. Применение данной инновационной технологии на ряду с традиционными формами и методами позволило реализовать личностно-ориентированный, компетентный и развивающие подходы к воспитанию детей.
В дальнейшем планирую продолжать работу над темой сенсорного развития детей согласно возрастной группе, изучить материалы Монтессори и внедрить их в практику своей педагогической деятельности.
Литература
Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. «Раннее детство: познавательное развитие» М. «Мозаика – Синтез», 2003.
Метлина Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей»
Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2005.
Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез, 2009.
8