Опыт работы на тему «Развитие цветовосприятия и познавательного интереса у детей раннего возраста через дидактические игры»
Опыт работы на тему
«Развитие цветовосприятия и познавательного интереса у детей раннего возраста через дидактические игры»
Цель: Поэтапное формирование сенсорных эталонов цвета и познавательного интереса у детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
учить обследовать предметы, выделять и называть их по цвету («такой же», «разный»)
соотносить и группировать однородные и разнородные предметы по цвету
сравнивать предметы и устанавливать тождество по цвету
выбирать цвет самостоятельно для передачи особенностей хорошо знакомого предмета
по словесному заданию находить предметы по цвету
учить называть 4 цвета (красный, желтый, зеленый, синий)
различать 6 цветов (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный)
воспитывать самостоятельность, инициативность, умение играть без конфликтов (вместе).
Краткое описание опыта работы:
Каждый, кто работает с малышами, знает, как порой нелегко научить их различать цвета и запоминать названия. На этапе раннего детства в ознакомлении со свойствами предметов цвет играет определяющую роль. Профессор Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного восприятия.
Дидактические игры, направленные на формирование чувства цвета, обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с цветом. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству цвета. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета.
Каждый год ко мне в группу приходят дети от 1.5-2 лет, которые плохо знают и различают цвета. Поэтому эта тема особенно актуальна для меня.
В своей работе я использую нижеперечисленные технологии:
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет Л.А.Венгер, Э.Г. Пилюгина
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста.
Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста Э.Г. Пилюгина
Интерес к цвету, по мнению Я.А. Коменского, формируется у детей постепенно, поэтому занятия должны строиться с учетом возрастных возможностей. Известный немецкий педагог 19 века Ф.Фребель разделял взгляды Коменского. Он рекомендовал: во-первых, рассматривать цвет самостоятельно, независимо от формы предмета; во-вторых, в начале называть только сам цвет, а затем его насыщенность; в-третьих, знакомить детей с красками постепенно. Не следует переходить к работе с новым цветом, пока не освоен ранее предложенный. Советский педагог Сакулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлеченными цветами следует знакомить лишь после того, как у детей в процессе наблюдений окружающего появится достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно происходить, по мнению Саккулиной, в раннем детстве, а в 3-4 года у детей уже возникает потребность знать названия и ориентироваться в 5-6 цветовых тонах.
Моя работа построена на взаимодействии с детьми, родителями и специалистами детского сада.
Знакомство детей с цветом включает 3 этапа.
1 этап. Способность подобрать цвет по представленному образцу. На этом этапе происходит формирование представлений у детей о цвете.
Работа начинается с соотнесения по образцу. Цель: вычленение определенного цвета на основе непосредственного сопоставления объектов по цвету.
Выбор по образцу. Цель: сравнение, зрительное соотнесение и выбор объектов по цвету.
Группировка по основным признакам. Цель: сравнение, зрительное соотнесение и группировка объектов по цвету.
Этот вид работы может выполняться с ориентиром на поле – эталон и без ориентира.
2 этап. «Найти по слову-названию». Где происходит ознакомление детей с сенсорными эталонами. Цель: соединение слов-названий с конкретными цветами, введение названий в пассивный словарь.
3 этап. Способен сам назвать цвет. Цель: закрепление слов-названий. Введение названий в активный словарь.
Работа по развитию цветовосприятия проводится в совместной деятельности в режимных моментах. Дидактические игры на прогулах, в группе.
Моя работа велась совместно со специалистами. Однако на этих занятиях развитие сенсорного восприятия не является доминирующим. Названия цветов употребляют педагоги, а от детей не требуется их запоминание и употребление.
В своей работе с детьми я использую следующие методы и приемы:
Словесный метод - один из более эффективных методов. Это объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы.
Наглядно-действенный метод обучения. Учитывая возрастную особенность детей, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предметы, даю возможность потрогать, рассмотреть. Показ предметов является основным приемом при ознакомлении детей раннего возраста с цветом.
Практический метод: чтобы занятия были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности.
Игровой метод:
различные игровые упражнения
использование сюрпризного момента
обыгрывание той или иной ситуации
решение маленьких проблем, возникших у игрушек.
Для успешной работы с детьми необходима также соответствующая игровая среда. В группе создан центр сенсорики, где есть различной сложности пирамидки, горка для катания предметов, четырехцветный столик с грибочками, матрешки, различные виды мозаики, шнуровки, настольные печатные игры, дидактические игры. Здесь собраны различные виды конструкторов и строительного материала.