Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира
Выступление учителя Гусаренко Н.Д.
на МО учителей начальных классов по теме
«Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира»
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим. Развитие функциональной грамотности будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира.
Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Также существуют и другие, более научные определения понятия «функциональная грамотность».
В нашей школе дети учатся по программе «Школа России» А.А. Плешакова. Содержание курса имеет большой развивающий потенциал, но заданий, которые развивают функциональную грамотность, к сожалению, не так и много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту. Важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению.
Результаты работы по окружающему миру показывают, что обучающиеся хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но у них не развиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями. Дети затрудняются в интерпретации знаний.
Проблема в том, что мы часто даём глубокие знания по предмету, но не обучаем детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. А мы должны научить своих подопечных идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию.
При этом:
- формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
- развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.
Все методы, приёмы, формы работы, технологии, которые я использую в своей деятельности, направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. Ведь именно учитель в начальной школе должен перевести мышление из наглядно-действенного в абстрактно-логическое, развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память, внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие, коммуникативные способности, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Формы и методы, которые я использую для развития функциональной грамотности:
Групповая форма работы
Игровая форма работы
Творческие задания
Тестовые задания
Практическая работа
Ролевые и деловые игры
Исследовательская деятельность
Учитывая необходимость в инновационных эффективных технологиях в работе с детьми я рассмотрела применение на уроках окружающего мира использование по отдельным темам МАК как один из методов работы. Отмечу, что детям очень понравилось! Метафорические карты содержат ряд абстрактных картинок, задача которых запускать воображение, давать идеи для размышлений, ассоциаций.
Виды заданий применяемых мною на уроках окружающего мира
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
Эти группы можно подвести под условные рубрики, названия которых, если их формулировать на доступном школьникам языке, содержат побудительный, мотивирующий смысл для ученика.
Например, одна из групп заданий может называться «Как узнать?».
Входящие сюда задания соответствуют первой из компетенций, относящейся к методам научного познания, то есть способам получения научных знаний. В этих заданиях ученику нужно найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.
Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов (вторая из компетенций). Эти умения базируются не только на определённом объёме научных знаний, но и на способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило, и даётся объяснение или описание.
Серия «Сделай вывод» соответствует третьей компетенции и включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и так далее. Эти умения не совпадают, как может показаться, с умениями объяснять явления, поскольку в большей степени опираются на формальные, логические действия, тогда как объяснение (включая «генерирование» модели) — это в значительной степени эвристическое действие.
Приведу примерные вопросы.
- Какой организм сам производит питательные вещества, используя солнечный свет?
а) ящерица б) дерево в) олень г) ястреб
- Запиши одно различие между Солнцем и Луной.
- Птица - живая, облако - неживое. Почему птицы относятся к живой природе, а облако к неживой? Приведи два объяснения.
- На рисунке изображен скелет животного. Напиши две причины, почему животному нужен скелет.
- Людям не стоит пить воду непосредственно из моря или океана. Объясни почему.
Вывод: Из данных вопросов видно, что ребенок, отвечая на них, показывает умение справляться с жизненными ситуациями, прослеживается межпредметная связь. Ученик должен уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать и делать выводы.
.
Использованные ресурсы:
«Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе в соответствии с обновлёнными ФГОС 3 поколения». Составители учителя начальных классов МБОУ «Школа № 64» Володина С.И., Кильдишева Т.И.,2022-2023г.г.
«Инструменты формирования функциональной грамотности обучающихся в начальной школе». Обобщение опыта работы учителя начальных классов МБОУ Школы № 85 г.Самара Мельчаковой А.В.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996