12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарко Ирина Анатольевна1898
Мне бы хотелось, чтобы мои дети обладали изящным, пытливым умом, были востребованы временем, чтобы каждый из них нашел себя и свое место в жизни, был ответственен и самостоятелен. Мне бы хотелось, чтобы дети выросли милосердными и сострадательными.
Россия, Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Дивное
4

Опыт работы "Развитие интеллекта и творческих способностей учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка через работу со словом".

Шарко Ирина Анатольевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 с.Дивное







Развитие интеллекта и творческих способностей учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка через работу со словом.




Автор опыта:

Шарко Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 села Дивное

Апанасенковского района















Содержание


I.Информационный раздел

1

II. Актуальность опыта

4

III.Теоретическая база опыта

5

IV.Технология опыта

7

V. Результативность опыта

26

VI. Библиографический список

32

VII. Приложение к опыту работы

33



1. Информация об опыте.

Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова и
не получило навыка распоряжаться им в устной и
письменной речи, всегда будет страдать от этого
коренного недостатка”.
К.Д. Ушинский

Система развивающего обучения, которую я разработала и использую на уроках русского языка, побуждает к постоянному поиску новых методов и материалов для творческого и интеллектуального развития детей.

Основная задача опыта заключается в том, чтобы работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, над «связыванием воедино» грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникативного подхода в обучении родному языку. Главной целью моего опыта является развитие личности ребенка, его интеллекта, воображения и эмоциональной сферы, творческих способностей.

Моя педагогическая концепция.

Через словарно-орфографическую работу происходит ознакомление учащихся с языком, дети приобщаются к истории языка, к культуре русского народа, развивается интерес к окружающему миру, потребность узнавать и познавать его. У ребенка формируется целостная картина мира.

Свою работу я начинаю с пробуждения интереса у детей к отдельно взятому слову. Мы изучаем происхождение слова (именно оно во многом объясняет правописание), строение (состав), произношение, написание и его значение. Показываю, как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста. Стараюсь как можно раньше и всеми доступными средствами, включая мимику, жесты, музыку, творческую импровизацию, познакомить ребят со значением слов, которые связаны с нашей повседневной жизнью. Работа носит творческий характер, требует выбора разных форм обучения (игра-конкурс, самостоятельная работа в библиотеке по заданию учителя, экскурсии в краеведческий музей, совместный сбор информации с родителями и др.). Для всестороннего развития личности ребенка, его мыслительной деятельности, способностей включаю детей в социо-культурную, общественно-значимую деятельность (проектная деятельность). Все это дает возможность воспринимать процесс обучения комплексным, единым.

Обучение грамотному письму – труднейшая задача, с которой из года в год пытаются справиться педагоги. Какие бы инновационные подходы ни внедрялись в школе, к сожалению, до сих пор никто не придумал простого способа, эффективно и гарантированно позволяющего научить детей грамотно писать. Современным школьникам, живущим в чрезвычайно агрессивной и постоянно меняющейся языковой среде, основы грамматики даются с гораздо большим трудом, нежели детям, постигавшим эти азы десять-двадцать лет назад. Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Число таких слов постепенно возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительного объема.

Запоминание трудных и неподдающихся проверке слов на протяжении столетий предполагало многочасовую отработку практических навыков с помощью упражнений, диктантов, изложений и сочинений. Однако, я считаю, что все эти классические методики не всегда соответствовали психологическим закономерностям развития младших школьников.

В школе для заучивания словарных слов чаще всего прибегают к повторению. Однако этот метод воздействует на память механически и поверхностно, а плоды его (если деятельность учащихся не дополнена более сложными мыслительными операциями) ощутимы, лишь на короткое время. Я отклонилась от традиционно пути. Разработанная мною система работы дает ощутимые результаты. Дети стремятся расширить свой кругозор, выражать свои мысли правильным, литературным языком, грамотное написание стало их целью.

Я считаю, что мой опыт работы дает хорошие

2. Актуальность опыта.

Мой опыт является актуальным и перспективным, так как может решить или приблизить к решению противоречий между:

-большим объемом информации в сегодняшней жизни школьника и интеллектуальными возможностями учащихся;

- традиционными формами и методами обучения и новыми педагогическими технологиями, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия психологически безопасного учебного взаимодействия, т. е. будут иметь здоровье сберегающий контекст.

Педагогическая идея опыта - интеллектуальное и творческое развитие учащихся через словарно-орфографическую работу и работу со словом на уроках русского языка в начальных классах. Система интеллектуального комплексного развития предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе урока русского языка в ходе изучения языкового материала формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных и творческих качеств личности. Обогащение учебного материала осуществляется за счет:

введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;

использования мнемических приемов в словарно-орфографической работе (графические и звуковые ассоциации);

подборки творческих заданий-исследований для всей семьи «Энциклопедия одного слова» и т. д.;

увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на
разных этапах уроков;

расширения объема работы с понятиями и терминами;

включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательного и познавательного характера, ведь дети легко запоминают то, что вызывает яркие образы и сильные переживания;

использования современных компьютерных технологий.

Обогащение и уточнение словарного запаса связано с формированием навыков правильной речи.

3. Теоретическая база опыта.

В основу моего опыта положены идеи уровневой дифференциации и словарно-орфографической работы, которая интегрирует эффективные приемы традиционного обучения с элементами педагогических инноваций (коллективные способы обучения В. П. Дьяченко, методика формирования общеучебных умений и навыков В. Н. Зайцева, методика применения фиксированных приемов В. Н. Макаровой.)

Новизна опыта состоит в организации учебно–исследовательской деятельности учащихся, которая включает в себя использование игровых приемов, что позволяет создать гибкую систему мотивации и облегчить усвоение трудных слов, активизировать интеллектуальные, творческие, эмоциональные ресурсы личности. Ученик осваивает исследовательский метод получения знаний, т. е. становится исследователем.

Ведущая идея опыта:

Создание на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, создание условий для сознательного участия в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, открытия и достижения поставленной цели.

Трудоемкость опыта заключается в планировании уроков русского языка с учетом программного материала, индивидуальных возможностей и способностей младших школьников, умении прогнозировать результаты этого обучения. В обучении исследовательской деятельности важна роль самостоятельных решений ученика, а вот подвести его к ним грамотно и осторожно должен учитель.

Сущность теоретической базы осуществляется в реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

В образовательном плане она обеспечивает дифференциацию обучения на основе личностно – ориентированного подхода через исследовательскую деятельность.

В воспитательном плане способствует воспитанию самостоятельной, познавательной активности, ответственной, активной жизненной позиции.

Дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне, когда сам учащийся, исходя из своих способностей, возможностей и потребностей определяет личную «траекторию» своего развития.

Результативность опыта включает в себя усвоение обучающимися орфоэпических норм произношения, формирование речевых навыков употребления словосочетаний, логическом построении предложений и высказываний, обучении навыкам написания сочинений. Оптимальным условием является не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе. Это можно оценить по беглой мысли, гибкости ума, оригинальности, любознательности, умении отстаивать свою точку зрения.

Направления деятельности учителя:

- поиск интенсивных приемов формирования орфографической зоркости учащихся;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся путем создания творческой атмосферы на уроке;

- реализация задачи развития логического мышления учащихся, обучения школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

- усиление практической направленности обучения русскому языку;

- поддержание и совершенствование уже сформированных умений и навыков.

-  повышение эффективности урока, через использование ИКТ, и введение интегрированных уроков русского языка, информатики и литературного чтения.

Я надеюсь, что мой опыт работы поможет моим коллегам разнообразить непростую, но необходимую деятельность учащихся по запоминанию слов с непроверяемыми буквами, а серьезное (и часто не слишком любимое детьми) занятие превратится в интересную игру, дающую хороший эффект.

4. Технология опыта.

Известно, что человеческая речь начинается с синтаксиса, с осознания его законов, с усвоения правил построения единиц языка - словосочетаний и предложений, с употребления в речи этих синтаксических единиц. Речь – это способ познания действительности, она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей в природе и в жизни вообще.

Не секрет, что успешное развитие речи во многом определяет качество дальнейшего обучения и воспитания школьников. «Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в порядок, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчётное знание в сознательное и тем самым пробудить деятельность сознания и придать ребёнку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным» (К.Д.Ушинский).

Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Усвоение языка и развитие речи ребёнка можно рассматривать только в их неразрывном единстве с процессом мышления, который носит творческий характер. Процесс обучения при реализации подходов интеграции на уроках родного языка схематично можно представить следующим образом:

РЕЧЬ – МЫСЛЬ - ПОЗНАНИЕ

Развитие речи и развитие мышления – единый процесс, который связан с познанием окружающего мира и своего внутреннего Я.

Развитию творческих качеств личности способствует сотрудничество учителя и ученика. Ведь особенностью ребёнка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия, необычная и богатая детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Почему бы это не использовать в учебном процессе?

Главная моя задача – учить детей доказывать, спорить, иметь своё мнение и отстаивать его, находить аргументы, то есть – научить думать вслух, говорить.

Работая с детьми, я убедилась в том, что на уроке может и должна царить радость сотворчества. Каждому ребёнку необходимо дать почувствовать, что он единственный в своём роде, что он способен и может творить не хуже других, просто по-другому, ведь творчество не является привилегией одаренных, оно доступно всем. В этом содержатся большие возможности как для обучения, так и для развития индивидуальности каждой личности.

Из опыта знаю, что если предложить детям что-то необычное, новое, они раскрепощаются, становятся целеустремлёнными, изобретательными. Этот факт натолкнул меня на мысль применять нестандартные, необычные приёмы обучения.

Конечно, начало работы происходит через знакомство с детьми, изучение их особенностей и интересов. И поэтому на первых уроках в класс приходит Почемучка с большой сумкой почтальона, из которой я вынимаю письмо и зачитываю первоклассникам:

« Здравствуй, первоклассник!

Как ты живёшь? Что делаешь после школы?

Расскажи о своём любимом занятии.

Нарисуй или напиши мне об этом.

Почемучка».

У всех детей это письмо вызывает большой интерес, поэтому каждый день в сумку Почемучки опускаются конверты, свёртки, записки и фотографии. Так состоялось знакомство: я узнала много о том, как живут дети, что делают, чем интересуются.

t1571669338aa.jpg

Один из уроков посвящаю чтению писем. Ученики по желанию рассказывают о себе, показывают рисунки, фотографии. Много интересного узнают они друг о друге, учатся слушать товарищей. Так непринуждённо начинается путешествие по странам «Звуков и букв», «Слов и предложений».

В первом классе ставлю перед собой две задачи: 1) необходимость исправления недостатков речевого произношения; 2) использование возможностей урока для развития речевой деятельности детей.

При решении первой задачи выделяю четыре направления:

а) воспитание звуковой культуры речи;

б) уточнение словарного запаса;

в) выявление уровня сформированности фразовой речи;

г) совершенствование речевого общения.

Для воспитания звуковой культуры речи использую:

- развитие правильного звукопроизношения, чему способствуют чистоговорки;

- отчётливое произношение слов и фраз, чему помогают игры- инсценировки;

- корректировка темпа речи, где применяю скороговорки;

- достижение выразительности речи через подражание при заучивании стихотворений. «В этом возрасте я советую разучивать стихотворения не иначе, как в классе» (К. Д. Ушинский). На каждом уроке провожу речевую

разминку в виде «Поэтической минутки». Стихотворное произведение ввожу посредством сказочного персонажа из Цветочного города – поэта Цветика.

Дети с нетерпением ждут встречи с новым произведением, сами ищут в книгах смешные, интересные для заучивания стихи, приносят в класс. Первоклассники слушают живое слово учителя, грамзапись, заучивают стихи наизусть. К концу первого года обучения они успевают выучить до 40 стихотворений. Мои дети любят декламировать, участвовать в конкурсах. Систематическая работа развивает у младших школьников познавательный интерес к поэзии, формирует навыки выразительности, задевает тонкие струны души, воспитывает вкус к творчеству, реализует принципы нравственного воспитания.

Уже на первых уроках обучения грамоте стараюсь учить детей не просто говорить, а грамотно и красиво выражать свои мысли, развивать наблюдательность и фантазию. Так, составляя рассказы по картинкам «Азбуки», всегда обращаю внимание на то, что рассказ должен состоять из 3 частей:

1) вступления, где нужно подчеркнуть время и место действия;

2) основной части, где последовательно описываются события, раскрывается содержание увиденного;

3) заключения, где выражается отношение к раскрываемым событиям.

Не боюсь потерять много времени на составление рассказов. Вместе мы анализируем каждое высказывание, потом предлагаю вариант своего рассказа. Так из урока в урок наблюдаю, как первоклассники не просто составляют предложение по увиденному, а, подражая друг другу и мне, уверенно составляют небольшие связные тексты. Вот как с такими заданиями справлялась Романенко Виктория в первом классе:

Перемена.

Звенит школьный звонок. Окончен урок математики. Наступает большая перемена.

Дети радостно выбегают из класса. У каждого свои дела! Коля и Женя торопятся в столовую. Девочки отправились в библиотеку. Дежурные вытирают доску.

Но вот снова звенит заливистый звонок. В класс входит Ирина Анатольевна. Начинается урок русского языка.

Учу детей быть творчески самостоятельными. Для этого использую задания для развития умения выдвигать гипотезы.

А. «Найди возможную причину события»

«Друзья поссорились»; «Мама сердится»; «Сестренка плачет».

Б. Интересное задание по выработке провокационных идей: «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самые главные желания каждого человека на земле?» Надо придумать как можно больше гипотез и идей, объясняющих, что бы случилось в результате, предположить вытекающие последствия.

В. Неоконченный рассказ. Детям читается неоконченный рассказ. Например: «Ребята играли в футбол во дворе. Дима хотел забить мяч в ворота, но удар не получился. Мяч сорвался с ноги и попал в школьное окно. Окно разбилось…»

Задание: Представь, что ты директор школы, идущий мимо, - что ты скажешь Диме? А что бы ты сказал, если бы был его другом? Его бабушкой?

Для существенного увеличения интеллектуального развития обучающихся применяю комплекс интеллектуально-лингвистических упражнений. Практический опыт показал однозначный результат: возросший интерес обучающихся к русскому языку, проявление положительных эмоций при выполнении данных упражнений, обеспечение высокой активности учеников, быстрое формирование правильной, логичной, доказательной речи школьников, существенный рост их орфографической грамотности.

Важной особенностью комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений является их универсальный характер, поскольку они дают возможность закрепить или повторить сразу несколько изученных тем и сформировать ряд умений. Что касается интеллекта школьника, то указанные упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (внимания, памяти, мышления, наблюдательности, речи, творческого воображения и т. д.) В свою очередь, лингвистические знания, умения, навыки приобретаются обучающимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций (сравнение, группировку, обобщение) и использует различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. Приведу примеры:

1.Тема «Ударные и безударные гласные»

-Внимательно прочитайте пары слов, постарайтесь их запомнить. Через 1-1,5 мин после предъявления закрываю второе слово каждой пары. Ориентируясь на первое слово, дети пишут слова второго столбика, подбирают к ним проверочные, подчеркивают орфограммы.

СТЕПЬ ГР…БЫ

ЛЕС ЯГ…ДЫ

ГВОЗДЬ СТР…ИТЕЛЬ

ШУМ В…ДОПАД

При последующем использовании данного вида упражнений постепенно увеличиваю количество пар при неизменном времени их предъявления: в 1 классе беру 4-6; во 2 классе – 6-8; в 3 классе - 8-12; в 4 классе - 12-15 .

2. Тема «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей».

- Прочитайте слова: Ваня, Вася, Коля. Спишите предложение, изменяя эти слова, напишите их по-другому, как больше подходит по смыслу:

(…), (…), и (…) – подружки. (Аня, Ася и Оля – подружки.)

- К словам первого столбика добавьте букву «я», к словам второго столбика добавьте букву «в». Запишите вновь полученные слова:

КОЛ КОЛЬЦО

БОР ОЗЕРО

ЛЕН ПЕРО

- При списывании этих предложений из первого выделенного слова получите три слова, из других выделенных слов получите по два слова.

Это Виктория. В школу Стасик ходит садиком. Алеша еще мал.

Ответ: Это Виктор и я. В школу Стасик ходит с Адиком. А Леша еще мал.

3. Тема «Правописание слов с проверяемой и непроверяемой гласной».

- Прочитайте, напишите слова в смысловой закономерности, ответ обоснуйте, вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

1) м..д..ведь, лес, б..рлога;

2) гри…, м…роз, б..льница;

3) д..ма, ср..итель, к..рп..чи.

4. Тема «Предложение».

- Прочитайте первое и последнее предложения каждой цепочки, составьте два недостающих предложения, отражающих последовательность событий. Полученные цепочки предложений запишите, подлежащее и сказуемое подчеркните.

1. Подул холодный ветер.2. _________.3. ________.4. Наступила настоящая зима.

1. Осень заглянула в сады. 2.___________.3._________.4. ____________.

5. Пришла пора урожая.

5.Тема «Имя существительное».

- Соедините между собой пары слов, подходящие по смыслу, используя пример: диван - мебель. К каждому слову задайте вопрос к т о? или ч т о? Составленные пары напишите, вставьте пропущенные буквы.

КАРАСЬ ДЕР..ВО

Т..РЕЛКА ПТИЦА

В..РОНА П..СУДА

..СИНА РЫБА

5.Тема «Род имён существительных».

- Рассмотрите рассыпанные буквы, используя их, отгадайте загадки.

1) а р к в р ы а и б у м а

2) к о з г о р л о д

3) м м а е л д и в е н д а ь

1) На окне стеклянный пруд, а рыбачить не дают? (аквариум, рыба.)

2) Кого куда-то запустили, ущерб огромный допустили? ( Козёл, огород.)

3) Какой кустарник каждый день кому-то посещать не лень? ( Малина, медведь.)

- Дайте характеристику полученной группе слов, найдите в них общее и отличия. Напишите слова, группируя их по родам.

6. Тема «Глагол».

- Прочитайте слова, поочерёдно исключите из них лишнее, чтобы осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте. Объясните написание глаголов.

Разрушаеш…, гл…дят, пом…няеш…, солнце, расш…таеш…, надпишеш…, накормиш….( Ответ: солнце - лишнее слово, т. к. это существительное; глядят - лишнее, т. к. этот глагол стоит во множественном числе; разрушаешь- лишнее слово, т. к. это глагол настоящего времени, а остальные- будущего;….)

- Нужно заменить каждый фразеологический оборот глаголом, близким по смыслу.

СОВАТЬ НОС ДАТЬ СТРЕКОЧА

КЛЕВАТЬ НОСОМ ВЫХОДИТЬ ИЗ СЕБЯ

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ ЧЕСАТЬ ЯЗЫКИ

УНЕСТИ НОГИ БИТЬ БАКЛУШИ

НАДУТЬ ГУБЫ ЛОМАТЬ ГОЛОВУ

ЗАГОВАРИВАТЬ ЗУБЫ ВОДИТЬ ЗА НОС

7. Тема « Изменение имён прилагательных по родам».

- Прочитайте и проанализируйте запись. Сформулируйте к ней своё задание.

1) спелая, душистая…

2) тяжёлое, далёкое…

3) местный, грустный…

С л о в а д л я с п р а в о к: весёлая, редкая, поздний, резкая, ловкая, полезное, доблестный, известный, садовое.

Вариант ответа: продолжить каждую цепочку слов по двум признакам одновременно, учитывая род и орфограмму.

8. Тема «Род имён существительных».

- Прочитайте слова, к каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, пары слов запишите, определите род.

весна - ________ картина - _______

собака - __________ бабочка - ___________

кефир - ________ яблоко - __________

- Прочитайте слова, в каждом столбике найдите и подчеркните лишнее слово, объясните.

ЛОШАДЬ БОЛЬ ФАСОЛЬ РАБОТА

ВЕРБЛЮД ТОЛЬ МОРКОВЬ ЖИЗНЬ

ОЛЕНЬ МОЛЬ КАРТОФЕЛЬ НАГРАДА

9. Тема «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода».

- Прочитайте, соедините между собой равнозначные понятия, напишите их. Выделите в прилагательных окончания, укажите род и падеж имён прилагательных:

чёрн… золото воскресенье

естествен… спутник Земли квадрат

полев… укрытие от снарядов голуб… кит

сам… больш… животное в мире блиндаж

последн… день недели Луна

равносторонн… прямоугольник нефть

Бедность словаря делает речь бесцветной, однообразной, а иногда и непонятной для слушателя. Дети приходят в школу с довольно скромным запасом слов, поэтому я ставлю своей задачей – обогатить, пополнить словарь учеников, уточнить значение многих слов. С первого класса учу их выражать мысли точно, ясно, при произнесении слова правильно ставить ударение, в меру громким голосом интонировать повествовательную, вопросительную, восклицательную форму предложения.

С целью обогащения словаря использую задания следующего характера:

1. Группировка предметов или предметных рисунков (отбери изображения животных, птиц, растений и т. д.)

2. Перечисление предметов с последующим обобщением (Сорока, ворона, воробей. Назови одним словом).

3. Установление лишнего предмета в данной родовой группе (Помидор, огурец, яблоко, картофель).

4. Деление родового понятия (Какие знаешь месяцы, письменные принадлежности, овощи и т. д.).

5. Продолжение перечисленных видовых понятий (Каких ещё знаешь животных, птиц и т. д.).

6. Обозначение путём противопоставления или исключения (Пальто- одежда. А ботинки - ?)

7. Непосредственное отнесение к тому или иному роду (Кровать- это что? Корова - это кто?).

8. Распределение предметов в две или три группы (Назови отдельно диких и домашних животных).

9. Определение предметов по указанным признакам с использованием загадок.

10. Подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте.

11. Подбор к данному слову антонимов, нахождение их в тексте.

12. Работа над прямым и переносным значением слов.

13. Употребление речевых оборотов (фразеологизмов).

14. Работа с пословицами и поговорками.

15. Работа со словарями.

16. Выполнение различных видов творческих работ.

Указанные задания провожу в комплексе, чтобы заставить ребёнка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.

Остановлюсь более подробно на некоторых из них:

В своей работе большое внимание уделяю работе со словарными словами и предлагаю способ, который, позволяет запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшеклассника, точно подмеченной К. Д. Ушинским: «Ребенок мыслит образами». Начинаю с несложных, коротких ребусов. Для этого нужно «оживлять» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. Тогда буква о в слове автомобиль превратится в колеса, в слове шоссе - в дорожный знак, а в тетради появятся слова из привычной буквы в сочетании с рисунком – буквой.

t1571669338ab.jpg



Затем беру более сложные случаи, когда буквы или рисунки предметов находятся над, под, перед, в, с другими буквами, когда предмет на рисунке можно назвать разными словами. Такого рода задания требуют от ребёнка подбора синонимов, перебора грамматических вариантов, что способствует формированию нешаблонного, творческого мышления. (Приложение 1.)

Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. Активизация словаря - одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Решение этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения. Работа над словом сложна и многообразна. Как важно научить ребят наблюдать, думать, читать, передавать мысль словом. Опыт работы показывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспективу. В своей работе я разработала такую систему словарной работы, которая состоит из нескольких этапов.

1 Этап. Подготовительная работа учителя.

Я группирую слова из словаря в блоки. Группировка слов может проводиться в различных вариантах – в алфавитном порядке, по тематическому или морфологическому признаку и т. д. Такой подход к формированию блоков позволяет решать развивающую задачу, т. е. создается возможность учитывать индивидуальные особенности, интересы и темп продвижения каждого ученика. В итоге создаются блоки слов, которые могут быть сгруппированы по различным признакам (ударение, слоги); классифицированы по видам. (Приложение 2.)

Затем я подбираю дидактический материал: загадки, скороговорки, исторические справки, фразеологизмы, стихи, пословицы, поговорки, шарады, кроссворды, тексты диктантов с изучаемыми словами.

2 Этап. Совместная деятельность учителя и психолога.

Психолог проводит диагностику уровня развития памяти, определяет ведущий вид памяти у каждого школьника и информирует меня. В свою очередь я подбираю специальные упражнения на развитие памяти в соответствии с рекомендациями психолога.

3 Этап. Самостоятельная деятельность ученика.

Готовим словарик-тренажер. (Приложение 3).

Как устроен словарик, и какие правила работы с ним нужно соблюдать:

На первой страничке записывается набор слов, на месте буквы-орфограммы прорезаются «окошки». За этой страницей следует «Страничка для самопроверки», где уже даны правильные варианты написания орфограмм. Между этими страницами дети помещают чистый лист для самостоятельной работы, проставляют буквы в «окошки» - прорези и буква остается записанной на отдельном листе.

Ребенок сравнивает написанную букву с буквой на «Страничке для самопроверки», оценивает свою работу по «Шкале успеха». Выбирает отметку, соответствующую уровню знаний, обнаруженному при работе с предложенным набором слов и ставит на страничку «Мои достижения». Чем лучше результат, тем выше к вершине следует поместить знак.

Ученики, допустившие ошибку, напротив слова, в котором неправильное написание, ставят «!», чтобы в следующий раз, для этого слова, вспомнить пиктограмму-подсказку. Такие пиктограммы появляются на страничке «Помоги своей памяти» в результате коллективного и индивидуального поиска.

t1571669338ac.jpg

Далее на «Творческой странице» дети впоследствии напишут рассказ или мини сочинение с данными словами, или сказку, где главным героем будет словарное слово, здесь работают воображение и фантазия ребенка.

t1571669338ad.jpg

В конце словарика помещена страница «Мои любимые ошибки» для итоговой рефлексии, где ученик пишет итоговое сочинение о том, как он работал над словарными словами, какие трудности ему удалось преодолеть, каких успехов удалось добиться.

4 Этап. Совместная деятельность учителя и ученика.

Я выработала следующий алгоритм работы со словарными словами:

1 день. Ознакомление с семантикой, орфографией и этимологией 5 слов блока. Для активизации и запоминания на этапе восприятия я предлагаю следующие приемы:

1). Проговорить вслух негромко по слогам каждое слово (для учащихся с моторной памятью);

2). Молча посмотреть на слово, прочитывая про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);

3). Проговаривать слово по слогам соседу по парте или послушать, как слово проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью).

Фактически первый способ запоминания предполагает сочетание трех факторов: зрения (ребенок видит слово), моторики (слова проговариваются), слуха (ребенок слышит то, что проговаривает).

В своей работе я опираюсь на опыт психологов И. Митюхина и

И. Рыбниковой, которые выделили наиболее эффективные методы организации мнемической деятельности детей младшего школьного возраста при усвоении слов с непроверяемыми орфограммами: метод графических ассоциаций, метод звуковых ассоциаций, комбинированный метод.

При применении метода графических ассоциаций мы с детьми составляем рисунок, обозначающий само слово, и в нем обыгрывается запоминаемая буква. Рисунок с четко выражаемой запоминаемой буквой должен хорошо запоминаться и легко вспоминаться, в противном случае буква при воспоминании теряется. Самостоятельное придумывание детьми подобных рисунков способствует развитию у них фантазии и образного мышления. (Приложение 4.)

Метод звуковых ассоциаций я использую в тех случаях, когда обыгрываемая фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна, то есть хорошо звучит и легко представляется:

Приеду завтра,

Привезу завтрак,

На завтрак – рак,

Кричи: «УРА!»

Трудные учить слова

Помогает нам игра!

Придуманная фраза хорошо звучит. И легко представляется. (Приложение 5.)

Комбинированный метод – это одновременное использование при запоминании орфографического слова и графических и звуковых ассоциаций. При таком подходе повышается самостоятельность ребенка в постановке и решении орфографической задачи, работа опирается на эмоциональный вид памяти (ученику интересно узнать, какая буква должна быть в «окошке»). (Приложение 4).

Дома каждый ученик подбирает на «Творческой страничке» к словарным словам картинки. Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, рифмовки, ребусы, подсказки – запоминалки, так как они, вызывая положительное эмоциональное отношение детей, способствуют более эффективному и быстрому заучиванию слов. (Приложение 6.)

2 день. Аналогичная работа проводится со словами второго блока.

3 день. Закрепление правописания словарных слов блока. Аудирование (каждое слово учитель проговаривает трижды орфографически, учащиеся только слушают и вспоминают правописание этих слов). Работа с творческими словариками. Взаимодиктанты (работа в парах).

4 день. Закрепление правописания изученных слов. Зрительная фиксация и трехкратная запись слов учащимися. (Слова записаны на доске, каждое слово открывается на время, достаточное для прочтения, затем оно закрывается, учащиеся записывают каждое слово три раза). Затем провожу проверку: сигнальными карточками учащиеся показывают непроверяемую орфограмму.

Прием зрительной фиксации побуждает детей как можно внимательнее прочитывать слово, а прием многократной записи основан на моторной (рукодвигательной памяти). Дома: составление рассказа или сказки с данным словам на основе картинки или воображения, озаглавливание текста. На следующий день отбор лучших текстов.

5 день. Проверка уровня обученности. Словарный диктант или работа по перфокартам в словарике – тренажере. Ученик проводит самоанализ своей работы по «шкале достижений». Я в свою очередь анализирую словарный диктант, по результатам анализа делаю вывод, как работать дальше: фронтально или индивидуально.

Дальнейшая работа над словарными словами предполагает систематическое включение словарных слов в различные ситуации уроков русского языка и литературного чтения, а также использование различных видов упражнений на развитие всех видов памяти.

В систему домашней работ я включаю различные комбинированные задания (т е., кроме написания, заучивания, школьники передают свое восприятие словарного слова через художественный образ).

Диктант, контрольная работа – традиционные формы итогового контроля. А можно ли глубоко, творчески, с пользой, с перспективой на будущее подойти к решению этой проблемы? Не только можно, но и необходимо. В качестве итогового задания по русому языку я предлагаю интересное творческое задание – исследование для всей семьи «Энциклопедия одного слова» (мама, папа и я – выполняет вся семья). (Приложение 7).

Сначала убеждаю ребят и родителей в полезности и увлекательности такой работы. В качестве инструкции каждому раздается объяснение:

«- Родной язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых… Вспомни, как говорил Л. Н. Толстой: «Слово – великое дело». Соберитесь в тесном семейном кругу и обсудите необычную и полезную работу – составить своеобразную энциклопедию одного словарного слова. Ощути сам, с помощью родителей, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа. Наших предков. Развивай речь. Формируй читательскую культуру, будь вдумчивым, проницательным читателем, расширяй свои жизненные познания. Понаблюдай, как живет слово в сказке, маленьком рассказе, песне, стихотворении, как может ранить, обидеть человека или, наоборот, сделать его счастливым. Используй все типы словарей, которые стоят на книжных полках, справочную, энциклопедическую литературу, помощь и подсказки близких людей. Вспомни, найди, придумай сам… Прислушайся к народной мудрости: «Большая работа требует большой заботы!»

Для успешного выполнения задания я предлагаю использовать план, своеобразные «шаги». Свою работу ребята красиво оформляют, используя различные материалы. В итоге получается настоящая рукописная семейная книга.

Схема – план.

1. Слово … его лексическое значение (в толковом словаре).

2. История происхождения слова (в этимологическом словаре)

3. Слово … и слова «родственники» (однокоренные).

4. Слово … и «друзья синонимы» в словаре синонимов)

5. Слово … и его «враги-антонимы» (в словаре антонимов)

6. Слово во фразеологических оборотах (во

фразеологическом словаре)

7. Слово … и слова (сочетания) – рифмы.

8. Слово в русском фольклоре, поговорках, пословицах, загадках, скороговорках, притчах, легендах, сказках, русских народных песнях.

9. Слово … в названиях произведений литературы.

10. Слово в детском речевом творчестве.

11. Слово в иллюстрациях и рисунках.

Это задание дается на две недели. Я провожу презентацию детских работ. Оцениваю так: по русскому языку за грамотность оформления, развитие речи (речевое оформление работы в целом и логику мысли, оригинальность сюжетов, фантазии), по чтению - за уровень литературного творчества, придумывания, по технологии – за уровень художественного представления работ. Главное – по-доброму оценивать каждое произведение и совместно сделать выводы и обобщения. Важно помнить, что первые успехи всегда заслуживают поощрения.

t1571669338ae.jpg

Интересен и полезен приём развития мышления и речи в игре – отгадывание и сочинение загадок. Уже в 1 классе использую наиболее лёгкие для отгадывания знакомые загадки. Их широко применяю на уроках русского языка, чтения, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, труда. Загадки собрала по темам: животные, птицы, растения, инструменты, предметы быта, явления природы, одежда и обувь, грибы, техника, письменные принадлежности, профессии, времена года. Такие подборки помогают мне готовиться к урокам: легко можно найти нужную загадку. (Приложение 8).

Со 2 класса загадки подбираю сложнее, большинство детей их отгадать затрудняется. Начинаю обучать отгадыванию. Провожу подготовительные упражнения: показываю предметы или рисунки и прошу подумать, на что они похожи (пенал – коробок, Земля – шар, змея – ремень и т. д.). Сначала бывают примитивные варианты, детям трудно подобрать название по ассоциации, поэтому на урок беру 1-2 слова. Второй этап – придумывание загадок (в прозе). Предметы спрятаны в чёрном ящике, ученик описывает предмет, не называя его: « Длинный, твёрдый, холодный, (смотрит) зелёный, гладкий, съедобный». Весь класс подключается к обсуждению. Что же это такое? (Огурец). Если подбор прилагательных не даёт полного представления о предмете, и дети затрудняются отгадать, то следующая характеристика описывает действие предмета: Что он делает? ( Растёт, созревает.) Такая работа хороша как при изучении словарных слов, так и при закреплении различных орфограмм.

Организация словарно-орфографической работы предполагает проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами, фразеологическими оборотами. Для этого составила таблицы-опоры с рядами синонимов, антонимов, собрала примеры наиболее употребительных фразеологических оборотов (Приложение 9).

Введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости - необходимо как для воспитательного воздействия, так и для развития творческой активности обучающихся. Крылатые слова (фразеологизмы) так же кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка.

«Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова… По содержанию темы…важны…тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями» (К. Д. Ушинский).

Использование элементов устного народного творчества помогает открыть школьникам « глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию. Загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о культуре. В пословицах осуждаются глупость, лень, нерадивость, хвастовство, а восхваляются ум, трудолюбие, скромность и другие, необходимые для счастливой жизни человека качества. Ценнейший языковой материал выступает в качестве игры, но в то же время через него дети по- другому видят окружающий мир, создается на уроках атмосфера творческого поиска, высокого эмоционального тонуса. При изучении родного языка широко применяю пословицы, которые распределены в разделы: Родина, трудолюбие, мастерство, война и мир, здоровье… (Приложение 10).

На своих уроках широко использую информационно компьютерные технологии, которые дают новую, свежую струю во всю методику преподавания  уроков русского языка в начальных классах. Ведь не секрет, что дети, которые поступают в школу, уже обладают первичными навыками работы на компьютере. Поэтому применение компьютерных технологий позволяет преподавать новый материал в игровой форме, которая усваивается, гораздо лучше и легче, чем заучивание и повторение однотипных упражнений. Уроки с использованием компьютера провожу наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютера для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя.

Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку, уроки приобретают совершенно другой «смысл». Я имею возможность варьировать характер заданий очень быстро, и смена видов деятельности не приводит к утомляемости детей. Удобно проводить автоматизированный опрос учащихся по изученной теме с применением тренажера. На уроках обобщения уместно использование итогового тестирования. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку. «Сильный» ученик выполняет компьютерное задание без подсказки, а менее подготовленный может воспользоваться помощью компьютера. Естественно, разные по уровню подготовки ученики получают разные задания.

На интегрированных уроках русского языка и литературы использую видеоматериалы, которые помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Большим подспорьем является историко-бытовой словарь, в котором можно не только найти значение незнакомых слов, но и увидеть предмет, который они обозначают, например, «кафтан» «армяк», «кичка», «лорнет».

Для увлеченных русским языком учеников на уроках обобщения и повторения предлагаю кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Толстого, Тургенева и других русских писателей.

Применение ИКТ нашли широкое отражение и в организации исследовательской деятельности моих учащихся. На протяжении двух лет организую исследовательское пространство младших школьников. Под моим руководством ребенку – исследователю от природы – разрешено и предложено воплощать свою творческую энергию не только (как раньше) танцуя в самодеятельности  или конструируя модели самолетов или кораблей, но и в самых разных областях, активно исследуя окружающий мир и родное слово. Участие детей в работе над коллективным или индивидуальным проектом способствует формированию умения отбирать и анализировать информацию, работать с энциклопедиями, справочниками, специальной литературой, использовать возможности информационных технологий. 

         Заслуживают интереса и темы, выбранные детьми. «История слов», «Архаизмы», «Этимология слова» и т. д. Свои исследовательские работы учащиеся презентуют на конференциях, уроках, родительских собраниях. В практику работы  вошла такая форма организации представлений детских работ, как «Я учитель». Дети представляют свои работы и проекты на уроках и внеклассных мероприятиях не только в своей возрастной категории, но и среди учащихся младших возрастных групп. Причем темы предоставленных работ расширяют знания учащихся по различным предметам и дополняют рассказ учителя.

Я считаю, что современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.

В настоящее время ни у кого не возникает сомнения в том, что современный школьник должен быть готов к творческой деятельности, должен обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития. Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы развить у детей потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без принуждения делиться своими переживаниями, развить потребность описывать красоту окружающей природы, человека, приобщить ребёнка к миру прекрасного. Чем раньше начнётся работа над сочинительством, тем быстрее осуществится продвижение учеников в общем развитии. Ценность детского сочинения и состоит в том, насколько в нём нашли отражение его чувства, мысли, восприятие им описанного. (Приложение 11).

Подготовку к формированию навыков сочинительства начинаю рано, с 1 класса. В этот период использую следующие приёмы работы над предложением:

- распространение;

- дополнение неоконченных предложений;

- изменение порядка слов;

- восстановление деформированного текста;

- составление предложения по аналогии;

- составление ответа на вопрос;

- увеличение количества слов в предложении.

Почти у всех детей сочинения вызывают трудности. Ребёнок не знает, с чего начать, как продолжить, чем закончить предложение, рассказ. Учащиеся не умеют и не любят писать сочинения. Эта проблема с каждым классом усугубляется. Ставлю задачу перед собой: снять напряжение, сделать работу интересным занятием. Для этого придумала памятку- вопросник:

1. Что ты видишь?

2. Какой он? (размер, форма, цвет)

3. Что он чувствует, думает?

4. Как ты к нему относишься?

Памятку вывешиваю на доске. А теперь выбираю объект внимания. Сначала это будет игрушка (дети легко поверят в то, что она умеет говорить и чувствовать, ведь они любят и верят в сказки), потом будет растение, вещь, предмет быта или средство передвижения: подснежник, тучка, капелька дождя, немытая чашка, срубленное дерево, старый автомобиль, весенний луч солнца, снежинка и т. д.

Дети живут в мире сказок и фантазий. Использую игровой приём. В класс приходит письмо из леса (поля, реки, деревни, другого города) . И ребята пишут ответ зайцу, медведю, белке, золотой рыбке, мышке… Подбираю темы интересные, понятные и близкие детям: «О чём шуршат осенние листья», «О чём мечтают деревья зимой», «О чём плачет сосулька», «Что я вижу из окна». Очень интересны сочинения о себе: «Мой любимый урок», «Почему я лучше всех», «Моё любимое занятие», «Мои родители», «Я учусь работать», «Мои игрушки» и т. д. Часто темами сочинений служат пословицы: « Ум – хорошо, а два - лучше», « Тёплое слово и в мороз согреет», « У сильного всегда бессильный виноват», « Друг познаётся в беде», « Семь раз отмерь, один раз отрежь» и т. д. Никогда не упрекаю детей в том, что что-то у них не получилось. Стараюсь в каждой работе найти интересное предложение, словосочетание, меткое слово. Ученики с большим интересом и удовольствием выполняют творческую работу и обсуждают написанное.

Вот, например, сочинение ученика третьего класса Прах Владислава:

О чем плачет сосулька.

Согрело солнышко сосульку. Заплакала она прозрачными, лазурными слезами. Засверкали алмазами, засветились волшебными искрами капельки.

Одна слезинка упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь нее и удивился, обмер. Фантастический, сказочный мир открылся перед моими глазами. Стою, пораженный, и слышу, как в глубине души зазвучала дивная, чудесная мелодия. Это музыка весны.

Так вот о чем плачет сосулька! Это слезы радости, ведь природа долго ждала прихода настоящей весны.

А вот какое сочинение написала Мандро Света.

О чем шепчут осенние листья.

Наступила осень. Деревья сбрасывают свои листья. Под ногами яркий, разноцветный ковер.

Мне кажется, что листья о чем-то перешептываются. Они так шумят! Желтые листочки шумят о том, какие они красивые, а красные шепчутся, о том, что ничего красивее, чем они, нет. Зеленые листья, молча, усмехаются, ведь они полны сил и энергии. Опавшая листва шуршит под ногами: «Мы здесь, мы здесь». Я прислушиваюсь. Один кленовый листик шепчет листочку с акации о том, как весело ему было на дереве, а здесь, внизу ему страшно. Лист акации успокаивает товарища: «Здесь тоже интересно и весело и ты не один, нас много».

Мне становится все интереснее и интереснее. Я бы очень хотела услышать и понять все осенние шепоты.

А вот какие интересные стихи со словарными словами пишет Забусова Полина:

Три кота.

Жили были три кота Висят у дедов на груди ордена,

В белом доме у пруда. Все светятся ярко, как - будто звезда.

Два котенка молодых И радостно плача кричу я: «Ура!»,

И Чудюльня – мама их. Что мы победили и наша страна!

Молоко они любили,

По утрам все вместе пили.

Так и жили три кота

В белом доме у пруда!

Мы подушки постирали

И перины повзбивали.

Чисто пахнет вся кровать,

А теперь ложимся спать.

Чай с медведем пили мы,

Все конфеты за столом

Оказались под столом.

Я не знал, что все медведи

Неуклюжие, как дети!

Понимаю, что гордость школе приносит ученик. Каким он будет, зависит от учителей, может быть, в большей степени от учителя начальных классов, от того, как на каждой ступени обучения будут реализованы его возможности, эффективно ли будет прожито время обучения. Руководствуюсь словами К. Д. Ушинского о том, что в человеке скрыты огромные возможности для его всестороннего развития и что эти возможности под воздействием науки и воспитания могут быть умножены. Пытаюсь «разбудить» каждого ребёнка, дать возможность « расцвести» при соприкосновении с творчеством, почувствовать, что он умелый и талантливый, создать атмосферу доброжелательности, искренности, в которой ребёнок сможет познать себя и других.

V. Результативность опыта.

Результативность опыта характеризуется тем, что уроки русского языка и чтения в полной мере обеспечивают для обучающихся целостный подход к изучению родного языка, усвоению норм и правил произношения; развивают умение строить логично и грамотно свои высказывания, формируют навыки письменной речи (изложение, сочинение); обеспечивают общее интеллектуальное развитие.

Мои выпускники владеют всеми видами пересказа, умеют легко, свободно говорить, высказывать и доказывать свои мысли устно и письменно. У детей за момент обучения происходит заметный скачок в эмоциональном и умственном развитии. Описанные в опыте виды работ развивают коммуникабельность, воспитывают интерес и любовь к родному языку, культуру речи, способствуют глубокому пониманию художественного слова, формируют творческие способности.

Поиск и применение интенсивных форм обучения русскому языку, новых подходов к использованию существующих методов и средств повышения орфографической зоркости учащихся сопровождается глубоким анализом достигнутых результатов. С этой целью я постоянно веду диагностику качественного уровня знаний учащихся, осуществляю мониторинг специфических ошибок, допущенных учащимися во всех видах письменных работ.

Так например, Сазонов Евгений писал словарный диктант из 17 слов с десятью ошибками, а к концу года допускает 1-2 ошибки.

t1571669338af.jpg

Сочинение Кутовой Олеси в начале третьего класса вот такое:

Осень.

Наступила осень. Я очень люблю осень. Деревья сбрасывают свои листья.

Становится прохладно. Под ногами трава становится сухой. Пахнет цвелыми листьями. Из-под сухих листьев выглядывают грибы. Скоро наступит пора дождей.

Осенью я часто грущу.

И в начале четвертого класса сочинение, вот уже какое:

Осенние краски.

Наступила золотая осень. Она, как художница, смешала все яркие краски и нанесла их повсюду.

Деревья и кусты разноцветной стеной окружают нас. Клен стоит в пурпурной окраске. Среди золотых деревьев его листья далеко выделяются красными пятнами. Кусты шиповника словно объяты пламенем. Красные ягоды пылают, как огненные язычки. У осинки пестрые листья дрожат на ветру, как заяц от страха.

Из осенних листьев можно составить прелестную композицию. Своей красотой она будет радовать нас зимой.

Я люблю слушать шорох осенних листьев под ногами и с чувством грусти прощаюсь с осенними красками.

Учащиеся, по-моему, научились главному: орфографически и пунктуационно грамотно оформлять текст, обосновывать написанное, любить историю родного письма, проявлять интерес к развитию русского языка, к людям, которые его знают, берегут, развивают.

В результате проведенных исследований, я пришла к выводу о том, что уровень качества обучения русскому языку не снижается в последние три года, и даже наметился небольшой рост.

При переходе учащихся из начальной школы в основную нет резкого снижения в уровне качества обучения.

Сравнительный анализ качества знаний

учащихся 2б класса МБОУ СОШ №2 по русскому языку

за 2015/2016 учебные года.




Кол-во

уч-ся

На

«5»

На

«4»

На

«3»

На

«2»

Качество

знаний

СОК

Успева

емость

Вводная

17

5

3

6

3

47%

51%

82%

Промеж.

17

5

6

3

3

65%

64%

82%

Итоговая

17

6

5

4

2

65%

58%

88%


Сравнительный анализ качества знаний

учащихся 3б класса МБОУ СОШ №2 по русскому языку

за 2016/2017 учебные года.




Кол-во

уч-ся

На

«5»

На

«4»

На

«3»

На

«2»

Качество

знаний

СОК

Успева

емость

Вводная

18

6

7

4

1

72%

67%

94%

Промеж.

17

7

5

5

-

72 %

71%

100%

Итоговая

17

7

6

4

-

76%

72%

100%

Сравнительный анализ качества знаний

учащихся 4б класса МБОУ СОШ №2 по русскому языку

за 2017/2018 учебные года.


Кол-во

уч-ся

На

«5»

На

«4»

На

«3»

На

«2»

Качество

знаний

СОК

Успева

емость

Вводная

18

7

6

5

-

72%

70%

100%


Диагностика личности учащегося, проведенная в апреле 2018 года, показала следующие результаты:


Уровень развития личности учащегося

t1571669338ag.gif

t1571669338ah.gif

t1571669338ai.gif

t1571669338aj.gif

Серьезными достижениями за годы моих исследований по проблеме можно считать следующие:

- большая часть учащихся имеют высокую степень развития устной и письменной речи;

- у них сформированы навыки работы со справочной и дополнительной литературой;

- у большинства моих учеников развито стремление к собственным маленьким открытиям, укреплена познавательная мотивация.

В результате работы по теме исследования были выявлены следующие положительные моменты:

1) повысилось качество изучаемого материала, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся. Повысилось качество выполняемых письменных (классных и домашних), контрольных работ. Слабые ученики, имеющие тройки, активизировав свою деятельность, подтянулись, заметен их умственный рост.

2)Ребята стали активнее работать на уроках.

Организованная на уроке самостоятельная работа позволяет осуществлять индивидуальный подход.

Система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность. Таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания. Развивается эмоционально-волевая сфера учащихся, формируется у них вера в себя и высокую самооценку при стремлении к постоянному росту.

Получение высоких результатов в течение последних трёх лет подтверждают стабильность системы работы.

Предложенный мной опыт работы носит развивающий характер, реализуя тем самым ведущую цель начального образования. Она переводит ученика из состояния объекта обучения в субъект изучения учебного материала. Ученик обучается сообразно своим возможностям, у него возникает интерес, чувство удовлетворенности, желание работать. А диагностика видов и уровня развития памяти каждого из учеников дает возможность осуществлять их индивидуально-дифференцированное обучение.

Я убеждена, что данная методика дает высокий результат и в плане обучения, и в плане развития интеллектуальных способностей учащихся, и в плане психологически комфортного состояния ребенка в школе. Этот опыт работы я накапливала в течение семи лет преподавания в начальных классах. Полученные результаты подтвердили эффективность изучения словарных слов блоками на основе осознанного запоминания в комплексе с орфографическим проговариванием и другими приемами «включения» различных видов памяти. При этом у учащихся идет интеллектуальное развитие, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности усвоения материала.​​​​​​​

Библиографический список.

Алферов А. Д. Методика работы по формированию орфографических навыков у учащихся. - М., 1998. – с. 15-68.

Выготский Л. С. Мышление и речь.- М.,1999.

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб и доп. – М., 1966.– с.250.

Бучкина Б.З. «Правила русской орфографии и пунктуации», 1956 г. и орфографическая практика//ИАНОЛЯ. 1974 т. 33 №1

Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. М.1947: 4-е изд. – М., 1954.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.1963. – с. 35

Диленко А. Г. «Использование алго­ритмов при изучения орфографии»

«Русская словесность», №4, 2003г.

Даль В. И. Толковый словарь. Современная версия.- М., Эксмо, 2002 .

Иванова В. А. Занимательно о русском языке: пособие для учителя.- Л. Просвещение, 1990.

Кузьмина С.М. О новой редакции «Правил русской орфографии и пунктуации»// «Русская словесность» №2, 1995 г.

Львов М. Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах.- М., 1987.

Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под ред. В.А. Белошапковой – 2-е изд. – М., 1989. – с. 159.


32


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.