12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Патрахина Тамара Владимировна145
Родилась 21 мая 1968 года. Закончила в 1989 году филологический факультет ОГПИ им. М.Горького в г.Омске. Имею стаж работы в БОУ "Ермаковская СОШ" Тарского МР Омской области 26 лет.
Россия, Омская обл., с.Ермаковка, Тарский район, Омская область
2

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Всякое знание остается мертвым: если в учащихся не развивать инициативу и самодеятельность, учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и хотению. Н.А.Умов.

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная и всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке.

Творческие способности – это способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом, индивидуальное творчество в различных областях деятельности.

Можно выделить компоненты структуры творческих способностей:

- способность самостоятельно переносить знания, умения в новую ситуацию,

- способность видеть новые проблемы в знакомой ситуации,

- способность самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новый,

- способность находить разные способы решения проблемы и альтернативные доказательства.

Эти творческие способности проявляются неодновременно при решении той или иной проблемы, а в различном сочетании и с разной силой.

Но как же можно развивать творческие способности? Какие нужно создать для этого условия?

Условия развития творческих способностей учащихся на уроках литературы

Творческая деятельность учащихся нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Сформулируем условия, способствующие развитию творческих способностей учащихся:

- организация труда самих школьников, развитие их активности – предусматривает проведение практических работ учащихся;

- преподавание литературы (специфического отражения жизни и средства ее познания) требует от учителя углубления и расширения жизненного опыта учеников. Необходимо обеспечить богатство и разнообразие читательского опыта детей, наблюдения над мастерством писателя, знания теории литературы, анализ произведений;

- следующим важным условием является предоставления детям известной свободы творчества, выражающуюся в свободе выбора способов работы, последовательности операции, возможности предъявления различных вариантов ответов.

- очень важно дать почувствовать учащимся жизненную необходимость работы.

- деятельность, в которую учитель включает детей, должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды анализа художественного произведения, разные виды работ систематического характера.

- помощь учителя: самое важное здесь заключается в том, чтобы не превратить помощь в подсказку; нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать. В случае необходимо школьника надо «отправлять» к тексту произведения.

- учитель должен вызвать у детей творческий поиск, который заключается в осознании противоречия между имеющимися проблемами в решении определенной задачи и их собственным опытом. Учащийся становится перед необходимостью создать новую, не не имеющуюся в его опыте схему решения, новую систему способов действий.

- превращение анализа художественного произведения в творческий процесс. Для этого необходимо использовать практические задания эвристического характера, которые позволяют развивать творческие способности учащихся.

В творчестве происходит слияние человека с его делом, если дело захватывает и увлекает. В высший момент творчества человек поглощен полностью предметом труда. Как у А.С.Пушкина: «И забываю мир…».

На уроках литературы есть большая возможность творить, и на своих уроках я стараюсь создать условия для творчества, то есть условия внутренней свободы.

Предлагаются различные практические задания.

Очень любят ребята создавать синквейны. Например, при изучении романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Маргарита

Свободолюбивая, взбалмошная

Любит, летает, жертвует

Глаза – зеркало ее души

Подруга Мастера.

Марина Цветаева

Красивая, сильная

Любила, страдала, писала

Не вынесла страданий

Великая поэтесса.

Придаточное определительное

Придаточное определительное

Сложное, но понятное

Прикрепляется, содержит, объясняет

Отвечает на вопрос (какой?)

СПП.

Синквейн по роману «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита»

Фантастический, поучительный

Воспитывает, учит прощению, захватывает

Добро побеждает зло

Любовь вечна!!!

Кроме составления синквейнов, я в своей работе использую разнообразные формы и приемы работы.

- составление анкеты на героя (например, на Чичикова),

- проведение литературных игр: «Центон», «Буриме»

- написание писем в нетрадиционной форме –например, предсмертная записка Анны Карениной, письмо Евгению Кирсанову от молодого поколения, письмо Юрию Живаго, письмо Аркадию Кирсанову от Базарова, письмо Печорину от Мэри, письмо Ивану Васильевичу по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

- написание автобиографии, резюме литературного героя: напрмер, Печорина, Чичикова,

- составление словаря украинских слов по произведениям Н.В.Гоголя, по разделу «Лексика» «Старинные названия зверей и животных» (по словарю В.Даля),

- составления словаря неологизмов С.А.Есенина, опираясь на толковый словарь В.Даля,

- создание лабораторного опыта по литературе ( символика чисел и цветовая гамма в романе Ф.М.Достоевского «Преступление наказание», при изучении произведений И.А.Бунина – доказать наличие вкусовых и слуховых ощущений, «Мои ассоциации при чтении стихотворений С.А.Есенина),

- создание рисунка по пейзажу из произведения (например, по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»),

- проведение конкурса рисунков к произведениям с последующей их защитой,

- работа по памяткам (при анализе лирического произведения),

- составление памятки «Если ты заблудился в лесу» по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (5 класс),

- создание книжек-раскладушек с рассказами по аналогии с рассказом Шенгина «Пенсне»: «Маленький гном», «История о карандаше», «Потеряшки», «Запоздалая встреча с серьгой», «Украденная ручка»

- составление клайстеров по поэмам А.Т.ИТвардовского «Василий Теркин», «За далью- даль», «По праву памяти».

- составление кроссворда по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородина»

- работа по технологическим картам с последующей презентаций (технология взаимообучения).

- создание буклетов: «А.А.Галич», «Б.Ш.Окуджава», «Воланд – главный герой из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

- написание Писем с фронта

- создание проекта по рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» на тему «Мечты Господина из Сан-Франциско».

Таким образом, перечисленные формы практических заданий являются творческими видами деятельности, и, следовательно, служат средством развития творческих способностей.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.