Статья «Развитие творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта через кружковую деятельность»
Внекласссная работа, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формировать у подрастающего поколения интерес к различным профессиям и мастерству.
Любого учащегося, нужно научить пользоваться свободным временем. Это, значит, добиться того, чтобы интересное, изумляющее ребенка было в тоже время нужным, необходимым для его ума, чувств, всестороннего развития. Другими словами, время учащегося должно быть насыщенно увлечениями, которые развивали бы его мысли, обогащали знания и умения.
Создать для учащегося свободное время – это еще не значит предоставить ему возможность делать все, что ему захочется. Для детей время протекает, совершенно не так, как для взрослого об этом нельзя забывать.
И поэтому, очень важно отвести может быть один час на то, чтобы подростки занимались каждый своим делом. Это требует практика и природа детства. Без этого невозможно восприятие и мышление учащегося.
И, наконец, научить пользоваться свободным временем нужно не разъяснениями , а организацией деятельности, наглядным показом.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья очень сложные, чем- то заинтересовать их трудно.
Важным вопросом любого начинания является - желание самого ученика.
Любое занятие всегда нужно начинать с - ИГРЫ.
Игры снижают агрессивность, воспитывают уважение друг к другу. Создают положительный настрой и положительные взаимоотношения в коллективе.
Нельзя забывать, что к учащимся с нарушением интеллекта нужен особый индивидуальный подход.
Поэтому, зная способности каждого учащегося очень важно найти хоть какую- нибудь сферу, в котором подросток может оказаться успешным, способным реализовать себя, в чем проявляется его интерес. Ни в коем случае нельзя обвинять учащегося в его неуспехах. Напротив, их надо вовлекать в работу, стимулировать активность.
Хвалить их надо обязательно при всех, за любое достижение. Осмеивать нельзя.
Как утверждают психологи , у учащихся, задержкой психического
развития отсутствует определенная цель, т.е. сегодня его увлекает
лепка, завтра рисование, после завтра другое развлечение.
Умственно отсталые учащиеся очень долго остаются детьми. Особенно у инфантильных учащихся, даже если им уже 18-19 лет, ведущей деятельностью все еще остается детство. И многих девочек тянет играть в куклы. Шить различные платья, вязать кофточки, шапочки для кукол.
Тогда мне пришла идея – а не взять ли шефство над Кварсинским детским садом. Девочки на эту идею откликнулись с большим желанием.
Мы решили: детям дарить детские вещи для кукол- носочки, варежки, мягкие игрушки, связанные своими руками.
Кстати, вязание на спицах, крючком - является одной из древнейших искусств , корни которого уходят в глубину веков.
Любое занятие для учащихся способствует развитие у него творчества, пробуждает фантазию. Воспитывает устойчивость, терпение, умение доводить работу до конца.
Исходя. из опыта работы с умственно отсталыми учащимися сделала следующий вывод:
Практически не бывает такого, что у учащегося нет способности ни к чему.
Именно через труд, мастерство идет исправление КОРРЕКЦИИ.
Любой труд стимулирует развитие положительных, творческих способностей ребенка.
Каждый учащийся имеет свои сильные и слабые стороны, которые проявляются в разных видах деятельности по- разному. Поэтому, надо постоянно повышать уровень « слабых», до уровня « средних», средний до уровня « сильных» - так сказал В,Л Сухомлинский.
Есть такие учащиеся, которых не увлекает лепка, рисование, любое рукоделие. Именно интерес проявляется к творчеству, к рисованию. Они успешно пишут доклады и выступают перед учащимися.
При работе с обучающимися нарушениями интеллекта нужно всегда помнить простые правила:
ПРИНИМАТЬ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ СВОИ ТРЕБОВАНИЯ,
УЧИТЫВАЯ НЕ СВОИ ЖЕЛАНИЯ , А ВОЗМОЖНОСТИ
УЧАЩЕГОСЯ.
- БОРОТЬСЯ АГРЕССИЕЙ НУЖНО ТЕРПЕНИЕМ ,
ОБЪЯСНЕНИЕМ, ПООЩРЕНИЕМ.
- ПОЧАЩЕ ВОВЛЕКАТЬ В ЛЮБУЮ РАБОТУ.
В процессе обучения – существенную роль играют внешние мотивы учения. Заслужить одобрение взрослых- один из основных мотивов деятельности воспитанников. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у ребят веру в себя. Необходимо поощрять его усилия ,старания. Не должны оставаться без внимания , чисто убранная комната, аккуратно сложенная одежда, заправленная кровать и т. д.
Педагог должен обращать внимание учащегося на эти результаты своими репликами – молодец, умница!. Поощрение должно быть доминантной в оценочной деятельности педагога.
Немаловажное значение для организации человеком независимого достойного образа жизни имеет сформированность следующих волевых качеств и умений:
Самостоятельности, ответственности, активности, умения преодолеть трудности и доводить дело до конца.
Для обучения учащихся умению различать негативные и позитивные поступки людей необходимо проводить эстетические беседы для объяснения содержания таких нравственных понятий, как общественный долг, уважение к товарищам по работе, честность, ответственность.
В училище возродилась хорошая традиция; после каждого училищного мероприятия выпускается информационная газета В ней отражается все, чем живет училище, какие проблемы волнуют студентов, какие мероприятия прошли в училище. Когда читаешь очередной выпуск, убеждаешься, что в нашем училище нет равнодушных учащихся, и каждый имеет право высказать свое мнение под определенной рубрикой.
Для профилактических правонарушений администрация училища вплотную работает с комиссией по делам несовершеннолетних.
В училище часто приезжают различные специалисты- юрист, нарколог, специалисты женской консультации.
Также в училище работает профилактическая комиссия во главе с Администрацией училища.
Цель которого - выявить причины противоправного, аморального поведения учащихся, и по мере возможности устранить их или помочь подростку в их преодолении.
« УЧИМСЯ БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ».
В процессе формирования у подростков, перечисленных социально- бытовых умений, важно воспитывать в них такие нравственные качества, как доброжелательность, внимательность, заботливость. Тем самым воспитывается эмоционально положительное отношение к окружающим. Те нравственные качества, которые приобретают учащиеся в обучении, прежде всего , будут . у них проявляться во время самостоятельной жизни, после выпуска из училища.
Немало важное значение для организации человеком независимого достойного образа жизни имеет сформированность следующих волевых качеств и умений: самостоятельности, ответственности, активности, умения преодолеть трудности и доводить дело до конца. Для обучения учащихся умению различать негативные и позитивные поступки людей необходимо проводить эстетические беседы для объяснения содержания таких нравственных понятий - как общественный долг, уважение к товарищам по работе, честность , ответственность.
Социально- бытовая ориентировка направлена на практическую подготовку умственно отсталого учащегося к самостоятельной жизни, на повышение уровня их общего развития.