12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Расима41
3

Опыт работы «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 86»









Опыт работы







«Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»









Воспитатель:

Шакирова Расима Хамитовна







Миасский городской округ

2021




СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………3


Глава 1. Теоретические основы


1.1 Особенности становления речи детей на ранних этапах детства…………………………………………………………….……6

1.2. Основные направления работы с детьми, способствующие развитию речи…………………………………………………….…10

Глава II. Содержание педагогической деятельности по развитию мелкой и общей моторики у детей раннего возраста


2.1. Пальчиковые игры – способ развития мелкой моторики детей раннего возраста ………………………………………….....13

2.2. Система работы педагога с детьми по организации пальчиковых игр……………………………………………………20

2.3. Система работы с родителями………………………………..24

2.4. Система организации развивающей среды…………………25


Заключение…………………………………………………………..28


Библиографический список………………………………………..30


















Введение

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев.

От пальцев образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой личности»

В.А.Сухомлинский

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащает их, способствует их развитию. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей.

Актуальность

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии

речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов

развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в

жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и

этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Ученые отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Поэтому я и выбрала тему моего опыта «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».

Основная цель и задачи

Я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь детей младшего возраста с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Потому что, чем больше внимания я буду уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их), тем активнее у них развиваются мозг и речь. Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук.

Для скоординированной работы я поставила  перед собой необходимость решить следующие задачи:



Создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.

Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи.

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Объединить усилия педагогов и родителей для развития речи детей.




















Глава I. Теоретические основы


1.1 Особенности становления речи детей на ранних этапах детства.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н. А. Гвоздев, В. В. Гербова, М. И. Запорожец, Н. С. Жукова [и др. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения - активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Переход к самостоятельной речи - важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам - свыше 300 слов). На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно с взрослыми и сверстниками, то чаще всего протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.

Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.

Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь.

Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным М. Ляминой, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования "делового" общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.

Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении с взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам.

Психическое развитие детей на третьем году жизни в целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е. дети стремятся к самостоятельности. Вы должны максимально использовать эту способность и развивать ее в своем ребенке, для того чтобы он не надоедал вам бесконечными просьбами, а учился самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, у двух - трехлетнего ребенка происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления, формируются элементарные суждения об окружающем. Помогайте ему в этом, направляйте ход его мыслей в нужном направлении, обучайте его воспринимать окружающий мир таким, какой он есть.

В это же время образуются новые формы взаимоотношений между самими детьми в коллективе: они постепенно переходят от одиночных игр и игр "рядом" к простейшим формам совместной игровой деятельности. Естественно, что родители - первые, кто помогает им приспособиться к подобным переменам.

Сама деятельность ребенка в возрасте двух лет становится сложнее и разнообразнее: он уже в состоянии отличить развлекательную игру от учебных и трудовых знаний. Мы должны приучить его к тому, чтобы он спокойно воспринимал все виды игр и занятий (и развлекательные, и развивающие, и трудовые) и постепенно учился выполнять отдельные бытовые действия не в форме игры, а как ежедневную обязанность.

Так же мы должны знать, что в это же время у ребенка проявляются первые зачатки изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Нужно не упустить этот момент, обеспечить ребенка необходимыми материалами, потому как именно подобные творческие занятия позволяют ребенку учиться правильно и крепко держать предметы и владеть ими.

В этот же период мы постепенно усложняем игры. Важное место занимают сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок отображает действия близких ему людей, в частности наши с вами действия, а также поведение зверей и передавать характерные черты предметов. В результате игр и занятий у ребенка будут развиваться психико - интеллектуальные процессы, такие как внимание, память, восприятие, воображение, мышление и другие, а также будут формироваться новые потребности и интересы.

В этом возрасте ребенок в состоянии овладеть умениями, которые оказывают огромную роль на его дальнейшее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Имеется в виду способность малыша понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми - разговаривать.

С помощью постоянного речевого взаимодействия со взрослыми и со сверстниками ребенок двух-трех лет из биологического существа по всем поведенческим и психологическим качествам постепенно превращается в человека, а позже - в личность. И опять-таки важную роль в этом процессе играет собственный подход педагога, его умение общаться с ребенком. Развитие познавательных процессов и речи поможет малышу ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы общечеловеческого поведения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры г. м. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовлю к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

1.2. Основные направления работы с детьми, способствующие развитию речи.

В методике обучения родному языку в детском саду приняты 2 основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.

Как ведущая форма выступает обучение на занятиях. Это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов передать ребенку необходимые сведения об окружающем и соответствующий словарь, сформировать важнейшие умения и навыки. Речь ребенка формируется в разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, он активно пользуется речью. Но если в этот момент взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Инициативная речь ребенка, частота и содержательность обращений к взрослым обусловлена тем, как часто и по каким поводам обращается к малышу воспитатель. Детей следует учить обращаться ко взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, посмотреть и т.п. Осуществляя руководство развитием речи детей на занятиях и в течение всего дня, педагог должен хорошо владеть соответствующими методами и приемами. Приведем несколько приемов, направленных на развитие речи, которые можно использовать с детьми от 1 до 3 лет. Все они основаны на включение речи в деятельность ребенка, в его общение со взрослым и в восприятие разнообразных впечатлений.

Совместное рассматривание предметов.

Взрослый и ребенок наблюдают за чем-либо. При этом взрослый выразительно описывает все, что видит малыш. Рассматривание предметов важно сочетать с активными действиями ребенка, чтобы слово связывалось с предметом и с действием. Нужно, чтобы ребенок имел возможность проявить свою активность – выполнить простые движения, произнести знакомые и мало знакомые слова. Всякие проявления активности и интереса к предмету нужно обязательно поддерживать и поощрять.

Чтение потешек.

Взрослый многократно повторяет малышу простенький стишок, потешку, сказку (“Ладушки”, “Репка” и пр.). Когда текст уже хорошо знаком детям, можно делать в конце каждой строки паузы, чтобы побуждать ребенка к произнесению недостающих слов. Так получается своеобразный диалог, в котором ребенок подсказывает взрослому нужное слово.

Знакомство с новым словом.

Новое слово, обозначающее действие, вводится в сочетании со знакомыми словами, обозначающими предмет или субъект действия. Этот прием усиливает интерес к слову и закрепляет определенные словосочетания. Прием необходимо сопровождать рассматриванием соответствующих картинок или действий с игрушками, чтобы новое слово не было оторвано от своего значения.

Рассматривание картинок.

Взрослый вместе с ребенком рассматривает картинку, на которой изображены знакомые персонажи и ситуации. Взрослый задает вопросы по содержанию и добивается ответа от детей (помогает, направляет).

Поручения, требующие ответа-действия.

Взрослый просит что-то найти, принести или показать. Сложность этого поручения зависит от развития речи ребенка, как пассивной, так и активной: поручение должно быть понятно и доступно в то же время требовать сосредоточенности и не выполняться механически. Желательно, чтобы малыш сам повторил, что ему нужно принести, а когда выполнил поручение, сказал, что он принес. Нужно учитывать желание ребенка, а не заставлять его.

Спектакль игрушки.

Ребенку или нескольким детям сразу показывают простые и короткие сценки с игрушками. Содержание этих сценок должно быть простым и узнаваемым. Показ должен сопровождаться знакомыми для малышей словами, вызывать отношение детей к игрушке. Сразу после сценки можно спросить малышей, что они видели.

Требования к занятиям: они должны быть интересны для малышей и доставлять им радость. Заставлять ребенка делать то, что он не хочет и не может, - недопустимо; все приемы по развитию речи должны быть включены в собственную деятельность малыша, в его интересы. Слова не должны быть пустым звуком, а должны обязательно опираться на конкретные впечатления. Пассивное повторение слов не приведет к развитию активной речи; все приемы должны быть индивидуально адресованы. Даже если занятие проводится сразу с несколькими детьми, вы должны быть уверенны, что каждый ребенок смотрит на вас и сосредоточен на том, что вы говорите и показываете; занятие должно быть очень коротким – не более 3 -5 мин. Дольше этого времени ребенок от 1 до 3 лет не может удерживать свое внимание на чем-то одном. Лучше повторять одни и те же приемы в разное время и в разных ситуациях, чтобы дети сразу узнавали их и понимали, что от них требуется.

Таким образом, видно, что работа над развитием речи малышей достаточно обширна, происходит в течение всего дня и вовремя разных видов деятельности.

Глава II. Содержание педагогической деятельности по развитию мелкой и общей моторики у детей раннего возраста


2.1. Пальчиковые игры – способ развития мелкой моторики детей раннего

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых — родителей и педагогов. Наше дошкольное учреждение посещают дети в возрасте от 1,5 до 3 лет и развитие речи детей - является актуальной проблемой. Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры. Использование пальчиковых игр помогает решить сразу несколько задач. Это не только стимулирование речевой деятельности, но «большой помощник» в период адаптации. Детям очень нравится, когда утром их встречают герои из пальчикового театра. Это и кошечка, и бабушка, и маленький зайка, который с нетерпением ждал малыша. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие. Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье. Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо - влево», «вверх - вниз», «вперед - назад». Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость. В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным. Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т.д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость. В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев. К пальчиковым играм относятся, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с говорилкой (проговариванием небольшого стихотворения, потешки) или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений. Основные принципы проведения пальчиковых игр:

перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.

Правила работы по развитию мелкой моторики рук у детей:

Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.

Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.

Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.

При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.

Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.

Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.

Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные

движения каждого из пальцев. Помните, что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.

Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки.

Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной

судорожной готовностью.

Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей.

Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

Этапы разучивания игр:

Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой

гимнастикой?

Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук,

точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты психические функции, речь.

Когда же лучше всего проводить пальчиковые игры?

Во-первых, во время утренней гимнастики. Предлагая детям упражнения на закрепление различных групп мышц, немного времени я уделяла и мышцам руки.

Во-вторых, перед различными видами ручного труда, рисованием, лепкой, чтобы разогреть и размять руки.

В-третьих, пальчиковые игры я использовала на физкультминутках: они позволяли расслабить мышцу руки, дать им отдохнуть. В процессе непосредственно-образовательной деятельности я использовала обучающие игры. С ними процесс обучения проходит легко и интересно игры.

Пальчиковые игры на занятиях.

Работая с детьми раннего возраста важно отметить, что у детей плохо развита речь. Поэтому я уделяю большое внимание развитию речи, с помощью пальчиковых игр в разных видах деятельности. На занятиях по развитию речи тоже использую пальчиковую игру, формирую слуховое восприятие, память и мышление. С помощью потешек и пальчиковой гимнастики обогащаю словарный запас детей, развиваю их воображение и речь. На занятиях по рисованию использовала пальчиковые гимнастики: они нужны для расслабления кисти рук.


2.2. Система работы педагога с детьми по организации пальчиковых игр


Японская пословица гласит:

« Расскажи мне - я услышу,

покажи мне – я запомню,

дай мне сделать самому – я пойму!»

Действительно пальчиковые игры полностью отвечает этим трём принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. Я убедилась, для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо соблюдать ряд требований:

Систематичность проведения игр и упражнений.

Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

Последовательность – (от простого к сложному).

Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что- то пропускать и «перепрыгивать» через какие - то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный

момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

Индивидуальный и дифференцируемый подход.

Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения одной и той же игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания.

Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму. В своей работе я использую разнообразные формы работы с детьми. Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребенка. Я составила перспективный план пальчиковых игр (Приложение 1), в сочетании с тематикой комплексно – тематического планирования. Регулярное проведение пальчиковых игр и упражнений стали способствовать поддержанию хорошего тонуса у детей.

Во время проведения пальчиковых игр моё расположение относительно ребенка, зависит это от сложности игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна ручка, то сажусь сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то сажаю ребенка к себе на колени или располагаюсь на коврике и сажаю ребенка между ног, как в гнездышке (дети это очень любят). Перед игрой мы с детьми обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить малышей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняю вместе с детьми в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Все упражнения выполняю вместе с детьми и демонстрирую собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений вовлекаю, по возможности, все пальцы руки. Слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, поэтому в течение дня несколько раз организую игры. Такие игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй. Стихи привлекают детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малышей является чем–то магическим, утешающим и успокаивающим. Игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки. Использование пальчиковых игр для малышей учат их счету, знакомят с определениями: «много - мало», «быстро - медленно», «верх – вниз», «лево – право», создают чувство уверенности в себе. Наш детский сад посещают малыши в возрасте от 1,5 до 3 лет. Поэтому при чтении маленькими детьми веселых стихов прошу детей подвигать пальчиками так, как они этого хотят. При повторении стихотворных строк и одновременное движение пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных игр дает поразительный эффект активного умственного и физического развития. При чтении потешек, например: «Сорока», «Кулачки», «Моя семья» использую в работе картинки – схемы (Приложение 2), показывающие детям положение или движение кисти руки. Большое внимание стала уделять театрализованным играм (пальчиковый театр, театр перчаток и рукавичек). Они выступают эффективным средством речевого развития детей. Использую театральные приемы на занятиях по развитию речи. Главный принцип интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс. Требования предъявляю к речевому материалу, чтобы он был доступен детям не только в смысловом, но в произносительном и эмоциональном плане. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух. На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Родители нашей группы с большим интересом отнеслись к созданию пальчикового театра, развивающая среда группы пополнилась такими сказками как: «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малышам очень интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем–либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей. Большой интерес у детей вызывает игра с тактильной доской, которая также была изготовлена родителями. На ней находятся всевозможные замочки, крючки, ленточки. Перебирая их, детки, тренируют свои пальчики, проговаривают предметы, имитируя действия. К концу года пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями. Использование пальчиковых игр и упражнений помогли детям:

- овладеть навыком мелкой моторики;

- сделать рывок в развитии речи;

улучшить произношение и обогатить лексику;

- улучшить психические процессы (внимание, мышление, память);

- проявлять творческие способности.

2.3. Система работы с родителями

Для решения поставленной цели не достаточно усилий только одного образовательного учреждения. Эффективность и результативность будет

проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут

сообща идти к намеченной цели. Для этого необходимо наладить такой

прочный контакт с родителями воспитанников, чтобы они стали союзниками

образовательного учреждения.

В начале учебного года на первом родительском собрании я пришла к выводу, что они многие владеют различными технологиями продуктивной деятельности (вышивка, бисероплетение, вязание), обладают развитым, богатым воображением, заинтересованы в работе с детьми. Такое понимание, творческий потенциал родителей вдохновили меня на работу, которая включает специально организованные занятия по ручной умелости (конструирование, лепка, рисование), самостоятельную продуктивную деятельность детей, совместную работу с родителями. Результатом работы в этом направлении стали традиционные выставки в группе, ДОУ, участие в семейных конкурсах. (Приложение 3)

Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско – взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу. Я постаралась максимально привлечь родителей к активному участию,

добилась полного осознания проблемы и активного стремления. Провела

выставки: «Руками наших мам», «Книжкин дом», «Любимая книга в семье». Консультации: «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста», Широко использую информацию в родительских уголках, в папках - передвижках: «Как развивать речь ребенка», «Пальчиковая гимнастика», Провела родительское собрание, где дала рекомендации и памятки, в которых прописывала о необходимости давать детям больше самостоятельности при одевании (застегивать, расстегивать молнии, пуговицы), т.к. эти действия являются базовым, они формируют ручную умелость. Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

2.4. Система организации развивающей среды

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Е.И.Тихеева

Большое значение имеет предметно – развивающая среда, с этого и начала свою работу. Термин «среда», под которым понималось окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности, стал использоваться в европейской культуре в эпоху Просвещения.

В своей группе я организовывала развивающую среду в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Принцип информативности.

Разнообразие тематики материалов и оборудования, активность детей во взаимодействии с предметным окружением.

Принцип вариативности.

Определяется видом ГДОУ, содержанием дошкольного образования, национально-культурными и климатическими особенностями города/региона.

Принцип интеграции образовательных областей.

Использование материалов и оборудования для одной образовательной области и в ходе реализации других областей.

Принцип полифункциональности.

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей сред.

Принцип трансформируемости.

Изменение предметно-развивающей среды, позволяющие, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.


Совместными усилиями детей и родителей в группе большое количество игр – самоделок для речевой активности детей. (Приложение 4). В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики, мы оборудовали специальные полочки, на которых имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические “Шнуровки”, “Пазлы”, “Выложи узор” (из крышек, шишек, камешек) “Собери бусы”, «Птичий двор» и многое другое). Со временем содержание этой полочки меняется, игры усложняются. В начале учебного года среди родителей был объявлен конкурс «Книжкин дом». Родителям было предложено самостоятельно изготовить необычную книжку в домашних условиях. Родители с большим интересом откликнулись на участие в конкурсе. Самой необычной книгой стала «Сенсорная книга». Открывая книгу, малыши могут потрогать цветочки (шершавые лепестки), посмотреть, кто спрятался за грибочком (замочек открывается). Отсчитывая бусины, малыши представляют себе гусеницу. Для ознакомления с сенсорными понятиями родителями, была изготовлена книга «Какого цвета?». Дети могут потрогать и посмотреть, познакомиться со свойствами предметов. Нам известно, что малышам тяжело говорить о том, чего они не видят. Поэтому мною были созданы различные тематические альбомы по лексическим темам: «Герои сказок», «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Музыкальные инструменты» и т.д.

Собрано много материала на использование пальчиков игр:

- большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи,

бобы, горох и многое другое;

-сделаны массажные мешочки для рук, которые наполнены фасолью и

горохом;

- игры с песком, водой;

- пальчиковый театр;

- виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и

пуговицы);

- картотека пальчиковых игр, которые направлены на развитие мелкой моторики рук;

- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;

- наборы пластмассовых и деревянных палочек;

- резиновые игрушки разной плотности;

Итак, организуя предметно – развивающую среду и создавая условия для речевого развития детей, я, прежде всего, думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут научить их самые обычные предметы и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели. Чем “умнее” руки, тем умнее ребёнок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Заключение

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей “Пальчиковый театр ”. Для родителей в приемной оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики. Проводилось родительское собрание и консультация на тему “Играем пальчиками – развиваем речь».

Итак, организуя предметно – развивающую среду и создавая условия для речевого развития детей, мы, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.

В своей работе мы используем накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей, а также от интересов и потребностей малышей.


Библиографический список

1.Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В. Н. Аванесова. - М. : Просвещение, 2005. - 176с. 2.Авдеева, Н. Н., Мещерякова, С. Ю. Вы и младенец / Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова. - М. : Просвещение, 2001. - 213с. 3.Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. - М. : Медецина 2007. - 304с. 4.Алямовская, В. Г. Ясли - это серьезно / В. Г. Алямовская. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 159с. 5.Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236с. 6.Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада /Под ред. Т. И. Оверчук. - СПб. : "ДЕТСТВО-ПРЕСС", - 2003. - 136 с. 7.Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2006 - 420 с. 8.Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. - СПб. : Детство - Пресс, 2007. - 472 с. 9.Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б. Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 160 с. 10.Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В. В. Гербова - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 241 с. 11. Грехнев, В. С. Культура педагогического общения / В. С. Грехнев. - М. : Просв., 2000 - 197с. 12. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова - М. : Просвещение, 2004. - 98с. 13.Запорожец, А. В. Психология / А. В. Запорожец - М. : Сфера, 2001. - 228 с. 14. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 412 с. 15.Лангеймейер, В. Й, Матейчек, З. Психическая депривация в дошкольном возрасте / В. Й Лангеймейер, З. Матейчек. - М. : Просвещение, 1984, С. 5-19, 26-40. 16.Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1985. - 214 с. 17. Радуга [Текст]: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 2-3 лет в детском саду / сост. Г. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1996.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.