Статья «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Опыт работы
воспитателя МАДОУ «Атяшевский детский сад комбинированного вида № 1»
Бояркиной Светланы Михайловны
по теме «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
«Представление, что при любом двигательном тренинге…
упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным
и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»
Н.А. Бернштейн
В опыте работы «Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста» рассматривается вопрос о влиянии «Пальчиковых игр» на речь детей младшего возраста. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Поэтому я и выбрала тему моего опыта «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь дошкольников с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Потому что чем больше внимания я буду уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их), тем активнее у них развиваются мозг и речь. Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук. Создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.
В-первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей младшего возраста и методической литературы Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика», Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”, А.Е. Белая, В.И. Мирясова «Играем пальчиками и развиваем речь», Ю. Соколова «Игры с пальчиками». Статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми, использую в работе компьютерные технологии.
Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:
- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, орехов ;
- мозайка (мелкая и крупная);
- пуговицы разной величины;
- дощечки с множеством отверстий:
- различные виды застежек: молнии, пуговицы, шнуровка;
- пособия для шнуровки;
- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов;
- наборы пластмассовых и деревянных палочек;
- резиновые игрушки разной плотности.
В своей работе использую разнообразные формы работы с детьми. Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект. Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребенка. Составила перспективный план пальчиковых игр, в сочетании с тематикой комплексно – тематического планирования.
Регулярное проведение пальчиковых игр и упражнений стали способствовать поддержанию хорошего тонуса у детей. Во время проведения пальчиковых игр моё расположение относительно ребенка, зависит это от сложности игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна ручка, то сажусь сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то сажаю ребенка к себе на колени или располагаюсь на коврике . Перед игрой мы с детьми обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить малышей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.
Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняю вместе с детьми в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Все упражнения выполняю вместе с детьми и демонстрирую собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений вовлекаю, по возможности, все пальцы руки. Слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогли детям:
- овладеть навыком мелкой моторики;
- сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
- развить внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
- повышает работоспособность коры головного мозга;
- улучшить психические процессы ( внимание, мышление, память);
- снять тревожность;
- проявлять творческие способности.
Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, поэтому в течение дня несколько раз организую игры. Такие игры представляют собой инсценировку стихов и потешек. Стихи привлекают детей и легко запоминаются. Игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – дождик и солнышко, коза и зайчик, с восторгом воспринимаются детьми. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки. Использование пальчиковых игр для дошкольников учат их счету, знакомят с определением «верх – низ», «лево – право» и создают чувство уверенности в себе. Организую игры, в которых пальцы загибаются или действуют поочередно и они похожи на небольшие сказки.
С детьми при чтении веселых стихов прошу детей подвигать пальчиками так, как они этого хотят. При повторении стихотворных строк и одновременное движение пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития. В трех летнем возрасте дети прекрасно осваивают пальчиковые игры с участием обеих рук, причем одна рука может быть домиком, а другая кошкой, вбегающая в него.
Благодаря таким играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредоточиваться.
Использую в работе картинки – схемы, показывающие детям положение или движение кисти руки при чтении потешек, например: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока», «Мы делили апельсин», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик хочет спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять».
Серьезное внимание стала уделять театрализованной игре (пальчиковый театр). Она выступает эффективным средством речевого развития детей. Использую театральные приемы на занятиях по развитию речи.
Информирую родителей о состоянии речи их детей. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках - передвижках: «Как развивать речь ребенка», «Зависимость развития речи от использования пальчиковых игр», «Как и при каких условиях формируется речь детей третьего года жизни», книжку – раздвижку «Пальчиковые игры», которые обновляются по мере изучения игр.
Вывод:
В процессе работы над темой: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» научилась владеть методикой проведения пальчиковых игр, методикой проведения массажа рук ребенка. В работе использую основной принцип дидактики: от простого – к сложному. Продумываю ход занятий, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх, планирую их в зависимости от индивидуальных особенностей детей. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова в пальчиковых играх. Тем самым повышаю уровень речевого развития детей. Данное направление выбрано мною не случайно, т.к. считаю очень важным уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
В своем опыте работы я попыталась показать, как необходимы для развития речи ребенка пальчиковые игры. На основании моих наблюдений можно сделать вывод:
-Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, они стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек;
-У детей улучшилась речь.
Надеюсь, что мой опыт работы поможет воспитателям в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Список литературы
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
2. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школа-Пресс, 1999. - 82 с.
3. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
4. Гаврина С.Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. - М.: Академия развития, 1998.
5. Гатанова Н., Тунина Е. Программа обучения и развития дошкольника. Тесты для детей 6 лет. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. - 32 с.
6. Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. - М., 2003.
7. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2003. - 253 с.
8. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 198 с.
9. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып.2000(4). - Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2001.- С.18-30.
10. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
11. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Забродина, Е.С. Ренизбрук. - М.: АСТ, 2006. - 159 с.
12. Колосова И.В. Фразеологический словарь дошкольника // Логопед. - 2008. - №3. - С.4-7.
13. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6-8 лет. Выпуск 2: пособие для педагогов. - М.: Гном и Д, 2005. - 24 с.
14. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.
15. Кудрова Т.И. Как сделать увлекательными занятия дома // Логопедия. - 2006. - №3. - С.59-61.