Педагогический опыт «Роль художественной литературы в развитии речи детей»
Собственный инновационный педагогический опыт
Инновационный педагогический опыт :
«Роль художественной литературы
в развитии речи детей».
воспитателя МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко»
Новиковой Светланы Михайловны
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней - чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Результаты исследования психологов, лингвистов предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, А.В.Пешковский).
Подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А. Сохина.В. общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:
- речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
- язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций;
- ведущее направление, а в обучении родному языку – формирование языковых обобщений, элементарного сознания явлений языка и речи;
- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.
Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) отсюда важным становится формирование не только культуры, но и культуры общения.
Данное направление представлено в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в образовательной области «речевое развитие.
Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Актуальность и перспективность опыта
Речевое развитие занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливается словарный запас.
Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Способствуя развитию речи наших воспитанников посредствам художественной литературы, мы решаем следующие задачи:
-Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух.
-Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира.
-Побуждать пользоваться в речи прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами.
-Кристаллизировать речь детей, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм.
-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать вопросы.
-Упражнять в составлении рассказов по картине, по иллюстрациям, в процессе описания игрушек.
Ведущая педагогическая идея опыта, условия возникновения, становления опыта
Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
В исследованиях направления (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.
Я обратила внимание на то, что дети в дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. А, следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в привитии любви к чтению (восприятию) художественных тестов; формировании у детей В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.
Теоретическая база опыта
Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы.
Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, О. С. Ушакова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Н. С. Рождественского, Ю. К. Бабанского, Л. П. Федоренко и других. У истоков саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, М. М. Конина. Игры и упражнения по развитию речи дошкольников разработаны О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (Л. Г. Шадрина, А. А. Смага, А. И. Лаврентьева, Г. И. Николайчук, Л. А. Колунова). Авторы провели экспериментальные исследования в московских дошкольных учреждениях и выявили, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Мои личные наблюдения показывают, что дети, хорошо владеющие своей речью, чувствуют себя в группе комфортнее, они чаще становятся центром внимания сверстников, так как могут поделиться своими впечатлениями об увиденном, рассказать что-то интересное, легче общаются со взрослым.
Дети с выразительной речью и четкой дикцией чаще других выступают на утренниках: читают стихи, участвуют в разыгрывании мини- сценок. Остальные же дети остаются лишь пассивными наблюдателями и слушателями. Таких детей в группе –меньше.
Я считаю, что проявить себя, выразить свою мысль, поделиться своими знаниями, чувствами должен каждый ребенок. Я поставила перед собой цель: развивать у детей связную и выразительную речь.
Для достижения цели выделила следующие задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
• создание речевой развивающей среды;
• работа с детьми; работа с родителями;
• работа с социумом (городская детская библиотека, городской музей, муниципальный театр, и др.) .
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с художественной литературой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.
Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словестные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
При отборе книг я учитывала, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции. Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Особое внимание уделяю развитию образной речи детей в процессе ознакомления с различными жанрами литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня) и малыми фольклорными формами.
Существуют определенные методы ознакомления с художественной литературой:
Чтение воспитателя по книге или наизусть, т.е. дословная передача текста.
2. Рассказывание воспитателя, т.е. свободная передача текста.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.
4. Заучивание наизусть.
Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала включает в себя:
- чтение рассказывание с игрушками (повторение рассказывание сказки «Колобок» сопровождается показом игрушек и действия с ними);
- настольный театр;
- кукольный и теневой, фланелеграф;
- диафильм, диапозитивы, телепередачи.
Художественная литература является важным источником и средством развития всех сторон речи детей. Разнообразные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности. Развитие образной речи ребенка осуществляется в единстве с развитием сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Речь становится образной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Очень важно обращать внимание ребенка на образный язык сказок, рассказов, поэзии, произведений устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм: пословиц, загадок, потешек, песенок, считалок, фразеологизмов.
Развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявиться у ребенка в самых разнообразных жанрах – сочинение сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.
Постоянно использую эти фольклорные произведения при одевании, кормлении, умывании, укладывании спать, в игровой деятельности и в процессе общения с природой. Народные потешки, прибаутки, заклички предоставляют прекрасный речевой материал, который использую на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Дети запоминают четверостишие и активно их используют в повседневной жизни
В работе с детьми большое внимание уделяю загадкам, они являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребенку. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения), что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.
Ребенку нравятся веселые и смешные стихи, словесные игры они помогают детям овладеть родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши, путаницы, небылицы.
Небылицы – это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают ребенка, а служат, по выражению К. И. Чуковского экзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию.
Важное место в моей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.
Самым любимым у детей жанром в художественной литературе является сказка.
Формы работы: чтение, обсуждение, разучивание.
В дополнение к ним использую такие формы организации и проведения занятий, как: беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, экскурсии в библиотеку, выставки рисунков, конкурсы, развлечения, театрализованные игры.
Методы, используемые в работе: наглядный, словесный, практический.
Такие приёмы позволяют вспомнить хорошие книги, будят мысль, развивают творческое воображение детей.
Методы работы со сказкой включают в себя 3 основных направления:
1.Ознако мление детей со сказкой, с ее жанровыми особенностями, языковыми и выразительными средствами.
2.Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности.
3. Развитие с помощью сказки воображения, фантазии, словотворчества и создание собственных сказок.
Детей 4-5 лет знакомим с композиционными особенностями сказки, отличив ее от рассказа, стихотворения; с образными словами и выражениями в сказке. Использую наиболее интересные приемы в работе при знакомстве со сказкой:
сюрпризные моменты (приход гостей-игрушек, сказочных героев);
загадки о главных героях;
рассматривание иллюстраций в сказке;
рассматривание тематической выставки;
показываю обложки книг, читаю детям названия сказки;
разбираем пословицы и связь ее с идеей сказки;
предлагаю детям назвать любимые сказки или вспомнить сказки, где героем является один и тот же образ.
Ничто так не развивает речь, как театральная деятельность детей, Она влияет на степень усвоения языка, выразительность детской речи. В своей практике стараюсь широко использовать: показ кукольных и театральных представлений для детей, проводить литературные досуги и вечера встреч со сказкой. Богатый материал для художественно-речевой деятельности дает художественная литература.
Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем культуру речи детей. Главным ее результатом считаю умение говорить грамматически правильно, точно и выразительно.
Выстраивая работу по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
• создание речевой развивающей среды;
• работа с детьми; работа с родителями;
• Создание предметно-развивающей среды.
В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас: “Путешествие», «Рифмовочка”, “Кто и где спрятался”, совершенствующие звуковую культуру речи (“Звуковое домино”, “Найди звук”, “Кто так кричит? “, “Слушаем звуки улицы”, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников (“Представь себе”, “Скажи какой:”, “Шиворот – навыворот”, “Говорим о многозначных словах”, “Волшебник», “Цирк”, “Животные и их детеныши”, “Поэты” и др.) .
Создала копилку выразительных средств языка “Ларец мудрости” (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки).
Оформила наглядно-дидактические пособия “Рассказы по картинкам”, “Портреты детских писателей”, “Многозначные слова”, Глаголы и др.
Оформила папку с иллюстрациями к сказкам.
• Работа с детьми.
Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по познавательному развитию с использованием художественной литературы. С детьми ежедневно читаем книги не только по программе , но и книжные новинки, книги современных авторов, познавательную литературу. При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно-тематическое планирование.
. В группе у нас работает «Книжкина больница», в которой дети «лечат» книги.
Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Созданные детьми малышки книжки – составлены по произведениям детских писателей, по сказкам.
• Работа с родителями.
Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что 43% родителей не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки (50%), стихи (36%), классическую детскую литературу (7%), энциклопедии (7%), а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:
-Познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника;
-Научить правильно подбирать художественную литературу;
-Порекомендовать как использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях.
Я подготовила и провела с родителями консультации :
1. Роль книги в развитии ребёнка.
2. Книжка в вашем доме.
3. Как превратить чтение в удовольствие.
4. Учим стихи – развиваем память.
Папки – передвижки:
1Воспитание будущего читателя.
2. «10 правил для родителей»
3. «Книга»
4. Стихи к Дню книги.
5. Пословицы и загадки о книгах.
Для родителей проводим выставки книг на определённые темы («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т. д.) Ежемесячно помещаем в родительский уголок список литературы, рекомендованный программой к прочтению на данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть.
Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения.
Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.
• Взаимосвязь с педагогами.
Для педагогов детского сада я подготовила и провела консультации из опыта «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формирования словаря и грамматического строя речи», «Формирование связной речи в процессе обучения рассказыванию в средней группе».
Анализ результативности опыта
Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, внимательно слушают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка , фантазируют. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру.
Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе.
Развитие познавательных интересов детей.
Стремление детей использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи.
Умение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать.
Бережное отношение детей к книге. Повышение читательской культуры в семьях воспитанников. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием ребёнок будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Таким образом, система работы по развитию речи детей посредствам приобщения к художественной литературы является целенаправленной и носит индивидуально-дифференцированный характер.
Адресная направленность опыта
Представленный инновационный педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Опыт работы представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: мини-проектами, конспектами непосредственно образовательной деятельности с включением элементов игры, развлечениями, праздниками; консультациями родителям, детскими рисунками, данными внутреннего мониторинга развития дошкольников.
Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на личном мини-сайте МААМ. ru.
Используемая литература
Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / А.Г. Исмагилова. – М.: Знание, 2009. – 96 с.
Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. – 472 с.
Логинова В.И., Максаков А.И., М.И. Попова и др.; Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Сохина Ф.А. – М., Просвещение, 1984 – 223 с.
Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева – М.: изд. "Педагогика", 1998. – 138 с.
Павлова, Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Д. Павлова. – М.: Просвещение, 2000. – 208 с.
ПавловаЛ.Н. Фольклор для маленьких.// Дошкольное воспитание №10, 1990
Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской – М.: Эксмо, 2005. – 208 с.
Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. – М.: Владос, 2007. – 176с
Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Мозаика-Синтез, 2006
Ушакова О.С., Гавриш Н.В.Знакомим дошкольников с художественной литературой. – – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 176с
Ушинский К.Д.Родное слово –Новосибирск,1994.-128с.
Флерина Е.А. Живое слово в дошкольных учреждениях. М.-1993-91с.
И.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС ДО. ИД Цветной мир 2014г – 144ст
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС. Мозаика-Синтез, 2014г
15 Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа; Мозаика-Синтез - Москва, 2009. - 128 c.
Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Логиновой В.И. – М., Просвещение, 1992 – 64 с.