Опыт реализации сетевого проекта «В поисках Маленького Принца»
Опыт реализации сетевого проекта «В поисках Маленького Принца»
6 класс
Вы бывали на Болотной площади в Москве? Я – нет. Но два года назад открыла для себя совершенно необычный скульптурный ансамбль, который называется «Дети – жертвы пороков взрослых», и находится он как раз на Болотной площади.
В центре этой композиции золотые фигуры детей, мальчика и девочки. Почему дети золотого цвета? Метафора детства – золотой поры? Или же, как сказали мои ученики, дети – это самое дорогое что есть в жизни? У ребят завязаны глаза, будто они перемещаются наощупь. А за ними, по кругу, сторожа детей, высятся фигуры человеческих пороков. Центральный – равнодушие. Очень впечатляющая композиция!
Наткнулась я на ее фото, когда готовилась к открытому уроку в 6 классе по «Маленькому Принцу» А. де Сент Экзюпери, разговор о ней так логично вписался в структуру урока (золотые фигурки детей – золото волос главного героя, серые изваяния пороков – баобабы с планеты Маленького принца, символизирующие человеческие слабости).
Почему сегодня, в контексте рассказа о другом уроке, я вспомнила о событии двухлетней давности? Просто желание уберечь наших детей от дурного воздействия окружающей среды не отпускает нас, педагогов, никогда. И мы изо дня в день ищем открытые и тайные методы борьбы с этим влиянием. Одним из таких является чтение, вернее, воспитание любви к чтению, привитие читательского вкуса. Великим подспорьем в этой работе является семья, семейное чтение. Значит, нужно идти на родительское собрание и там «сеять» задуманное.
И вот в канун Нового года мы с классным руководителем 6 б класса решили провести такое собрание по популяризации чтения. Я рассказывала о новинках детской литературы, говорила о пользе чтения, показывала сайты, где можно найти отзывы о книгах, рекомендации. «Новый год – волшебный праздник, - говорила я с горящими глазами, - пусть подарком детям станут книги». Кроме того, мы договорились с родителями о том, что они на каникулах прочитают с детьми «Маленького Принца» (очень люблю эту сказку и, сколько бы ни читала ее, всегда плачу на последней странице, третий раз даю по ней открытое мероприятие), запишут аудиофрагменты совместного чтения, порисуют. В общем, «прикормят» … Все наработанное принесут в класс, и мы начнем думать об открытом мероприятии. Но каникулы закончились, и тишина… А отступать стыдно: сказал «А» - говори «Б»…
И тут пришла мысль все эти задания переместить в «параллельную вселенную» и создать в ВКонтакте (дети там днюют и ночуют) группу, где весь класс будет работать над освоением смысла сказки, которую читали во внеурочное время (за новогодние каникулы ее осилили только 4 человека).
Перед тем как ВКонтакте появилась группа «В поисках Маленького принца», дети получили письма по почте России о том, что командир Межгалактического патруля приглашает их в путешествие. В письме была дана инструкция по поиску участников своей команды. (Приложение 1) Два дня они в этом варились, понимали, что это и где. После дружно оправили заявки на вхождение в группу.
Не заставило себя ждать сообщение от командира Межгалактического патруля с первым заданием, обязательными критериями оценивания, сроками выполнения. Все пять команд должны были выбрать командира и сделать групповое фото. Я, замерев, ждала: справятся ли, сумеют ли собраться, интересно ли это моим шестиклашкам? Но вот все команды на старте: названия подобрали, фотографии выложили, у командиров на фото отличительный знак имеется – понятно, что это командир. (Приложение 2)
Пришло время представить детям участников Межгалактического патруля, тех людей, которые будут оценивать их: две родительницы, классный руководитель, девятиклассница, неравнодушная к чтению, и я – собственно командир этого Межгалактического патруля. После оценивания каждого задания результаты выкладывались на странице группы с обязательными комментариями, с отдельными спасибо, с выделением находок. (Приложение 3)
Для меня открытием стало, что шестиклассники способны работать самостоятельно.
- Может, вам помочь? Может, макет обсудим?
- Не надо, мы уже придумали…
Меня поразило разнообразие находок, умение работать с разными форматами: и аудио и видео… Они меня обучали!
Вторым заданием стала реклама книги: кто-то видео в библиотеке снимал, кто-то афишу рисовал, но повторов не было.
На третьем задании пришло время подключить родителей - проект-то совместный. Таким заданием стала запись аудиофрагмента книги.
- А можно самим, без родителей, они заняты?
- Нет, только с родителями, таковы условия.
Записали, даже видео наложили, опубликовали в группе. Слушала потом, и мурашки по коже…до того трогательно!
Четвертое задание - создание слайд-шоу из рисунков всех участников команды: некоторые по 5 рисунков нарисовали, видео создали, музыку наложили. Все опять в лучшем виде! Когда бы я это на уроке делала?
Придумывая пятое задание, честно говоря, уже голову сломала. Придумала: памятник книге! Удобно то, что на странице группы можно публиковать и различный материал, который дети будут изучать. Например, с целью наводки, рассказала им о памятниках литературным персонажам: кому, в каком городе, разместила фотографии. (Приложение 4)
За каждое задание от каждого участника Межгалактического патруля команды получали определенное количество звезд (от 1 до 5), а потом эти звезды, но уже вырезанные из бумаги, клеили в классе на звездоленты. Лидеры, команда «Астероид Б-612», набрали 124 звезды! (Приложение 5)
Я, конечно, этим не удовольствовалась: нужен контакт с детьми с глазу на глаз, хочется поработать с тестом, смыслом произведения, поэтому в начале мая было решено посумеречничать с детьми и родителями. Так родился квест «В поисках Маленького принца».
Если раньше родители были в тени, то здесь развернулись в полную силу: огромный самолет сконструировали и к потолку подвесили, серебристых звезд, нарезали, туда же прикрепили, фильм, рассказывающий об этапах проекта, смонтировали. И на самом мероприятии помогали как могли: фотографировали, сопровождали команды в путешествии по станциям, пытались подсказывать.
На станциях (планетах) ребят встречали мои помощники, участники команды Межгалактического патруля. (Приложение 6)
В качестве призов дети получили дипломы, грамоты, кружки с фотографиями их команд. А главной наградой стала фигурка совы с книгой на крыльях (решили, что будет переходящая – на этом ведь не остановимся!) (Приложение 7)
Настало время рефлексии: через неделю на уроке предложила детям написать отзыв об этом путешествии, длиной в три месяца. Как бы это так оформить, чтобы на память осталось? Не в тетрадях же! Под руку попался альбом для фотографий (совершенно новый и совершенно бесполезный – дочь собралась выкидывать). Сделали новую обложку и получилась книга «Читалочка», в карманчиках которой разместились детские отзывы. (Приложение 8)
Очень надеюсь, что наша группа Вконтакте на следующий год продолжит работать, но под другим названием.
Приложение 1 Текст письма
Дорогой друг! Подходит к концу чтение книги. Пора отправляться в путь… В путь за Маленьким принцем.
Тебя ждут увлекательные задания, выполняя которые, ты сможешь принести победу своей команде.
А вот и первое задание: принеси это письмо в школу и найди участников твоей команды. У всех участников вашей команды будет одинаковая картинка в письме.
Удачи!!!
Приложение 2 Фото команды «Астероид Б-612»
Приложение 3 Скриншот страницы группы ВКонтакте
Приложение 4 Памятник книге, ее герою
Приложение 5 Наши звездоленты
Приложение 6
Сценарий квеста «В поисках Маленького принца»
1.Ведущий (старшеклассник в форме летчика)
Здравствуйте, уважаемые взрослые, которые когда-то были детьми. Добрый вечер, ребята, которые мечтают быть взрослыми. Ведь мечтаете?
Сегодня нас собрал здесь один мой давний друг, надеюсь, ставший теперь и вашим хорошим другом. Этот герой… А что вы узнали о нем? Если это о нем, то вы должны хлопнуть, а если это к нему не имеет отношения, то разведите руки, как расправляет крылья самолет.
Он - мальчик с золотыми волосами,
Он живет на планете Астероид Б-612,
Он обедает ячменными зернами
Он спит на мягкой перинке
Он улетел путешествовать с птицами
На его планете три вулкана
А что вы еще знаете о нем?
Как же зовут нашего героя? Давайте все вместе.
Молодцы, ребята, теперь я поверил, что и вам полюбился Маленький принц.
2.Давайте вспомним его историю. Ученица читает стихотворение
Принц с птицами летел по белу свету:
Живые птицы лучше корабля!
И вот достиг малыш людей планеты,
Что называлась издревле Земля.
Планета честолюбцев без признанья,
Хотящих главных в обществе ролей.
Планета пьяниц с путаным сознаньем,
Дельцов и своенравных королей.
Среди земной пылающей пустыни
Среди ветров, высоких острых скал
Хотел ребёнок позабыть унынье,
Настойчиво души людской искал.
Он путь держал через песок глубокий.
Глаза от солнца защитив рукой.
Смотрел вокруг, безмолвный, одинокий,
С недетской нескончаемой тоской.
Прошёл пустыню без воды, без пищи.
Малыш так жаждал друга обрести!
Одни лишь дети знают, чего ищут.
Для счастья мир готовы обойти.
И засмеялся радостно и звонко,
Когда в пустыне друга повстречал.
Он лётчик был с живой душой ребёнка,
По-детски мир любимый изучал.
И не давал ни в чём себе поблажки
В своём суровом жизненном пути.
Он малышу нарисовал барашка,-
От баобабов дом его спасти.
Мечтал он, чтоб малыш не знал напастей,
Не испытал сомнений страшных мук.
Хотел, чтобы нашёл любовь и счастье
Печальный одинокий его друг.
И Лис души неведомую дверцу
Открыл вдруг принцу. И его учил:
-Ты помни, мальчик, зорко только сердце.
Люби того, кого ты приручил.
Ты, друг, уйдёшь, как улетают птицы.
Но ты уже навек в моей судьбе.
Твой цвет волос - цвет золотой пшеницы.
Колосья мне напомнят о тебе.
Не забывай друзей своих. Блаженство -
Искать во всём их милые черты.
Ну почему нет в мире совершенства?!
Несчастны в нём и люди, и цветы…
Смотрел малыш, как в неизвестность мчались,
Несли людей зачем-то поезда.
Куда они? Ведь сердцу нужно малость:
Свет звёзд и родниковая вода.
Ночами мальчик погружался в грёзы.
А днём искал ответа на вопрос:
- И почему едят барашки розы,
Хотя шипы есть колкие у роз?
И замирал, увидев в небе звёзды.
Ему казалось, Роза там видна.
И Роза эта (понял, может, поздно?!)
Во всей Вселенной у него одна.
Он знал теперь: она всех лучше, краше.
И нет дороже в мире никого.
И если съест её земной барашек,
Погаснут звёзды разом для него.
И видел он: Земле, как розе, слабой
Так нужен вековой надёжный щит.
Не то она от грозных баобабов,
На части разрываясь, затрещит…
Укусом змейка небу возвратила
Враз малыша. Сиял златой песок.
И небо в нежном свете сохранило
Чистейший родниковый голосок.
Земля ночами небу чутко внемлет.
Ей очень не хватает малыша.
А с неба всё на призрачную Землю
Глядит ребёнка-ангела душа.
Ведущий
Вы, наверное, помните, что когда-то очень давно, когда мне было шесть лет, я мечтал о жизни джунглей, полной приключений. Тогда я взял карандаш и сделал свой первый рисунок. Помните, какой? Да, это была не шляпа. Но взрослые посоветовали мне не рисовать больше. Так в шесть лет я отказался от блестящей карьеры художника… Я утратил веру в себя. Мне пришлось выбрать другую профессию, я выучился на летчика и облетел чуть ли не весь свет.
На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко, и от этого, признаться, не стал думать о них лучше.
Но сегодня совершенно особенный день. Меня пригласили на эту встречу, пообещав, что она может перевернуть мое отношение к миру взрослых, сказали, что сегодня здесь собрались необычные взрослые, отличные от тех здравомыслящих людей, которых я встречал ранее. Давайте их испытаем. Скажите, что нарисовано на этой картинке?
Да, мне теперь все больше и больше верится, что вы те, с которыми можно говорить об удавах, джунглях и о звездах.
3. Ведущий
- Но чей это голос я слышу? (инсценировка фрагмента сказки)
Вот тут-то и появился Лис.
- Здравствуй, -
- Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.
- Я здесь. Под яблоней...
- Кто ты? Какой ты красивый!
- Я Лис.
- Поиграй со мной. Мне так грустно...
- Не могу я с тобой играть. Я не приручен.
- Ах, извини.
- А как это - приручить?
- Это давно забытое понятие. Оно означает: создать узы.
- Узы?
- Вот именно. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...
- Я начинаю понимать. Есть одна роза... Наверно, она меня приручила...
- Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
- Пожалуйста... приручи меня!
- А что для этого надо делать?
- Надо запастись терпеньем. Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
Так Маленький принц приручил Лиса.
Ведущий Маленький принц и Лис останутся с нами, а мы продолжаем…
4.Командир Межгалактического патруля
Ребята, более месяца назад вы получили письма от командира Межгалактического патруля и сформировали команды, дали названия своим звездолетам и отправились в путь… В путь за М.П. Вы очень достойно преодолевали все преграды, которые встречались на этом пути. Давайте вспомним, что это были за задания и как вы с ними справились + фильм
1) Фото команды
2) Реклама книги
3) Аудиофрагмент книги
4) Слайд-шоу
5) Памятник книге
К финальному испытанию вы подошли с такими результатами
Абсолютным лидером стала команда «Астероид Б-612» 124 звезды,
за ними с небольшим отрывом следует «Звездное небо» 121 звезда, далее «Путешественники по планетам» 116 звезд, у «Барсов» 108 и замыкают наше шествие «50 оттенков космоса» с результатом 82 звезды.
Сегодня вам предстоит пройти финальное испытание, которое может изменить результаты предыдущих. Вам побываете на 5 планетах, где вас будут встречать мои помощники, люди, которым небезразличен Маленький Принц. Путешествовать вы будете строго по маршрутному листу, чтобы в пути не столкнуться со звездолетом другой команды. После встречаемся на этом же месте для подведения итогов финального испытания. Командиры, получите маршрутные листы. В путь!!! (прокомментировать движение)
Планета 1 Библиотека
Ребята, у нас в библиотеке происходят странные вещи. Из книг пропадает содержание. Когда это происходит, мы даже не успеваем заметить, и теряют страницы самые разные книги. Но, слава богу, у нас в библиотеке есть несколько экземпляров одной книги, поэтому мы сумели по оставшимся книгам восстановить содержание книг, потерявших страницы. А вот содержание «Маленького принца» восстановить не можем, ведь все книги у вас на руках, у нас осталась только одна, рассыпавшаяся. Помогите нам, пожалуйста. Восстановите порядок событий, а мы по вашему плану соберем текст.
Дети собирают события, восстанавливая их очередность
1.Шляпа или удав, который проглотил слона?
2. Барашек на песке
3.Он явился с планеты «астероид Б-612»
4. Баобабы
5. 43 заката
6. Гордая и обидчивая красавица
7. В дорогу с перелетными птицами!
8. Планета короля
9. Планета честолюбца
10. Планета пьяницы
11. Планета делового человека
12. Планета фонарщика
13. Планета географа
14. Земля!!!
15. Колечко цвета лунного луча
16. Сад, полный роз
17. Вот тут и появился Лис
18. Встреча со стрелочником
19. Торговец пилюлями
20. Где-то в пустыне скрываются родники
21. Вода колодца
22. Разговор со змеёй. Пора домой.
Кстати, а кто автор «Маленького принца»?
Вспомните фамилии других писателей и поэтов, фамилии которых начинаются первыми буквами Э-К-З-Ю-П-Е-Р-И. Можно искать книги на полках. Вперед!
Планета цифр
Вспомните или отыщите в книге
1) № планеты М.П. (612)
2) Сколько раз видел заход солнца М.П., когда ему было очень грустно? (43)
3) Сколько шипов было у розы? (4)
4) Сколько вулканов было на планете принца? (3)
5) Сколько лет живет на своей планете деловой человек? (54)
6) № планеты, на которой жил фонарщик (5)
7) Сколько раз на планете Фонарщика можно было любоваться закатами за 24 часа?
(1440)
8) Сколько фонарщиков приходилось держать на Земле, пока не изобрели электричество? (462511)
9) Сколько времени в неделю, по мнению торговца пилюлями, можно сэкономить, если целую неделю не пить? (53 минуты)
10) Сколько лет прошло с тех пор, как летчик встретил М.П.? (6)
Сложите все цифры (464834), сложите эти цифры (29),), сложите эти цифры (7)
Дополнительный вопрос: вспомните, в каких произведениях литературы встречается число семь.
Верно, молодцы! Получите свои две звезды! + 1 дополнительный вопрос
Планета Экзюпери (Дети заранее на странице группы в ВКонтакте имели возможность познакомиться с биографией Экзюпери)
Ребята, перед вами фотографии и рисунки, все они имеют отношение к биографии Экзюпери.
Вспомните, какое отношение эти предметы и люди имеют к Экзюпери? Кто они? (13 звезд)
Какие из них появились на страницах «Маленького принца»? 3 звезды
Представьте, что М.П встретился с одним из литературных героев. Кто бы это мог быть? 1 звезда
Чему этот герой мог бы научить М.П.? 2 звезды
Планета мудрости
Как вам уже известно сказка Экзюпери полна мудрости. Ее называют сказкой-притчей, поскольку те уроки, которые дает автор, очень поучительны. Сказал он об этом очень просто, но смысл его слов очень глубок.
Вам предстоит собрать рассыпавшиеся афоризмы и соотнести их с графическими образами.
А затем придумать свой афоризм о пользе чтения.
Планета фантазии 9 каб
Ребята, если вы помните, главный герой – летчик, когда-то очень хотел рисовать, но взрослые посоветовали ему не делать этого. Мы же, наоборот, просим вас поделиться своими творческими идеями и создать дизайн футболки, которая останется вам в память о нашей встрече. Тематика оформления должна быть связана с книгой «М.П.» За работу!!!
Командир Межгалактического патруля
Все команды собрались у финальной черты. Испытания закончились!!! Наша история походит к концу!!!
Пора поводить итоги.
За участие в сетевом проекте «В поисках М.П» награждается команда….
Награждается команда…, занявшая 3 место в сетевом проекте «В поисках М.П»
Награждается команда…, занявшая 2 место в сетевом проекте «В поисках М.П»
Награждается команда…, занявшая 1 место в сетевом проекте «В поисках М.П»
Отдельное спасибо хочется сказать ребятам, которые проявили активность, креативность, умение дружить.
Обязательно сегодня должны прозвучать слова благодарности родителям, без помощи которых это мероприятие бы не состоялось. Эта работа сделала нас ближе, дала бесценный опыт общения. Это необходимо нам, учителям, это необходимо родителям, а самое главное – это необходимо нашим детям. Дети, которые читают, станут взрослыми, которые думают. Не переставайте читать. Читать вместе с детьми. Опыт детского чтения – самый бесценный, книги, прочитанные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Приложение 7 Фото победителей
Приложение 8 "Читалочка"
Мельник Виктория Олеговна
Мельник Виктория Олеговна
Мельник Виктория Олеговна
Чиганова Елена Анатольевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Панов Егор Игоревич