Статья «Опыт реализации инновационного проекта по сказкотерапии в дошкольном образовании»

3
0
Материал опубликован 18 December 2021


«ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО СКАЗКОТЕРАПИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ».



Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, педагоги, работающие с детьми, имеющими речевые нарушения, постоянно находятся в поиске инновационных технологий, учатся варьировать известное с новым, творчески подбирают коррекционно-развивающий процесс к каждому ребенку. Воспитанники логопедических групп – это будущие первоклассники, нам необходимо создать условия для эмоционального благополучия дошкольника, повысить работоспособность, сформировать предпосылки к учебной деятельности, снять психологическую зажатость и скованность.

Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. [9].

Совместно созданный долгосрочный инновационный проект в 2017-2018 году позволил внедрить в психолого-педагогическую работу сказкотерапию, как средство всестороннего развития детей. В процессе работы нами была изучена литература по данной теме:

1.3инкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии,

2.ВаськоваО.Ф. «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

3.Лабиринт души. Терапевтические сказки. Под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева.

4.Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович

5.Л.Б. Фесюкова Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста

В последнее время сказкотерапию чаще представляют как терапевтический элемент практической психологии (Н. А. Сакович , Л.П.Стрелковой, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева , О.В. Хухлаевой и др.), идеи, приемы и формы работы, адаптировала для работы с детьми педагог-психолог детского сада.

Воспитателя логопедической группы заинтересовала игровая и исследовательская работа с классической сказкой, которая в приоритете ставит речевые игры и упражнения, пересказ сюжета, задатки актерского мастерства (речевые оттенки.). Богатый материал представлен в программах О.Ф.Васьковой и О.А.Шороховой, который стали использоваться в работе с детьми. Система работы, предложенная в данных пособиях позволяет развивать словотворчество старших дошкольников, пошагово обучая детей услышать, представить, показать, сыграть, домыслить и наконец придумать (создать новое).

Приступив к работе над проектом, были поставлены ряд задач:

- формировать осознанное восприятие собственного Я через чувства и эмоции, развивать умение понимать другого;

-создать комфорную среду, активизирующую ребенка к игровой деятельности и самовыражению через сказочно-игровую деятельность;

-корректировать навыки устной речи (в монологе и диалоге, умение изменять высоту тона речи, темп, ритм, громкость, эмоциональную окраску);

-пропагандировать игры со сказками среди воспитателей и родителей;

-развивать способность вступать и поддерживать общение, проявлять инициативу в общении;

-развивать способность грамотно и ясно сформулировать свою мысль;

-побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театра.

Работа в этом направлении изначально была рассчитана на 1 год.

Вся работа по данной теме планируется и организуется педагогами совместно. Занятия проводятся отдельно воспитателей и психологом (2 раза в неделю). Запланированы и совместные занятия (викторина, игровой досуг, развлечение). Нами предлагается поэтапная работа со сказкой:


Этапы

Проведенная работа

Знакомство со сказкой.

чтение сказки, повторное знакомство через пересказ взрослым, детский пересказ, рассказ от лица персонажа, просмотр мультфильмов, аудиозаписи, иллюстрации и сюжетные картинки

Работа со сказкой

беседы по содержанию художественного произведения, знакомство с героями, наглядный и дидактический материал, диалог «вопрос-ответ», пересказ сказки, деление сказки на содержательные блоки, введение понятия зачин, кульминация.

Речевая работа со сказкой

Речевые игры и упражнения, подбор скороговорок и чистоговорок, связанных с фольклорным наследием, подбор описательных эпитетов, речевая характеристика героев, ситуаций, составление мини-рассказов по сказке, придумывание продолжения сказочного сюжета, коллаж из сказок.

Психологическое знакомство со сказкой.

Психотерапевтические сказки.

Восприятие сказки и осмысление чувств, эмоций, характеристика поступков, умение сопереживать и сочувствовать, радоваться и грустить в соответствии с сюжетом.

Развитие творческих способностей у детей

творческие игры и пантомимические этюды представленные в разработках Н. А. Сакович, О.Ф. Васьковой и О.А. Шороховой, направленные на психолого-эмоциональное состояние ребенка, на развитие музыкального мироощущения, на умение составлять интонационно-речевую характеристику героя сказки и т.д.;

-продуктивная деятельность по сюжету сказки;

-игровые ситуации по сюжету сказки (сюжетно-ролевая игра +элементы драматизации);

театрализованная деятельность (во всех ее видах и формах), которую предвосхищает создание атрибутов, костюмов, продумывание характера героя, изготовление афиши, пригласительных билетов, атрибутов и т.д.

Психотерапевтические сказки - особый вид сказок, который помогает педагогу раскрыть перед ребенком сложный, неоднозначный окружающий мир. Введение ребенка во взрослую жизнь, умение воспринимать различные ситуации и составлять собственное отношение к услышанному (на подсознательном уровне), познакомиться с дружбой и предательством, с потерей и разочарованием, с жизнью и надеждой. Психотерапевтические сказки работают на будущее, закладывая в ребенка умения делать выводы и анализировать, выбирать из нескольких вариантов «правильный» в собственном детском восприятии (формирование нравственных норм).

Система работы со сказкой позволила педагогам выстроить тематические жанровые блоки: русская народная сказка; зимняя сказка; зарубежная сказка (Андерсен); поэтическая сказка (Чуковский, Ершов, Пушкин). Эти же сказки позволили раскрыть проблемы дружбы и предательства, одиночества и преданности, трудолюбия и лени, гибкости и честности.

От занятия к занятию у дошкольников рос интерес к сказко-игровому виду деятельности, дети учились регулировать эмоции и поведение, переключать внимание, слушать и выполнять задания педагогов, оставаться активными на протяжении всего занятия. Особое внимание уделяется адекватному общению детей между собой (в группе или подгруппе), умению выделить лидерские качества дошкольника.

Проект позволил достичь результатов в разных коррекционных направлениях:

Речевое: развитие речи во всех компонентах (лексическая, фонематическая, грамматическая и эмоциональная сторона речи); автоматизация и дифференциация звуков, введением их в речь; совершенствование связных высказываний (использовать распространённые и сложные предложения, строить диалог, умение рассказывать сказки, придумывать новый конец к сказкам);

Воспитательное: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма;

Психологическое: снижения напряжения (эмоционального и физического), освобождение от негативных эмоций, умение договариваться в паре со сверстником (в подгруппе детей), развитие координации движений, межполушарного взаимодействия, умения работать по образцу, создание положительного фона, повышение уверенности в себе.

Развивающее: развитие познавательных процессов - внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения, ощущения; развитие актерского мастерства.

Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и уровня готовности детей к школе.

Для детей с речевыми нарушениями работа над проектом по сказке оказалась плодотворна и будет дальше помогать взрослеть дошколятам с речевыми нарушениями.

Список использованной литературы

1. ВаськоваО.Ф. «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста». С-Пб «Детство-Пресс», 2011 г.-109с

2.Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. -СПб.: Речь, 2008г. - 240с.

3.3инкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии, СПб.: Речь, 2000г.

4.Лабиринт души. Терапевтические сказки. Под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева.

4.Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).

5.Н. В. Нищева "Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.­352 с.

6.Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224

7.Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников ТЦ «Сфера», М.: 2008 г

8. Л.Б. Фесюкова Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста / Ил. З.А. Курбатовой, Н.М. Стариковой, Ю.А. Модлинского, М.Ф. Шевченко. - Харьков: Фолио, 1997. - 464с.

9.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.