Статья «Опыт реализации инновационного проекта по сказкотерапии в дошкольном образовании»
«ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО СКАЗКОТЕРАПИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ».
Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, педагоги, работающие с детьми, имеющими речевые нарушения, постоянно находятся в поиске инновационных технологий, учатся варьировать известное с новым, творчески подбирают коррекционно-развивающий процесс к каждому ребенку. Воспитанники логопедических групп – это будущие первоклассники, нам необходимо создать условия для эмоционального благополучия дошкольника, повысить работоспособность, сформировать предпосылки к учебной деятельности, снять психологическую зажатость и скованность.
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. [9].
Совместно созданный долгосрочный инновационный проект в 2017-2018 году позволил внедрить в психолого-педагогическую работу сказкотерапию, как средство всестороннего развития детей. В процессе работы нами была изучена литература по данной теме:
1.3инкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии,
2.ВаськоваО.Ф. «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».
3.Лабиринт души. Терапевтические сказки. Под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева.
4.Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович
5.Л.Б. Фесюкова Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста
В последнее время сказкотерапию чаще представляют как терапевтический элемент практической психологии (Н. А. Сакович , Л.П.Стрелковой, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева , О.В. Хухлаевой и др.), идеи, приемы и формы работы, адаптировала для работы с детьми педагог-психолог детского сада.
Воспитателя логопедической группы заинтересовала игровая и исследовательская работа с классической сказкой, которая в приоритете ставит речевые игры и упражнения, пересказ сюжета, задатки актерского мастерства (речевые оттенки.). Богатый материал представлен в программах О.Ф.Васьковой и О.А.Шороховой, который стали использоваться в работе с детьми. Система работы, предложенная в данных пособиях позволяет развивать словотворчество старших дошкольников, пошагово обучая детей услышать, представить, показать, сыграть, домыслить и наконец придумать (создать новое).
Приступив к работе над проектом, были поставлены ряд задач:
- формировать осознанное восприятие собственного Я через чувства и эмоции, развивать умение понимать другого;
-создать комфорную среду, активизирующую ребенка к игровой деятельности и самовыражению через сказочно-игровую деятельность;
-корректировать навыки устной речи (в монологе и диалоге, умение изменять высоту тона речи, темп, ритм, громкость, эмоциональную окраску);
-пропагандировать игры со сказками среди воспитателей и родителей;
-развивать способность вступать и поддерживать общение, проявлять инициативу в общении;
-развивать способность грамотно и ясно сформулировать свою мысль;
-побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театра.
Работа в этом направлении изначально была рассчитана на 1 год.
Вся работа по данной теме планируется и организуется педагогами совместно. Занятия проводятся отдельно воспитателей и психологом (2 раза в неделю). Запланированы и совместные занятия (викторина, игровой досуг, развлечение). Нами предлагается поэтапная работа со сказкой:
Этапы | Проведенная работа |
Знакомство со сказкой. | чтение сказки, повторное знакомство через пересказ взрослым, детский пересказ, рассказ от лица персонажа, просмотр мультфильмов, аудиозаписи, иллюстрации и сюжетные картинки |
Работа со сказкой | беседы по содержанию художественного произведения, знакомство с героями, наглядный и дидактический материал, диалог «вопрос-ответ», пересказ сказки, деление сказки на содержательные блоки, введение понятия зачин, кульминация. |
Речевая работа со сказкой | Речевые игры и упражнения, подбор скороговорок и чистоговорок, связанных с фольклорным наследием, подбор описательных эпитетов, речевая характеристика героев, ситуаций, составление мини-рассказов по сказке, придумывание продолжения сказочного сюжета, коллаж из сказок. |
Психологическое знакомство со сказкой. | Психотерапевтические сказки. Восприятие сказки и осмысление чувств, эмоций, характеристика поступков, умение сопереживать и сочувствовать, радоваться и грустить в соответствии с сюжетом. |
Развитие творческих способностей у детей | творческие игры и пантомимические этюды представленные в разработках Н. А. Сакович, О.Ф. Васьковой и О.А. Шороховой, направленные на психолого-эмоциональное состояние ребенка, на развитие музыкального мироощущения, на умение составлять интонационно-речевую характеристику героя сказки и т.д.; -продуктивная деятельность по сюжету сказки; -игровые ситуации по сюжету сказки (сюжетно-ролевая игра +элементы драматизации); театрализованная деятельность (во всех ее видах и формах), которую предвосхищает создание атрибутов, костюмов, продумывание характера героя, изготовление афиши, пригласительных билетов, атрибутов и т.д. |
Психотерапевтические сказки - особый вид сказок, который помогает педагогу раскрыть перед ребенком сложный, неоднозначный окружающий мир. Введение ребенка во взрослую жизнь, умение воспринимать различные ситуации и составлять собственное отношение к услышанному (на подсознательном уровне), познакомиться с дружбой и предательством, с потерей и разочарованием, с жизнью и надеждой. Психотерапевтические сказки работают на будущее, закладывая в ребенка умения делать выводы и анализировать, выбирать из нескольких вариантов «правильный» в собственном детском восприятии (формирование нравственных норм).
Система работы со сказкой позволила педагогам выстроить тематические жанровые блоки: русская народная сказка; зимняя сказка; зарубежная сказка (Андерсен); поэтическая сказка (Чуковский, Ершов, Пушкин). Эти же сказки позволили раскрыть проблемы дружбы и предательства, одиночества и преданности, трудолюбия и лени, гибкости и честности.
От занятия к занятию у дошкольников рос интерес к сказко-игровому виду деятельности, дети учились регулировать эмоции и поведение, переключать внимание, слушать и выполнять задания педагогов, оставаться активными на протяжении всего занятия. Особое внимание уделяется адекватному общению детей между собой (в группе или подгруппе), умению выделить лидерские качества дошкольника.
Проект позволил достичь результатов в разных коррекционных направлениях:
Речевое: развитие речи во всех компонентах (лексическая, фонематическая, грамматическая и эмоциональная сторона речи); автоматизация и дифференциация звуков, введением их в речь; совершенствование связных высказываний (использовать распространённые и сложные предложения, строить диалог, умение рассказывать сказки, придумывать новый конец к сказкам);
Воспитательное: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма;
Психологическое: снижения напряжения (эмоционального и физического), освобождение от негативных эмоций, умение договариваться в паре со сверстником (в подгруппе детей), развитие координации движений, межполушарного взаимодействия, умения работать по образцу, создание положительного фона, повышение уверенности в себе.
Развивающее: развитие познавательных процессов - внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения, ощущения; развитие актерского мастерства.
Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и уровня готовности детей к школе.
Для детей с речевыми нарушениями работа над проектом по сказке оказалась плодотворна и будет дальше помогать взрослеть дошколятам с речевыми нарушениями.
Список использованной литературы
1. ВаськоваО.Ф. «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста». С-Пб «Детство-Пресс», 2011 г.-109с
2.Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. -СПб.: Речь, 2008г. - 240с.
3.3инкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии, СПб.: Речь, 2000г.
4.Лабиринт души. Терапевтические сказки. Под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева.
4.Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).
5.Н. В. Нищева "Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.352 с.
6.Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224
7.Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников ТЦ «Сфера», М.: 2008 г
8. Л.Б. Фесюкова Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста / Ил. З.А. Курбатовой, Н.М. Стариковой, Ю.А. Модлинского, М.Ф. Шевченко. - Харьков: Фолио, 1997. - 464с.
9.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.