Эссе «Мой опыт реализации ФГОС. Инклюзия»
Мой опыт реализации ФГОС. Инклюзия
В настоящее время инклюзивному образованию уделяется много внимания Оно является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. «Инклюзивное образование» -этим термином в настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций. Эта практика гарантирует равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута. Дети с ОВЗ могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где таким детям должна быть оказана необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на сегодняшний день.
Для квалифицированного решения коррекционных задач, связанных с обучением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требуется команда специалистов сопровождения: координатор (завуч) по инклюзии, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог ЛФК, социальный педагог, тьютор
Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.
Задумано хорошо! Как обстоят дела на самом деле? Хочу поделиться своим опытом. Я не буду описывать методы, приёмы, средства, подходы, которые я использовала и использую в своей работе. Всё это с успехом описали мои коллеги .Опишу только несколько проблем с которыми пришлось столкнуться и решать ежеминутно.
По СанПину положено, чтобы в классе на 25 детей было не более 4 учеников с ОВЗ, т.е. не более пятой части. В моём же классе таких детей (ЗПР) шестеро из 20, т.е. почти треть. Из группы сопровождения только логопед.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
Дети с ЗПР - это особенные дети, очень нуждающиеся в пошаговом сопровождении,
требующие постоянного внимания, очень часто с гиперактивностью. Стоит только переключиться на урок, отойти к столу или доске, как они сразу же теряют интерес к выполнению задания, ведь можно найти себе занятие поинтереснее: поговорить вслух, залезть под парту, порисовать в учебнике, да мало ли чем!
А никаких тьюторов нет! Хоть разорвись! Как распределить своё время на уроке, чтобы и ОВЗвцев не бросить и здоровых детей не упустить?
Увидела в одном из вебинаров фрагмент урока где роль тьюторов выполняют дети из категории сильных учеников. Попробовала внедрить этот опыт у себя в классе, но вскоре отказалась от него. Дети нормы оказывались няньками. Они постоянно отвлекались от урока, чтобы помочь своему более слабому соседу, теряли время, иногда теряли и нить урока. Чтобы здоровые дети стремились хорошо учиться, им нужна мотивация успеха, «гонка за лидером». А в условиях моего класса они и так чувствовали себя успешными Да ещё постоянно могли сравнивать плоды своего труда с результатами, которые были у детей с ОВЗ.
Дети с ЗПР на уроке часто «перетягивают одеяло на себя». Они главные на уроке. Активно тянут руки , чтобы ответить. Они знают всё! Могут долго рассуждать по теме и вокруг неё, но не обязательно это будет относиться к теме урока. Если давать возможность им говорить на уроке ( а учителей призывают выслушивать все ответы, «давать детям право ошибаться») , то из этих дебрей можно никогда не выбраться!
Часто дети не понимали почему за похожую работу им ставят тройку, а другому ребёнку четыре, ведь нормы оценивания разные! Мало того, дети жаловались своим родителям, а те приходили за объяснениями к учителю или к завучу с претензиями на предвзятое отношение к ребёнку: «Учительница английского языка поставила моему Аркаше двойку, а Альбине не поставила!» Как объяснить детям чем Альбина отличается от Аркаши?
Нужно сказать. что у детей с ОВЗ собственные представления о правилах поведения, об этичности .В.И. Лубовский в своей работе « Обучение детей с задержкой психического развития» предупреждал: «Очень важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок
с задержкой психического развития впервые начинает отчетливо
осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде
всего в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению
чувства неполноценности, а с другой — к попыткам личностной
компенсации в какой-либо другой сфере. Такие попытки иногда
выражаются в различных нарушениях поведения («выход
ках»). Так и получилось. Беседы о том «что такое хорошо и что такое плохо», какие слова можно говорить, а какие нет, можно ли ударить одноклассника, если тебе не понравилось как он тебе ответил и т.д. и т. п., не прекращались в течении всего учебного дня.
В итоге дети нормы стали пассивнее на уроках, медлительнее, стали показывать результаты ниже своих возможностей, мальчики активно перенимали стиль поведения и лексику ОВЗвцев. С этим трудно было бороться.
Известный учёный В.И. Лубовский российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, в своих работах часто подчёркивал, что нельзя детей с ЗПР обучать вместе с детьми нормы, так как происходит психическое заражение, и дети нормы снижают свой интеллектуальный уровень. Я это увидела.
А как же прекрасная цель о развитии толерантности и ответственности у здоровых детей? Наверное ,она будет достигнута, но только не в этом случае! Когда дети были первоклассниками, то в классе училась девочка с ДЦП. Вот по отношению к ней была и готовность помочь , и толерантность, и сострадание, и ещё много хороших качеств проявилось у всех детей класса.
Сейчас это 4 класс. Самое тяжёлое позади! Я смотрю на своих учеников и радуюсь их успехам, личностным достижениям. Немного горжусь и собой, считаю, что многое смогла. Конечно, было бы легче и проще, если бы на практике всё было бы как задумано. Так много БЫ…..