Опыт социализации школьников через реализацию социально-значимого проекта «Тетрадка Дружбы»
Школа - жизненно важная среда, активно формирующая личность учащихся.
Современный школьник – подросток наделен психологическими особенностями такими, как стремление к самопознанию, желание разобраться в себе, превратить «осколки» самого себя в новую ценность.
Современная цивилизация предполагает выработку у подростков умение решать жизненные проблемы, делать свой обоснованный выбор.
Школьники – подростки имеют в своей сущности разумное ядро - «хороший сам по себе». Для них важно не только слушать, но и слышать друг друга. Слушать старших, более опытных и позитивно настроенных , для уяснения себе чувства долга, чести, совести, порядочности, доброты, бескорыстия, как общечеловеческих нравственных качеств, которые ценились ранее и ценятся в настоящие время.
Педагоги осознают, что подросток- это человек в переходном возрасте между детством и юностью, который не дорос до идеала взрослого человека. У многих подростков вне привычной школьной среды обитания затруднено понимание смысла окружающего пространства и самого себя. Учительские инициативы по вовлечению старшеклассников в социально полезную деятельность постепенно приводят к активизации творческого потенциала и учебной мотивации как у отдельно взятого учащегося, так и у значительных по численности школьных коллективов. Школа для подростка- это не только место учебы, но и место жизни, территория социализации.
Наш опыт социализации старшеклассников через реализацию проекта «Тетрадка Дружбы» исчисляется небольшим сроком:, мы осознано и целенаправленно участвуем в реализации проекта с 2010 года. Наши первые шаги не были с четко определенными целями, не были значительных форм сотрудничества школьников и учителей, и как следствие не всегда учащихся старших классов откликались на нашу информацию и предложения. Проанализировав первые шаги, мы решили внести изменения в организацию деятельности среди участников проекта. Первое, и самое важное – мы сделали ставку на «Школьный совет старшеклассников». В этот Совет входят подростки- старшеклассники наиболее инициативные, ответственные, многие из них уверенны, что участие в Проекте, это творчество, социальная инициатива, а главное - успех!
В начале мы использовали Тетради только в учебном процессе, в них нашли отражение результаты творческих работ, позволившие школьникам раскрыть свой творческий потенциал, через рисунки, сравнительные описания событий и фактов из литературы и истории. Каждая их Тетрадь была творческим отчетом по предмету, оформленная с любовью. Затем пришла очередь работы в номинациях.
Этот конкурсный компонент позволил учащимся 10-11 классов первыми осознать успех участия в реализации проекта, как интересного, современного, креативного, творческого дела. Успехи старшеклассников в конкурсах, с последующей организацией фотовыставок в школе, информации на сайте школы расширили интерес, создали мотивацию других возрастных групп школьников т к участию реализации проекта. Теперь участниками стали учащиеся среднего звена. Круг школьников расширился, стал разновозрастным. Изменились формы деятельности участников реализуемого проекта, в частности возродилась работа волонтерского отряда «Антипав», противодействующего приобщению школьников к психоактивным веществам, побуждающего их задуматься о своем будущем, учившего общаться между собой, верить в успех и признание. Другие школьники проявили желание оказывать помощь и заботу детям с ограниченными возможностями в здоровье. Общение с такими детьми убедило их в важности и своевременности начатого дела от доброго сердца и сострадания. Школьники осознали непростые ситуации из жизни детей с ОВЗ, особую потребность в общении с другими сверстниками, их большое желание познавать мир и вместе его создавать. Понятия «счастье» и «доброта» для школьников- волонтеров стали иными, с новым глубоким содержанием.
Другим вкладом в реализацию проекта, в его интерактивный компонент было участие школьников в культурных мероприятиях (концерт для ветеранов Великой Отечественной войны, выступления с интересными музыкальными программами на выпускных вечерах). Такая деятельность была творческой, с доброжелательной атмосферой, с живым общением. Каждый участник раскрывался по- новому, как личность духовно богатая и интеллектуальная.
Идивидуально выбранная форма участия в реализации проекта активизировали скрытые возможности школьников, научили ответственно, с желанием позитивно сотрудничать как со сверстниками, так и с учителями. Школьники осознали роль взаимоотношений и взаимодействий, значимость команды единомышленников в достижении цели, личной ответственности за организацию творческих и первых социальных практик.
По мнению педагогов, участие школьников это не только взаимодействие друг с другом, но и взаимодополнение, условие увидеть в каждом индивидуальные способности, таланты и применить их в общем деле. Таким образом, участие школьников в социально значимом проекте стало платформой их социализации, общественной активности сочетаемой с предприимчивостью, деловитостью и добросовестным отношении к коллективному труду, а так же к здоровому образу жизни. Важно и то, что наиболее активные учащиеся за инициативу и творческий поиск не только устно положительно оценивались в школьном сообществе, но и поощрялись.
Наше участие в проекте «Тетрадка Дружбы» продолжается!